Интервью Командора

Михаил Ильич Ермаков - вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта, президент Приморской федерации парусного спорта, командор яхт-клуба «Семь футов», мастер спорта и яхтенный капитан.Владивосток по праву можно назвать дальневосточной столицей парусного спорта России. И ей он стал благодаря любви к парусу, неукротимой энергии, четко поставленным целям и успешному менеджменту известного далеко за пределами Приморского края, Дальнего Востока и нашей страны человека – Михаила Ильича Ермакова - вице-президента Всероссийской федерации парусного спорта, президента Приморской федерации парусного спорта, командора яхт-клуба «Семь футов», мастера спорта и яхтенного капитана.
О том, что уже сделано и что в планах на будущее, почему он не уехал жить за границу и в чем причина того, что российские бизнесмены не поддерживают финансово начинающих спортсменов и обо многом другом Михаил Ермаков рассказал ИА «СпортПриморье».
- Михаил Ильич, какие изменения в календаре регат или новые мероприятия будут в этом году?
- Этот год не сильно отличается от предыдущих. За много лет у нас уже отработаны календари. Они очень плотные, мы проводим за год около 45-ти мероприятий. Это и детско-юношеские гонки в подготовительных и олимпийских классах, и крейсерские среди взрослых яхтсменов, и соревнования серфингистов, и буер (ледовая яхта на коньках) зимой. Работы много. Нужно все организовывать. Уже проводим заседания оргкомитетов по организации проведению Чемпионата России – Кубка Залива Петра Великого, хотя он будет только в начале сентября, Кубка «Семь футов» -2011 - Международных матчевых гонок ISAF 2 грейда и детских соревнований, гонок флота. Наряду с этим спортсмены юношеской и молодежной сборных края уже вовсю ездят на соревнования.
Причем соревнования проходят круглый год, в том числе осенью, зимой и весной, когда наша акватория покрыта льдом. Весь год приморские спортсмены участвуют в российских и международных соревнованиях, а зимой гоняются на буерах по льду Амурского залива.

Летом же гонки проходят каждые субботу-воскресенье. Нам мало выходных, мы еще и по средам гоняемся.
У нас есть такая «хитрая» длительная регата Кубок Владивостока, памяти Георгия Моисеевича Драгилева, капитана I ранга, много сделавшего для становления и развития паруса в Приморье, умершего в 1998 году. Это был первый и пока единственный на Дальнем Востоке судья международной категории. В России их всего было пять, к сожалению, осталось только двое.
Мы сейчас усиленно готовим новых, надеемся, что Татьяна Ермакова и Наталья Чубенко – наши судьи, «выращенные» здесь, у нас, в скором будущем, через год-два достигнут этого высокого уровня.
Сезоны, в общем-то, по насыщенности почти одинаковые. Плотность такая, что вставить что-то новое практически некуда. Мы стараемся увеличить не количество гонок, а число участников. Привлекаем новых спортсменов из других регионов, в том числе, детей. Кто-то сами становятся яхтсменами - покупают большие крейсерские яхты, приходят к нам за знаниями, мы их обучаем и «подсаживаем» на наш девиз «Жизнь это парус» – вот за счет этого и расширяемся.
Хотя в этом году в календаре все-таки небольшие изменения есть. Мы решили в первый раз попробовать провести еще одну регату под названием «FEST» - Far-Eastern Sail Trophy. На нас вышли москвичи, порядка 10 экипажей, с предложением провести для них регату из 5 небольших гонок на нашей акватории.
Мы посмотрели, что перед Чемпионатом России (1-12 сентября) у нас 2 недели «пустые». Дали добро. Предоставим москвичам яхты, организуем судейство и прочее. Люди хотят видеть наш регион, познакомиться с акваторией, это всё к тому, что о Владивостоке, саммите АТЭС, Приморском крае - много говорят на западе. Это, так называемое яхтенное содружество шкиперов-любителей. В Москве живет «наш человек» - Андрей Косовец. Он уехал лет 7-8 назад и продолжил в столице занятия яхтингом. Рассказывает там про наши места, а людям интересно самим всё увидеть.
Маршрут для москвичей придумали не слишком длинный, максимум до Славянки. У них будет короткая гонка здесь, ознакомительная - это наш «треугольник»: старт – мыс Фирсова, п-ов Песчаный, о. Уши – финиш, 22,5 мили. На следующий день они стартуют в Миноноску – это залив Славянский, 25 миль. Там ночуют, и снова гонка по заливу и по островам порядка 20 миль, ночевка в Миноноске и утром старт обратно во Владивосток. Завершающей гонкой будет снова наш «треугольник» по Амурскому заливу.
Конечно, мы заинтересованы в проведении этой регаты. Когда москвичи приедут, еще больше людей узнают – какая у нас здесь красота!
- Будут ли приморские экипажи принимать участие в этой регате?
По желанию. Эта регата для всех, совершенно однозначно. Посмотрим, сколько приедет москвичей, они говорили, что 10 экипажей, а может, приедет 7, пока нет точной информации.
У меня, т.е. у яхт-клуба «Семь футов», есть 12 одинаковых личных яхт, класса «Конрад 25Р», которые я могу предоставить приезжим. Эти все лодки не стоят, они закреплены за экипажами с условием, что яхты участвуют в соревнованиях, содержатся в хорошем «боевом» состоянии, но когда яхты могут понадобиться, например, для проведения такой регаты на неделю, то их отдают гостям. Возможно так же, по одному-двое наших яхтсменов вольются к ним членами экипажей. А остальные приморские яхтсмены, кто захочет, будут участвовать в регате на своих личных яхтах.
Условия у нас для всех одинаковые – мы гостям никогда в аренду ничего не сдавали, в лучшем случае просили застраховать яхту, у нас коммерческая жилка не очень (улыбается). По договоренности, москвичи, переговоры ведет с ними мой сын, Илья, покупают передний парус, геную – это будет одновременно их оплата за то, что они используют нашу яхту, ну и сами на новых парусах погоняются.
Так же в этом году у детей мы начнем развивать новый для Приморского края юношеский класс – “420”. Раньше, если мы ехали на спартакиаду и другие юношеские соревнования - в этом классе мы не выступали, потому что таких яхт у нас в крае не было. Хотя класс этот очень важный – он переходный от «Кадета» к олимпийскому классу “470”. И его нужно развивать, потому что, пропустив “420”, в классе “470” выступать хорошо не сможешь.
Директор приморского государственного училища олимпийского резерва - Александр Валентинович Аксенов, где есть отделение парусного спорта - закупил 2 лодки класса “420” для училища. К этим двум яхт-клуб «Семь футов» на свои средства приобрел еще 4.
Видя такую нашу активность – Попечительский совет при Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС), перечислил деньги для покупки еще 2-х лодок, которые сейчас строятся в г. Таганроге.
В Попечительский совет ВФПС входят состоятельные люди, заинтересованные в развитии парусного спорта в России и именно в воспитании детей. Они, можно сказать, меценаты - жертвуют крупные суммы, и этими деньгами дальше распоряжается ВФПС. Пожелание попечителей – направлять средства на развитие регионов, чтобы все больше людей увлекались этим замечательным видом спорта.
У нас во Всероссийской федерации парусного спорта есть такая программа, если регион закупает 1 лодку, федерация перечисляет деньги на завод-изготовитель на вторую точно такую же. Если регион закупает 2 лодки, то ВФПС еще 1. Правда, если регион дальше еще 5 заказывает, то ему денег только на парочку выделят. Но все равно, это огромная поддержка и стимул для региональных Федераций.
Вот так у нас здесь появится класс “420” в количестве 7 яхт, на каждой по 2 спортсмена. Еще один борт будет находиться в г. Москве, где мы храним матчасть сборной края для участия во всероссийских регатах. Мы их начнем видеть на старте вместе с «Оптимистами», «Кадетами», «Лучами» и «Лазерами». «Двадцатки» будут участвовать во всех детско-юношеских соревнованиях.
Кроме этого, по программе ВФПС, Приморский край получает (контейнер уже идет из Китая) 10 «Оптимистов», купленных на деньги Всероссийской федерации. Они знают, что мы за этот и за прошлый года купили 15 «Оптимистов», и, также 10 яхт приобрели для нас. Вообще принято по 5 лодок на регионы выделять, но нашему краю решили 10, потому что все видят, как много мы делаем здесь для развития парусного спорта. Это у большого числа людей в России и за рубежом вызывает уважение.
Многие руководители Всероссийской федерации уже были у нас и видели все сами. Если взять не в количественном, а в процентном соотношении к числу проживающих, у нас во Владивостоке численность 700 тыс., а во всем Приморском крае 2 млн. человек, а не 15 млн. как в Москве, то мы, несомненно, лидеры по количеству людей занимающихся парусом. И на уровне других регионов России мы выглядим гораздо весомее.

- Михаил Ильич, а что делается для развития парусного спорта в Приморском крае и на Дальнем Востоке?

- Я ведь, кроме того, что являюсь президентом краевой федерации парусного спорта, еще и вице-президент Всероссийской федерации. Поэтому поддерживаю и развиваю парусный спорт на всем Дальнем Востоке.
Из тех 20-ти «Оптимистов», что сейчас придут из Китая, мы 5 лодок передаем детской парусной школе (яхт-клуб «Семь футов»), 2 пойдут в детскую секцию яхт-клуба «Звезда» в г. Большой Камень, еще 2 в Находку – для детей яхт-клуба «Альбатрос», 1 лодка в Славянку, яхт-клуб «Пересвет». По 5 «Оптимистов» передадим для детских секций в Хабаровский край и в Амурскую область – наши дальневосточные регионы, являющиеся коллективными членами ВФПС.
И вот что мы придумали. В этом году будет уже в 4-й раз проходить Кубок Залива Петра Великого (КЗПВ) в классе «Оптимист». Взрослая регата КЗПВ – это верх соревнований в классе больших яхт. Мы же организуем подобные среди детей, делающих свои первые шаги. Проводили уже эту регату во Владивостоке, в Большом Камне, в Находке – специально для популяризации парусных гонок. В начале июня запланировали провести регату вместе с созданной в этом году общественной организацией - детским яхт-клубом «Pasifico». У нас с ними сложились хорошие, добрые взаимоотношения – эти люди любят парусный спорт и тоже начали его популяризировать и развивать. Они построили сами на «Восточной верфи» десять учебных «Оптимистов» и обучают ребят. Мы решили провести детский КЗПВ в бухте Нарва. Сначала в течение нескольких дней мы проведем sail coach – это такая парусная школа для всех детей, а 3-5 июня состоятся уже сами соревнования. Дети будут проживать на территории турбазы «Сидими», уже есть договоренность. Туда, как раз, приедут молодые яхтсмены из Хабаровского края и Амурской области, примут участие в соревнованиях и заберут свои лодки – проведем не краевую, а дальневосточную регату.
- Как часто наши юные яхтсмены участвуют в крупных всероссийских соревнованиях в западной части страны?
- Нам приходится, хоть это и сложно - ездить в европейскую часть страны, так как там проводятся все значимые соревнования российского масштаба.
Для того чтобы наши спортсмены могли принимать участие в чемпионатах, кубках, спартакиадах и первенствах России у меня для этого в Москве постоянно находится матчасть – трейлер, загруженный лодками и автобус, которые сегодня едут в Таганрог, завтра в Новороссийск и т.д. Потому что каждый раз отправлять отсюда лодки просто нереально, не уложишься ни в какие сроки и деньги.
В этом году, еще не открыв сезон на воде в крае, мои ребята, при содействии краевого управления по спорту, училища Олимпийского резерва, школы Высшего спортивного мастерства, краевой комплексной школы, а самое главное – федерации парусного спорта Приморского края, совершили уже большое количество выездов, а это все стоит денег. У меня два тренера уже практически живут на западе: Денис Гайдаенко и Михаил Уткин, только вернутся с младшими, а уже надо лететь со старшими.
И это приносит результаты. Совсем недавно, в Таганроге с 28 апреля по 1 мая проходило Первенство России по командным гонкам среди юношей и юниоров. В итоге наши яхтсмены заняли в классе «Кадет» 1-е место, выступая вместе с саратовским экипажем, в классе «Лазер 4.7» наши ребята завоевали 2-е место.
В Австрии 20-24 апреля на 1-м этапе Кубка Европы наша воспитанница Настя Годовальникова заняла 6-е место в классе «Zoom8». Девочка в первый раз села «Zoom8» - лодку международного класса! Если бы не два «завала» из 12-ти гонок, она бы «железно» была в числе призеров. Настя две гонки просто выиграла – взяла в них 1-е места!
У нее, конечно, родители молодцы, помогают, как могут. Возили ее на свои деньги в Новую Зеландию на обучение парусу и все делают для того, чтобы Настя достигла вершин парусного спорта и, конечно, выросла здоровой, сильной и красивой. Это и есть будущее России…
Наши юные яхтсмены делают большие успехи.
И воспитанники постарше тоже не отстают. Экипаж Екатерины Кутовой недавно вернулся из большой поездки - 5 регат в Европе. Они выступают в женском матч-рейсе. Есть результаты - 3-е место, но надо тренироваться еще, чтобы достичь вершин, нужно работать и работать. Все упирается в финансирование. Чтобы вырастить спортсмена мирового уровня, который будет достойно выступать и представлять страну на международных соревнованиях – Чемпионатах Европы, Мира, Олимпийских играх – нужны очень большие средства. И, к сожалению, в России никто пока еще не созрел такие деньги тратить.
Соперницы Кутовой – английский экипаж, чемпионки Олимпийских игр 2008 г. – у них бюджет на год 1,5 млн. евро, на 4 года – 6 млн. евро на троих. Вот они – олимпийские чемпионки.
Катя и ее команда очень старательные, но уровень есть уровень. Им нужен, во-первых, спарринг-партнер высокого класса, чтобы повышать свои результаты. А самое главное – это наработка – это старты-старты-старты и борьба-борьба-борьба! Тогда происходит рост спортсмена. Если не будет достойного соперника – не будет достижений.
В парусном спорте большое значение имеет тактика. Настройка парусов – это конечно необходимо, но главную роль все-таки играет тактика. И тут очень много зависит от рулевого, хотя и команда должна стараться оценивать обстановку на акватории и докладывать рулевому, где проходит ветер, порывы, чтобы он мог принять правильное решение, когда менять галс, какой парус ставить и т.д.
Организаторы гонок матч-рейса предоставляют командам одинаковые лодки, но на разных регатах они различаются. Экипажи бывают от 3 до 5 человек в зависимости от класса яхты. Конечно, они парусом занимаются давно и разберутся, но у каждого класса есть свои особенности, различаются настройки такелажа и парусов, а время для тренировок перед началом регаты дают по 3 часа. Плюс ко всему – тактика поведения на новой воде, это и ветровые особенности акватории и течения, и все это надо учесть, но не всегда получается, к сожалению, и тренер с ними не ездит, финансов не хватает.
В борьбе проявляется мастерство: определить, что вот там сейчас придет такой-то ветер и надо поворачивать туда, чтобы его первым получить, схватить на минуту раньше этот порыв и опередить всех! Очень много переменных, которые составляют успех.
- В чем причина, что в России не готовы помогать финансово даже известным спортсменам, не говоря уже о начинающих?
- В нашей стране каждый хочет взять уже раскрученного спортсмена, брэнд. Вот девочка играла в теннис на каких-то там местах, и никто ее не знал, и никому она была не нужна. А ведь ей тоже нужно было все это время ездить на соревнования, покупать ракетки, юбочки. Зато когда она стала Машей Шараповой – вот тогда, пожалуйста, все к ней кинулись: она и лицо косметики и Билайна и т.п. Но к этому же нужно придти! У нас в России люди берут только «готовый продукт».
А на западе понимают, что чемпионами не рождаются, его же нужно воспитать, причем нет гарантии никакой. Там это все очень развито. Вот взять в Англии. Там и государство, конечно, помогает, но в большей степени в этой стране развито финансирование попечителей, меценатство. Кто-то преследует маркетинговые цели, кто-то другие. Но выигрывает от этого спорт.
Некоторые люди говорят «спонсор». Я вообще это слово не люблю, сразу подразумевается – а что взамен? Я считаю, что в жизни должны быть такие понятия, как благотворительность, меценатство. Если у тебя достаточно денег, и ты хочешь, чтобы твоя страна звучала, чтобы дети росли здоровыми и занимались спортом, а не подсаживались на наркотики, так помогай финансами бескорыстно, а из этих детей потом выйдут чемпионы через 5-10 лет. Спортсмены сами с удовольствием понесут твой флаг в том числе, кроме российского. Они напишут твое имя, раскрасятся в твои цвета и так и будут гоняться!
А не так как сейчас: она вырастет, станет известной, и - держи тогда сразу 10 млн!
Нужно делать по-другому. На государство тоже вешать всё нельзя, у него и так забот хватает, это и пенсионеры, ветераны, обездоленные дети, у которых даже родителей нет, и много другое.
Ведь это очень красиво и здорово, когда наши спортсмены побеждают, когда стоят на пьедестале и поднимается российский флаг и играет гимн - у меня сразу мурашки, от макушки до пяток, когда слышу. И авторитет России на международном уровне возрастает все больше. Конечно, это все приятно.
И без участия государства опять же никак. Если государство будет в стороне, спонсор или меценат скажет – ну, если государству это не нужно, то и мне тоже. А совместно – можно сделать многое. Тут должно быть государственно-гражданское партнерство.
- Михаил Ильич, какую помощь федерации оказывает краевая администрация?
- Последние 2-3 года я именно этим и занимаюсь - тем, что налаживаю взаимоотношения с краевыми государственными структурами. Тем более, что последние 2-3 года и президент и премьер - начали очень часто обращать внимание чиновников на необходимость воспитания молодежи, развития спорта, здорового образа жизни. «Вертикаль власти» идет сверху, и здесь на местах тоже началось движение в лучшую сторону.
Надо одновременно и строить город и заниматься воспитанием подрастающего поколения россиян, иначе, когда будут готовы мосты, дороги, университеты это будет никому не нужно. Люди уезжают туда, где лучше, а остающиеся будут серой массой, которой ничего кроме пива и наркотиков не надо.
Когда в 1998 году, заработав свои первые деньги и получив возможность заняться кроме себя общественно-полезной деятельностью, я понял, что мой любимый вид спорта пропадает и надо что-то делать. И я «включился». Я думал, что год, два, три – и люди начнут тоже помогать, увидят, как все здорово получается, чемпионы и т.д. Я сам просить не люблю, и когда мне, например, говорят: «Ну, нет денег» - я ходить и клянчить не буду. Мне проще пойти, заработать, и эти деньги отдать на благие дела. Но ситуация в бизнесе тоже меняется, и сейчас он у меня не такой доходный, как раньше. Поэтому хорошие взаимоотношения с госструктурами, особенно в вопросах финансирования, стали необходимостью.
В прошлом году из 100% всех затраченных финансов – 35-40% это государственные деньги (администрации Приморского края, федерального училища Олимпийского резерва, управления по спорту администрации г. Владивостока, школы высшего спортивного мастерства, краевой комплексной школы). Все остальное – это добровольные пожертвования.
Я делаю так, как учил старый капитан, мой отец – делай, как я. Я финансирую все это, и в тоже время привлекаю людей. У меня есть друзья, которые меня поддерживают и помогают, есть и организации, например, «Росгосстрах» - ежегодно переводит на детский спорт по 200 тыс. рублей, «Газпромбанк», «Восточный Экспрессбанк» и другие.
Все это, конечно, не такие большие деньги, какие тратятся на спорт за рубежом. Там исчисляется все миллионами за год, но тем не менее. Если ко мне придет человек и скажет, у нашей организации есть 5 тыс. рублей и мы хотим их внести – для этого у нас создан Благотворительный фонд, совершенно чистый и прозрачный, куда эти деньги можно положить.
- Михаил Ильич, много раз все слышали, что у нас в стране развита коррупция, с которой сейчас усиленно борются, существуют «откаты» и воровство государственных средств…
- Я не понимаю, когда говорят – люди воруют, в том числе и на спорте. Мне самому у себя воровать? Это бессмысленно!
Но раз люди говорят, что воруют, значит, эти моменты есть.
Я считаю, что тут нужно лучше работать со всеми госструктурами: требовать, добиваться объяснений, почему это так, а не иначе, самим вскрывать нечистоплотные, негативные моменты.
- Чего вы смогли добиться?
- Я добился того, что открыл отделения по парусному спорту в Федеральном училище Олимпийского резерва, в краевой комплексной школе. Скоро откроется городская детско-юношеская школа, которую планировали открыть еще при Копылове.
С 1985 года во Владивостоке не было специализированной ДЮСШ и в конце прошлого года решение об ее открытии было принято. В школе будет пока 6 отделений: парусный спорт, гребля, бадминтон, легкая атлетика, ориентирование и плавание. Примерно 500 детей будут привлечены к занятиям спорта и в дальнейшем количество будет только расти. Школа будет использовать различные спортивные сооружения, в том числе и яхт-клуба «Семь Футов» и спортзалы ЗАО «Восток Спорта».
На деятельность школы в этом году запланировано 6 млн. рублей – это очень мало, по 1 млн. на каждый вид спорта. Но, и то хорошо! Главное – положить начало.
В прошлом году на 150-летие Владивостока мы провели прекрасную детскую международную регату: были юные спортсмены из Японии, Китая, Кореи и с нашего региона. Движение вперед есть – и меня это радует, а уж там мы будем «догрызать» всех, добывать финансы, насколько это возможно. Хотя понимаю, что проблем хватает и у города и у края.
Все краевые соревнования и даже дальневосточные - я могу и сам проводить, мне не нужна для этого помощь. Не надо нам денег – мы и так их проведем, на энтузиазме. Но если для города, края интересно, чтобы наши спортсмены выступали на Всероссийских соревнованиях, в Европе, мире, то давайте вместе. Деньги – основополагающий аспект. Если они есть, мы развиваемся, если нет, то остаемся на том же уровне.
А если есть стремление занимать высокие места на российских и международных регатах – нужно тренироваться, нужны тренера, новая матчасть, поездки на регаты, а это снова деньги.
- Существуют ли у вас кадровые проблемы и как вы их решаете?

- У меня работает 5 тренеров. Я им зарплату плачу не 5-6 тыс. рублей – не может человек на это существовать, это в государстве такую сумму почему-то могут начислять учителям, тренерам, какие-то смешные деньги, на которые семью не прокормить.
У нас все тренеры – с профильным высшим образованием, все мастера спорта, и они продолжают сами активно гоняться на «крейсерах». Недавно взяли на работу Александра Гайдаенко – нашего воспитанника. Он в этом году заканчивает МГУ им. Невельского, получает диплом психолога - для работы с детьми это тоже очень важно. Саша спортсмен, мастер спорта, мы его с детства воспитываем и знаем.
Все наши тренеры – проверенные и опытные люди, любящие парусный спорт.
Я не могу сказать, что мы воспитали чемпионов мира – пока еще нет, но уровень тренеров мы повышаем, задачи такие ставятся, и я считаю - нам это по силам.
- Михаил Ильич, вы привлекали к работе или, может, думали пригласить зарубежных тренеров?
- В 2001 г. мы создали экипаж в составе Ильи Ермакова и Максима Логутенко, которые начали осваивать новый для нас олимпийский класс яхт – “49-er”. Это очень динамичная, скоростная и технически сложная яхта. Представьте себе спортивный снаряд весом всего 120 кг., а общая площадь парусов 60 м2, для понимания скажу, что я долго гонялся на крейсерской яхте типа «ЛЭС - 35», водоизмещением 7 тонн, так вот у нее тоже площадь парусов 60 м2. “49-er” развивает скорость до 35 узлов - у нас не многие большие белые моторные яхты его могут догнать.
Мы готовились к выступлению на Олимпиаде 2004 г. в Афинах. Ребята достаточно быстро освоили эту сложную яхту, стали первым номером в сборной России в этом классе.
Сначала они говорили, что им не нужен тренер, но через год пришли и заявили, что вдвоем, без тренера, уже не могут. Ребята сказали, что остановились в развитии, в росте. Им стало сложно, начиная от организационных моментов по выездам и заканчивая тренировками на воде. Если на воде у тебя катер с тренером, и он смотрит со стороны, видит ошибки, поправляет – это совсем другое дело.
Мной был приглашен Евгений Бурмантов – известный яхтсмен, 20 с лишним лет он был в сборной СССР, неоднократный призер и победитель международных регат в олимпийском классе “470”, заслуженный мастер спорта и т.д. Женя в середине 90-х уехал в США, устроился там на работу в мастерскую по пошиву парусов, зарабатывал по 5 тыс. долларов в месяц. Может, это и не самые большие деньги для Америки, но для человека, имеющего только рабочую визу, достаточно неплохо.
Когда я его пригласил, Женя долго думал, но потом все-таки согласился:
- Из любви к Родине и уважения к тебе. Вижу, как ты стараешься и поднимаешь российский парус.
Я не мог платить ему 5 тысяч, только половину от этого, но из любви, как говорится к искусству, т.е. к парусу, России, он приехал и стал заниматься с Ильей и Максимом. И пошел результат: за короткое время наш экипаж «ворвался в мировую тридцатку», на регате 1-го грэйда (это уровень чемпионатов мира) “Melbourne sail” в декабре 2003 г. они стали вторыми, и все австралийские газеты написали, что это первый большой успех российских гонщиков после Олимпиады 1996 г. в г. Атланте, когда экипаж Георгия Шайдуко на яхте класса «Солинг» завоевал серебряные награды.
Илья и Максим готовились к олимпийским играм как сумасшедшие, и не попали на них только из-за болезни Ильи, когда он на Чемпионате Мира 2004 г. в Греции свалился с воспалением легких и гайморитом одновременно, и пришлось снимать их с гонок. К сожалению, 3,5 года подготовки, упорного труда спортсменов (за год дома они бывали 1,5-2 месяца), огромные деньги истрачены, но, к сожалению, не доработали по медицине и - не получилось. Конечно, было очень обидно.
Без сомнения, хотелось бы, чтобы у нас такая возможность – приглашать на работу специалистов высокого класса - появилась. Но все упирается элементарно в финансы.
Нужен такой тренер, который воспитал плеяду уровневых спортсменов. Их мало, но они есть. И люди пользуются этим, приглашают, но стоят такие тренеры больших денег. Меньше чем в футболе, конечно, но для нас тоже не по силам.
В Италии живет тренер Валентин Манкин - наша легенда, 3-х кратный Олипийский чемпион во времена СССР. Он там уже давно работает, воспитал и олимпийских чемпионов, будучи «нашим», российским гражданином. Валентин сказал, что готов научить нескольких российских тренеров и со спортсменами нашими позаниматься. Но он ставит условие, чтобы все приезжали к нему, в Италию, и это тоже не бесплатно. Хороший порыв, но все упрется как обычно, в финансы.
Но хотя зачастую - не всё решают деньги. Правильное планирование тренировок, изучение специальной литературы. И практика: спортсмен должен быть на воде, постоянно участвовать в гонках, регатах, тогда есть сдвиги, есть результаты, и это все видно.
- Михаил Ильич, а вам самому не приходили мысли уехать жить в другое место или за границу, у вас столько друзей по всему миру…
Многие мои друзья задают мне вопрос: «Зачем ты там воду долларами засыпаешь? Тебе совсем делать нечего?».
На это я им всегда рассказываю старый анекдот.
Навозная куча и оттуда вылезают червячок-сын и червячок-папа. И червячок-сын, родившийся в этой навозной куче, впервые видит голубое небо, зеленую травку, свежий воздух. Он кричит:
- Папа, папа, ты посмотри как же красиво вокруг!
- Да, сынок.
- Папа, а почему мы вот тут вот? В этой навозной куче?
- Сынок, Родину – не выбирают!
Я мог уехать много раз и в Москву, и за рубеж. И, возможно, я бы достиг там финансово гораздо больших результатов, нежели, чем здесь. Но я в Москву на 2-3 дня прилетаю – и задыхаюсь. Просто не могу там жить. Меня эта аура мегаполиса убивает. И дело даже не в том, что там нет моря. Я не хочу никого обижать, но жизнь в Москве – совершенно другая, отношения другие. И даже люди, которые долгое время прожили здесь, а потом уехали туда, я четко уже определил, что через 3,5-5 лет они становятся другими людьми. Как они говорят: «А здесь по-другому нельзя». А я не хочу меняться, меня устраивает, каким меня воспитали папа с мамой. Я лучше буду жить вдали от Кремля и от Большого театра. А когда у нас на Чуркине построят театр оперы и балета, то лучше я туда схожу.
Я, в отличие от многих других людей, чиновников, которые усиленно закупают недвижимость, виллы за рубежом – готовят запасные аэродромы – не занимался никогда этим. У меня возникают иногда мысли, но только когда я вижу какую-то несправедливость, продажные суды и прочее. Поэтому мне иной раз становится тошно. И я думаю, как же там хорошо.
А дальше, как в том анекдоте… Я же не могу перевезти всех отсюда – туда. Потому что я не смогу жить без моих друзей, моего любимого города Владивостока, моря, яхт и много еще того, что называется Родина всего этого - я задохнусь.
Не важно в чем я одет, на какой машине езжу, главное – я вижу и чувствую поддержку своих друзей вот здесь, на гонках в море, рядом… Лишь ребенок, родившийся уже там, вольется в ту среду, а я – никогда не смогу. И даже мои дети, уже поздно.
Я в свое время посылал Илью на обучение в Новую Зеландию. Ему нужно было 3 года отучиться в Оклендском университете, чтобы получить международный диплом юриста, который признается во всем мире, наши дипломы для них – филькина грамота. Ну, а у меня где-то была мыслишка, что сын закрепится там, гражданином станет. Мы будем к нему прилетать в любое время, без визы.
Илья отучился в Новой Зеландии полгода, сдал все экзамены на «отлично», и когда нужно было подавать документы на дальнейшее обучение, сказал: «Нет. Я еду домой. Если вы сами хотите, то, пожалуйста, поезжайте и живите».
И приехал обратно домой. И вот сейчас тут, рядом. Яблоко от груши недалеко падает (улыбается). Нам есть чем здесь заниматься! Еще много надо построить и многих воспитать, что бы было так же красиво хорошо и комфортно в нашем городе, как там у них. А к ним мы прилетим или морем дойдем и там погоняемся.
Меня тут не все устраивает, безусловно. Бывает, конечно, то не нравится, это, погода, холодно…
Но уехать куда-нибудь и жить все время в лете - тоже трудно. Тем более у нас зимой есть гонки на буерах. А для них это экзотика. Представьте себе, какой драйв лететь по льду на буере под парусом на коньках со скоростью 100 км/ч….
У них там и так все красиво. Я хочу, чтобы стало красиво здесь, у нас! И никуда я отсюда не уеду. Как пел мой любимый певец Владимир Высоцкий – «…не волнуйтесь – я не уехал, и не надейтесь – я не уеду!»
- Как вы думаете, откуда у вас такой патриотизм, любовь к родине, может быть все это идет от ваших предков, родителей?
- По преданию мои предки появились во Владивостоке в 1863 году. Моя пра-пра-бабушка – ссыльнопоселенка, из центральной части России, она шла на каторгу на Сахалин. А ее завернули сюда, потому что бойцам, которые служили на посту Владивосток, нужно было стирать, готовить еду. Вот с тех пор мы здесь.
Мой прадед по отцу Никифор Евсеевич Абрамовский, который был литейщиком на «Дальзаводе», первый Герой Труда в Приморье. Грамота, которую ему вручал в Кремле Всенародный Староста М.И. Калинин, хранится в музее им. В.К. Арсеньева.
Его жена, Феона Александровна, была мать-героиня, 13 детей, трое из которых погибли в Великую Отечественную войну.
Во Владивостоке есть такая улица на мысе Чуркина – им. Александра Гульбиновича, ее назвали в честь второго моего прадеда по матери. Он погиб от рук японских интервентов в далекие 20–е годы установления Советской власти на Дальнем Востоке. Раньше в музее Арсеньева был стенд о нашей семье.
Родители сыграли очень важную роль в воспитании и становлении меня патриотом. У меня, совершенно однозначно, было счастливое детство. Я занимался, причем одновременно: спортивным ориентированием (КМС), боксом (КМС), играл в хоккей в сборной края, и кроме этого еще занимался с раннего детства своим любимым парусным спортом. Старый капитан, мой отец, Илья Михайлович Ермаков, служил на флоте, увлекался парусом, был яхтенным капитаном и занимался в яхт-клубе ТОФ, и, естественно, я пришел туда же. Я вообще мог в любую секцию идти, у нас все пути были открыты, мы имели эту возможность. Много чего плохого наговорили про Советский Союз, но было и много хорошего - это подъем и энтузиазм, с которым жили люди, правда, до определенного времени. Сейчас мы опять пришли практически к тому же, хотя многое уже изменилось.
В 2001 году Сергей Михайлович Дарькин пришел к руководству нашим Приморским краем с девизами: «Приморье – наш дом» и «Нам здесь жить». Вот эти два слогана, плюс мой девиз - «Жизнь – это парус» - для меня совершенно не пустые звуки, а осознанные слова, с которыми я полностью согласен. И я не хочу никуда. Я хочу видеть счастливые «моськи» владивостокских пацанов и девчонок, и знать, что у них есть все условия для достойной жизни. И я знаю, что младший - Мишаня Ермаков, сын Ильи, которому сейчас четыре года, тоже придет сюда и продолжит нашу династию яхтсменов.

P.S. На минувшей неделе Михаил Ермаков вернулся со Среднегодового заседания Международной федерации парусного спорта (ИСАФ) в Санкт-Петербурге, где собрались порядка 200 делегатов от 138 национальных Федераций, входящих в состав ИСАФ и Всероссийской Федерации парусного спорта.
Совет ИСАФ принял решение и проголосовал за следующие дисциплины парусного спорта на Олимпийские игры в 2016 году:
- выведены из олимпийской программы: класс Звездный (старейший класс, в этом году исполняется 100 лет) и класс Женский матч-рейс на яхтах Эллиотт 6;
- остались в олимпийской программе: класс Лазер (одиночки муж/жен), 470-ка (двойка муж/жен), 49er (мужская двойка) и Финн (мужская одиночка);
- были введены в олимпийскую семью: катамаран со смешанным экипажем (в экипаже мужчина и женщина), женский скиф-двойка, (по мнению многих экспертов это будет 29er – младший брат 49er), а так же принято решение по виндсерфингу и кайту (сейчас в программе олимпиады женский и мужской виндсерфинг RS:X, в ноябре могут ввести кайт для мужчин, а RS:X оставить для женщин или наоборот).
По словам Михаила Ермакова, приморский парусный спорт глобальных перемен не испытает, но определенные изменения, конечно же, в связи с этими решениями произойдут. И наша приморская федерация будет вести подготовку спортсменов в соответствии со всеми последними изменениями.
Ну, а лучшим подтверждением того, что яхтсмены Приморья, яхт-клуб «Семь футов» и его командор - Михаил Ермаков известны и уважаемы во всем мире, стало вручение почетному президенту ИСАФ, олимпийскому чемпиону в классе «Дракон» 1960 года, королю Греции Константину – вымпела яхт-клуба «Семь футов».