Ледовые яхты. Кубок Коновалова 2014
«Мороз и солнце…» – и такая погода подходит для яхтсменов, которые продолжают парусный сезон, но уже на ледовых яхтах. Не пугают ни холод, ни метели. В пригороде Санкт-Петербурга, в Сестрорецке, на озере Разлив с 18 января по 26 января проходил кубок А.С. Коновалова в классах буеров «Monotype XV» и «C8A». Температура воздуха – минус 7-8 градусов. Ветер – 6-7 метров в секунду. Хотя «буерная дорога» в эти дни была не самая лучшая, но рабочая, и это позволило все-таки провести соревнования. По календарю гонка на приз «Памяти А.С. Коновалова» – с 28 по 31 декабря 2013 года, но не было дороги, не было льда, и пришлось все перенести на январь.
Одним из тех, благодаря кому соревнования состоялись, был Игорь Георгиевич Большаков, который занимался устройством, подготовкой соревнований, он проделал огромную организационную работу. Главным судьей на соревнованиях был Павел Михайлович Корякин, один из лучших специалистов, судья всесоюзной категории.
В кубке участвовали спортсмены из Кронштадта, Стрельнинского яхт-клуба и сборной РФ из команды «Газпрома» – лучшие гонщики страны, среди которых экипаж – Вадим Бихлер (рулевой) и Александр Востроносов (шкотовый), которые и заняли первое место на буере «Монотип XV».
«Монотип XV» – это самый многочисленный класс буеров в Европе, и первый чемпионат мира в этом классе состоялся в 2008 году. У «Монотипа XV» долгая история, он был сконструирован в 1932 году в Эстонии, сразу завоевал большую популярность и получил широкое распространение и в Европе, и в СССР. С тех пор конструкция и оснащение ледовых яхт не претерпели значительных изменений.
В первом чемпионате Европы по буерному спорту, который впервые был проведен в 1933 году в Латвии, приняли участие 4 буера. В последующие годы до 1938 года – чемпионат проводился регулярно, а число участников постоянно росло. Потом был долгий перерыв, который продолжался до 1993 года, когда чемпионат Европы был возобновлен в Санкт-Петербурге – 24 участника, 16 – из России. С тех пор российские спортсмены регулярно выступают на этих соревнованиях, всегда занимая призовые места.
Всего в классе «Монотип XV» на кубке А.С. Коновалова было заявлено 8 буеров, но из-за переноса даты проведения Олег Васильев не смог участвовать, так как в это время проходил кубок России на «DN».
Кстати, есть традиция, что и на чемпионате Европы в классе «Монотип XV» победителя третьей гонки награждают кубком памяти А.С. Коновалова, так как буеристы помнят Анатолия Степановича. А в этом году на кубке России в классе «DN» медалью памяти А.С. Коновалова за третью гонку был награжден Артем Басалкин, талантливый гонщик, который только недавно стал осваивать буер.
Анатолия Степановича Коновалова «помнят и любят», сказал Дмитрий Бородин, один из участников кубка в Сестрорецке. Анатолий Степанович был мастером спорта международного класса, чемпионом СССР 1958 года, многократным призером и победителем «Кубка Балтики», «Парусной недели Санкт-Петербурга». Но, кроме этого, он был великолепным парусным мастером, для многих другом и учителем, и просто очень хорошим человеком. Он начал шить паруса с 1964 года. Основную часть своей жизни проработал, в мастерской стрельнинского яхт-клуба Кировского завода, принимал участие в постройке яхт «Амур», «Варяг». Буерист, победитель и призер многих международных, всесоюзных и российских буерных соревнований, Анатолий Степанович Коновалов погиб 24 сентября 2003 года в автомобильной катастрофе.
Второй класс буеров, который участвовал в гонке на приз «Памяти А.С. Коновалова» – «C8A», когда-то был одним из самых популярных в СССР. Очень скоростной буер, интересный, сложный и красивый. Но главное, это свободный класс, где оттачивали свое мастерство не только гонщики, но и конструкторы. К сожалению, в 1980-ые годы решением чиновников все буера свободных классов уничтожали, а к 1989 году свободные классы буеров в СССР исчезли. Выжили «Монотип XV» и «DN».
Сейчас энтузиасты, такие как Алексей Ступечев и Дмитрий Елец, восстанавливают «C8A» из того, что осталось. И в России уже 8 буеров этого класса.
В кубке А.С. Коновалова принимали участие четыре ледовые яхты класса «C8A».
Дмитрий Бородин: «Чем буер хорош? Тем, что парусный сезон не заканчивается. Нигде не найдешь такого вымпельного ветра. Постоянные изменения, заходы, отходы. Здесь все очень быстро, очень спортивно. И только одно «но» – большая работа с материальной частью». Хотя мне показалось, что здесь он немного слукавил, это «но» как-то не сильно влияет на увлечение буером, и для многих скорее в радость такие хлопоты.