В какой порт нам идти? (полная версия) В. В. Волостных. д.э.н., яхтенный капитан

Что побудило я/к «Балтиец» выступить с инициативой проведения достаточно крупного морского мероприятия – фестиваля «Балтийская Волна», проделать собственными силами и средствами сложную и трудоемкую подготовку и одновременное проведение парусной регаты, водно-моторных гонок на День ВМФ России и этапа Кубка Европы по виндсерфингу? Пожалуй, чувство долга, стремление «подставить плечо» под непростые проблемы петербургского яхтинга. «Вершки» этих проблем общеизвестны и очевидны: разрушение инфраструктуры, сдерживание развития флота и промышленности, таможенные и налоговые извращения; но где же искать «корешки»?

Казалось бы, Санкт-Петербург располагает всеми ресурсами для процветания яхтинга – лучшей из всех 36 мегаполисов мира акваторией Невской губы, солидным прогулочным флотом (по регистрационным данным ГИМС насчитывается 49 860 маломерных судов, в т.ч. 977 парусных и 4844 моторных яхт, 33 077 мотолодок), серьезной инфраструктурой (69 баз-стоянок‚ располагающих 4700 стояночными местами)‚ индустриальной базой, человеческим капиталом…

С точки зрения интересов города, эти ресурсы, будучи направлены на выполнение социально значимой миссии – повышение качества жизни граждан путем удовлетворения их потребности в морских рекреациях, позволяют решить ряд задач: здоровый образ жизни, спорт, отдых, воспитание подрастающего поколения и т.д. В экономическом отношении яхтинг, если рассматривать его не только как сам процесс катания на лодках всех видов, а в комплексе: малое судостроение, ремонт и сервис, первичный и вторичный рынки, производство оборудования и снабжения, базирование, обеспечение ГСМ и т.д. – это достаточно серьезная, хотя и не оформленная юридически отрасль хозяйства.

В Санкт-Петербурге годовой оборот этой скрытой, «латентной» отрасли составляет 5–7 млрд руб., порождая значительное число рабочих мест и налоговых отчислений. Самое главное – эта отрасль устойчиво финансируется за счет личных доходов яхтсменов, и существует реальная возможность увеличения финансирования из тех же источников.

Главная причина, почему богатая ресурсами отрасль так бедно существует – отсутствие хозяина, т.е. органа исполнительной власти, нацеленного именно на выполнение именно миссии яхтинга. Отрасль – практически ничейная зона, ресурсами которой многие стремятся поживиться. Можно действовать примитивно, самым наглым образом захватывая территории и акватории яхт-клубов под застройку. Можно тоньше – запугав начальство жупелом «безопасности» или соблазнив его огромными доходами, создавать контрольные и надзорные органы, чьего лишь одного процента штата и бюджета хватило бы на содержание органа исполнительной власти, обладающего должной компетенцией и полномочиями для развития и успешной деятельности яхтинга. Более того, в «ничейной» области любая малая группа энергичных людей в обход самих яхтсменов тихо протаскивает с неожиданной стороны, через некомпетентные органы, самые убийственные для яхтинга нормативные документы. Вспомним пресловутый Технический Регламент (ТРТС), постановление Правительства РФ №849, а теперь и апофеоз: группа «мореплавателей» из Мытищинского района Московской области протаскивает через Росстандарт отмененный по безграмотности стандарт ISO по яхтенным портам в качестве госстандарта РФ.

Развитие яхтинга требует одного – серьезных «вложений» только административного ресурса, преимущественно оборонительной направленности против безответственных действий любых интересантов, никак не отвечающих за последствия своих действий в «ничейной» зоне. Нужно легализовать отрасль федеральным законом, комплексом нормативно-правовых актов, принять ряд решений в области градостроительства, земле- и водопользования, откорректировать откровенно антигосударственное поведение налоговых и таможенных служб и т.д. А отсюда недалеко и до программно-целевого управления, а там глядишь – и до органа в структуре исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями и ответственностью.

Почему же власти предержащие поныне не сподобились принять желанный отраслевой подход к яхтингу? Можно перечислить много конкретных, частных причин, но все они сведутся к общему знаменателю: мы сами, яхтсмены, не сумели внушить такой подход лицам, принимающим решения.

Попробуем взглянуть на использование этих 50 000 лодок и 4700 стояночных мест с позиций чиновников городской администрации. Для них это атомизированное сообщество почти не связанных друг с другом судовладельцев, думающих лишь о том, где сподручнее держать свою лодку, плюс группа хозяйчиков «стоянок», озабоченных получением прибыли. Добиться от тех и от других выполнения высокой миссии крайне проблематично.

Не затрагивая скромных владельцев «дюралек» и «надувнух»‚ обратимся к себе – элите яхтинга, парусникам. Сословной спеси у нас предостаточно: мы и крутые спортсмены, и отважные мореплаватели, и хранители славных морских традиций, и т.д. На мир мы смотрим сугубо по-интеллигентски: нам все должны. На любом форуме слышен лишь плач в бессмертной формулировке О. Бендера: «Нас никто не любит, кроме уголовного розыска, который нас тоже не любит…». Любовь имеет два аспекта: «для чего» и «за что». Безусловно, следует любить нас для осуществления высокой миссии. Но стоит ли любить за то, что мы реально делаем? Исповедуем ли мы сами то представление о яхтинге‚ которое хотели бы внушить начальству? Способны ли мы подтягивать массу до нужного уровня понимания проблем и вести ее вперед?

В среде самих парусников организационное начало хорошо представлено на «молекулярном» уровне в спортивном отношении. В гонках городского календаря участвует 30–35% плавающих яхт (в т.ч. около 240 яхт, участвовавших в гонках клуба «Балтиец»), что в процентном отношении можно считать мировым рекордом для мегаполисов. Активность капитанов явно превосходит активность первичных организаций; 977 питерских парусных яхт базируется в 18–20 гаванях. В соревнованиях же городского календаря представлены лодки из 13–15 гаваней, но из них лишь 3–4 выступают как спортивные яхт-клубы, проводящие соревнования на основе своей инфраструктуры и персонала.

Спортивная функция лежит вне интересов владельцев большинства гаваней, занятых извлечением доходов от предоставления стоянки и решением трудных проблем с земле- и водопользованием. Организационное начало в области дальних эскадренных крейсерских плаваний вообще не просматривается.

Ситуацию с гонками по мере сил поддерживают общественные организации (СППС, Ассоциация Л6, ООЛПС). В проводимых ими соревнованиях участвуют 280–300 яхт. Прекрасно, это, безусловно, элита петербургского яхтинга, но... количественно они составляют всего 0.6% от маломерного флота.

Масштабный эффект, знаете ли. Ведь закон, порядок, вода и земля нужны для всех 50 000 судов. К тому же история учит: если элита борется не за общественные интересы, а только за свои собственные, то именно на нее обрушиваются самые сильные удары. А ведь потерянные Речной, Морской, 55-й клубы, ЛКИ, Стрельна – это именно элитные клубы. «Простонародье» выживает, пожалуй, даже лучше.

Сами общественные организации не располагают инфраструктурой, их финансовые возможности весьма скромны, поэтому в глазах городских властей они выглядят какими-то «сектантами», которые не смогли повлиять на судьбу закрытых яхт-клубов. Нужно, конечно, отдать должное активной работе СППС, ООЛПС по привлечению административного ресурса к проблемам парусного спорта через организацию фестивалей, качественный PR в СМИ. Только ведь это «палка о двух больших концах». Применяясь к шаблонам шоуменов, забавляя обывателей, а не действующих или потенциальных яхтсменов, спектаклями из пиратской жизни, мы ведь и в начальственных глазах позиционируем себя соответствующим образом. Сложно от такого зрелища переключить административную волю на решение кардинальных проблем петербургского яхтинга.

Еще меньше влияют на ситуацию всякого рода эфемерные ассоциации владельцев маломерных судов. Надеяться, что организовать, консолидировать аморфную массу лодочников в дееспособную силу, способную отстоять свои права и интересы «сверху», увы, не приходится. Это «дело рук самих утопающих», долг и дело чести самой продвинутой и организованной части яхтсменов.

Задачу можно поставить так: сформировать у руководителей города представление о яхтинге как объективно существующей, но юридически и организационно не оформленной отрасли, способной решать актуальные задачи повышения качества жизни и обосновать отраслевой подход к проблемам не сотни яхт, а для всех 50 000 маломерных судов и сопутствующих сегментов экономики.

Убедительным аргументом может послужить опыт я/к «Балтиец» на протяжении его новейшей истории.

Пройдя с 2005 по 2015 гг. непростой путь выживания и развития, наш клуб не просто стал крупнейшим в России, в нем единственном сложилась практически полная модель яхтинга как отрасли. В данной структуре присутствует миссия – удовлетворение потребностей граждан в водных рекреациях, сами потребители (члены клуба), флот – парусные и моторные яхты, мотолодки, буера и т.д., береговая и плавучая инфраструктура, гавань, сервис, финансирование. Клуб самостоятельно решает проблемы земле- и водопользования, небезуспешно привлекает административный ресурс, строит взаимоотношения с органами исполнительной власти, и главное – ведет масштабную работу в области массового морского спорта – парусного, моторного, буерного, виндсерфинга, кайтинга и т.д., в том числе и детского спорта.

Налицо полноценная микроотрасль яхтинга, управляемая общественной организацией в лице администрации и Совета клуба. Успешно функционирование этой модели убедило нас, что отраслевой подход будет оптимальным и для управления яхтингом в Петербурге в целом.

Поэтому в качестве реакции на известную резолюцию Президента и решение премьер-министра, во исполнение решения Морского Совета СПб от 22.12.2015 мы представили проект технического задания на разработку Программы развития яхтинга и яхтенного туризма в СПб и ЛО. Характерно, что никто из общественных организаций своего варианта проекта не представил. Ныне, пройдя согласование с профильными комитетами Правительства СПб, проект продолжает свой путь в аппарате. Но самый лучший документ не убеждает, если он не подкреплен практическим опытом.

Тогда и родилась идея «Балтийской Волны» – интеграционный проект по различным видам морского спорта в едином мероприятии городского масштаба. В частности, «Регата 5 портов» призвана удовлетворять потребность яхтсменов в общении, поддерживать и развивать их спортивный и судоводительский потенциал в режиме крейсерско-гоночного ралли. В свое время эта идея родилась в Ленинграде, в яхт-клубе ЛКИ, и сразу же приняла международный размах. Под лозунгом Sailing For Peace удалось провести три плавания (в 1988, -89 и -91 гг.) по маршрутам от СПб до Гамбурга с участием 30–40 яхт из России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии и даже США. Начавшие одновременно с нами такой же проект британцы из World Racing Club развернули его до знаменитого ARC, дополнили аналогичными плаваниями по другим океанам вплоть до кругосветных. Что же, настало время вернуться к истокам, вытащить побольше питерских яхтсменов за пределы Невской губы, освоить заново восточную часть Финского залива, объединить силы с Ленинградской областью.

Еще один аспект, может самый перспективный – предоставляется возможность обратить на благо яхтинга большой административный ресурс, накопленный по линии яхтенного туризма. Неожиданно серьезный положительный результат принесло классическое стремление российской интеллигенции служить абстрактной идее при игнорировании конкретики и жизненных реалий.

В 1995 г. отечественный термин «водно-моторный туризм» ожил в рамках международного проекта Tacis SuportNet как программы развития яхтенно-катерного туризма в СПб и ЛО. Прошло бесчисленное количество совещаний, круглых столов, конференций (в т.ч. международных) – как минимум на порядок больше, чем по яхтингу как таковому. Возникли центры, комитеты, координаторы и т.п. В отраслевую схему 2009 г., утвержденную постановлением Правительства СПб №15, внесена фантастическая мечта о 10 000 иностранных яхт, ежегодно посещающих Санкт-Петербург; у некоторых современных «экспертов» эта оценка простирается до 25 000. В Морском Совете по сей день числится комиссия по яхтенному туризму, а комиссии по яхтингу нет и не предвидится.

Итог на первый взгляд даже неутешителен: если в 2000 г. город посетило 180 яхт под зарубежными флагами, то в 2015 – 62 яхты. В денежном выражении доход от приема иностранных гостей составил 0.03–0.05% от оборота сферы отечественного яхтинга.

Так что же – провал? Нет, триумф!

В результате многолетней целенаправленной воспитательной работы начальники всех рангов, в упор не воспринимающие общепринятый международный термин «яхтинг», несмотря на существование десятков тысяч отечественных лодок, катеров и яхт, легко подписывают бумаги с абстрактным словосочетанием «яхтенный туризм», не имеющий аналогов в международной терминологии.

Это нам, яхтсменам, урок – как работать с начальством! А с деятелями индустрии туризма нам надо не полемизировать, а сотрудничать. За ними федеральный орган исполнительной власти (за нами – никого), за ними контакты во многих сферах на многих уровнях, за ними – стремление привлечь инвесторов. Вот и ныне «Единая Россия» проводит уже VIII Международгный форум «Водный туризм».

Главное, чтобы они поняли главную ошибку пионеров SuportNet. В Петербурге бесперспективен «турецкий» подход – строительство гигантских марин для иностранцев преимущественно за счет иностранных инвесторов, пренебрегая соотечественниками. Нам следует брать пример со шведов, финнов, а теперь уже и эстонцев: развивать яхтинг для своих, а на его периферии всегда найдется место и для нерезидентов. Инфраструктура наша вполне обеспечит даже десятикратный рост числа принимаемых яхт. А главной приманкой как раз и станет участие в круговороте совместных плаваний, контактов, дружеских связей, традицию которых мы начали возрождать регатой «Кубок 5 портов».