Открытие парусного сезона 2011 в Московской области
В эти выходные дни – яхт-клуб ПИРогово, как и многие другие яхт-клубы в Московской области открывал парусный сезон. У взрослых запланированы были двухдневные гонки в классах эМ-Ка и Дракон, детская школа также открывала сезон.Начало парусного сезона, впрочем, как и его окончание – это повод для Всероссийской Федерации Парусного Спорта проанализировать результаты предпринятых шагов, направленные на развитие парусного спорта.
Во всем мире – центрами развития яхтинга выступают яхт-клубы. И не важно, это яхт-клуб на берегу Японского моря или Пироговского водохранилища. Принципы везде одинаковы. Сообщество совершенно разных людей, объединенных общей идеей - Парусом и события – гонки/регаты.
В эти выходные дни – яхт-клуб ПИРогово, как и многие другие яхт-клубы в Московской области открывал парусный сезон. У взрослых запланированы были двухдневные гонки в классах эМ-Ка и Дракон, детская школа также открывала сезон.
За несколько лет фраза «Регата в ПИРогово» стала синонимом – качественное мероприятие. Так было и на это раз. На старт, в классе эМ-Ка вышли 24 экипажа. География участников от Владивостока до Калининграда. Всего 13 городов. О яхт-клубе долго рассказывать нет смысла. Лучше один раз приехать и все увидеть, а для полного погружения в тему – принять участие в соревновании. Многие коллеги из регионов так и поступили. На открытии, в качестве гостей приехавших перенять опыт, были замечены президент ФПС Кыргызстана – Владимир Кирик, И.О. Президента СППС – Андрей Черных. В качестве участников от ФПС Калининградской области Дмитрий Зарицкий, от ФПС Рязанской области – Андрей Анфиногенов. От Федерации Парусного Спорта Беларуси выступали Игорь Черный и Сергей Кравцов.
Число участников – 99 человек. Список участвующих экипажей пестрел от спортивных званий и титулов: 8 - ЗМС, 20 - МСМК, 19 - МС. 19 - КМС. Вот лишь некоторые фамилии наших чемпионов (в алфавитном порядке): в классе эМ-Ка: Анна Басалкина (СК Парусник, Санкт-Петербург), Дмитрий Березкин, Сергей Бородинов, Андрей Кирилюк, Диана Крутских, Игорь Скалин, в классе Дракон: Олег Хоперский, Георгий Шайдуко. Судейская бригада состояла из известных фамилий: Вячеслав Шавло, Елена Морозова, Александр Плотников, Борис Николаев и другие.
В эти же сроки проходила детская регата, которая собрала 25 детей: Оптимисты - 10 яхт, Кадет - 4 яхты, Лазер 4,7 – 6 человек. Самый младший участник - 6 лет. Новички этого года впервые пробовали свои силы на гоночной дистанции.
В клубе царила демократичная атмосфера: за одним столом сидели выпускники школы ПИРогово, члены Попечительского совета, Исполком ВФПС, участники Олимпийских игр – где еще можно встретить столько людей объединенной одной идеей?
Гоночная деревня яхт-клуба претерпела определенные изменения. Установлен крытый павильон на 250 человек, собираются яхтсмены на брифинги, работает мандатная комиссия, в дождливую погоду проходят награждения и т.д.
С погодой повезло, 14 и 15 мая стояла хорошая морская погода, умеренный ветер, периодические шквалы, временами дождь.
Самая обсуждаемая тема на регате: Погода? Нет. Решение ИСАФ по олимпийским классам на 2016 год? Нет. Результаты этапа RC 44 в Австрии? Обсуждали, но не так активно.
Где найти толковых шкотовых в экипаж? Вот это самая горячая тема. Реальный кадровый голод. Возьмем отдельно взятый яхт-клуб. Судейские катера – 10 штук. Флот – эМ-Ка, Дракон, Лазер SB3. Все подчинено парусу. Если заявлен старт в 12-00, солнце может опоздать, но Вячеслав Шавло даст сигнал в полдень при любых обстоятельствах. Приезжай и гоняйся. Каждые выходные – с 14 мая по 30 октября. А дальше начинается проблематика – где брать экипажи? 3 000 рублей человеку за гонку (3 часа) – это стартовая цена. И все равно нет достаточного количества кандидатов в экипажи. Люди с известными в профессиональном спорте именами давно уже на контрактах. Традиционно в таких случаях выручала Сборная команда. Однако, Главный тренер Сергей Джиенбаев решили провести Кубок в Олимпийских Классах в дружественном ему городе Таганроге в эти же сроки, что и Отбор на Чемпионат России в классе эМ-Ка. Это окончательно подорвало процесс рекрутинга экипажей на эМ-Ки. От отчаяния все начали звонить в ассоциацию эМ-Ка – президенту Николаю Водяницкому. Как правильно подметил Сергей Бородинов – «Это служба 911 по срочному поиску членов экипажей». Многие экипажи формировались по принципу – родственник, сосед по дому, выпускник парусной школы. Швертбота эМ-Ка - это глиссирующий швертбот с геннакером. Требуется неплохая физическая форма и хотя бы минимальный опыт работы на этой лодке, чтобы ходить во второй половине флоте, так сказать в арьергарде.
Коллеги, тревожная ситуация. В столице нашей родины с населением в 15 млн. человек появился монотипичный флот в 50 лодок, а квалифицированных яхтсменов найти невозможно. Усилиями ассоциации класса эМ-Ка построен флот общей стоимостью за 30 млн. рублей и за исключением клубных (чартерных) лодок, все лодки купленные, т.е. сформировалось активное, финансово обеспеченное сообщество владельцев спортивных яхт – теперь это сообщество столкнулось с проблемой, где найти команду. И здесь вопрос одними деньгами не решишь.
Кстати, аналогичную проблему можно прогнозировать и по использованию новой детской материальной части – отсутствие достаточного количества квалифицированных тренерских кадров. 20 лет стагнации отечественного паруса, хронического недофинансирования привели к тому, что в лодках и в тренерских катерах работать просто некому. Сейчас усилиями Попечительского совета ВФПС и Исполкома ВФПС удалось привлечь достаточный бюджет для финансирования строительства швертботов любого класса и в любых аргументированных количествах, но совершенно не понятно, кто будет работать с новой материальной частью. Например, на базе того же Политермо произведено 200 Оптимистов по заказу ВФПС и 200 Оптимистов по заказу Тверской области. Итого: 400 лодок, на сумму 30 млн. рублей. Таким образом, материальной части в регионы поставлено на 1 млн. долларов и это за два года. А я помню выступление одного из чиновников ВФПС прошлого созыва (2008 году): «детский спорт бизнесу не интересен, региональной администрации тоже». Как оказалось, при правильном диалоге с бизнесом и администрацией регионов вопрос с привлечением средств оказался самым легким.
Возвращаясь к началу материала. Ситуация, которую мы наблюдали в эти выходные в ПИРогово, имеет место быть во многих регионах нашей страны. Некому учить, и как следствие – некому ходить под парусом. Становится очевидна приоритетность задач на ближайшие годы – обучение, создание новых парусных школ: детских и взрослых. Создание школы тренерских кадров. Здесь особое внимание нужно обратить на членов нашей Сборной, кто планирует завершить свою карьеру в 2012 году – это готовые тренерские кадры, при условии достойной организации их работы.
Так, например, на этой регате у меня состоялся разговор с Дианой Крутских. Семья Крутских живет парусом всю свою сознательную жизнь, Владимир Крутских - бывший член Сборной команды, сейчас выступает в классе Дракон, Диана – действующий член Сборной команды в классе 470. Их сын – гоняется в классе Оптимист. Диана абсолютно серьезно заявила, что хотела бы работать тренером после 2012 года, но ей нужна конкретная помощь от ВФПС, причем сейчас, когда она готовится к Олимпийским играм 2012. У нас есть удачный пример прихода в Молодежную сборную команду Анастасии Черновой. Прошло полгода, и я не встретил ни одного человека, кто бы считал, что это было неправильным решением. Тренера, спортсмены – все в один голос одобряют приход молодого специалиста в команду тренеров.
Кроме выстраивания отношений на перспективу после 2012 с членами Сборной команды, также необходимо объединение усилий с ВУЗами, где есть кафедры парусного спорта, например Университет Лесгафта в Санкт-Петербурге.
Вот такие планы на этот год. После открытия сезона 2012 Исполком ВФПС доложит, что было сделано за год в этом направлении.
Подробное описание регаты и результаты можно найти на сайте ассоциации эМ-Ка : www.nationalclass.ru
Автор: Оскар Конюхов