В Приморье разработали проект уникального рыбацкого судна

Несколько лет кропотливого труда дали «на гора» прорывной проект, у которого нет аналогов в мире по эффективности и низкой затратности. Это рыбодобывающее судно-док нового поколения.Некогда процветавшая и ведущая в Приморье рыбная промышленность сейчас находится в сложной ситуации. Вроде и кадры ещё остались, квотами не обделили, рыба в морях имеется. А вот ловить её чем? Подавляющая часть флота была построена ещё при советской власти на верфях Украины, Польши и Испании. На Дальнем Востоке только судостроительный завод в Благовещенске выпускал востребованные сейнеры, к счастью, предприятие возродилось и вновь производит МРС.

Не случайно губернатор Приморья Сергей Дарькин на каждом отраслевом совещании бьёт в набат: флот стареет. Через 5-10 лет в море не останется малых и средних добытчиков, практически исчезли плавучие перерабатывающие комплексы. Сергея Дарькина поддержал Владимир Путин (вначале как президент страны, а теперь и как премьер-министр). Но нужны современные суда — эффективные в добыче и переработке уловов, энергоёмкие, малозатратные и низкобюджетные. Поэтому несколько лет назад приморский губернатор и обратился к молодым проектировщикам-корабелам и рыбакам: давайте создадим проект траулера будущих поколений.

Призыв был услышан. Несколько лет кропотливого труда дали «на гора» прорывной проект, у которого нет аналогов в мире по эффективности и низкой затратности.

Это рыбодобывающее судно-док нового поколения.
Созданная конструкторская группа имеет огромный положительный опыт как в области конструирования судов, промыслового вооружения, создания компьютерных тренажеров, так и организации финансирования крупных проектов, в том числе международных. В частности проект по восстановлению малого рыболовецкого флота в Сахалинской области был успешно реализован в 1998 – 2000 годах. Участники – ООО «РПК Посейдон», ГУП «Сахализингфлот», ОАО «Дальневосточный Банк», ООО «Посейдон лизинг». В конструкторскую группу также входят специалисты, по патентам которых производится лов сайры и кальмара в настоящее время.

В течение ряда лет конструкторская группа изучала вопрос по созданию нового типа промыслового судна. Следствием работы группы явилось создание и патентование универсального рыбопромыслового судна-дока, способного нести на себе ряд промысловых судов, используя судно – док как базу - убежище, плавзавод и рыбопромысловое судно.

Группируя рыбопромысловую экспедицию в одном комплексе, решаются следующие задачи:

- полный контроль над выловленной, переработанной и отгруженной продукцией;
- способность разворачивать экспедиционный лов в кратчайшие сроки;
- возможность иметь экспедиционную ремонтную базу;
- возможность переработки продукции только из свежего сырца и только высшего качества;
- предоставление рыбакам комфортных условий для медицинского обслуживания и отдыха;
- экономия энергоресурсов за счет более рационального их использования и нетрадиционных источников питания (солнечные батареи);
- возможность использования рыбопромысловой базы, как перерабатывающей мощности, так и судна для лова;
- возможность работать в труднодоступных регионах Мирового океана и сложной ледовой обстановке;
- возможность работы рыбопромысловой базы как базы убежища для судов-сателлитов;
- возможность переоборудования из одного типа лова (кальмар) в другой (минтай), или (сайра) – (ставрида) в течение перехода в другой район;
- возможность освоения малооблавливаемых видов рыбы и морепродуктов;
- возможность вести более полную обработку сырца в периоды штормов незанятыми на промысле рыбаками судов сателлитов;
- возможность планового и бесперебойного обеспечения топливом, продуктами и материалами экспедиции;
- отсутствие простоев лова и переработки по причине выхода из строя ключевых специалистов;
- увеличение срока оперативной работы малых судов во время зимы с перемещением рыбопромыслового судна-дока южнее;
- работа экспедиции в группе позволяет быстрее производить поиск объектов лова, экономя энергоресурсы.

Строительство данного судна нового поколения сможет повлиять как на освоение рыбных ресурсов Мирового океана, так и на совершенствование малого и среднего рыбодобывающего флота на Дальневосточном бассейне и Европейской части РФ.
Предположительный срок финансирования проекта – 15 лет. Процентная ставка, с учетом имеющегося опыта привлечения финансирования от зарубежных банков, будет оптимизирована.

  
Николай Кутенких