Кубок Азии по буерному спорту прошел на Байкале

Несмотря на очень теплый апрель, на Малом море, в районе деревни Курма лед еще крепкий. С 9 по 12 апреля на льду великого озера соревновались буеристы всего мира - Кубок является открытым.Несмотря на очень теплый апрель, на Малом море, в районе деревни Курма лед еще крепкий. С 9 по 12 апреля на льду великого озера соревновались буеристы всего мира - Кубок является открытым.
В числе участников - 21 экипаж, гости из Владивостока, Братска, Новосибирска, Москвы, Казахстана и даже Англии. Англичанин Гаррис Роланд на Байкале побывал впервые и был просто потрясен местными красотами. Но более всего ему запомнились люди и теплый прием. В самом деле, буеристы - это одна большая семья. В числе участников - и патриарх буерного спорта Владимир Овчинников. Он - один из тех, кто начинал развивать этот спорт в СССР, и хотя ему уже восьмой десяток, мастер до сих пор не сходит с дистанции. Забегая вперед, скажем, что на Кубке Азии он занял 12-е место. Валентин Титаренко, региональный командор, он же - организатор соревнований, рассказал:
- Эти соревнования проводились уже давно, в советское время, после чего прекратились. И были возобновлены 2005 году, но всегда проводились на льду братского водохранилища. Только в этом году мы решили попробовать перенести старты на Байкал.
На старт, внимание…
Заезд участников и организаторов соревнований - в пятницу, день - на подготовку. В ходе нее один невнимательный гонщик едва не лишился своего средства передвижения - дул такой хороший ветер, что буер, на котором даже еще не был поставлен парус, отогнало так далеко, что поймать его удалось только на противоположной стороне Малого моря.
В субботу, 9 апреля, начались соревнования. Круг - два с половиной километра, мы с добровольными помощниками, выбранными из числа болельщиков, отправляемся устанавливать контрольный знак. Это задача удается с третьего раза: стоило знак поставить, как он тут же падал.
На соревнованиях присутствовало немало болельщиков, которые не поленились приехать в такую даль - поддержать своих и, конечно же, пообщаться. Ведь, к сожалению, это удается не так часто - у спортсменов Иркутской области нет возможности часто выезжать на соревнования. Участник соревнований Андрей Асташов, серебряный призер чемпионата России, заметил:
- Чтобы быстро ходить на буере, надо, чтобы рядом были сильные гонщики. Раньше мы в своем московском клубе "варились в собственном соку", результаты были далеки от совершенства. И только когда мы стали постоянно гоняться с сильными буеристами из питерского клуба, ездить за границу, у нас немедленно стали расти и результаты, и уровень мастерства.
Ветер и скорость
В буерном спорте победитель определяется по итогам нескольких гонок, при этом время прохождения дистанции значения не имеет, подсчитывается сумма занятых мест. Уже в субботу определились основные кандидаты на победу. Андрей Асташов из Москвы и Роман Копылов попеременно отбирали друг у друга первые места. Андрей шел с таким отрывом, что зрители восхищались:
- Как идет!...Мотор у него, что ли!
Во второй день погода не баловала условиями: изначально старт был назначен на 10 утра, но ветра не было, и старт переносили дважды. В итоге первая гонка дня стартовала почти в обед. Затем ветер разошелся, и время прохождения круга было лучше, чем накануне. Как объявил главный судья Роман Елыков, в среднем максимальная скорость на круге составила около 75 километров в час.
- Маловато! - заметил судья, - быстрее бы надо!
Разумеется, мы не могли уехать, не попробовав освоить этот чудо-снаряд, который безо всякого мотора способен развивать самые высокие скорости - до 150 километров в час. Ознакомить с работой буера взялся Алексей Чусов из Новосибирска.
Для начала буер надо "растолкать", то есть бежать вместе с ним, поэтому для гонщиков немалое значение имеют спринтерские кондиции. Обувь гонщика - это легкоатлетические шиповки. Разогнав машину, спортсмен на ходу укладывается в него - управлять буером можно только лежа, разве что приподнимать голову для лучшего обзора. Держать голову на весу очень скоро становится проблемой, мышцы шеи начинают болеть уже через пару минут, поэтому у гонщиков есть специальные резинки, поддерживающие голову. Еще в экипировку гонщика входят шлем и очки. Посредине - руль, он направляет буер вправо-влево, рулить им довольно просто, машина очень хорошо слушается. Еще у гонщика в руках шкот, благодаря которому он может управлять парусом. Но, даже приподняв голову, гонщик все равно имеет очень плохой обзор, непосредственно перед глазами - только трасса, и хорошо еще, если она свободна.
Увидеть соперника не всегда возможно. Мы прокатились по чистому льду, а если бы справа и слева на контрольный знак торопились соперники? Что может быть в таких случаях, мы увидели во второй день соревнований: один из гонщиков протаранил другому левый борт, и хрупкое дерево разлетелось в щепки. Буер стоит около 2 тысяч евро, и, как нам рассказал главный судья, если участники столкновения сами не приходят к мирному разрешению вопроса "Кто виноват?", то подается протест в федерацию.
- Ну, все, отгонялся я с этим буером, - печально сказал потерпевший, направляясь к базе, в то время как прочие вновь собираются на старте. Во второй день прошло четыре гонки. Планировалось, что соревнования продлятся до 13-го, но при хорошем ветре есть шанс завершить гонки раньше.
День заключительный
На третий день, 11 апреля, гонщики проснулись под шум сильнейшего ветра - настоящая музыка для истинного гонщика! Ведь на улице - по-летнему теплая погода, и лед с каждым днем стремительно темнеет, наливаясь лужами. Надо спешить! Конечно же, все гонки проходят под наблюдением сотрудников МЧС, но такого теплого апреля не было уже давно. В понедельник и удалось завершить соревнования. В буерном спорте в призеры попадают шестеро участников, и в их числе - наш земляк, братчанин Никита Тимофеев.
Чемпион Кубка Азии-2011 Андрей Асташев, который представляет московский флот, является вице-чемпионом России, он - неоднократный участник чемпионатов мира и Европы. На Байкале он впервые, но мечтал здесь побывать уже давно. Он оценил уровень соревнований:
- Сложными были два момента: на Байкале очень большие просторы по сравнению с Москвой и даже по сравнению с Балтикой, где мы часто соревнуемся. И здесь мне лично было очень сложно ориентироваться, были даже моменты, когда я проезжал мимо контрольных знаков, потому что их очень плохо видно, плюс высокая скорость, и я знаки не раз проскакивал, потом приходилось возвращаться назад. Второе - местный ветер очень неустойчивый по направлениям. На буере обычно разгоняешься и стараешься делать минимум поворотов, только на знак, но здесь можно при таком раскладе оказаться в очень невыгодном положении относительно ветра. И несколько раз местные гонщики меня на этом обходили. Качество льда? Скажем так: близко к очень хорошему. Тем более для этого времени года! И порадовало то, что здесь нет проблем в плане безопасности, не нужно думать о трещинах или в торосах.
Призеры Кубка Азии-2011
1. Андрей Асташев (Москва).
2. Роман Копылов (Новосибирск).
3. Алексей овчинников (Новосибирск).
4. Никита Тимофеев (Братск).
5. Роман Ходыкин (Москва).
6. Михаил Короткевич (Братск).
Справка "КП"
Что такое буер?
Это длинный узкий корпус из дерева (в редких случаях он отделан пластиком), длиной - до 5 метров, на нем закрепляется мачта с парусом. Корпус установлен на три конька, благодаря которым быстро скользит по льду. Буеристы относится к представителям парусного спорта, поэтому в этом виде спорта так много яхтсменов: летом - на воде под парусом, зимой - на льду. Однако, если в парусном спорте уже давно принята "веселенькая" расцветка для парусов, и по цвету оснастки можно издалека догадаться, что за яхта впереди, то на буере парус - белый, с номером экипажа. Это - обязательные правила, принятые в мире: на парусах - никакой рекламы, никаких украшений. Буера как средство высокоскоростного и безмоторного передвижения были известны еще во времена Петра Первого.