Сантандер – Рио – Токио
Продолжаем серию публикаций, посвященных детальному рассмотрению решений, принятых в Омане. Отчет о решениях ежегодной конференции ИСАФ подготовил член ИСАФ, генеральный секретарь ВФПС Олег Алексеевич Ильин.
То, что на этот раз совет ИСАФ уделил особое внимание этим трем городам, вполне объяснимо. На ближайшие два олимпийских цикла это не просто названия городов, а самые значимые понятия, основа всей дальнейшей олимпийской деятельности в парусном спорте.
Сантандер
Место очередного объединенного чемпионата мира ИСАФ представил заместитель председателя оргкомитета Алехандро Абаскал. В прошлом олимпийский медалист, чемпион мира, знаменитейший «голандер» (рулевой «Летучего голландца»), Алехандро коротко и емко обрисовал обстановку, подчеркнув, что все готово к приему участников чемпионата. По сравнению с тест-регатой этого года, количество гостей увеличится в несколько раз, а это ставит многие и многие проблемы. Вот пример. Ожидается до… 400 тренерских катеров! Что делать с этой армадой? Их нужно куда-то разместить, обеспечить заправку, предусмотреть безопасность, а главное организовать, «построить» их на дистанции. С этим на крупных регатах сейчас очень строго: для тренерских катеров пишутся отдельные регламенты. И не дай бог нарушить такие правила поведения – вмиг лишишься аккредитации, а то и вся команда будет наказана.
По принципу «готовь телегу зимой», ведущие национальные сборные уже прописались в Сантандере. Так, по нашим данным, сборная Великобритании (делегация – 45 человек) сняла пять домов. Команду будут обслуживать девять специалистов, не считая тренеров, конечно. Сюда относятся: врачи, массажисты, специалист по правилам, метеоролог, психолог, пиар-группа, техники. И собственный повар! По крайней мере, завтракать вся команда будет в одном месте, а блюда по вкусу можно будет заказывать своему повару.
Испанская парусная федерация, оргкомитет чемпионата всегда подчеркивали гуманистическую направленность этого всемирного мероприятия. Так, в течение сезона 2014 года Сантандер готов принять до ста гонщиков из развивающихся стран и на более чем льготных условиях. Участники таких клиник будут обеспечены практически всем, вплоть до того, что приглашаются вместе со своими тренерами! Здесь, на месте будущего чемпионата, каждая отдельная группа пройдет двухнедельные сборы под руководством опытных тренеров-инструкторов. Такая инициатива вызывает заслуженное уважение.
Рио-де-Жанейро
В середине октября технические делегаты ИСАФ посетили место проведения следующих Олимпийских игр. Не знаем, как там насчет поголовного ношения белых штанов, но, по их докладу, подготовка к парусной Олимпиаде наконец-то стартовала. Формируются отдельные части будущего громадного и очень сложного олимпийского «организма». Приступили к работе и действуют такие отделы, как спортивный, технологический, спортивных презентаций, результатов, олимпийских марин, масс-медиа, окружающей среды.
На заседании совета ИСАФ Рио представлял спортдиректор парусной части Олимпиады Вальтер Бодденер. Вальтер - известный специалист, прошедший путь от рядового инструктора до главного тренера бразильской сборной команды. В 2012 году в Веймуте он выступал в роли руководителя делегации Бразилии. Этим объясняется то, что в своем докладе он выделил те вопросы, которые в первую очередь волнуют гонщиков и тренеров, и всех, кто участвует в подготовке к Олимпиаде.
Прежде всего, речь идет о погоде.
Как известно из школьных учебников, август – это зима в южном полушарии. Тем не менее, по статистике средняя дневная температура составляет 20-25 градусов, при температуре воды 20 градусов. Согласно предъявленным на экране презентации розам ветров, гонщики могут рассчитывать на ежедневные легкие бризы с юга до 10 узлов. Впрочем, к таким прогнозам нужно относиться с большой осторожностью. Кто ожидал, что в Циндао три дня будут по-настоящему штормовыми? Все готовились к слабым, «зефирным» ветрам, лидеры сбрасывали до десяти килограммов собственного веса, и вот, пожалуйста!
Дистанции
Будет выставлено пять дистанций, из которых три расположены внутри залива Гуанабара, а две большие – на внешнем рейде. Здесь, конечно, всеобщий интерес привлекает малая, «медальная» дистанция, примыкающая к олимпийской «Марина Глория» и максимально приближенная к знаменитому пляжу Копакабана. Естественная береговая черта в форме сегмента огромного круга будет преобразована в трибуны водного стадиона. Планируется, что все без исключения медальные гонки пройдут на этой дистанции, причем награждение будет проводиться здесь же, в присутствии многочисленных зрителей и непосредственно по окончании гонки. (К сожалению, в олимпийском Веймуте лишь немногие зрители могли присутствовать на награждении. Оно проводилось вдали от зрительской зоны и, главное, внутри олимпийского центра, куда доступ был ограничен).
Оргкомитет обещает готовность марины к приему участников первой пробной регаты (test-event), которая пройдет с 3 по 9 августа 2014 года. По итогам тест-регаты бразильцы рассчитывают откорректировать вопросы установки дистанций, работу гоночных комитетов, функционирование основных береговых служб. Все исправления в свою очередь будут проверены на второй тест-регате, которая пройдет с 12 по 22 августа 2015 года. Это будет генеральная репетиция Олимпиады по всем статьям. Так, если на регату-2014 допускается по два экипажа от страны, то в 2015 году строго по одному, как на Олимпийские игры.
Бразильский оргкомитет осознает серьезность требований, связанных с окружающей средой. Вода в заливе далека от санитарных норм. Это может стать причиной серьезного скандала, поскольку МОК неумолим в вопросах соблюдения санитарных норм и в целом окружающей среды.
Автор попросил старшего тренера сборной С.В. Кузовова прокомментировать информацию по Рио. Дело в том, что Сергей Васильевич – один из немногих, кто побывал в Рио и видел все, как говорится, собственными глазами. Так вот, он далеко не разделяет возвышенного тона докладчика. Понятно, что Вальтер Бодденер – патриот своей страны, своего города. Но действительность настораживает. Так, выясняется, «Марина Глория» находится в частном владении, и владелец пока не намерен ее продавать государству. Администрация города находится в трудном положении, так как по закону строительство в этом районе запрещено. Сам прилегающий к олимпийской зоне район патрулируется войсками, в связи с крайне неблагополучной криминальной обстановкой. Ну и, конечно, вопросы экологии, о которых мы упоминали выше.
С учетом важности этой информации, мы считаем необходимым официально обратиться в ИСАФ за разъяснениями. Но, к сожалению, сможем это сделать только перед весенним заседанием ИСАФ.
В заключение бразильской темы приводим полное расписание олимпийской регаты – 2014. Напомним, что вопросы квот и расписаний – целиком собственность МОКа. Поэтому, до утверждения Международным олимпийским комитетом, рассматривайте это расписание как проект.
Чрезвычайно интересная, многоговорящая таблица! Фактически она знаменует крутой поворот в форматах олимпийских регат. Раньше регата была размазана на двадцать дней, с бесконечными выходными и резервными днями, а все эти выходные и перерывы – суровое испытание для гонщика. Каждый, кому приходилось удерживать пик формы, знает это по собственному опыту.
Новый формат, напротив, сжимает все соревнование до предела! Смотрите, не считая обмера и «после»-выходных, вся Олимпиада укладывается в восемь рабочих дней. Для шести из десяти классов вся регата продлится всего… четыре дня! Плюс медальная гонка, конечно. Для остальных классов, а это классические швертботы, регата пройдет на один день больше. Подобно стальной пружине, гонщику предстоит враз развернуться и отдать всю энергию, все силы, накопленные специально к этому моменту. И все это без права на ошибку.
Методика тренировок не наша тема. И, тем не менее, странно, что наши сборные не видят, какой резерв здесь укрыт в подготовке спортсмена и вывода его на пик формы. И вот, по-прежнему жаждут проводить до пятнадцати ненужных гонок в течение двух недель. Для чего? Как это связано с олимпийским форматом, или говоря языком МОКа, основным олимпийским упражнением?
Токио
С рассказом о проведении будущей Олимпиады выступил президент Федерации парусного спорта Японии господин Хиробуми Кавано. Чувствовалось, что японская сторона не просто счастлива, но и очень взволнована и озабочена выпавшей на ее плечи почетной ношей.
Господин Кавано показал место на карте залива Токио, где сейчас ничего нет, но где по мановению волшебной палочки вырастет огромная олимпийская «Вакасу-марина» вместе со всей необходимой береговой структурой. Здесь же будет расположен водный стадион для проведения медальных гонок с посадочными местами на 2000 зрителей. Остальные четыре дистанции направлены в открытое море, с расстоянием до дальней «Екоу» дистанции порядка 10 миль. Показательно, что олимпийский парусный центр будет расположен всего в 10 километрах от олимпийской деревни, которую планируется возвести также на берегу внутренней части залива Токио, но это уже самый центр города.
Сроки парусных соревнований Олимпиады 2020 предварительно определены как двадцатидневный период с 26 июля по 16 августа. Но это пока условность. Мы только что обсуждали вопрос о том, что сроки всех крупнейших соревнований, начиная с Олимпиад, будут сокращаться. Современная Олимпиада будет проходить как очень компактное мероприятие, с общей длительностью, включая обмер и резервные дни, не более двенадцати дней.
Олимпийцам обещаны хорошие бризовые ветра до 15 узлов, юго-юго-западного направлений, с максимальными значениями скорости после 15 часов. Поскольку это пик летнего сезона, следует ожидать высоких температур, до 30 градусов при повышенной влажности. Японцев, так же как и бразильцев, чрезвычайно волнуют вопросы экологии. В настоящее время вода в заливе Токио уж очень не соответствует санитарным нормам. В то же время бояться не надо - радиоактивности в ней нет.
Мало кто сомневается в том, что японцы выполнят все свои обещания: все будет построено качественно и в срок. Убедиться в этом можно будет на тест-регатах, которые пройдут в олимпийские срок в 2018 и 2019 году.
И все же присутствующих на заседании совета ИСАФ куда больше волновал другой вопрос. И это был вопрос по программе Олимпиады-2020, конкретно по участвующим классам. Есть смысл остановиться на нем подробнее.
На чем нам «плыть»? Олимпийская перспектива, годы 2014-2020.
Если принять во внимание, что большинство, из полтораста национальных федераций-членов ИСАФ – организации вовсе не богатые, то станет понятно, почему вопрос об олимпийских классах воспринимается так болезненно. Вот прикиньте: цена одной золотой медали в парусе (точнее, стоимость кампании по подготовке к Олимпиаде) – примерно 2.5 – 3 миллиона американских долларов. И это в традиционном классе. А если вводится новый класс? Цена на него быстренько возрастает в полтора – два раза от заявленной до выборов в Олимпийскую программу. Плюс, как правило, в новом классе в течение какого-то времени будут выявляться слабые узлы, придется что-то докупать, ремонтировать и так далее. (Только такому небожителю, как класс «Звездный», удавалось дважды вернуться в олимпийскую семью. Впрочем, эти события не мешали постоянному росту цен на «Звездники»).
Вот по этой причине большинство федераций настроены консервативно и не спешат приветствовать нововведения. Что уж говорить об ассоциациях класса! Каждая зубами и когтями цепляется за олимпийский статус.
А, собственно, зачем менять? Разве класс «470» настолько лучше «Летучего голландца», а «Инглинг» совершеннее «Солинга»? Или «Накра» более спортивный класс, чем «Торнадо»? К чему эта вечная погоня за чем-то новым, что она дает? Вот и включаем в олимпийскую программу классы, которые существуют только в виде образца, как это было с RS:X? Или классы, не имеющие правил, конституции, организации (в смысле ассоциации), как это случилось с «Эллиотом 6м».
Но менять классы все-таки приходилось, хотя бы потому, что в этом был ответ на категорические требования МОКа – искать и вводить спортивные суда и снаряды более привлекательные для молодежи и юношества – будущих олимпийцев!
Сессия ИСАФ этого года предоставила всем нам – национальным федерациям и ассоциациям класса, уникальную возможность. Этот шанс заключается в том, чтобы приостановить гонку за новым в ущерб существующему. Сегодняшний комплект олимпийских классов вполне адекватно отражает интересы гонщиков большинства стран мира. Возьмите хотя бы долгожителя, класс «Финн». Уже сколько раз его хоронили, сколько раз пытались отправить на задний двор парусного мира. А он живет, развивается, привлекает в свои ряды гонщиков из десятков стран мира. В конце концов, именно «Финн» породил уникальное явление – двух лучших гонщиков всех времен и народов, Пауля Эльвстрема и Бена Эйнсли! Так почему же нужно пренебрегать таким классом?
Мы только что попытались выразить не только наш подход, но и видение вопроса нового президента ИСАФ господина Карло Эмилио Кроче. Со своей взвешенной позицией Карло Кроче обратился в МОК и… как ни странно, нашел там поддержку! Более того, Международный олимпийский комитет рекомендовал на какой-то период, скажем на два цикла, зафиксировать программу, дать гонщикам возможность готовиться не только к очередному сезону, но и к далекой перспективе, к 2020 году.
Но странная вещь психология человека! На заседании совета нашлись противники нового подхода. Как-то забыли, что за идею постоянной олимпийской команды мы сражались в ИСАФ по крайней мере последние пятнадцать лет! Никто ведь не говорит, что нынешняя программа будет существовать вечно. Наверняка после 2020 года что-то изменится. Уже сейчас крепко дубасит в дверь кайт, тот самый кайт, который в прошлом году уже получил свое место в олимпийской семье… правда, ненадолго, всего на два дня.
Запомним эту дату, 15 ноября 2013 года. Подавляющим большинством голосов (36 против 4) совет проголосовал за программу Олимпиады-2020, положив конец бесплодным спорам. Нет смысла переписывать ее заново - просто посмотрите на таблицу 2, там все номера/классы перечислены. Так что готовьтесь, гонщики, спокойно. Главное, выигрывайте хоть что-нибудь!
В следующей статье мы поговорим о судьбе кубков мира и Европы, о новой стратегии ИСАФ на ближайшее будущее, о том, к чему готовиться гонщику-олимпийцу. Заодно и внесем ясность в историю с кайтами.