О правилах классификации и постройки малых прогулочных судов

В данной статье рассмотрены особенности применения правил и стандартов, предложены подходы к классификации малых прогулочных судов, которые могут быть использованы при разработке отечественных правил.Автор: Назаров А.Г.
директор “Albatross Marine Design”

Толчком к написанию настоящей статьи послужило изучение недавно принятых «Правил классификации и постройки малых прогулочных судов» Российского Морского Регистра Судоходства, а также любезное приглашение к обсуждению этих правил со стороны представителей Регистра.
Сразу оговоримся, что малые суда, по действующей в настоящее время международной классификации – это суда c длиной корпуса LH не более 24м. Прогулочные суда (pleasure craft, recreational craft, yacht) – по определению суда, используемые для спорта и отдыха; но в реальности некоторые из них могут использоваться в коммерческих целях для чартера.

Типы стандартов
В настоящее время, можно выделить четыре группы стандартов, применяемых для малых судов различного назначения:
• Международные стандарты – это в первую очередь директива Евросоюза по прогулочным судам RCD, стандарты группы ISO Small Craft; некоторые применимые международные конвенции IMO или их части;
• Национальные стандарты – это, например австралийские стандарты AS, новозеландские NZS, федеральные правила США (CFR), отечественные ГОСТы «Суда малые гребные и моторные» и т.д. В настоящее время в ряде стран многие из национальных стандартов один в один повторяют международные стандарты ISO;
• Правила классификационных обществ;
• Правила ассоциаций и отраслевых организаций – например американские ABYC, NMMA, ассоциации классов парусных судов и др.
Рассмотрим некоторые подходы к классификации малых судов более подробно, с прицелом на использование их в российских реалиях.

Малые суда и правила классификационных обществ
Lloyd’s Register в настоящее время имеет правила для малых судов в составе правил для специальных судов (Special Service Craft – LR SSC). Правила распространяются на малые суда различного назначения, но интересно отметить, что из этих правил исключены малые прогулочные суда – для них предполагается применять стандарты ISO Small Craft и европейскую процедуру сертификации по RCD. Прогулочные же суда (яхты) длиной более 24м классифицируются согласно все тем же LR SSC.
Germanischer Lloyd имеет собственные правила для малых судов, в том числе и для малых прогулочных судов. По опыту их применения, правила GL Yachts and Boats Rules (для судов до 24м длиной) при проектировании в целом дают результаты, достаточно близкие к таковым при использовании ISO Small Craft. Согласно сложившейся практике, GL сертифицирует малые прогулочные суда используя ISO Small Craft, а собственный класс ‘GL Yacht’ является необязательным дополнением (по решению клиента) и охватывает параметры, которые на время его введения не покрывались стандартами ISO – например, рулевое и якорное устройства, парусное вооружение и т.д. Внедрению такого класса способствовали случаи потери килей на яхтах известного немецкого производителя, и класс ‘GL Yacht’ был введен, чтобы восстановить своеобразную репутацию качества. В настоящее время, с расширением номенклатуры параметров, нормируемых ISO Small Craft, есть основания полагать, что актуальность отдельного класса от GL для малых прогулочных судов будет уменьшаться.
Det Norske Veritas располагает правилами для быстроходных и легких судов ‘Rules for High Speed, Light Craft and Naval Surface Craft', и прогулочные суда (в том числе суда длиной менее 24м) могут быть классифицированы согласно этим правилам с нотацией YACHT. В то же время, анализ правил показывает, что соответствие этим правилам для большинства малых прогулочных судов довольно проблематично (но для судов длиной более 24м – вполне возможно); сами правила содержат ссылку на директиву EC RCD, и таким образом отсылают к сертификации малых судов рассматриваемого типа по стандартам ISO Small Craft. Ранее (до 1998 г) для сертификации малых судов DNV использовались правила NBS, сейчас от этой практики для прогулочных судов отказались.
Bureau Veritas располагают собственными правилами для яхт длиной до 100м, которые могут применяться и для судов длиной менее 24м с присвоением класса BV. Более того, в правилах содержится указание на EC RCD как опцию сертификации малых прогулочных судов, выполняемую непосредственно BV (без присвоения класса). Таким образом, применение собственных правил BV для малых прогулочных судов не ставится во главу угла.
American Bureau of Shipping в настоящее время не имеет правил для малых прогулочных судов; правила для парусных яхт ‘Rules for Building and Classing Offshore Racing Yachts’ более не поддерживаются (с 1994 г), а правила для моторных яхт ‘Rules for building and Classing Motor Pleasure Yachts’ покрывают исключительно суда длиной от 24 до 61м.

Registro Italiano Navale имеет собственные правила для яхт – ‘Rules for the Classification of Pleasure Yachts’, применяемые для судов длиной более 24м. Собственно, RINA является лидером этого рынка среди всех КО. В арсенале этого КО присутствуют старые правила для малых судов (1950-1980х годов), но на практике они не применяются. Сертификация малых судов в настоящее премя осуществляется RINA на основе стандртов ISO Small Craft; более того, RINA даже разработало собственное весьма удобное программное обеспечение для оценки параметров судов под стандатры ISO.
Наверное, несколько слов стоит сказать и правилах для малых судов Регистра Судоходства Украины, действующих с 2005г. Изначально великолепная идея – разработка правил на основе стандартов ISO Small Craft в ходе работы над втрой редакцией трансформировалась в насыщение правил экзотическими критериями и избыточными требованиями, слабо связанными с реалиями постройки малых судов. Результат – очевидный застой в отрасли и уход серьезных заказчиков под другие КО (в частности - под BV).
Таким образом, подведем некоторый промежуточный итог: в настоящее время налицо тенденция отказа ведущих КО от классификации малых прогулочных судов по собственным правилам. Те же КО, что сохраняют правила классификации и постройки таких судов (где исторически сложилось так, что собственные правила существовали до 1998г), все реже применяют их на практике (кроме, пожалуй, GL). В то же время, все ведущие КО стран Евросоюза являются уполномоченными органами для сертификации по CE/RCD/ISO Small Craft и предпочитают именно эту опцию сертификации для малых прогулочных судов. Правила ISO Small Craft также применяются для малых судов других типов, насколько это возможно.

Особенности сертификации малых судов в некоторых странах
Считаем также необходимым затронуть особенности сертификации малых судов в некоторых странах.
Сертификация малых прогулочных судов в США заключается в соответствии федеральным правилам (CFR); соответствие судов и сертификация их компонентов проверяется/осуществляется береговой охраной (USCG). Добровольная сертификация осуществляется также рядом отраслевых ассоциаций типа ABYC, NMMA которые разрабатывают собственные стандарты (причем, начиная с 2002г. эти стандарты максимально приближены к стандартам ISO Small Craft). Впрочем, «добровольная» сертификация на практике превращается в фактически обязательную для судов серийной постройки, поскольку позволяет защитить производителей от рисков, связанных с судебными разбирательствами в случае проблем с судном. Нормируемыми параметрами в американской системе сертификации являются в основном аварийная плавучесть (для открытых судов), элементы снабжения, элементы систем отвечающих за безопасность и экологию – пожаротушения, вентиляция, трюмные помпы, фановая система, электросистема; по этим позициям нормы довольно жесткие. Остойчивость и прочность прогулочных малых судов в США не нормируются. Впрочем, поскольку значительное число производимых в США моделей поставляются и на европейский рынок, в настоящее время малые суда предназначенные на экспорт строятся в соответствии со стандартами ISO.
В Австралии сертификация малых прогулочных судов не требуется; в национальных стандартах AS присутсвуют лишь требования к наличию спасательного, аварийного и навигационного оборудования и элементов снабжения. Для судов используемых для чартера или малых коммерческих судов применяются стандарты для коммерческих судов Uniform Shipping Laws (USL) Code, и ряд местных требований, зависящих от штата/территории (система достаточно запутана; в каждом случае приходится нанимать местного лицензированного австралийского сюрвейера для оценки проекта). В целом, система достаточно хорошо совместима со стандартами ISO Small Craft; в частности разрешается их применять для малых коммерческих судов длиной до 13м.
В странах Азии и Африки, опять же из нашего опыта, сертификат или декларация строителя о соответствии судна стандартам ISO Small Craft работает безотказно, причем даже для малых коммерческих судов, к которым желательно было бы применять более жесткие требования по непотопляемости.
В странах Евросоюза с 1998г введена в действе директива EU Directive on Recreational Craft, 94/25/EC, согласно которой сертификация малых прогулочных судов продаваемых на рынке стран ЕС выполняется согласно стандартам группы ISO Small Craft по мере их введения в действие. Дополнением к этому документу является Directive 2003/44/EC введенная в 2005г.

Европейская директива RCD и стандарты ISO Small Craft
Учитывая важность правил ISO Small Craft и их перспективы, рассмотрим их более подобно. По сути, они представляют собой набор отдельных стандартов, изданных и вводимых в действие как отдельные документы, тем не менее, объединенных общей философией и подходами к обеспечению безопасности. Стандарты разделяют все суда на «парусные» и «непарусные» и применяются к малым судам длиной корпуса от 2.5м до 24м. Заметим также, что хотя стандарты ISO и применяются для прогулочных судов, в самом тексте стандартов ограничения по применению их к малым судам других типов отсутствуют.
Директивой RCD и стандартами ISO предусмотрены следующие категории:
Категория Описание Допустимая высота значительных волн Расчетная скорость порывов ветра
А ocean до 7м 28м/с
B offshore до 4м 21м/с
C inshore до 2м 17м/с
D sheltered до 0.3м (до 0.5м от проходящих судов). 13м/с
Конечно, сегодняшняя ситуация когда 8-мтеровый катер может получить категорию offshore несколько искусственна, но в целом система достаточно продумана и продолжает совершенствоваться.
Сертификация малых судов по RCD осуществляется «уполномоченными органами» (notified bodied), которых около 30 и которыми являются ведущие КО, органы стандартизации ряда стран Европы, различные отраслевые институты и организации. При этом, существуют упрощенные варианты сертификации на основе «декларации о соответствии» для судов категорий C и D длиной менее 12м.
Существенная разница между сертификацией по RCD и общепринятой практикой работы КО заключается в следующем:
• предлагается на выбор несколько процедур сертификации, выбор осуществляется заказчиком в зависимости от размера и категории судна, серийности и т.д.;
• сертифицикации подлежит судно после окончания постройки;
• сертификация может выполняться методом испытаний или на основе предоставленной технической документации, или их комбинации;
• сертифицируется непосредственно судно, а техническая документация не подлежит формальному одобрению;
• надзор за постройкой судна со стороны сертифицирующей организации необязателен;
• требования к объему сертификации усложняются с увеличением размера судна (и его стоимости);
• судно может получить сертификат типового одобрения;
Такой подход позволяет привести стоимость сертификации малых судов к разумным пределам, в соответствии с размером и стоимостью самого судна. Для поклонников «строгого подхода» сообщим: из нашего опыта, в технической части стандарты ISO Small Craft достаточно строги и только специально спроектированное судно сможет им соответствовать. Снижение стоимости сертификации в сравнении с привычной для КО схемы достигается за счет: минимизации расходов на техническую документацию путем частичной замены ее чек-листами или испытаниями, минимизации расходов на надзор, отсутствие одобрения комплектующих (достаточно СЕ-сертификатов на некоторые виды оборудования) и прочие процедуры, которые не дают практически ничего (будем откровенны – это так и есть) в плане реальной безопасности, но существенно повышают стоимость.
Итак, что же нормируется согласно стандартам ISO? Опыт общения с представителями КО «на местах» говорит том, что здесь подчас «темный лес» и имеется путаница с сертификацией системы качества предприятия. На самом деле, стандарты группы ISO Small Craft содержат четкие инженерные методы оценки параметров малых судов и четкие технические требования. Это в первую очередь требования к остойчивости, надводному борту (точнее - «высоте заливания») и аварийной плавучести, определяемые стандартом ISO12217 - из опыта, требования этого стандарта являются решающими при назначении категории судна в 90% случаев.
Стандарты группы ISO12215 предъявляют требования к материалам и конструкции судов. В 2008 году, после многолетнего «пробного применения», был введен в действие стандарт ISO12215-5, нормирующий прочность судов и содержащий набор полных методик расчетной и экспериментальной оценки прочности корпусов судов. Преимуществом стандарта с точки зрения проектировщика является унификация расчетных нагрузок для конструкций из различных материалов (сталь, алюминий, дерево, пластик), возможность определять прочностные характеристики композитных материалов расчетом или с использованием результатов испытаний образцов, возможность расчета сложных многослойных конструкций из композитов и т.д. Заметим, что хотя данный стандарт применяется для прогулочных судов, он в полной мере применим и для малых судов других типов (кроме промысловых); предварительная версия стандарта ISO12215-5 содержала ссылки на его применение для специальных судов, но в окончательной редакции это положение отсутствует. Как показывает наш опыт, определенные по ISO12215-5 расчетные нагрузки и характеристики элементов конструкции превышают таковые по сравнению с определенным по правилам КО; исключение составляет, пожалуй, лишь критерий минимальной толщины наружной оболочки днища для трехлойных конструкций из стеклопластика в правилах LR SSC (но не будем забывать что последние предназначены в основном для судов большего размера).
Стандарты ISO12216 содержат требования к окнам, люкам и закрытиям; стандарт ISO11812 – требования к быстроосушаемым кокпитам. Прочие стандарты нормируют элементы систем и их компонентов, элементы безопасности на палубе, видимость с поста управления и т.д. Полный список стандартов ISO Small Craft доступен на www.iso.org. Таким образом, на сегодняшний день стандарты ISO Small Craft охватывают все существенные для безопасности элементы малых судов.

О подходах к сертификации малых судов в России
Теперь вернемся к ситуации в России – по крайней мере, как она видится издалека, но с учетом опыта разработки судов для российского рынка. С одной стороны, введение правил назрело и совершенно необходимо. С другой, к сожалению, разработчики российских правил при создании собственного документа взяли за основу крайне неудачные правила РСУ. Надеемся, нам всем хватит мудрости не повторять ошибок и учиться на чужом опыте.
Введение любых правил должно подчиняться принципу «не навреди» - в мировой практике осуществляется от более мягких при необходимости к более жестким, а не наоборот. Это позволяет производителям малых судов постепенно перестроиться под новые условия, а не исчезнуть с рынка в одночасье, возможно вместе со всей отраслью; или «уйти в подполье» на неопределенное время - в ожидании «послаблений».
Возникает вопрос: нужны ли в России правила, которые будут существенно отличаться от стандартов ISO Small Craft и, как водится, в сторону усиления требований? Думается, что нет - с точки зрения привлечения судовладельцев, если только речь идет о ситуации выбора, а не об очередном административном давлении. Заметим, что значительная часть прогулочного флота, принадлежащего гражданам России, уже итак базируется за границей и зарегистрирована под другими флагами; «закручивание гаек» только усилит этот процесс. Не нужны существенные отличия в правилах и с точки зрения российских производителей: им выгодно строить суда, которые могут продаваться без изменений за рубежом (в частности, в Европе) и должны соответствовать прежде всего международным стандартам. Заметим, что продать малое прогулочное судно, сертифицированное КО членом IACS, но не соответствующее/не сертифицированное по RCD/ISO Small Craft в странах Евросоюза невозможно. Возможно, стоит подумать о том, что Правила для малых судов должны носить ссылочный характер, со ссылками на основные стандарты ISO? Это кажется вполне логичным. Возможно стоит подумать и о том, чтобы РМРС был признан в качестве уполномоченного органа для СЕ-сертификации по RCD/ISO?
Таким образом, если заботиться о развитии судостроения и расширении флота, использование международных стандартов ISO в качестве основы для национальных оправдано и подтверждается практикой ведущих КО. Более того, унификация требований к малым прогулочным судам РМРС, РРР и ГИМС на основе стандартов ISO Small Craft позволила бы наконец-то прийти к общему знаменателю в требованиях к малым судам – на благо развития отрасли, повышения безопасности и удовлетворению любителей отдыха на воде; ведь в конце концов именно для последней категории все мы и работаем...