Арктика-2016 (полная версия). Андрей Текуцкий
Этот маршрут мы готовили весь год! Нам очень хотелось пройти путем первопроходцев – Ивана Реброва, Семена Дежнева и других отважных моряков, которые в далеком XVII в. открывали эти великолепные места во славу матушки-России. Да и просто возможность совместить в одном путешествии речную часть (по рекам Индигирка, Яна, Лена) с морской была более чем заманчива.
Если с опасностями речных походов наша экспедиционная команда «Разбушлат» уже была знакома, то морской участок пути был для нас новым испытанием. Море есть море – особенно если речь идет о таких суровых арктических морях, как Восточно-Сибирское и Лаптевых.
Чтобы поход состоялся, нам надо было решить следующие задачи:
- организовать заброску всей техники в верховья Индигирки, а это горная часть Старого Колымского тракта – брошенная дорога, постоянно размываемая летними паводками, а некоторые мосты ее уже не годны для грузовой техники;
- подобрать технику и снаряжение. Лодки должны были быть нетяжелыми для верховий горных рек и в тоже время надежными для морского участка;
- обеспечить возможность полной «автономки» в море, без пополнения запасов ГСМ на протяженных участках, до 900 км. Исходя из этого, моторы должны были быть с «максимально умеренным» расходом топлива, а лодки – с возможностью загрузки до 700 кг. Завести бензин заранее по зимнику, как мы делали в предыдущих путешествиях, в море не представлялось возможным.
Вопрос заброски мы, перебрав кучу вариантов, в итоге решили банально: укомплектовали в Питере 20-тонный контейнер, поставив в него три лодки, моторы, запчасти и прочее снаряжение; далее он по железной дороге дошел до станции Беркакит, а оттуда на КамАЗе в направлении поселка Томтор к стапелю. Последний участок пути стал настоящим испытанием! Назвать это дорогой язык не поворачивается. На обратном пути КамАЗ, застряв в ручье, еле-еле выбрался в цивилизацию только через неделю.
По второму пункту мы решили так. Флагманом нашего флота стал новый «Беркут–L Арктика», специальная модель, разработанная «Беркут-Марин» для этой экспедиции на базе «Беркут L–DC», на котором мы отлично прошли всю Лену в 2014 г. «Беркутовцы» увеличили размеры лодки (5.85 м), высоту миделя, усилили корпус, вмонтировали бак на 135 л. Нас ждали новые обводы, стекла, рундучки, подножки, удобный и жизнестойкий тент, две водопомпы. При этом вес лодки в снаряженном виде производитель смог удержать в пределах 600 кг. Так что мы получили шедевр, который стал нам спасением и опорой на всем маршруте. «Беркут» уверенно прокладывал путь и во льдах, и в месиве из мусора и топляков, который Индигирка половодьем смыла со всех своих берегов для проверки нашей выносливости, и в тоже время абсолютно без проблем он обходил разнообразные косы и завалы, изобилующие в верховьях.
«Вторым номером» взяли «Ротан-520» – проверенную годами (модели уже 9 лет) и пользователями надувную лодку. При огромной грузоподъемности, до 1000 кг, она удивительно легкая и компактная при транспортировке. И оборудована отличным тентом «Кондор», практически полностью накрывающим внутреннюю часть.
Третьей лодкой изначально планировался РИБ-катамаран от компании «Фортис». Но, к сожалению, его изготовление затянулось, и нам выдали стандартный РИБ-450, сильно разочаровавший нас в пути. Основываясь на предыдущем опыте эксплуатации РИБов, мы очень надеялись на его мореходность и надежность, но лодка явно недоработана производителем. В итоге именно она, не выдержав путешествия, явилась причиной выхода группы с маршрута по реке Яне.
Давно развеяв на практике миф о низком качестве китайской продукции, мы, как и в прежние годы, остановились на линейке моторов «Гольфстрим» (компания «Парсун»). На «Беркут» поставили 90-сильный двухтактник, на «Ротан» – двухтактную «сороковку», испытанную в 2015 г. на Юдоме. А на «Фортис-450» установили новую разработку из линейки «Гольфстрим» – 40-сильный четырехтактный мотор.
Набор и грузоподъемность лодок должны были решить проблему автономного перехода по морю. Мы так считали…
Первая проверка
2 июля стартовали из Якутска на двух машинах: КамАЗ с контейнером и «Делика» с людьми. На месте, на реке Агаякан в предгорье Верхоянского хребта (притоке Индигирки) провели три дня напряженной работы: сбор лодок, установку моторов, предварительную обкатку, подгонку и т.д. Приятная и ответственная суета, если учесть, что мы делали все прямо на реке, в дикой тайге, и права на ошибку у нас не было. Кстати, из забавных казусов можно отметить, что в Питере при комплектовании контейнера где-то потерялась одна из сумок «Ротана» с насосом и ремнабором, а «Фортис» вообще не позаботился об этих девайсах. Так что баллоны качали компрессором КамАЗа. И очень удачно и неожиданно выручили метеорологи, работающие в районе Агаяканского моста – они подарили нам свою старенькую, но надежную «лягушку».
Наконец встали на воду! И тут началось… Агаякан показал себя сразу за первым же поворотом во всей красе и мощи. Скорость течения 12–15 км/ч, в стремнинах до 22 км/ч – слалом только успевай, а ширина реки 10–30 м. Уровень воды был выше среднего и продолжал подниматься. Цвет «черный», как местные называют грязную паводковую воду, в которой не видно ничего даже на 10-сантиметровой глубине.
В первый же день мы вкусили всего: и в завалы улетели, и винты побили на многочисленных косах и мелях, и потаскали на себе все лодки. Благо стартовали налегке – до ближайшей заправки надо было пройти всего около 300 км.
Первые дни хода показали отличную управляемость «Беркута» и, что крайне важно, минимальную посадку – 30 см. Конструкция лодки позволяла «ползти» на работающем моторе по мелям: винт на максимальном подъеме трима был выше уровня киля лодки. К тому же на «Беркуте», как на флагманской лодке, стоял картплоттер Lowrance HOOK-5, который прекрасно читал реку, показывал дно с опережением на несколько метров, и часто это было спасительным для мотора и винтов. На допустимых участках удавалось разогнать «Беркут» до 65 км/ч по течению с экипажем в два человека и грузом около 350 кг.
«Ротан» с одним пилотом и загрузкой в районе 400 кг шел стабильно и уверенно, с минимальной осадкой. Он спокойно пролетал там, где «Беркут» протаскивался. Местами разгонялся до 55–60 км/ч.
А вот «Фортис» шел тяжело. Выход на глиссер с двумя людьми и 300 кг груза был затруднен даже на грузовом винте 11-го шага. В чем проблема, мы узнали много позже – у лодки частично сорвало защищающую киль металлическую полоску, и через отверстия от саморезов, которыми она крепилась, вода шла во все пустоты корпуса, и даже в носовой рундук.
Продолжая подгонять и совершенствовать оборудование лодок, мы успешно прошли по Агаякану, Сунтару и Кюенте до Индигирки. Почти каждую ночь шел дождь. Вода продолжала подниматься, что, с одной стороны, было нам на руку – не было непроходимых порогов и опасных сливов. Но, с другой стороны, по реке поплыли бревна и мусор, снижая скорость передвижения.
Мы потихоньку приноравливались, шли в день не более 60–90 км. Рыбачили на притоках и чистых ручьях. После выхода в Индигирку река стала более полноводной, с глубинами до 12–15 м, но с ловушками в виде подводных «чемоданов» и выходов скальника.
В Усть-Нере заправились, прошли паспортный контроль и проверку документов, прослушали формальную лекцию от местного ГИМСа и пошли на знаменитую «Индигирскую трубу».
«Труба» и первое ТО
Дождь и ветер не мешали нам увеличить дневной пробег до 200 км. Много снимая прекраснейшие виды, петли, пороги Индигирки, мы подошли вплотную к той самой «трубе». В селении Предпорожный нашли знакомого знакомых и за час разобрали всю «трубу» на картах, нарисовали подробнейшую лоцию, обсудили каждый поворот, скалу, валы, опасные места и спасительные закутки. Учитывая, что протяженность «бешеного каньона» более 100 км, наша настороженность была более чем уместна. Мы все наслышаны о здешних порогах и 2-метровой волне, о памятниках по берегам и о непроходимых местах. Но подготовка и стабильно работающая техника вселяли уверенность.
Переждав непогоду на входе в каньон в старом заброшенном поселке золотодобытчиков, и поймав, наконец, сухое небо, вышли на «трубу». Это было очень волнительно и азартно! И наверное только наш фильм сможет передать все в красках. Очень слаженно работали штурман в «Беркуте» Иван, ведущий, в связке со всеми по рациям. Временами удары стоячих волн на порогах были такой силы, что только держись! «Беркут» иногда заливало через носовую утку, но две помпы легко справлялись. «Ротан» вообще ничего не чувствовал на своих лыжах катамарана. А вот «Фортис» периодически заливало через корму…
Пролетели на одном дыхании. Особо впечатлил порог Кривун. Мы прошли его как по нотам! Проход возможен был только в одном варианте – по очень узенькой полосе вдоль правого берега. Остальной поток – жуть! Встали за ним и выдохнули. Адреналин бурлил через край.
Далее ход уже был более скоростным и стабильным, проходили по 200–250 км в день. Пересекли Полярный круг. Нашли вымерший от оспы в XIX в. город Зашиверск и отсняли уникальный материал.
Перед поселком Хонуу упали обороты двухтактника на «Ротане», и как раз пришло время первого ТО у всех моторов. Буквально на следующий день то же самое случилось и с четырехтактной «сороковкой» на «Фортисе». Проблема оказалась тривиальная – топливо в Якутии хоть и по 55 руб., но качества очень низкого. Перебрав моторы, в итоге решение нашли в карбюраторе: жиклеры забились тончайшими волосками… Хорошо, что у нас с собой были основные запчасти и, конечно, наш механик Иван с огромным опытом в ДВС.
С этого момента ход стал более продолжительным, в день уже шли по 5–6 часов, периодически давая моторам отдыхать.
Кулинария и снаряжение
Река стала полноводной и спокойной. Пошла рыба с моря. Мы за три дня наловили, нажарили, наварили ее столько, что светились, наверное, от фосфора. Даже смогли заготовить 10-литровый бокс малосольных пузиков омуля и полностью засолить метровую нельму. Ловили и на спиннинг, и сетями, благо в регионе это разрешенный метод, но с хитрым графиком: можно каждые пять дней ставить сети через пять дней запрета, для обеспечения прохода рыбы в верховья. Хотя это все условности, рыбу тут ловят всегда и всеми методами, в основном 100–300-метровыми неводами. И радует, что рыбаки уже не сдают улов за копейки, а могут себе позволить и технику хорошую купить, и в Китай съездить отдохнуть зимой.
Вообще, о питании можно сказать так: оно у нас было очень основательным и хорошо продуманным, исходя из опыта прошлых экспедиций. Мы взяли 20 кг овощей и крупы, три коробки сухарей, подходящих как вместо хлеба, так вприкуску к чаю, а также «быстрых углеводов» – сникерсов и конфет. Все остальное порционно, сколько заслужили и добыли, давал Байана – дух тайги и охоты, хозяин природы. Так что с мясом и рыбой у нас не было проблем. Еду готовил наш шеф-повар и начпрод Артур, обязательные атрибуты которого в каждом путешествии – казан и специи!
Как и в предыдущих походах, мы заправляли термосы не только кофе и чаем, но и ухой, шулюмом, вторым, которые готовили на следующий ходовой день вместе с ужином. И прямо на воде, состыковав лодки, накрывали обалденный стол, и даже при этом в процессе обеда кипятили чай на газовой плите в «Беркуте».
Что касается быта общего – на маршруте было предусмотрено три варианта ночлега. Ходовой вариант – это две быстроустанавливаемые палатки, спальники, раскладной столик и стульчики, отдельно бокс с провиантом и бокс с кухней. На установку такого лагеря уходит 30 минут.
Экстренный вариант ночевки при невозможности причалиться устраивался прямо в лодках. В «Беркуте» располагались 2–3 человека (быстро снимаются сидения, и груз перекладывается в носовую консоль). В «Ротане» прекрасно спали на мягких баллонах.
Ну и иногда мы ночевали в избушках, домиках, просто взяв свои спальники и коврики. Открытием сезона стал коврик Tramp, который мне подарили на день рождения – сам бы я не купил китайскую диковину. Он самонадувающийся до толщины 9 см, выдержал все 40 дней мои 120 кг. И главное – он не пропускает холод, как надувные матрацы, на нем приятно было спать и на воде, и почти на льду.
Очень надежна была палатка «Новотур», новая трехместка. Она выдерживала ветер до 15 м/с и любой дождь. Вообще, вся экипировка «Новотур» (у нас их тенты, спальники, палатки, гермомешки) достойного уровня и собирает только положительные отзывы.
Да, и конечно сапоги! Без них никуда на реке и в ледяном море. Мы второй раз взяли ЭВА-сапоги фирмы TORVI – легкие, быстросохнущие и надежные. Хотя один сапог Иван все-таки порвал в корягах, но их прекрасно заменили вейдерсы того же производителя.
Из связи у нас, конечно, был «спутник», так как мы принципиально нигде не регистрируемся и надеемся только на себя и на друзей. Спутниковый телефон «Иридиум» и переносной спутниковый роутер GO – отличная вещь, обеспечивающая связь с цивилизацией через интернет одновременно из пяти источников. Мы получали сводки, сообщения от родных и близких в режиме онлайн. К тому же в «Иридиуме» есть портал, который позволял идти по трекингу, все наши перемещения GO отражал моментально.
Рации у нас были от производителя «Аргут». Это проверенные рации FM-диапазона с водозащитой, тревожной кнопкой и хорошими креплениями на шею или защелку, что очень важно в шторм и непогоду. Свои задачи они выполнили полностью: обеспечивали стабильную связь на расстоянии 5–7 км, зарядку просили через день. Из пяти раций ни одна не вышла из строя.
В аптечке у нас был стандартный набор, плюс в огромных объемах шел «борик» (крем «Бораплюс»), гигиеническая губная помада и детский крем – кожа не выдерживала. Это не говоря о перчатках, шарфах и шапках. Кто пробовал прокатиться по воде с утра в нулевой температуре, тот поймет такие детали.
К морю
На 19-й день мы дошли до последнего большого поселка перед морем – Чокурдаха. Встретили нас там как и везде – радушно! Много снимали, побывали у промысловиков-рыбаков, в краеведческом музее, помылись в бане.
Заправившись тонной бензина и 20-ю литрами масла, загрузившись, что называется, под завязку, поставив грузовые винты, мы вышли в направлении моря. Общий вес груза на три лодки составил более 2000 кг: «Беркут» взял 850 кг, при норме 600, в «Ротан» загрузили 700, а в «Фортис» более 600 при норме 500.
Хоть и с трудом, но мы вышли на глиссер и полетели в наш Ледовитый, навстречу льдам, приключениям и ветрам.
На пути у нас было крайнее поселение Устье-Русское, по легенде основанное новгородцами, бежавшими от Ивана Грозного. Нас хлебосольно встретил глава поселения Сергей, показал и рассказал о выживании на краю земли, практически в полной изоляции. Там до сих пор говор совсем другой, и какой-то потерянный на «материке» колорит. Живут они общиной, дружной и крепкой. Один за всех и все за одного. Привозят с охоты мясо, а с рыбалки рыбу на всю общину, расходы и работы все ведут сообща в своем селении. Простые, надежные, веками сложившиеся устои.
На следующий день мы вышли в Восточно-Сибирское море. Впечатление было двоякое: устье Индигирки очень мелкое, и мы этого ожидали, но вот что такое «бар» мы узнали и прочувствовали впервые. По 5–10 км мелкого побережья с тягучим илом и песком. Временами просто пахали дно или тащили на себе лодки.
Два дня выбирались с Гусиной губы. Назвать это морем никак не получалось… Берега – тундровое болото с грязной водой, ни одного кустика или деревца, ветер всегда, светло всегда, холодно всегда.
Чем глубже становилось море, тем больше волна, ход тягучий и утомительный. В таком режиме и расход бензина пугающий. Постепенно вышли на более-менее глубины в 1.5–2 м, что позволило добавить газа и выйти на глиссер. Следов жизнедеятельности человека – нет.
Из бара да во льды
На четвертый день заглянули в обозначенную на карте избу. Уверенно и точно вышли на нее по «Лоуренцу». Оказывается, в ней живут искатели мамонтового бивня. Они спокойно ушли в тундру на промысел, оставив все открытым, как и положено на Севере. Утром пришел их коллега и рассказал нам все про эти места. Мы сами ходили по берегу и с любопытством разглядывали многочисленные кости древних животных, окаменелые деревья и прочие артефакты. Набрав на память в качестве сувениров несколько кусочков всего этого великолепия, пошли на выход с этого моря в следующее – море Лаптевых.
Оно совершенно другое! Чистое, синее, глубокое даже у береговой линии, берега есть и песчаные, и галечные, и скалистые. Эхолот пришлось выключить: от найденной рыбы он пищал без перерыва. Из воды сразу повыскакивали котики в приветствиях, полетели утки сотнями, гуси. Но на этом фоне мы увидели льды, впервые и в таком количестве, что ужаснулись.
Льды позволили нам пройти мыс и, прижавшись к берегу, дойти до полярной станции. К нашему удивлению, она была заброшена, и мы не стали там задерживаться.
Остановившись на ночлег как обычно в ручье, пересчитали остаток бензина. Вывод был печальным – нам всем на нем не дойти до поселка Нижнеянск. Поэтому было решено слить весь бензин в «Беркут» и отправить его в Нижнеянск за топливом.
До устья Яны оставалось 270 км вдоль берега или 230 напрямик. «Беркут» шел 19 часов, пробиваясь, обходя льды, попав в шторм перед устьем Яны. Наконец, он взял 600 л топлива и повернул на мыс Святой Нос, где его ждали две других лодки и три человека команды, но тем временем северо-западный ветер прибил чуть ли не весь лед Арктики к побережью. «Беркут» пробивался вдоль береговой линии в режиме ледокола почти сутки. Однажды попробовали для спрямления пути выйти на 30 км в море – воткнулись в сплошные льды. Причем они все сильнее и сильнее отжимали от берега. Пришлось вернуться на исходную точку и пролазить по таким мелям вдоль берега, куда они не могут добраться. Сожгли лишних 40 л бензина.
На подходе к лагерю мы увидели процесс замыкания бухты льдами, но успели пробраться к ребятам в ручей затащить туда «Беркут».
Наутро сколько видел глаз – все было во льдах. Аномальный год – в августе льды не ушли в море. Мы четыре дня прождали наш восточный ветер! С ним льды исчезли так же моментально, как и появились. Береговая линия освободилась за 3–5 часов.
Мы решили выходить и идти вдоль берега, максимально срезая углы. Вышли. «Ротан» не мог развивать скорость более 30 км/ч. Пересекли Эбиляхскую губу, встали на ближайшей отмели осмотреть мотор. Вышла из строя катушка зажигания. Заменили – поехали. Точнее, потащились опять.
Сначала опасались за «резинки» «Ротан» и «Фортис», но постепенно, осмелев, вышли на полный газ, уверенно огибая льдины. К вечеру поднялась волна, усилился встречный ветер – идти даже не на глиссере стало невозможно. Берега не видно, но по картплоттеру уверенно вышли в намеченную точку. Везде бар. Нашли песчаный остров и спрятали за него лодки. Так и заночевали, сидя в «Беркуте» все вместе: подняли тент, зажгли газовую плитку и кемарили полусидя.
Наутро увидели, что вместе со сменившимся ветром ушла и вода. Метров 50 тащили лодки на руках к воде.
Еще на суше подняли «Фортис» и ужаснулись – из него по отверстиям от саморезов ручейками текла вода. Пришлось заделывать.
Вышли поздно. Весь день шли с переменным успехом, опять заканчивался бензин, так как «Фортис» вез все время воды 100–150 кг, которая попадала через шурупные отверстия в полую часть судна. Сделав крюк в 50 км, зашли в поселок Юкагир. Нашли там 160 л бензина (компания «Саханефтегаз» сейчас практикует торговлю в 40-литровых канистрах – очень удобно. В селения и наслеги завозят по зимнику). Дорого, 75 руб./л, но других вариантов нет, и мы были рады такому подарку судьбы. Льды уходили, и ход был классным, шли 45–50 км/ч.
Экстрим
Обойдя страшную Ванькину губу и Макаров остров, вышли напрямую до устья Яны. Ветер утих, выглянуло солнышко… Штурман (дежурил Артур у карт) предложил мне пойти напрямую от Шевлонских островов в Янский залив, но что-то меня остановило, и я инстинктивно взял курс в 2–3 км от берега, хотя подмывало, конечно, дернуть напрямки оставшиеся 65 км. Вокруг штиль, как на озере, на полном ходу можно говорить вполголоса, тишина…
Краем глаза увидел вспышку впереди справа и черный горизонт. Дальше все развивалось как в фильмах-катастрофах. Дождь сначала окатил как прорвавшая труба. Ветер усилился, подняв волну, высота которой стала нарастать прямо на глазах. Идем к берегу максимально возможным ходом. И тут на скорости 55 км/ч – удар ветра в правый борт такой силы, что «Беркут» срывает с глиссера и мотор начинает реветь в воздухе. Я успеваю сбросить газ и уткнуться в воду. Жутко. Все развивается крайне быстро. Черная стена волн пришла через две минуты. Сначала «стиральная доска» полуметровых волн, и за ними накат 2–3-метровых. Реальный шторм. Я уже уткой ныряю в волну, черпаю, страшно. «Ротану» и «Фортису» не легче, но они уверенно идут в моем кильватере, сосредоточенно и напряженно пытаясь держать тот же курс и скорость. В эфире тишина – все всё поняли…
И тут рев рации – Химик на «Фортисе» что-то хочет сообщить, но ветер не дает расслышать его слова. Спрашиваем: «Тебе помощь нужна?» Ответ: «Да!» Оборачиваюсь – Химик идет на 90 градусов от нашего курса. Возвращаюсь к борьбе с волной. Оборачиваюсь через минуту – Химика нет, его не видно вообще среди волн. Резкий разворот, даю газа на гребне, выхожу на полуглиссер. Лечу к Химику подобрать, что осталось от него, тревога забивает все остальные чувства… Вижу: его молотит в волнах, пол-лодки воды, но на плаву. Он пытается бороться с управлением, крутя руль во все стороны. Тщетно. Оборвало тросы управления!
Даю команду «Чалку мне. На буксир!». У нас только одна попытка. Оба максимально собраны и готовы. Получается как в кино – с первого раза попасть ему в меня концом веревки; Иван вяжет моментально к «Беркуту»; я разворачиваюсь и беру курс вдоль берега на постепенное сближение с сушей. Прямо идти не даёт волна. Волны уже «треугольные», срывающиеся, весь «Беркут» ложится на волну, иду галсами, все равно заливает. Молюсь.
Считаю метры глубины... Будем выбрасываться на берег, на любой, только дойти бы. Глубина 3 м. Уже лучше. 2 м. Полтора. Даю полный газ и поднимаю мотор – буду идти чтобы не «замолотило» волной, до упора в берег.
Вылетаю на пузо, ребята прыгают в воду по грудь, волна сбивает. «Ротан» так же вылетает на полном ходу на берег. «Фортис» максимально вытаскиваем и бросаем. Вроде встали. Волна бьет, но терпимо. Все мокрые. Ветер такой силы, что на берегу сносит с ног. Температура у нуля. Чтобы не замерзнуть – таскаем и держим «Беркут». «Фортис» надежно прибило метрах в десяти, и волна заливает его через край, но это ничего не меняет. Клеммы аккумулятора на нем откинуты, а мотор надежно укрыт колпаком. Все силы брошены на удержание против волны «Беркута».
Проходит час такой борьбы. Мы не на коренном берегу, а на косе. Вода все прибывает и прибывает, коса может вся скрыться, и нас опять выбросит на глубину. Остается 10–15 см уровня песка. Все крайне замерзли. Достаю спирт из НЗ – всем разливаю из фляжки по очереди по 50. Разворачиваем «Беркут» носом в берег, максимально вытаскиваем его на сушу. Держимся. Решаем рискнуть и поставить тент – получается быстро и слаженно. Не сорвало. Залезли в него, переоделись в сухое из гермомешков, зажгли плитку, просушили сапоги – оживаем! Каждые 30–40 минут все выпрыгиваем и тащим «Беркут» выше.
Запас пресной воды – 1.5 л. Очень хочется пить, но цедим по капельке…неизвестно, когда это закончится. Ветер чуть стихает, к 7 часам утра появляется светлая полоса на востоке. Даже получилось сидя поспать по часу всем. Хрустим сухарями, думаем о хорошем.
Вода уходит – бегом тащить лодки. Шторм заканчивается, нам радостно. Из последних сил спускаем лодки. «Фортис» сливаем – оказывается, у него не тросы оборвало, а разбило итальянский рулевой редуктор. Делаем из ремней тяги, пытаемся выйти в море, волна небольшая. «Фортис» все равно неуправляем. Выход один – на буксир к «Беркуту».
В «Беркуте» четыре человека и груз – тащимся по волне 8–9 км/ч. До устья Яны 26 км. Нам не хватило вчера всего полчаса… Бензина в таком режиме должно хватить до устья. Идем три часа. Последняя губа – открытое море надо пройти. Рискуем.
Видим вдалеке большое судно и идем к нему. О чудо! В устье реки Яна работал земснаряд, углублял фарватер. Капитан Николай Иванович принял как своих – поднял «Фортис» на борт краном. И тогда мы увидели самое страшное в нем – огромную трещину и дыру в кормовой части днища… Делать нечего – оставляем его на борту земснаряда и идем на двух лодках вверх по Яне в поселок Нижнеянск около 40 км.
Долетели на подъеме за час! Нас приняли и устроили в администрации, спасибо добрым людям. Поели, выпили пятилитровку воды, упали спать.
Утром нашли в поселке редуктор, разрешили остальные вопросы и пошли опять в море за «Фортисом». Поставили редуктор, попытались поставить латку из эпоксидки. Ее хватает только на временные меры. Для дальнейшего движения судно не готово. Пригнали «Фортис» в поселок. Долго обсуждали дальнейшие действия. Сводка погоды на ближайшие две недели плохая. Ветер до 15 м/с. Времени ждать улучшения нет. Решаем завершить экспедицию тут, в Нижнеянске. Совсем чуть-чуть не дотянули до Тикси, а там уже и знакомый по позапрошлому году путь до Якутска. Но в этот раз – не судьба.
Вот такие моменты были в нашем путешествии. Далее – все в штатном режиме, дошли по Яне до Усть-Куйги, переехали уазиком в Депутатский и самолетом в Якутск. Прошли более 4000 км. Резюмируя, можно сказать следующее:
Инженеров «Фортиса» надо публично повесить на Сенатской площади. А нашим производителям догонять китайцев.
Все расчеты, сделанные заранее на суше, околонаучны. У моря свои графики и схемы, и ходить на скорлупках менее 6 м – опасная лотерея.
«Разбушлат» – орлы! Настоящей команде любое море по колено.
Все свободны условно. Кто попробовал это – уже не станет ездить на велосипеде по дорожкам, а будет искать неведомое.
А облака там все так же прекрасны… И небо близкое, и люди настоящие!
P.S. Спасибо судьбе, что дала мне достойных друзей, надежных партнеров и такие незабываемые приключения!