Чемпионат мира. Итоги
Закончился очередной, 51 чемпионат мира. Проведено 10 гонок, преимущественно по среднему 7 - 12 узлов ветру. Только регата PRE-WORLD и 2 первых гонки показали настоящий характер Гарды, 14 - 20 узлов. В остальные ветру мешала жара, при которой и вода и берег были теплыми, а после обеда приходили тучи, накрапывал дождь, и ветер скисал. По ветру были варианты давать старт в 8 - 9 часов утра, когда работал до 12 часов северный «горный» бриз 14 - 18 узлов. Кстати, по этому утреннему графику проходил чемпионат мира в классе «Финн» среди юниоров. Организаторы не воспользовались этой возможностью. На мой вопрос Председателю ГК А. Кустичу, почему не проводить утром, он ответил - организаторы не могут так рано.
Конечно, все ждали, что, наконец, сингапурцам дадут бой такие сильные команды как Великобритания, Голландия, Германия, Италия и другие страны, готовые к сильным ветрам, но оказалось, что Сингапур готов к любым ветрам, и их физическая готовность, выносливость вызывали всеобщий восторг. У нас есть съемки с PRE-WORLD, где видно, что они могут «отдавливать» лодку сколь угодно долго на «прямых ногах». Лазеристы хорошо знают эту технику, да только на «Оптимисте» борт много уже, чем на «Лазере», от этого и тяжелее, и больнее.
Просматривая треки наших ребят в первых гонках видно, даже при хороших стартах, на длинную лавировку в 20 минут их не хватает. Не хватало у многих, потому и Сингапур. Хотя в первых гонках неплохо себя показали итальянцы, но как только стихло, начались проблемы. Все высокие, крепкие, по возрасту на «выходе» из класса по 15 лет (впрочем, как и сингапурцы), не смогли составить конкуренцию в слабый ветер. Впрочем, и «чемпионы Европы» не блистали. Мара Турин только в двух гонках пришла в десятке (ее ветер, слабый, начала с 48 прихода, в итоге 104), остальные приходы не ахти какие. По мальчикам та же картина. Вывод, на чемпионат мира едут «первые» составы и конкуренция запредельная. Отдельно стоят сингапурцы. Но тут чистый профессионализм. Они, наверное, единственные были по-настоящему профессиональной командой. Хорошо знакома истина - выигрывает тот, кто делает меньше ошибок, дорабатывает каждый элемент до совершенства. В их подготовке нет мелочей. Но для этого нужны условия. И государство эти условия им создает. Многомесячные сборы в местах проведения регат требуют большой организации и массу средств, вплоть до найма школьных учителей. Физподготовка, питание, отработка элементов гонки и многое другое. И гонялись они не на космических кораблях, на обыкновенных чартерных ВИННЕРАХ. Паруса ОЛИМПИК. Да, наверное, есть нюансы. Мы с тренерами старались примечать любые тонкости, их хватает. Наверное, тут и психология, и настрой на гонки. По скоростным качествам сейчас много не отработаешь. Яхт конкурентоспособных много, к примеру, 3 место у немецкого гонщика на FAR EAST.
И наши идут неплохо, когда на чистом ветру, хороший старт и концентрация до финиша. Недаром Ваня Волчков в последних гонках пришел 8 и 2. Коротко о наших. Ребята хорошие, с большим потенциалом. Секретов для них почти нет. Многое умеют, но еще большему надо научиться, и прежде всего доведению всех действий до совершенства, начиная со старта. Это большая и объемная работа. Для этого нужны условия, конкуренция, тренеры, централизованная подготовка. Пока этого не будет, мы долго с завистью будем смотреть, как поднимаются флаги других стран и медали вручают таким же ребятам и девчонкам, только не нашим.
Руководители в ВФПС, главный тренер высказываются об «Оптимисте», как о «базовом» классе, где нужен результат. Так давайте создадим условия, при которых мы можем приблизиться к вершинам в «Оптимисте». Я знаю, что наши дети ничуть не хуже иностранцев, и наша богатая и сильная страна не должна так «бледно» выглядеть в этом массовом классе в будущем.
Вадим Механиков