Как Екатерина Великая по Волхову ходила, Владимир Чепелев, историк
В одном из старых путеводителей по Новгороду, изданном в 1891 г., было написано: «Пройдя мост по берегу Волхова, вдоль кремлёвской стены, вы заметите на довольно высоком холме старое каменное здание, обнесённое деревьями; в нём сохраняется сделанная из соснового дерева барка1, на которой императрица Екатерина II совершила путешествие по Волхову и Мсте в 1785 г. и которая подарена была ею новгородскому дворянству». (С.З. Бураковский. Путеводитель по Новгороду и его окрестностям. Новгород. 1891. С. 85.)
А вот выписка из статьи начальника научно-экспозиционного отдела ЦВММ В.Я. Крестьянинова, опубликованной в журнале «Судостроение» за 1991 г., в которой было сказано: «Оригинальная модель 12-весельного распашного катера, на котором летом 1780 года путешествовавшая Екатерина II пересекла реку Волхов; в качестве гребцов использовались новгородские дворяне. До начала 90-х годов XIX в. катер хранился на берегу Волхова. Действующая модель (масштаб 1:16 натуральной величины) изготовлена в мастерской музея под руководством А.Я. Глотова (1820 г.)». (В.Я. Крестьянинов. Экспонаты ЦВММ рассказывают о кораблестроении и флоте//Судостроение. – № 7. – 1991. – С. 42.)
К сожалению, в этом небольшом по объёму абзацу, оказалось довольно много ошибок, а именно:
во-первых, Екатерина II путешествовала по Волхову не в 1780, а в 1785 г.; во-вторых, императрица не «пересекла» Волхов, а несколько дней плыла по нему; в-третьих, она путешествовала не на открытом гребном катере, а на крытой речной барке; в четвёртом, использовались не новгородские дворяне, а вышневолоцкие лоцманы и судовые рабочие; в-пятых, судно хранилось не где-то на берегу Волхова, а конкретно в Новгороде; в-шестых, модель катера была сделана не в масштабе 1:16, а в масштабе 1:12.
Судя по модели, катер Екатерины II, натуральные размеры которого составляли 11.10×2.27×1.05 м, представлял собой лёгкую и изящную парадно-выездную шлюпку и вряд подходил для длительных путешествий императрицы, привыкшей к роскоши и удобству, да ещё в окружении многочисленной свиты и челяди. Да и не годилась килевая морская шлюпка для плавания на каменных порогах, с их стремительным и переменчивым течением, где даже мелкосидящие плоскодонные речные лодки и барки проходили с большим трудом, а нередко и разбивались.
Хорошо известно, что Екатерина II много путешествовала по России, причём не только по суше, но и по рекам, любила она и недалёкие морские прогулки. Во время своих путешествий в 1780, 1785 и 1787 гг. императрица побывала и в Новгороде. Причём, если первое и третье посещения города были сухопутными, то второе − и по суше и по воде. Как впоследствии писала Екатерина II своему французскому корреспонденту барону Г.М. Гримму: «около 1200 вёрст сухим путём и 600 вёрст по воде…».
Поводом для путешествия 1785 г. стало желание Екатерины II посетить Вышневолоцкую водную систему2 и «самолично» осмотреть все её важнейшие гидротехнические сооружения. В поездке императрицу сопровождали: генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потёмкин, обер-шталмейстер Л.А. Нарышкин, обер-камергер граф И.И. Шувалов, графы А.С. Строганов и А.П. Ермолов, статс-секретарь С.Ф. Стрекалов, тайный советник граф А.А. Безбородко, генерал-майор А.И. Левашов, вице-президент Адмиралтейств-коллегии генерал-аншеф граф И.Г. Чернышёв и другие, а также иностранные дипломаты: австрийский посол граф Л. фон Кобенцель, английский и французский посланники: графы А. Фицгербет и Л.-Ф. де Сегюр.
Путешествие началось 24 мая 1785 г. Из Царского Села выехали в дорожных экипажах, предполагая в Боровичах пересесть на речные суда. Екатерина II сидела в большой шестиместной карете, в которой постоянно с нею ехали приближённые к ней лица, и те из свиты, кого она приглашала к себе для беседы.
Посетив по пути Новгород, 29 мая доехали до Вышнего Волочка, где Екатерина II осмотрела шлюзы3 и каналы, соединяющие Мсту с Тверцою. Не окончив осмотр, 30 мая она неожиданно отправилась в Москву, уступив просьбе московского губернатора графа Я.А. Брюса, «побывать у него в гостях».
После короткой отлучки в Москву, 6 июня императрица вернулась в Вышний Волочёк, где остановилась в Путевом дворце, на набережной канала, который в честь её приезда был иллюминирован тысячами светильников в глиняных плошках и массой факелов. На нём была построена пристань и галерея с балюстрадой и гирляндами.
На другой день, 7 июня, Екатерина II наблюдала ввод судов в Тверецкий шлюз, «обозревала» вышневолоцкие каналы с их сооружениями, вновь устроенный гранитный Заводской бейшлот4 и выпуск гружёных судов из Цнинского шлюза в озеро Мстино. Затем она отправилась из Вышнего Волочка по береговой дороге, идущей от Цнинского канала по левому берегу реки Цны, озера Мстино и реки Мсты. Сплав судов по озеру Мстино императрица смотрела с высокого берега, на котором специально для этого был устроен павильон, а выпуск судов из озера Мстино в Мсту – с галереи при Мстинском шлюзе. При этом она лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза в двух верстах ниже по течению (был построен в 1792 г.).
Затем Екатерина II отправилась далее по Боровицкой береговой дороге, через пристани Ношкинскую и Басутинскую. На Опеченскую пристань прибыла уже поздно вечером и ночевала в доме директора «Боровицкой водяной коммуникации». Здесь её ожидал, ранее прибывший сюда гофмаршал князь А.С. Барятинский, а также вице-адмирал П.И. Пущин и «находящийся при собственных Её Императорского Величества судах флота капитан Мосолов» (видимо, капитан 2 ранга Н.А. Мосолов – В.Ч.).
Самым опасным местом на Вышневолоцкой водной системе являлись боровицкие пороги на реке Мсте. Они начинались с Опеченского посада, проходили мимо Боровичей и оканчивались у Потерпелицкой пристани. Всего здесь насчитывалось 35 порогов и 11 островов, не покрывавшихся водою. Наиболее опасными порогами считались: «Выпь», «Вязь», «Лестница», «Печки», «Гверстка», «Бели», «Гнилка», «Егла» и «Витцы». Как в своё время отмечал К. Случевский: «В полную воду, когда уровень Мсты искусственно поднимался спуском вод из озёр, лежавших выше её по течению, барки на порогах мчатся, пробегая 36-вёрстое расстояние почти в один час времени. Мста не глубока, особенно на порогах, и даже в полую воду, когда вода на порогах кипит, как в котле, глубина её местами не превышает аршина! Поэтому наибольшая осадка судна всегда определяется в 14 вершков (62.30 см – В.Ч.)». (К.К. Случевский. Путешествие по северо-западу России. Т. I. СПб., 1897. С. 26.)
Утром 8 июня, по сухому пути императрица отправилась в Боровичи. У первого Боровицкого порога «Выпь», она «благоволила выдти со всею Высочайшею свитою на берег реки Мсты и изволила шествовать в нарочно приготовленную тут галерею для обозрения проводимых через пороги барок с разным грузом…».
С первого проходящего судна Екатерину II приветствовали князь Г.А. Потёмкин, граф Сегюр, а также генерал-поручик Н.П. Архаров5. Это было большой неожиданностью для неё. Во время прохода порогами барка дала течь, но распорядительностью Архарова и усилиями судовых рабочих неисправность была исправлена и опасность миновала. По воспоминаниям Сегюра, императрице понравилась эта выходка, хотя она и пожурила их за излишний риск.
Затем Екатерина II «изволила сесть в экипаж и шествовать 17 вёрст, до назначенной для обеденного стола станции, в город Боровичи», где остановилась в доме петербургского купца Гуттуева. Пребывание императрицы в Боровичах была непродолжительно, уже вскоре она отправилась на Потерпелицкую пристань, куда заранее выехала часть её свиты для посадки на суда. Но и здесь государыня долго не задержалась, так как ещё до полудня последовал отвал императорской флотилии от пристани. (Судоходный дорожник Европейской России. СПб., 1855. Ч. II, отд. 1. Стр. CLXXXII.)
С Потерпелицкой пристани, весь остальной путь по нижней части Мсты, озеру Ильмень и Волхову, Екатерина II совершила водою. Для этого заранее была собрана флотилия, состоящая из 30 речных судов, различной величины и назначения. Судно для самой императрицы было построено в Боровичах, а для свиты и обслуги – в Вышнем Волочке, Боровичах и на Потерепелицкой пристани. Руководил постройкой судов обер-интендант флота вице-адмирал П.И. Пущин. Под его наблюдением «все суда были оснащены, снабжены лоцманами и рабочими, одетыми в новые зелёные кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками и в шляпах с красными лентами». (Судоходный дорожник Европейской России. СПб., 1855. Ч. II, отд. 1. Стр. CLXXVI-CLXXVII.)
Сегюр отмечал, в частности отмечал, что «мы все пересели в красивые галеры, особенно великолепной была галера, предназначенная для императрицы. В той, где поместили Кобенцеля, Фитц-Гербета и меня, были три изящно убранных комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой». (Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). СПб., 1865. С. 84.)
В свиту Екатерины II «для снятия видов» входил и художник М.М. Иванов6, зарисовавший её путешествие по Вышневолоцкому водному пути. Альбом его акварельных рисунков, хранящихся в Государственном Русском музее, даёт нам возможность зрительно представить, как это происходило: вот императорская флотилия проплывает сквозь поросшие лесом каменные утёсы на Мсте, а вот она уже вплывает в исток Волхова у Юрьева монастыря.
Вид флотилии представлял особенно великолепное зрелище, когда она, спустившись по Мсте, достигла озера Ильмень, покрытого множеством украшенных цветами и лентами судов и лодок. Раздавалось пение, играла музыка; крестьяне и крестьянки в нарядных одеждах приближались к флотилии императрицы, радостно приветствуя свою государыню.
«При въезде в озеро, – писал впоследствии Сегюр, – которым проехали мы к Новгороду, мы насладились зрелищем, совершенно новым для нас. Всё озеро, подобно тихому, светлому морю, было покрыто множеством шлюпок все величин, разукрашенных пёстрыми парусами и цветами. Рыбаки, крестьяне и крестьянки, находившиеся на них, наперерыв старались приближаться к нашим блистательным судам. Вокруг нас раздавались звуки музыки и клики и под вечер их мелодическое, простое и заунывное пение». (Записки графа Сегюра о пребывании в России в царствование Екатерины II (1785-1789). СПб., 1865. С. 84-85).
В этот момент, с Ильменя была запущена ракета, возвестившая о приближении императрицы к Новгороду. Немедленно окрестности города огласили колокольные звоны десятков церквей, а с кремлёвских стен раздался пушечный салют. В полночь 14 июня императорское судно пристало к правому берегу Волхова, чуть выше моста, недалеко от Путевого дворца (построен в 1771 г.). Отслужив поутру литургию в Софийском соборе, и осмотрев город, в тот же день Екатерина II продолжила свой путь.
Ниже Потерпелицкой пристани по маршруту следования императрицы были устроены 17 особых станций, то есть мест остановок, «для ночлега и обеденного стола», куда заранее были отправлены «придворные служители» и заготовлены необходимые припасы, по Мсте – 10, а по Волхову – 7 станций, в среднем – около 30 вёрст одна от другой.
Судя по расписанию, прибытия на станции, можно подумать, что путешественники обедали только на берегу. Однако Сегюр рассказывает: «Однажды, сойдя с галеры, на которой мы обедали с государыней, ….я пошёл с Потёмкиным …на его галеру». Из рассказов Сегюра также видно, что в продолжение всего путешествия Екатерина II не переставала заниматься государственными делами, в том числе и внешнеполитическими. Сам Сегюр старался исполнить данное ему французским правительством поручение – заключить торговый договор с Россией, что тогда ему не удалось сделать, а только в начале 1787 г.
В Новую Ладогу императрица прибыла 16 июня, следовательно, весь путь на судах от Потерпелицкой пристани продолжался 8 дней, а считая от Вышнего Волочка – 10 дней. 17 июня Екатерина II покинула Новую Ладогу, а спустя два дня императорская флотилия уже вплывала по Неве в С.-Петербург, о чём было напечатано в столичных новостях: «Сего июня 19 дня до полудня Её Императорское Величество благоволила прибыть водою в здешний столичный город из предпринятого с 24 минувшего мая, в Вышний Волочёк и по водяным коммуникациям, а потом в Москву путешествия, благополучно. Сие радостное происшествие тотчас возвещено городу пушечною пальбою с обеих здешних крепостей пальбою». (С.-Петербургские ведомости. № 50 от 24 июня 1785 г.)
Эту же дату записал в своём дневнике и статс-секретарь императрицы А.В. Храповицкий: «24-го мая – поход в Боровичи и Москву, а 19-го июня – возвращение в Петербург». Но из письма Екатерины II барону Гримму, написанного 20 июня в Царском Селе, следует, что она возвратилась в С.-Петербург уже 18 июня: «Третьего дня мы доплыли на судах по Неве до Петербурга, а вчера я приехала сюда сухим путём».
Новгородское дворянство, в числе 60 человек, провожало Екатерину II до самой Петербургской границы, «будучи преисполнено чувствований искреннейшей преданности и усердия к Августейшей своей Государыни». В благодарность за достойный приём, императрица подарило своё судно новгородскому дворянству, которое, некоторое время спустя, было возвращено в Новгород.
Екатерина II была очень довольная этой поездкой, «как самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете», и после прибытия в Новую Ладогу изволила щедро наградить тех, кто обеспечил ей это приятное и благополучное путешествие, а именно:
«бывшим на судне императрицы, старшему лоцману Меркулу Лаврентьеву – 100 рублей, шести младшим лоцманам – по 75 рублей; 28 лоцманам, сверх обыкновенной платы по 18 рублей на человека, ещё по 30 рублей на каждого; 39 концевым7, сверх обыкновенной платы по 12 рублей на человека, ещё по 25 рублей на каждого; 639 гребцам, сверх обыкновенной платы по 9 рублей на человека, ещё по 15 рублей на каждого». В дальнейшем, из кабинета императрицы было прислано ещё 6253 рубля, которые были распределены так: «за простой рабочих в пути – 2253 рубля, на их прокорм в пути – 1000 рублей, награждения – 3000 рублей». Деньги эти приказано было разделить поровну между всеми лоцманами и рабочими, бывшими на судах во время плавания. Посыпались награды и на чиновников, в виде повышения в чинах и дорогих подарках, состоящих в «бриллиантовых перстнях, золотых и бриллиантовых табакерках, и часах, дорогой цены».
Во время пребывания в Новой Ладоге, императрица в именном указе предложила директору водяных коммуникаций генерал-поручику Н.П. Архарову принять необходимые меры по улучшению Вышневолоцкой водной системы, в частности перестроить деревянные бейшлоты и шлюзы в гранитные, и улучшить бичевник8 по Мсте и Волхову.
Практическим результатом поездки Екатерины II явился указа об отпуске ежегодно суммы в 40 тысяч рублей, для реконструкции и поддержании в рабочем состоянии Вышневолоцкой водной системы. (Э.Г. Истомина. Водные пути России во второй половине XVIII – начале XIX века. М., 1982. С. 138.)
Продолжение следует
Владимир Чепелев, историк