Перевернутая пирамида. Благовещенская - Сенное 2013. Кайт-виндсерфинг сборы и соревнования «Кубок Фанагории»

М4 хорошеет. Доехали за 36 часов с купанием в Воронеже и ночевкой на Дону под Павловском. Уазик сдюжил, но бензину ушло неимоверно много - 400 литров! Встречный ветер почти всю дорогу.
На Бугазе, на шлагбауме те же лица, стоимость установки палатки и стоянки машины выросла с прошлого года, в полтора раза. С нас взяли столько же, сколько в прошлом году 25000. Сначала хотели получить 45000, за 20 палаток и 4 машины за три недели нашего пребывания на Бугазской косе.
Начались наши сборы 17 июня и закончились 7 июля. Самых маленьких виндсерфингистов 5-8 лет было четверо. Начинающих и продвинутых, не принимавших участия в соревнованиях - 9 детей. В спортивной группе было 12 детей, выступавших на «БИКах» и «Навигаторах», группа кайтеров состояла из 6 детей. На Бугазской косе собрались 34 ребенка (включая грудничков), 16 родителей и тренеров. Не могу сказать, что нам было тесно. 1 июля спортивная группа переехала с Бугаза в поселок Сенное, расположенный на Таманском заливе (70 км от нашего лагеря на Бугазской косе), для участия в виндсерфинг-регате «Кубок Фанагории».
Лагерь наш на Бугазской косе расположили в 2 км от шлагбаума, на узкой косе между морем и лиманом. От лагеря до моря и лимана - 30 метров. Тренировки по виндсерфингу и кайтингу проводились на лимане (температура воды 33 градуса днем), в море выходили редко.
Дуло слабовато и на Бугазе, и в поселке Сенном. Только в день переезда в Сенное дети увидели штормовой ветер. Старшие носились на досках и кайтах, визжа от счастья, младшие тряслись от страха и бессилия перед силами природы. На следующий день к ветру прибавился сильный дождь. В Сенном мы спокойно пересидели непогоду, а вот на Бугазе ветер с дождем укладывали палатки на землю, присыпали их толстым слоем мокрого песка. Детей с Бугаза пришлось эвакуировать в станицу Благовещенскую, ночь они провели в хороших условиях.
 
Блага цивилизации не прельстили детей, и на следующий день все уже были на берегу, восстанавливали лагерь. Шум прибоя и ветра не заменишь, никакими прелестями современного «пластмассового» жилища.
Во время сборов и соревнований по виндсерфингу ветра едва хватало на глиссирование полными курсами. Для новичков – просто идеальные условия для тренировок.
Для компенсации дефицита адреналина, вызванного слабым ветром, дети самостоятельно разработали тренировки по виндсерфингу нового для Школы ветра формата. Детьми были предложены и проведены командные гонки. Победители личных первенств набирали команды, причем первым выбирал члена команды капитан, занявший второе место в личном первенстве, затем выбирал члена команды капитан, занявший первое место в личном первенстве, затем опять второй номер, потом опять первый, и так пока не были «разобраны» все желающие гоняться. Так удалось создать команды одинакового уровня. Баталии проходили нешуточные. В победе команды были заинтересованы все, независимо от уровня подготовленности участника, от очков принесенных каждым членом команды зависел общий результат. Капитаны превратились во флотоводцев, разрабатывались планы тактической борьбы на старте и на дистанции. Эффективность тренировок значительно увеличилась. Одна беда, отсутствие тренерского катера. Мне (тренеру) приходилось, в буквальном смысле, стоять на якоре, якорь я привязывал к доске и стоял на доске по 2,5 -3 часа, записывая результаты гонок и давая старт. Так как я еще и играл роль стартового судна в стартовом створе, вся толпа виндсерфингистов-гонщиков, жаждущих победы, пыталась снести «стартовое судно» вместе с тренером. Сидеть на доске сложно, мокро, плохо видно, и спина болит. В следующий раз придется, наверное, купить надувную доску, она больше. На нее стул поставить можно. Зато на берегу я просто сдавал свои записи капитанам, они сами обрабатывали результаты, сами определяли команду победителя. Тортом награждал я.
В море выходили только при слабом отвальном ветре. При слабом, потому что под рукой не было спасательной службы. Попытка вывести детей в море при навальном ветре закончилась двумя сломанными мачтами. Больше экспериментировать я не стал.
Юные кайтеры имели возможность в слабый ветер участвовать в тренировках виндсерферов. Профессионалы Женя, Лев и Валера страдали от слабоветрия, и использовали малейшие дуновения для попыток поехать. Настя и Денис, вставшие в этой поездке на летний кайт впервые, смогли поехать и научились вырезаться. Денис занимается кайтом меньше года, но это самый упорный ученик, не пропустивший ни одной тренировки с октября 2012 года. Айрат, который тренировался всего три дня при слабом ветре, также смог поехать на кайте, но научиться возвращаться в исходную точку он не успел.
 
Сенное.
«Кубок Фанагории» проводился четвертый раз. Традиционно соревнования собрали сильнейших спортсменов России. Первый день, день заезда, приехали команды: Школы ветра, «Хлебниково» - Настя Емец с питомцами и ребята из Таганрога. К ночи появились пять спортсменов из Сочи, два спортсмена из Анапы, два из Санкт-Петербурга (Сехпосян Мариам теперь из Санкт-Петербурга), один из Новосибирска, ну и два спортсмена из Украины (у них на Украине совсем соревнований нет). Второй день – дождь. Воды столько, что всплывают палатки, даже находящиеся на возвышенностях. Машина стоит посередине озера, образовавшегося в школьном дворе, где размещен лагерь. Никто из судей так и не повесил «морковку». Главный секретарь регаты, объявила, что у них сегодня по программе дождь. Нашим детям, 14 дней подряд работавшим на воде по 5 часов, это было настоящим подарком – выспались, отдохнули от солнышка.
В соревнованиях приняли участие: «Рейсборд–6», «Т293 7.8–20», «Т293 6.8–9», «ДНК 6.8–8», «ДНК 5.0–8».
В «рейсборде» стартовали доски: «Шкипер», «РСХ», «Старборд Фантом 29». Отдельное спасибо Курчикову Володе (компания «Олимпика Спортлэнд») за предоставленные для гонок доски. «Рейсборд» стартовал в одной стартовой группе с «ДНК 6.8». Совершенно непонятно, почему они не были объединены в одну стартовую группу с «БИКами». «Рейсборд» продемонстрировал свою демократичность и необходимость, в нем смогли объединиться все, кто не попадал в другие классы, в том числе взрослые гонщики.
 
«Т293 7.8.». Первым стал Гончаренко Александр из Украины – самый молодой и самый быстрый. Папа возит своего ребенка на все доступные соревнования, я видел эту семью в Дахабе. Ребенок отрабатывал в Дахабе не меньше 6 часов в день на воде. Очень упорный папа. Только в последних трех гонках Александра обошли молодой Токарев (сын Алексея Токарева, участника Олимпийских игр в классе виндсерфинг), Степачков из Таганрога, Прозоров из Анапы.
Дети Школы ветра заняли последнюю и 14 строку, Антон Горобец очень перспективен, но это первые его соревнования на «БИКах». 8 место занял Егоров Женя, бывший воспитанник Школы ветра. Виндсерфинг не является для него основным занятием, надеюсь, из него выйдет неплохой физик и гонщик в дисциплине «Рейсборд». У девочек впереди Сехпосян Мариам. Мариам много времени тренируется в Дахабе и не пропускает главных российских соревнований. Христина Майорова, тоже бывшая воспитанница Школы ветра, пятая среди девочек, ей явно не хватает нахоженности.
В «Т293 6.8», «ДНК 6.8» и «ДНК 5.0» все первые места расхватали бывшие и настоящие воспитанники Школы ветра. Тункин Василий – первый в «Т293 6.8». Андрей Кудряшов, выступающий в этом же классе, только четвертый, но он и месяца не простоял на «Т293». Это его первые соревнования. Аня Смирнова - вторая, лучший приход в общем зачете - пятый.
В «ДНК» у детей Школы ветра соперников не было. Но, несмотря на отсутствие соперников, дети выкладывались на полную катушку и заслужили свои награды.
 
В целом видно, как поредел строй участников младших классов детского виндсерфинга. Картинка, которую составляют участники соревнований по виндсерфингу, начиная с прошлогоднего первенства России, напоминает мне перевернутую пирамиду. В основании пирамиды («ДНК») необходимо, чтобы было значительно больше юных спортсменов, чем на вершине («Т293»). А в России все наоборот. На будущий год (по списку участников «Кубка Фанагории») «Т293 7.8» по возрасту покинет восемь детей из нынешнего списка гонщиков (кстати, куда деваться этим гонщикам, в «РСХ» места не хватит и для четверти спортсменов?). В классе «Т293 6.8» всего девять спортсменов, в «Т293 7.8» перейдут все дети из «Т293 6.8». Из восьми детей «ДНК 5.0» вряд ли больше двоих смогут перейти в «Т293». Так, что же получается, через четыре года выступать за Россию в классе виндсерфинг будет некому? Этот эффект уже наблюдается на чемпионате Европы в «RS:X». Во взрослом составе команды России семь спортсменов, а в юношах только двое. Если дальше пойдет так же, то очень скоро детский виндсерфинг останется только в Школе ветра. И будет культивироваться до тех пор, пока не рассыплются от старости все «Навигаторы 300». В этом году производитель досок детского национального класса виндсерфинга, питерская компания ССТ приостановила производство этих корпусов, так как это невыгодно, очень мало заказов.
Хотелось бы отметить, что дети, выступающие в «Т293», гонялись на досках ДЮСШ 26. Все участники соревнований застрахованы благодаря 26 школе.
Вернувшись с Москву, мы узнали, что уже есть распоряжение префекта СЗАО о сносе всех строений на ВСБ в Строгино (эллингов, тренерских помещений, мастерских). То есть весь московский детский виндсерфинг и кайтинг может закончиться уже в этом году. Если контейнеры, необходимые для занятий детей, будут вывезены, вся парусная работа с детьми, в том числе работа москомспортовской школы ДЮСШ 26 будет сразу прекращена. Школа ветра (www.windschool.ru) не сможет работать в Строгино, а ДЮСШ 26 потеряет около 150 детей. Даже если Москомспорт сможет что-то когда-то построить здесь, после этого понадобится не менее 6 лет, чтобы выйти на нынешний уровень спортивных достижений детей. Если при этом удастся сохранить тренерский состав, что маловероятно при зарплате в 16000 рублей. Может быть, ВФПС, которая декларирует важность развития детского парусного спорта, захочет поучаствовать в судьбе юных яхтсменов и единственной в Москве парусной школы?
Василий Бессонов, руководитель детского направления Школы ветра в Строгино