Путь Джуманджи. Алексей Колганов (полная версия)

Алексей Колганов

Путь Джуманджи

Наше странствие по российским рекам и озерам я назвал «Путем Джуманджи» – в честь игры из одноименного фильма. Это название появилось на шестой-седьмой день сорокадневного путешествия на катамаране «Петровичъ».

 

Итак, начнем. Подготовка. Основная ее часть легла на плечи капитана и владельца – Олега. Десять дней он жил на лодке и готовил ее к плаванию. Я попал на последние два дня. Мы отрегулировали паруса и рулевое, добились, чтобы было электричество в розетках, установили газовую плиту на камбуз, закупились продуктами и топливом, установили навигационные приборы.

Нам нужно было идти с Васильевского острова через весь Петербург в Ладожское озеро. Основная трудность в этом – питерские мосты. Известно, что они разводные, но, оказывается, за проход под раскрытыми мостами нужно заплатить. Так сказал наш лоцман – Витя. Поэтому вечером перед выходом с помощью еще двух человек из марины мы срубили мачту.

На сетках лежат паруса. Тент собран и лежит на спойлере. Там же поперек лежит гик, и на нем сверху – мачта. Все это привязано веревками к судну. Катамаран приобрел вид скоростного, но бомжеватого парохода. В таком варианте появилась возможность поправить наши ходовые огни, которые светят как попало.

Оглядев то, что получилось, мы немного порассуждали, пройдем ли под мостами или нет.

Выход назначен на пять утра. Закончили в час

ночи. После непродолжительного обсуждения, кто в какой каюте будет спать, мы с Олегом улеглись в спальниках на сетке. Первая моя ночь под открытым небом в этом путешествии. Свежий воздух... Светлое питерское «белоночное» небо. Мерное покачивание катамарана.



 

День 1-й

Вышли почти вовремя. В Неве сразу возник мост. И тут стало очевидно, что мы не пройдем под ним. Смешно вспоминать вчерашние рассуждения, но смеяться совсем не хотелось. Витя, как настоящий профи, не подал и вида, что он сомневается.

Мы медленно двигаемся на моторе под мостом, и вот под него начинает входить мачта. Расстояние между мачтой и мостом все меньше и меньше. Раздается звонкий звук. Антенна зацепляется! Почти случайно в этот момент я стою на корме за рулевым и, чтобы не упасть, держусь за свисающие ванты. Остается только подогнуть ноги. Я вывешиваюсь на мачте. Она прогибается, и мы проходим под мостом, больше не цепляясь за него. Следующие четыре моста мы проходим точно также, только виснем на вантах вдвоем с Олегом. Витя на штурвале.

Проходим по Неве весь Питер. Витя очень хорошо знает этот город и небрежно рассказывает, что есть что. Поднялись до Шлиссельбурга. Витя знает дерево, которое можно использовать для установки мачты на место.

На пляже у пирса подходим к этой толстенной ольхе. Растягиваем швартовые и закрепляем катамаран напротив нее. Я лезу с веревками на дерево, какое-то время вожусь на немаленькой высоте, завязывая специальный узел, который можно было бы развязать с земли. Спускаюсь. Наконец, поднимаем стокилограммовую мачту и крепим ее на место – удалось! Но веревка, как задумано, не снимается: узел развязывается, а шершавая поверхность дерева продолжает ее держать. Приходится еще раз лезть наверх и снимать концы вручную…

Несколько часов тратим на то, чтобы вновь оснастить мачту.

Решили, что заночуем в канале. Зашли в него и не нашли приличного места. Вернулись в Шлиссельбург и встали к стенке набережной у причала.

Я лег в каюту к Олегу. На улице шумновато и много народу. Пятница. В соседнем кафе громко играет музыка. По набережной прогуливаются парочки и семьи с детьми. Попытался заснуть, но мешали комары. Отбил себе уши. Пришел Олег. Лег рядом в свой спальник и тоже начал возиться, отбиваясь. К комарам добавилась духота. Через пять минут я перебрался на уже привычную сетку за свернутым запасным парусом. Залез в спальник, надел на голову бейсболку и закрыл лицо противомоскитной сеткой.

По берегу гуляют люди, обсуждают катамаран, кто-то произносит: «О! Они еще и спят там!» – и переходит на шепот. Это последнее, что я услышал в этот длинный день.





 

День 2-й

Утром первое, что мы сделали – побежали в каюту к Вите смотреть, сколько там комаров. Теперь я понимаю, что значит «волосатый потолок». В ответ на мои насмешки Витя спрашивает: «А ты свое-то лицо видел?». На яхте нет зеркала – смотрюсь в смартфон. Все мое лицо в мелких-мелких укусах. Комары не прорвались через москитную сетку, а вот мошкара… У Вити то же самое с лысиной. Короткое одеяло не позволило ему укрыть одновременно и ноги, и голову. Один Олег справился с кровопийцами проверенным дедовским способом – закрыл каюту, включил свет и перебил их всех.

На входе из Невы в Ладогу стоит остров. На нем крепость Орешек. Очень красивый и внушительный бастион. Прошли мимо и занялись установкой парусов. Все 128 км пути через Ладогу прошли под парусами. Меняли их, настраивали. Пришло сообщение из Питера – там сильная гроза. В этот момент одна дождевая туча висела у нас за кормой, а вторая по правому борту. Ветер стих, и пока мы медленно продвигались вперед, обе тучи прошли мимо, не зацепив нас. День опять удался!

Я поставил на смартфоне свой плейлист из «ВКонтакте». Витин комментарий дал понять, что это не его длина волны. Олег пошел спать. На «фордаке» (ветер дует в корму) со скоростью 6–7 уз мы мерно приближались к восточному берегу. Мой плейлист закончился, и Витя поставил свой. И тут – то ли звуки AC/DC что-то изменили, то ли я должен был получить повод написать что-то интересное. Хотели пожестче – получите! Задул ветер до 10 м/с. Это уже что-то, а нам еще нужно сменить курс. Я стою за штурвалом и пытаюсь удержать курс, в то время как Витя со всех ног бегает по палубе, один управляясь с парусами. Мы идем на основном парусе и генакере. Задраены люки и иллюминаторы. Катамаран серьезно качается на волнах, иногда врезается в них. Брызги долетают до кокпита.

Фордевинд опасен тем, что если немного изменить курс, то основной парус с гиком с большой скоростью перелетит с одного борта на другой. Этого очень не хочется допустить. Пока справлялись с ветром, установили рекорд скорости для этого путешествия – 9.2 уз.

Брызги, свист ветра в ушах, хлопанье парусов, мы такие все занятые и серьезные, и тут открывается люк в каюту, где спал Олег. Нашим глазам предстает довольное лицо, полностью экипированное для шторма. Олег начинает восторженно нам рассказывать, как круто его кидало по каюте. Ставим его к штурвалу. В час ночи входим в реку Свирь, против течения которой нам нужно добраться до первого шлюза.



 

День 3-й

Идем без остановок. Спим по очереди в хаотичной последовательности. Свирь не такая быстрая, как Нева, но гораздо длиннее. На одном из поворотов по корме вдалеке появился пассажирский теплоход. Витя сказал, что с ним-то мы и будем шлюзоваться.

Подошли к нашему первому шлюзу. Рядом с ним стоит небольшая ГЭС. Связались со шлюзом по рации. Недолго подождали. Витя провел коротенький инструктаж. Его волнует, чтобы мы все сделали четко, правильно и без суеты. Все надели спасательные жилеты и вошли в шлюз вслед за «Александром Пушкиным». Большой водяной лифт сработал безотказно. Команда катамарана тоже.

Нужно отметить, что пока весь водный путь, который мы прошли, находится в очень хорошем состоянии. Везде, где надо, стоят буи и навигационные знаки. Земснаряды работают над фарватером. Территория вокруг шлюза чистенькая с подстриженной травой. Много пассажирских судов, которые ходят караванами по одному маршруту и примерно по одному расписанию. Поэтому они похожи на огромные поезда с белыми вагонами. Витя рассказал, что были времена, когда все это было очень запущено и даже шлюзы работали кое-как.

В 13:05 подошли ко второму шлюзу. Ни перед, ни за нами никого. Успокоенные успешным первым шлюзованием, с шутками о том, где же зрители, мы в гордом одиночестве вошли в камеру. Некоторое время выбирали, к какому же рыму встанем. Может быть, из-за этого, может быть, из-за немного большой скорости, или рано накинутого на рым переднего швартового конца, или не накинутого вовремя заднего, но мы совершили «эпик фэйл». Двигающаяся лодка натянула передний швартовый и сунулась носом в бетон камеры. Корма стала отходить. Дотянуться кормовым было уже невозможно. Несколько минут позора, и мы это исправили. Не зависящая от нас оставшаяся техническая сторона шлюзования прошла идеально. Наше же шлюзование требует шлифовки. В 13:45 мы удалились с места фиаско.

Ночевать остановились на входе в Онегу. Городок Вознесенье. Как сказал Витя, на другой стороне реки уже Карелия.

На ночь глядя устроили соревнование, кто больше поймает рыбы. Мои четыре «телевизора» против Витиной удочки. С первых минут Витя ушел в отрыв и натаскал миску мелочи. Я же… Один «телевизор» сломался при качке. Его зажало между стенкой и соседним судном. Еще один утонул. На оставшиеся два я поймал две рыбки. Правда, покрупнее Витиных. Еще два «телевизора» остались висеть на ночь. Выпили красного вина и легли спать. Я опять на свою сетку. Под открытое небо.

Следы на моем лице от предыдущей ночевки на открытом воздухе почти исчезли, но это не повод становиться едой для комаров второй раз. Сейчас я подошел к укладыванию в постель ответственнее.

 

День 4-й

Когда я проснулся, Олег уже почистил вчерашний улов и попил кофе. Я пошел проверять свои оставшиеся «телевизоры». В один из них попало сразу четыре окуня! Теперь я точно не проиграл в соревновании. Как минимум ничья.

У нас вторая остановка, и второй раз мы занимаемся мотором. На первой остановке заменили масло в двигателе. Теперь нужно заново закрепить транцевую доску. Получается как-то так: прошли – поремонтировались, прошли – поремонтировались…

После этого собрались и пошли вперед, в Онегу. Минут через 40 мы вышли из-за последнего мыса. Тут стало окончательно ясно, что, если придерживаться нужного курса, то ветер дует нам точно в лицо. Вместе с ветром и волна. Впереди перспектива, что «раздует» еще больше. Быстро посовещавшись, решили возвращаться. Первое решение – дождаться вечера и пойти ночью, когда погода успокоится. Второе – пойти через обводной канал вокруг озера. О третьем варианте мы тогда даже не догадывались.

Стоило развернуться, как весь «хардкор» пропал. Ветер в корму. Отличная скорость. Я даже попробовал посерфить на волнах. Немного получилось.

На входе в Свирь слева стоит интеллигентного вида одноэтажное здание. Очень похоже на здание марины с пирсом. Бодро подходим и встаем к нему. Идем к стоящему рядом служебному зданию. Диспетчер оттуда говорит, что можно пойти каналом. Но над ним висят провода – позволит ли наша мачта пройти?

Диспетчер говорит, что это не единственные провода, что деревень по каналу много, что там много топляка, и… что на таком катамаране люди через океан ходят, а мы не можем озеро перейти. Опа! Это нас зацепило. Это тот самый третий вариант! Снова в озеро! Он дал нам сводку погоды, по которой становится ясно, что ветер к вечеру изменится, и мы сможем пойти под парусами. Оказывается, эта марина – совсем не марина, а дача нашего президента на Онежском озере.

Опять выходим в Онегу. Идем под мотором, пока не покидаем залив. Выставляем паруса. Все оставшееся время стоим в кокпите, держась руками за что-нибудь. В спасательных жилетах и непромокайках. Люки задраены. Из кокпита убрано все лишнее. Порой брызги долетают даже до нас.

Часа через четыре вкатываемся на волнах в Онежский канал и еще через час швартуемся в Вытегре. Попытались зарегистрироваться на прохождение Волго-Балтийского канала. Оказалось, что это можно сделать уже в первом шлюзе. Еще нам нужно заправиться и сходить в баню. Первое делаем быстро, а второе не складывается. В Вытегре нет саун! Все, кого мы спрашивали, либо смеялись, либо «впадали в ступор». С помощью генератора нагрели воду и помылись в душе на борту.

 

День 5-й

Наша Вытегра – это остров сирен в путешествии Одессея. Затекло все тело. Сидим в кокпите, пьем кофе. Все сонные. Вокруг стоят пустые лодки. Кажется, что их экипажи сгинули на этом острове сна. С трудом начали подготовку к отходу. Нас ждет большой участок пути, в котором не будет населенных пунктов, поэтому докупили в магазине еды и воды, и вышли в сторону шлюза.

Шлюз по рации сообщил нам, что нужно пождать. Мы встали к стене нефтяного терминала. Пока вставали, разругались в пух и прах. Наша швартовка требует шлифовки. Поговорили. Провели работу над ошибками. Простояли часа три, пока не получили команду заходить в шлюз.

Здесь нас ждало еще одно испытание – сильный ветер в корму загонял в камеру. Оттормаживались двигателем и на хорошей низкой скорости подошли к рыму, но стоило накинуть на него передний швартовый, как корма мгновенно стала отваливать от стенки. Олег замешкался, и нас вынесло поперек шлюза и стало разворачивать. Я со всех ног бегал по баку и отталкивал оба корпуса и бушприт от бетонной стены. Кат встал носом ко входу в шлюз. Сообщили диспетчеру по рации, что у нас не получилось и что мы собираемся выйти из шлюза, развернуться. Так и сделали. Приготовились ко второй попытке. Снова очень хорошо, медленно подошли к тому же рыму. Снова у меня получилось закинуть носовой швартовый конец и снова у Олега не получилось забросить кормовой… В последнюю секунду я смог подправить его петлю, и мы встали к рыму. Уф! В этот момент я обратил внимание, что створки шлюза закрываются. Диспетчер не собирался давать нам третьего шанса. Вышли из этого шлюза в 14:50. В 15:55 уже были у следующего.

Убедившись, что в наши действия нужно вносить какие-то изменения, а то на носах и корме лодки не останется краски, при третьем шлюзовании поменяли местами Олега и Витю – Олег, как владелец, встал к штурвалу, а Витя к кормовому швартовому. С первого же раза все получилось!

Дальше шлюзы стоят один за одним, напоминая настоящие ступеньки. Мы действовали так же.

Для ночевки решили найти в канале красивое рыбное место. Нашли красивое, но не рыбное. Вместо рыбы – комары. Включили фумигаторы, подожгли спирали и попрятались в каютах. Всем спать…

 

День 6-й

В найденном нами для ночевки красивом месте вода оказалась желтого цвета. Мы сами с опухшими лицами и узкими щелями глаз дополняли картину «Утро на желтой реке Хуанхе».

Сегодня валим вперед по каналу под двигателем. Прошли Волоков мост. Сразу за ним стало понятно, почему вода была желтой: укрепляют и облагораживают берега. Множество экскаваторов занимаются ландшафтным дизайном гигантских размеров. Песок со строек смывается в воду.

Вообще, нужно отметить, что таких работ по каналу ведется много. Витя говорит, что каждый раз проходит как будто новый канал.

Места невероятно живописные. Плотная стена насыщенного зеленого цвета подходит вплотную к воде. Голубое с белым наверху. Ничего похожего на смог над горизонтом. Мы движемся по серой блестящей поверхности, которая петляет, и пейзаж постоянно обновляется. Свежий чистый плотный воздух. Тепло и солнечно.

Практически весь день нет сотовой связи. Вот это глушь! Чтобы как-то избежать треска от двигателя, хожу в наушниках. Слушаю любимое. Сейчас к этому путешествию очень подходит песня «Вне зоны доступа» «Города 312».

Витя предложил устроить соревнование – кто больше убьет слепней. Олег взял полотенце и устроил геноцид. За борт полетели оглушенные тельца. Палуба усеяна полуживыми врагами. Но победа была временной – подкрепление прибыло с берега.

Поворачиваюсь: вижу, как Витя, стоя за штурвалом, остервенело машет полотенцем. Отмахивается от слепней. Еще один взмах с перекошенным лицом… Удар! Двигатель ката глохнет. Контратака слепней достигла цели! Они обездвижили врага! Фантастика… Витя попал по ключам. Они выскочили из замка зажигания и куда-то улетели. Нашлись под задней балкой.

Оторвались от преследователей мы только на входе в Белое озеро. Его прошли под парусами примерно за четыре часа. Начали на стакселе и гроте, закончили на «коде зеро» и гроте.

Вышли из озера и встали на ночь в тихом, казалось, рыбном месте. Даже пахло рыбой. За вечер парни на удочки поймали две рыбки. Мои «телевизоры» не сработали.

Происходящее все больше напоминает мне сценарий из фильма «Джуманджи». Здесь новое испытание – мошкара.

С момента выхода из Питера прошли 395 мор. миль.



 

День 7-й

Утро. Стоим с Олегом на палубе.

– До нашего прихода сюда комары считали, что человеческая кровь – самое вкусное, – изрекает Олег.

– А сейчас что?

– «Фумитокс», – он показывает пальцем на потолок. На тенте над горящей спиралькой сидят комары. Их окутывает дымок.

В наших планах на сегодня дойти до Шексны. Интересно, что в «Джуманджи» запланировано для нас на этот раз?

Впервые с момента выхода из Питера мы оказались южнее оного. Я прямо чувствую, как становится теплее!

Поменялся ландшафт. Раньше мы шли по каналу примерно одной ширины. Сейчас вокруг большие разливы с множеством заводей. К пейзажу добавилась холмистость. На обращенных к воде склонах многих холмов стоят аккуратненькие деревеньки.

Идем на двигателе за большим бело-синим судном. Имя ему – «Волгонефть 41». За дни путешествия мы уже привыкли к таким названиям. В разных вариациях они проходят мимо нас, как большие материализовавшиеся переменные из языка программирования, на котором написана окружающая матрица. Мы замедляемся вместе с танкером в поворотах и ускоряемся на прямых участках. Нет никакого смысла его обгонять. Идем спокойно и размеренно. От «Джуманджи» никакого испытания пока нам не поступило. Есть надежда, что у них сегодня тоже выходной.

Ну, или половина выходного. У нас что-то с рацией. Она иногда работает, и мы слышим переговоры судов в эфире, а иногда без видимых причин отключается. Олег уже пересмотрел все разъемы, перещупал антенный провод, что-то перепаял. Эффект тот же. Черт бы с ним, если бы не шлюзование.

Подходим к шлюзу в Шексне. Он современнее всех предыдущих. Более того – их два рядом, то есть можно организовать двустороннее движение.

Начинаем волноваться, так как явно наши призывы в эфир никто не слышит. Вдруг рация произносит диалог между «Волгонефть 41» и шлюзом: шлюз говорит, что нас не слышит, а «Волгонефть 41» говорит, что она нас слышит. Мы начинаем переговариваться со шлюзом через этот «испорченный телефон». В голосе «Волгонефти 41», когда он говорит о катамаране «Петровичъ», слышатся нежные интонации. За день хода, который мы провели за ними в кильватере, они нас полюбили.

Прошлюзовались, как суперпрофессионалы. Это был первый наш спуск. Следующий сниму на камеру. Интересный вид, когда начинаешь опускаться ниже уровня воды.

Еще светло, время есть, и мы решили дотянуть до Череповца. Дотянуть дотянули, но лучше бы этого не делали. Стояли бы где-нибудь в лесу на свежем воздухе…

При приближении по реке кажется, что Череповец бомбили. Столбы черного дыма поднимаются в небо. Темное покрывало смога висит над домами.

Дошли до моста и решили, что нужно где-то здесь и ошвартоваться. Повернули направо в центр. Прошли вдоль берега. Нет ничего подходящего для швартовки. Вернулись к трем живописным старым домикам, перед которыми стоят некие допотопные катера, и пришвартовались к одному из них. Очень быстро и умело в темноте провели операцию в незнакомом месте. Я горжусь нашей командой.

Тут за надстройками катера кто-то зашевелился. Оказалось, смотритель. Он скромно сообщил нам, что это частная территория, и стал звонить боссу. На часах за полночь.

– У нас тут, это, прейскурант.

– Сколько?

– 3000.

– Это что, Нью-Йорк?!

Дальше разговор тоже был, но я его пропущу.

Мы отдали концы и снова вышли в реку. Прошли мост. Сразу за мостом на другом берегу виднеются мачты. Наверное, яхт-клуб. Пошли туда, но в темноте вставать к пирсу не рискнули и бросили якорь между мостом и яхт-клубом. На часах 01:15. Сегодняшний день закончен.

Вот оно! Я все понял! Я понял, что это за путешествие! Это Путь Сантьяго, как у Коэльо, но в России, по воде и с испытаниями «Джуманджи». Я назову его «Путь Джуманджи».

 

День 8-й

Слышу: «На катамаране! На катамаране!». Думаю: «Какой *** там орет?». Неужели со своим любопытством нельзя подождать до утра? Вылезаю из спальника. Открываю крышку люка: «Чего кричим?». В ответ: «Вас несет!».

Оглядываюсь: …! На бонах стоит мужик, а до самих бонов осталось метров десять! Нас протащило на якоре от моста почти до пирса яхт-клуба. Я завел двигатель и направил лодку в сторону якоря. Сегодня в «Джуманджи» решили наверстать упущенное за вчерашний выходной и начали прямо с семи утра! Вчетвером с помощью мужика перешвартовались к пирсу яхт-клуба.

Поржали, попили кофе и легли спать. Проснулись около 10:00. Совсем другой день! Уже светит солнце и тепло.

Итак, за утро мы: спасли свой кат, купили еды для себя и для рыбы, купили удочку и снасти, купили мне подушку, заправили канистры бензином, спустили на воду моторный катер и парусную яхту, написали благодарственное письмо в мэрию Череповца. Кажись, все. Вышли в 12:40.

Сегодня пятница, 13-е, но я бы назвал этот день иностранным словом «шаббат». С утра Олег приготовил вкуснейший куриный супчик. Мы пьем новый кофе со сгущенкой и кексиками, ржем и развлекаемся рыбалкой. Пара актеров и я, их неблагодарный зритель.

Меня поставили за штурвал с приказом идти вдоль косы со скоростью 2 уз. Наивные. Если бы я и хотел, то не смог держать большую скорость, потому что ржал. Витя и Олег занялись оснащением нового удилища. Само это действие достойно отдельного описания, но Джером Клапка Джером когда-то это уже сделал, поэтому я воздержусь от повтора. Примерно на четвертой минуте рыбалки воблер ценой в 200 руб. был потерян. Еще через минуту удочка сложена и убрана в рундук, а скорость увеличена до нормальных 7 уз.

Идем по Рыбинскому водохранилищу. Вокруг много надувных лодок с рыбаками, а впереди подозрительная тучка. Она то отклоняется от нашего курса, то возвращается на него. Скорее всего, это мы так петляем.

Наши рыбаки-мореманы, наверное, решили меня сегодня удавить смехом. С серьезным видом они вытащили непромокаемые костюмы. Витя вообще свой надел. Говорит, чтобы испугать тучу. Я вызывающе нагло хожу среди них босиком и в плавках.

Ветер стих. Я пошел устраивать тест-драйв новой подушки. Выспался отлично! Двигатель под ухом не ревел остервенело, как обычно, а приятно рокотал.

Рыбаки продолжили ловить рыбу в почти полный штиль. Ничего не поймали. Стали мне вешать лапшу на уши о том, что одного судака поймали, но отпустили, а второй сошел. Знаю я эти байки. Я бы и фотодоказательствам не поверил, не то что словам.

К вечеру подул бриз, и мы на «код зеро» и гроте делаем почти 6 уз. Удочка наконец-то убрана. Варим картоху в мундирах на ужин.

Идти нам сегодня всю ночь. Витя говорит, что где-то на пути из воды торчит купол затопленной колокольни. В прошлый раз он пролетел мимо него ночью в пяти метрах. Через пару часов мы все-таки повторили этот подвиг – так же справа по борту метрах в пяти от нас пролетела печная труба затопленного дома.

До двух ночи мы занимались всякой ерундой: пытались плыть в штиль под парусами, ловили рыбу на воблер, который опять потеряли, пили чай и кофе, слушали из Витиного телефона металл, пытаясь вызвать таким образом ветер. В два часа ночи я ушел спать.

 

День 9-й

Уверенные удары по ногам и крик «Леха, вставай!» разбудили меня в 04:28. Это было начало еще одного длинного дня.

«Глянь, на тебя смотрят миллионы маленьких детских глазок!» – крик Вити заглушает шум мотора. Я ничего не понимаю. С трудом изменяю фокус заспанных глаз. На иллюминаторе сидит огромное количество мелких мошек. Ага! «Джуманджи». Мошки безобидные, но ими усеян весь кат.

Через час мы подошли к красивому шлюзу «Рыбинск-3». Именно так мы звали его в свою рацию, но никто не отвечал. Опять глючит рация. Подошли поближе. Нас услышали. Сказали, что возьмут с попутным судном. Пришвартовались к старому понтону. Витя схватился за червей и удочку, а я пошел спать. Конец длинного дня.

 

День 9½

Проснулись около восьми утра. Последний час сквозь сон слушали рацию. Должны же они нас когда-то позвать! Причем судов на подъем в шлюзе немало! Странно, но вниз, как надо нам, никого нет.

В общем, ясно. Про нас забыли. Мы зарегистрировались по рации на шлюзе и нам сказали заходить вслед за буксиром-толкачем. Через 10 минут мы уже двигались вперед. Видео было снято.

Шлюз огромный. Он шире, длиннее и быстрее предыдущих. При спуске закладывает уши. Шутка. Такие огромные механизмы внушают уважение.

Выйдя из Рыбинки, мы попали в Волгу. В этом водохранилище она сливается с рекой Шексна. Теперь мы на финишной кривой.

Сразу после шлюза Витя дал нам указание идти на речной вокзал Рыбинска, а сам пошел спать. Он давно этого не делал.

В Рыбинске подошли к одному причалу. Нас отогнали. Сказали, что ждут московский теплоход, но послали к другой пристани. Договорились с местным рыбаком и за пару пива пришвартовались к его катеру. Стоим в самом центре города у очень красивой набережной.

Проводили Олега на автобус в Ярославль. Оттуда он поедет в Москву, а уже из нее в Саратов. Он вернется к нам позже.

Пришли на яхту и снова завалились спать. Вечером сходили в бар. Посмотрели пива и выпили футбол. В общем, Рыбинск нам понравился.

«Путь Джуманджи» понял, что мы до сих пор смеялись в лицо его «сюрпризам», но на то он и Путь. Он зашел с другой стороны. Решил подорвать наш боевой дух, так сказать, изнутри! Меня впервые посетила мысль: «Что я здесь делаю?». Я уже готовлю обстоятельный ответ, а пока… думаю над ответным ударом. Пусть знает, что мы не сдадимся и дойдем до конца.

 

День 10-й

Олег уехал, и пошел дождь. На яхте холодно и сыро. Мы ходим в резиновых сапогах, одетые в непромокаемые штаны и куртки.

Вышли чуть позже восьми, оправились вниз по реке. Теперь нам с ней по пути. До сих пор мы шли против течения, теперь только по. Скорость Волги от 2 до 6 км/ч. Это ускорит наше движение.

Идем по красивейшим местам. Река становится все шире. Изредка на берегах видны старые церкви и часовни. В больших количествах базы отдыха. Нас обгоняют большие корабли. В Рыбинске нам сказали, что в этом году судов значительно меньше. В Волге мало воды.

У нас никак не налаживается контакт с местной рыбой. Не ловится она у нас. Но вчера капитан соседнего катера подарил нам двух хороших лещей. Взамен мы купили ему не две, а четыре бутылки пива (за стоянку и за лещей). Сегодня Витя засолил подарок. С нетерпением ждем готовности.

Пришли в Ярославль. Продрейфовали мимо центра, завернули за правый угол и выкинулись на берег возле яхт-клуба с названием «Мед». Необычное название для яхт-клуба. Хотя… вот и мы слетелись к нему.

Пошли гулять по городу. Очень красивый центр. Очень красивая архитектура. Почти все в очень хорошем состоянии и ухоженное. Множество иностранных туристов. Решили, что завтра утром сходим в музей.

Зашли перекусить в кафе. Выветренные холодным свежим воздухом лица и уши – горят. Перед сном выпили теплого красенького и нырнули в каюты.

 

День 11-й

Проснулся от яркого солнца в глаза. В иллюминатор не вижу ни одного облачка. Голубое небо! Неужели настал и на нашей улице праздник? Выхожу на палубу и вспоминаю о коварстве «Джуманжди». Мороз и солнце, блин. Холодно…

Составленный вчера план выполнили. Сходили в музей истории Ярославля, купили компоненты для вечернего глинтвейна, зашли в собор и пообедали. Сначала решили съесть по комплексному обеду по соседству – прямо в яхт-клубе «Мед» – однако на входе в ресторан «Поплавок» были остановлены бдительной дамочкой в тельнике. Нам заявили, что в том виде, как мы одеты, нас в ресторан не пустят. Странно. На нас была наша лучшая одежда. Я вступил в мирные переговоры. Стал объяснять, кто мы и что делаем, но Витя не сторонник диалогов. Он вытащил меня за рукав из «Поплавка». Поднялись в город и там отлично пообедали в дешевой столовой.

В полвторого мы выдвинулись в сторону Костромы. Светит солнце, но дует прохладный ветер. Это лучше, чем вчера, и настроение тоже улучшается.

Опять меняется окружающий мир. Река стала еще больше и заметно глубже. Регулярно мы предпринимаем попытки поймать хоть какую-нибудь рыбу. Для этого приходится сбавлять скорость до 2 уз.

Поставили вариться картошку на обед. Спускаюсь на камбуз и вижу, что газ не горит – 12 л хватило на 11 дней. Как-то маловато. Достали запасную походную плитку и доготовили на ней. С картошкой попробовали засоленную вчера рыбу. Пока все нормально.

В Костроме прошли вдоль всей набережной. Тоже очень красивая. Я насчитал шесть дебаркадеров. Сразу за ними небольшая речка впадает в Волгу, повернули в нее. По разрешению охранника привязались прямо к столбу, поддерживающему крышу ресторана. Очень надеюсь, что ночью нас не понесет, как в Череповце.

Ресторан оказался кстати. Погода наладилась, поэтому фирменный глинтвейн «Петровичъ» и баня, запланированные на сегодня, пока откладываются. Прогулялись по ночной Костроме. Нашли ее центр. Очень понравился.

Во время прогулки я заметил, что стал дичать. Меня как-то смущают ездящие автомобили и много людей. В первые дни после знакомства с Витей я обратил внимание на его странноватое поведение. Так вот, секрет такого поведения разгадан. Похоже, что сейчас я веду себя примерно так же. Дни на катамаране дают о себе знать.





 

День 12-й

Насколько вчера было приятное утро, настолько сегодня оно неприятное. Небо в облаках. Соответственно, и вода выглядит серой. Дует уже привычный холодный восточный ветерок. Может, еще разгуляется?

Проснулись поздно. Пока Витя переворачивал транцевую доску, я поехал заправлять канистры бензином и баллон газом. Второе оказалось очень сложным делом. Мы уехали куда-то на окраину, где человек, постоянно воровато оглядываясь, залил мне в 12-литровый баллон только 10 л и взял за это почти две цены. Оказывается, нельзя заправлять баллоны газом.

Когда я вернулся, Витя траурным голосом сообщил, что у нас проблема. Ветер дует в берег, и нет гарантии, что мы сможем безопасно от него отойти. Рули подняты, а только на винте двигателя катамаран не управляется. Мы можем навалиться бортом на угол пирса. Решили пойти в магазин за едой, а заодно и подумать. По дороге поняли, что в Ипатьевский монастырь зайдем как-нибудь в следующий раз.

Ветер усилился и стал немножечко теплее. Я спустился в каюту. Вдруг слышу сдавленный крик Вити. Зовет меня. Выбегаю на палубу. Витя на пирсе изо всех сил держит кормовой швартов. Сильный ветер разогнул ухо, к которому был привязан этот конец. Я набросил второй швартовый на утку и протянул его к другой, целой скобе на пирсе. Это было сделано очень вовремя, потому что в следующий момент корма стала отваливать от берега. Картина: два мужика на берегу пытаются удержать отходящий без экипажа катамаран. Это было по-настоящему нелегко, но нам удалось прижать его к стенке. Через несколько минут «лилипуты» обмотали «Гулливера» концами и притянули к берегу.

Ветер еще больше усилился, и мы укрылись в ресторане. Заодно и поели. Наконец, поймали долгожданное «окно», сверхаккуратно и красиво отошли. Ничего не повредилось, и никто не пострадал. Олег должен гордиться нами.

Идем при сильном встречном ветре. Прячемся под южным берегом. Здесь полегче. Витя регулярно предлагает мне встать за штурвал, но я увиливаю. Предпочитаю прятаться от ветра за балками и в каютах. Там всегда есть чем заняться… Интересно, что он на это скажет, когда прочтет.

После выхода из Костромы обнаружили, что не работает лаг. Наверное, намотал на себя траву, пока стояли на мелководье. Теперь мы не знаем ни своей скорости, ни пробега. Только по GPS.

Нас все-таки догнал дождь. Впервые за 12 дней поливает сверху, а не снизу. Воды много со всех сторон. Промыло палубу, и ближе к концу перехода заработал лаг. Тоже, наверное, промылся.

Кинешма встречает блеском золотых куполов на храмах, которые стоят на склонах у реки. Еще она встречает нас зданиями каких-то древних мануфактур, огромным мостом через реку и обещаниями погреться в бане. Так замерзли, что надели на себя все, даже спасательные жилеты под куртки.

Подошли к очень красивым пафосным дебаркадерам. Нас оценили взглядом и разрешили встать за 1500 руб. С 23:00 до полпервого сауна наша, а пока по супчику в их ресторане. Перекусили, сходили в сауну, и на этом этот день закончился, и началась…

 

Двенадцатая ночь

Мы вроде бы договорились с персоналом, что посмотрим футбол в ресторане дебаркадера. После сауны еще и подсохли бы. Бы… Охранник выпроводил нас. На наши вопросы ответил, что таковы правила.

У нас уже есть некоторая статистика. Сначала нас не пустили в ресторан «Поплавок» яхт-клуба «Мед» в Ярославле. Потом в Костроме вызванный таксист отказался везти меня с канистрами и газовым баллоном на заправку. Пришлось вызывать другого. И вот теперь нас выпроводили из уютного помещения ботеля «Мирная пристань» в Кинешме. Вот я думаю, дело в нас или в отечественной сфере услуг?

Вернулись на катамаран. План был очень прост и красив – в приятной обстановке посмотреть футбол. Наши играли с Южной Кореей. Витя занялся фирменным глинтвейном «Петровичъ», а я организацией ТВ-трансляции этого футбольного матча на ноутбуке. Перекусили. Начался матч и… через 20 минут, завернувшись в спальник, я заснул в уютном кресле.

 

День 13-й

Сегодня меня разбудили колокола, качание лодки и солнце в глаз. Я ему не верю. Эта обманка уже была. Повертевшись в спальнике, я решил еще подремать. Короче, мы проснулись в десять. Разгладили помятые лица, и пошли гулять в город. Его маленький, но уютный центр, как и ожидалось, состоит из старых зданий. Не все они отреставрированы, но над этим работают. Купили еды на борт и под дождем вернулись на кат.

Погода не лучше вчерашней. Очевидно, что нам опять придется весь день стоять под дождем на продуваемой ветрами палубе. Чтобы подготовится к этому, сходили в ресторан, из которого нас ночью выпроводили и съели по комплексному обеду. Уже в лодке сразу надели непромокаемые костюмы, спасжилеты, перчатки, шапки и двинулись вперед.

Почти сразу пошел дождь. Витя за штурвалом. Я прибираюсь на палубе. Вдруг слышу, что мотор сбавляет обороты. Поворачиваюсь с вопросом в глазах и получаю в ответ: «Мы идем с тучей. Пусть нас обгонит». Так и получилось. Туча ушла. Больше дождя в этот день не было. Был ветер.

Река – это большая труба, по которой движется ветер. В зависимости от удачливости путешественника он дует либо в нос, либо в корму. Третьего почти не дано. Сегодня удача была на нашей стороне. Мы скатились по Волге до Юрьевца, как по водной горке в аквапарке.

Полное впечатление, что на реке мы одни. Только однажды катер ГИМС прошел мимо нас вверх. Больше никого не встретили. Глубины тоже хорошие, поэтому мы идем по реке как хотим, срезаем углы и почти не придерживаемся фарватера.

Паруса никакие не ставили. Шли со скоростью около 7.5 уз. При «фордаке» с порывами до 15 м/с напрягать рангоут, иметь над собой летающий с борта на борт гик, и все это за лишние 0.5 уз? Впереди длинный путь, и у нас еще будет возможность что-нибудь сломать.

Подошли к Юрьевцу около семи вечера. Витя знает отличную бухту для стоянки. В ней мы «выкинулись» на песчаный берег.

Первым делом, пока светло, прогулялись по городу. То, что он не простой, видно по широким дорогам, удобным для проезда больших автобусов, большому количеству сувенирных магазинов и художественным мастерским.

Пришли на борт, поужинали. Витя занялся рыбалкой. Сегодня я безнадежно проиграл в нашем соревновании. Когда уходил спать, он уже наловил полведра рыбы. Приятный проигрыш. Завтра у нас будет рыбный день. Наконец-то…

На лаге 729 мор. миль. Лаг, конечно, врет – перекручивает на волнах, но он какое-то время в пути не работал. Будем считать, что цифра примерно правильная.

 

День 14-й

Еще при переходе в Кинешму на двигателе загорелась лампочка о замене масла. Такое уже было перед Шлиссельбургом, и вот повторилось. Хорошо, что там мы купили масла с запасом. Сегодня утром у нас есть время его заменить. Сделали все четко, не уронив ни капли в воду.

Попили кофе и пошли в город. C утра он заметно оживленнее, чем вечером. Зашли в музей. Интересный старый городок. Четыре дня назад здесь закончился кинофестиваль, посвященный Тарковскому, который жил в этом городе.

Сегодня получился день праздников. Первым праздником были карпы, которых Витя вчера поймал, а сегодня утром пожарил. Это было что-то.

Вторым праздником оказался сам переход. Когда вышли из нашей бухты, подул отличный ветер справа. Мы поставили грот и стаксель и за три часа «долетели» до Пучежа. Это было феерично! Образец яхтинга. Есть подозрение, что правый поплавок «Петровича» отрывался от воды. Вообще, на скоростях близких к 10 уз и больше «Петровичъ» ведет себя очень достойно. Он хорошо набирает скорость. У Вити получился отличный катамаран!

Подлетели к Пучежу. Название хорошее. Вид хуже. На берегу нет ни одного купола церкви или хотя бы самой низенькой на Волге колоколенки. Возможно, что все достопримечательности этого древнего города остались под водой после создания Горьковского водохранилища. Видны только «хрущевки». Недолго посовещались и решили лететь дальше. Такой день! Такой ветер! Пройдем водохранилище за один день, а один сэкономим. К концу перехода скорость в 8 уз казалась смешной, и мы немного роптали, мол, стоим на месте.

За шесть часов мы прошли все водохранилище. Прорезали его одним галсом по прямой, как нож масло.

Витя знает, где перед шлюзом находится местный яхт-клуб. Мы сворачиваем в реку по левому берегу, и перед нами открывается очень приятный вид. Почти европейская марина. Хорошие длинные понтоны. Много парусных яхточек. Лес мачт. Медленно вплываем к ним. Нас увидели и уже ждут. Как будто специально подготовлено большое свободное место у центрального бона. Помогают пришвартоваться. Очень приятно. Это можно считать третьим праздником за прошедший день.

Знакомимся. Мы в яхт-клубе «Белая Речка». Яхты в основном из Нижнего. Там сейчас мало воды, и они поднялись сюда.

 

День 15-й

Я дичаю. Сон в месте, где много звуков, уже не привычен для меня. Рядом с мариной, в которой мы стоим, проходит оживленная дорога. Забытый шум покрышек и двигателей. Вокруг яхты, которые скрипят такелажем и кранцами, фалы бьют по мачтам, что-то шуршит, где-то позвякивает рында. Хотя я не могу сказать, что не выспался. Может быть, потому что проспал почти десять часов. Давно такого не было.

Сегодня у нас серьезное испытание. Снова будем проходить шлюзы. Сразу два подряд. Сложность в том, что сейчас нас двое. В таком составе мы этого еще не делали.

Со стороны выхода из марины врывается ветер. С нашей-то парусностью мы можем собрать в кучу многостоящих вокруг лодок.

Запросили шлюз «Городец 3». Нам предлагают зайти за пароходом «Загорск». Подскакиваем, надеваем жилеты, отдаем швартовы, и Витя медленно, а потом все быстрее и быстрее задом начинает отходить от пристани. Но ветер дует как раз нам в корму... Кроме того, почему-то именно в этот момент именно рядом с нами оказался виндсерфингист на доске. Старичок в гидрокостюме. Что он тут делает? И это еще не все! Прямо сейчас в марину к нашему же пирсу идет яхта. Ей ветер тоже дует в корму, и притормозить она никак не может!

Во время нашего молниеносного разворота мне приходилось бегать по кату, стараясь не допустить возможные столкновения. Это был еще не конец!

Ветер начал прижимать нас к тому же месту, на котором мы стояли, только уже правым бортом – без кранцев. Как кранцы сработали я и бородатый мужичок, который оставался на понтоне после того как помог нам отдать швартовые. Спасибо ему! Вдвоем мы оттолкнули лодку, а Витя дал полный вперед. Мне удалось запрыгнуть «в последний вагон уходящего поезда». И в этот кульминационный момент я вспомнил, что забыл снять «телевизоры»! Мелькнула мысль вернуться, но один взгляд на Витю все решил. Я их потерял! Ладно, у меня в запасе есть еще две раколовки.

Идем за «Загорском» в шлюз. Ветер изо всех сил пытается отвалить нас от правой стенки, той к которой нам приказали встать. Витя за штурвалом. Я на носу с двумя швартовыми: задним и передним. Моя задача накинуть их на рым, а потом регулировать передний швартовый. Вите остается остальное – управлять катом и регулировать задний. Примерно так все и сделали. Олегу нужно докупить кранцев. Особенно на корму и на нос.

Вышли из первого шлюза. Перед нами большое водное пространство, в котором стоит много судов. На другой стороне виден второй шлюз. Пошли к нему и встали на якорь почти у входа. Нам предложили спуститься вниз в одиночку.

Сначала я один, а потом вдвоем мы выдираем якорь из грунта. Почему так тяжело? Поднимаем его, а он полон улиток! Вот какое сопротивление может оказать группа!

Уже c видом все испытавших и умеющих профессионалов мы встали к рыму. Приятный мужской голос по рации предупредил нас, что в конце спуска рым будет высоко. Мы должны следить за ним и травить швартовы. Очень благородно, что он нас предупредил, потому что в конце спуска действительно рым оказался на недосягаемой даже для прыжка высоте. А если бы не предупредил?

Поблагодарили шлюз по рации, и вышли в нижний бьеф. Дальше идем на моторе.

Как-то тяжело далась эта первая половина дня. Поседеешь с таким яхтингом. Хорошо, что осталась одна бутылка пива. Сижу на палубе, размышляю. Подумалось... Есть фридайвинг и технодайвинг. Точно так же есть фрияхтинг и технояхтинг. Первый у нас был вчера. Ветер, паруса, шум волн, скорость, полет на вертикальных крыльях. А сегодня – технояхтинг. Мотор, шлюзы, рымы, якоря, рации. Мне больше по душе фрияхтинг.

Под мотором прошли до Нижнего. Дальше собирались пройти его до Кстова, где у Вити друг. Но нельзя составлять обычные человеческие планы и оставаться спокойным, когда ты находишься на «Пути Джуманжди».

В 17:15 мы обнаружили сюрприз – перед нами был замаскированный наплавной мост. Выяснилось, что его разведут только в 22:30. Идем встать к опоре моста, но оттуда нас прогнали – охраняемая территория. Пришлось подняться немного вверх по реке и встать в тихой гавани за одним из островков. Там пообедали и отдохнули.

Около десяти вечера заранее вышли из-за острова. Неожиданно видим, что он открыт. Еще один сюрприз! Полный ход, и мы идем дальше к нашей цели.

Нижний Новгород очень красив! Кто-то даже устроил салют. Уже совсем стемнело. Мы идем по фарватеру от одного огонька буя к другому. Очень плотное движение. Вокруг масса огней.

Через пару часов мы пришвартовались рядом с лодочной станцией в полностью заросшем травой заливе. Мне кажется, что мы могли бы не привязывать кат к боннам. Все равно его не сдует. Это уже почти поле.

Такси. Баня. Сон.

Продолжение следует



 

Даты

Переходы

Расстояние, км

06.06.2014

Васильевский остров – Шлиссельбург

78

07-08.06.2014

Шлиссельбург – Вознесенье

362

09.06.2014

Вознесенье – Вытегра

72

10.06.2014

Вытегра – стоянка между шлюзами

31

11.06.2014

Стоянка между шлюзами – стоянка в Шексн.вдхр.

133

12.06.2014

Cтоянка в Шексн. вдхр.- Череповец

169

13-14.06.2014

Череповец – Рыбинск

143

15.06.2014

Рыбинск – Ярославль

80

16.06.2014

Ярославль – Кострома

79

17.06.2014

Кострома – Кинешма

105

18.06.2014

Кинешма – Юрьевец

67

19.06.2014

Юрьевец – Городец

75

20.06.2014

Городец – Нижний Новгород – Кстово

81