Летит как птица и влюбляет в себя на всю жизнь
Который десяток лет не дает покоя всем любителям парусного спорта этот агрессивный, динамичный и зрелищный класс парусных судов, сначала главная мировая регата «Кубок Америки» пересела на эти суда, потом его вернули в олимпийскую семью, теперь волна докатилась и до России. Конечно, мы говорим о катамаранах – многокорпусных парусных судах. Советская и российская история парусного спора и наши успехи в олимпийском парусе неразрывно связаны с катамараном, у нас есть российская школа катамарана, есть традиции, нам есть кем гордиться. Собственно, об этом и пойдет наш рассказ сегодня.
С началом нового года произошел ряд событий, которые вновь заставили заговорить об очень быстрых и красивых парусных лодках – катамаранах. Стало известно, что четвертый этап парусных гонок Extreme Sailing Series пройдет в Санкт-Петербурге с 26 по 29 июня. Российская команда Gazprom Team Russia из Санкт-Петербурга уже заявилась на Extreme Sailing Series на полный сезон. Шкипером первой российской команды в классе Extreme 40 станет участник двух Олимпийских игр в классе Laser Игорь Лисовенко, на позиции бакового будет соревноваться Алексей Кулаков, рулевым российской команды приглашен дважды победитель серии с командами The Wave, Muscat и Luna Rossa Пол Кемпбелл-Джеймс, на позиции триммера грота участник проекта Luna Rossa в 34-ом «Кубке Америки» Элистер Ричардсон, а управлять стакселем будет Пит Камминг, в резюме которого победы в Extreme Sailing Series 2009 и 2010, менеджмент команды Oman Air, тренерская работа с Nice 4U Team и участие в проекте AC45 Green Comm.
Новая российская команда Gazprom Team Russia станет 11 командой нынешнего сезона Extreme Sailing Series, где уже заявлены такие гранды профессионального паруса, как обладатели Кубка Америки – швейцарская команда Alinghi, победитель Volvo Ocean Race – французская Groupama и четырехкратный олимпийский чемпион сэр Бен Эйнсли с командой BAR Racing, а так же Emirates Team New Zealand, The Wave, Muscat и Alinghi.
На российском этапе к соревнующимся подключится двенадцатый участник серии, российский звездный экипаж серебряного призера Игр в Атланте 1996 года, чемпиона мира и Европы, опытного матчевого гонщика Георгия Шайдуко. Это действительно будет звездная команда, по слухам, туда войдут опытнейшие российские катамаранисты, участник Олимпиады Павел Калинчев, чемпион мира Сергей Волчков, гоняющийся в олимпийском классе Nacra17 Сергей Джиенбаев, кроме того, ведутся переговоры с призерами чемпионата мира в классе катамаран «Торнадо» Андреем Кирилюком и Валерием Ушковым. Команду на Питерском этапе поддерживает корпорация «Баркли», но ребята активно ищут деньги для дальнейшего участия в престижной международной серии гонок на катамаранах.
Участие в этом масштабном проекте не выглядит случайным, какое еще парусное соревнование может так ярко и эмоционально открыть для всего профессионального парусного мира Россию. Это будет просто потрясающий праздник скорости и адреналина. А, если учесть, что гонки в Питере будут проходить прямо напротив Зимнего дворца, на акватории реки Нева, то сомнений не остается, что зрителей будет очень много.
Этой публикацией мы открываем серию статей, в которых познакомим читателей с историей советского и российского катамарана, вспомнить гениальных советских конструкторов, которые увлеченно развивали этот класс. Итак, начнем.
Существуют разные версии, где появился катамаран. Кто-то утверждает, что он обязан своим происхождением жителям Французской Полинезии, и именно так они и называли свое средство передвижения между островами. Кто-то считает, что его изобрели рыбаки на южном побережье штата Тамил Наду в Индии.
Еще в 1663 году в Англии проводились первые опыты с катамаранами, а в 1834 году в царской России был построен первый пароход-катамаран, ходивший по Неве. В 1850 году вошел в строй пассажирский паром-катамаран, а в 1874 году – катамаран «Каталия», который перевозил через Ла-Манш 1000 пассажиров. Однако этим, равно как и построенным позднее катамаранам не суждено было достичь больших успехов, и им не выпала честь открыть эру многокорпусных судов.
Началом современного катамараностроения можно считать 1876 год, когда американец Нэт Херрешофф выиграл парусную регату на катамаране собственной постройки, яхтсмены тогда очень скептически отнеслись к этому типу парусных яхт, и они не получили широкого распространения. Среди недостатков катамаранов можно выделить то, что сооружать их было достаточно сложно, и при строительстве довольно непросто было обеспечить прочность соединительного моста катамарана. После того, как стали использовать более новые и надежные технологии, строительство катамаранов вновь возобновилось.
Сравнивая катамараны и традиционные яхты, говорят, что: традиционная яхта безопасней, она или вообще не перевернется, или, если перевернется, то встанет на ровный киль, и пойдет дальше, а вот катамаран, если перевернется, больше не встанет, особенно, если через нос… Говорят, что катамараны плохо лавируются на ветер, что у него большой дрейф. А еще «руление катамараном, совсем не такое, как на яхте, особенно в волну».
Мы спросили у нашего эксперта, заслуженного спортсмена Георгия Шайдуко, и он не согласился со скептиками: «Есть недопонимание. Катамаран – это обычная лодка, на которой можно гоняться. Есть специфика на вымпельном ветру, но это нормальная лодка со всеми принципами свойственными парусному болиду».
Еще к преимуществам катамаранов надо отнести их малую осадку, что дает существенно больше возможностей. Но главное качество – это, конечно, скорость, которая значительно превышает скорость ветра. Так называемый «вымпельный ветер», который образуется в результате движения и сам начинает разгонять парусное судно – это просто фантастика. Мы хорошо знакомы с вымпельным ветром, прежде всего из-за активного развития буерного спорта (ледовые яхты) в нашей стране.
Однако вернемся назад, к первым еще советским катамаранам класса «B». Первые катамараны появились в СССР в 1960-е годы. Владимир Алексеев, один из создателей первых советских катамаранов, намеревался спроектировать катамаран в КБ на Судоверфи ВЦСПС, но руководство было против этой затеи.
Опытные гонщики-яхтсмены, которые работали на верфи, среди них: Сергей Витт, Георгий Щеглов, Николай Красноперов, Борис Мордовский, Владимир Романов, предложили Алексееву построить катамаран по его эскизам, но в «нерабочее» время. Зимой 1962 года построен на верфи первое судно, которое весило около 180 кг.
Первые испытания прошли удачно, катамаран легко поворачивал, легко разгонялся. При общем старте со швертботами класса «M» Владимир Романов, выступавший на катамаране, «привез» отрыв 40 минут лучшему ленинградскому гонщику в классе «М» Сергею Ухину, гонявшемуся под лавсановыми парусами.
Одновременно строили свои катамараны в Москве – Летунов, Рослов, Дякин, Николаев, в Риге – братья Эглайс.
Руководство Судоверфи ВЦСПС приняло решение о постройке сначала четырех катамаранов, а затем их стали строить по 36 штук в год в течение 11 лет.
Всесоюзной федерации парусного спорта СССР (Москва) допустила катамараны класса «B» (ширина – 3,05 м, парусность – 20 кв.м) к гонкам в классе «M» (однокорпусные швертботы длиной 6,5 м, парусность – 20 кв.м).
ля гонок в группе двухкорпусных яхт (катамаранов) на 1964 – 1968 год рекомендовались к постройке гоночные катамараны в группах национальных классов «В» и «С», соответствующих по ограничениям группам В и С Международного парусного гоночного союза (IYRU). Класс «В» в СССР являлся свободным.
Президиум Федерации парусного спорта СССР на заседании 9 апреля 1964 года утвердил следующие Правила классификации гоночных катамаранов в СССР.
О конструкциях катамаранов много писали в журнале «Катера и яхты». Туристические катамараны собирали сами и отправлялись в путешествия. В 1960 году Ю.И. Коноплевым был спроектирован и построен небольшой крейсерский парусный катамаран. Первые ходовые испытания катамарана были проведены в пятидневном плавании по южной части Ладожского озера. Этот поход показал, что при всех конструктивных недостатках катамаран получился все-таки довольно мореходным судном. В 1960 году с 15 июля по 10 августа был совершен второй поход в северо-западную часть Ладожского озера.
В 1964 году Ю.И. Коноплев спроектировал и построил новый катамаран «Спрей», в конструкции которого постарался учесть недостатки первого судна, выявленные во время походов. В 1965 году на «Спрее» было совершено дальнее плавание по маршруту: Ленинград – Ладожское озеро — река Свирь – Онежское озеро – Беломорско-Балтийский канал – Соловецкие острова Белого моря – Ленинград. Экипаж катамарана состоял из трех человек.
И в мире развитие катамаранов шло своим чередом.
В1960 году группа английских яхтсменов, энтузиастов гонок на парусных катамаранах, предложила американцам устроить своеобразный матч на двухкорпусных яхтах. В 1961 году английские яхтсмены Род Дауни и Джон Фиск получили приглашение американского яхт-клуба «Клифф» (Нью-Йорк) принять участие в серии гонок катамаранов с максимальной площадью парусов 28 м2.
Американцы учредили приз, который позднее назвали Малым кубком Америки, и уже в следующем году организовали первые соревнования в Лонг-Айленд Саунде. Это была серия гонок между английским и американским катамаранами международного класса С. Английский катамаран «Хеллкэт» выиграл поединок с американским катамараном «Уайлдкэт». Было решено провести еще одни гонки. Так появилась традиция практически ежегодных встреч.
Гонки на Малый кубок Америки дали значительный толчок развитию конструкции скоростных катамаранов вообще и класса «С» в особенности. Если для большинства представительных международных соревнований по парусному спорту, таких как Олимпийская парусная регата, вопрос о выборе типа судна для гонок решается в пользу яхт-монотипов, то к участию в гонках на Малый кубок допускались катамараны произвольной конструкции, удовлетворяющие лишь нескольким требованиям класса С, принятым Международным парусным союзом в 1962 году.
Таким образом, для конструкторов катамаранов класса «С» были самые широкие возможности – можно экспериментировать и с корпусами, и с парусным вооружением. Полигоном для испытаний новейших скоростных конструкций и стали дистанции ежегодных поединков на Малый кубок Америки. За свою долгую историю катамараны класса С претерпели очень большие изменения.
С появлением на Олимпийских играх гоночного катамарана «Торнадо» отношение к многокорпусникам стало меняться. Французы первыми освоили технологии создания быстроходных океанских катамаранов и тримаранов, на которых и установили большую часть рекордов скорости под парусами в океане во время пересечения Атлантики и в кругосветных гонках.
Бывший олимпийский класс катамаранов «Торнадо» был спроектирован в 1966 году англичанами Роднеем Мачем, Терри Пирсом и Регом Уайтом – впоследствии руководителем фирмы «Сайлкрафт», первой освоившей серийный выпуск этого типа судов. «Торнадо» ее назвали за скорость и силу движения. Первая лодка была построена в 1967 году.
Через год, благодаря победе Уайта в отборочных соревнованиях среди полутора десятков катамаранов аналогичного типа и измерений, «Торнадо» получил статус международного класса – монотипа IYRU, а в 1972 году, когда общее число зарегистрированных катамаранов превысило 1000 единиц, гонки на «Торнадо» были включены в программу Олимпийской регаты 1976 году в Кингстоне. Первыми олимпийскими чемпионами стали британцы Реджинальд Уайт и Джон Осборн. На Олимпийское регате в Кингстоне (1976 года) нашу страну в классе «Торнадо» представлял экипаж Владимир Васильев – Вячеслав Тинеев. Они заняли 12 место.
В СССР первые «Торнадо» появились в 1973 году, хотя и до этого времени наши яхтсмены с гоночными катамаранами уже были хорошо знакомы: с 1965 года у нас проводились соревнования всесоюзного масштаба на катамаранах класса «В».
На международной арене наши гонщики достигли наибольших успехов в 1978 – 1980 году, когда экипаж В. Потапов – А. Зыбин дважды завоевывал звания чемпионов мира.
Первую победу в этом классе на международных соревнованиях в Хельсинки летом 1978 года завоевал экипаж Владимир Ляпунов – Валерий Пильчин. В том же году Виктор Потапов с Александром Зыбиным стали чемпионами мира и спустя два года повторили успех.
После Олимпийских игр 1980 года в советской команде в классе «Торнадо» появились новые имена: Сергей Приймак, Виктор Кривошей, браться Сергей и Георгий Кравцовы, Юрий Коновалов, Сергей Кузовов, Владимир Костров.
В 1986 году на Играх доброй воли в Таллине победу праздновал экипаж Юрий Коновалов – Сергей Кузовов. В 1990 году на чемпионате Европы экипаж Сергей Приймак – Сергей Кузовов занял второе место. Традиции гонщиков СССР были успешно подхвачены российским яхтсменами.
В 2003 году на чемпионате Европы в Италии экипаж Андрея Кирилюка и Валерия Ушкова завоевали бронзу, а в 2007 году они заняли на чемпионате Европы в Испании второе место.
Однако про «Торнадо» хотелось бы поговорить отдельно. Столько всего интересного в нашей стране было связано с этим классом, и мы это обязательно сделаем в следующей статье.
В мае 2012 года Международная федерация парусного спорта выбрала для участия в Олимпийской парусной регате 2016 и летних Олимпийских играх в Токио в 2020 году Nacra 17, катамаран спроектированный в соответствии с требованиями ИСАФ к многокорпусным судам со смешанным экипажем.
ля проектирования этой лодки команда Nacra объединила свои силы со всемирно известной группой по проектированию Morrelli & Melvin из Хантингтон-Бич, штат Калифорния, так как они уж в течение многих лет известны своими успешными проектами, связанными с многокорпусными судами и на Кубке Америки и многими другими.
Кстати, в 2010 году 33 Кубок Америки проходил на гигантских многокорпусниках, американский был под 90 футов. Недавно состоявшийся 34-й Кубок проходил на катамаранах AC72, и то, что 35-й будет на катамаранах, теперь уже не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос о конструкции лодки и длине. AC72 – скоростная, управляемая и очень агрессивная, но организаторы озабочены безопасностью гонок, поэтому катамаран может существенно измениться.
Говоря о катамаранах, можно вспомнить не только про Кубок Америки, но и одиночные гонки через Атлантику, в том числе и Кубок Жюль Верна. Число международных соревнований в катамаранах невероятно выросло. Вначале многокорпусные яхты допускались только к гонкам яхтсменов-одиночек через Атлантику, проводимых раз в три года. Теперь ежегодно проводится от 10 до 15 соревнований различного ранга. Это стимулировало расширение выпуска на рынок большого числа тримаранов и катамаранов. Например, во Франции потребителю ежегодно предлагается около 110 различных типов крейсерско-гоночных и крейсерских многокорпусных яхт и около 70 типов спортивных катамаранов и тримаранов.
Проектированием и строительством многокорпусных судов занимаются самые известные конструкторы и верфи, многие из созданных ими судов, в которых используются самые современные материалы и совершенные технологии, стали настоящими шедеврами.
Одним из соревнований, появившихся в последнее десятилетие, являются гонки Extreme Sailing Series, 4 этап которых пройдет в Санкт-Петербурге. Создатели Extreme 40 за основу взяли самый большой, самый быстрый парусник в Олимпийских играх «Торнадо» и сделали его в два раза больше и еще быстрее.
«Концепция Extreme 40 заключается в том, чтобы приблизить парусный спорт к зрителям», – объяснил Герберт Дерксен, генеральный директор компании TornadoSport, которая в 2005 году разработала и построила эти 40-футовые катамараны. – Extreme 40 невероятно интересно смотреть, и мы уделяет большое внимание тому, чтобы зрители получили удовольствие, чтобы они испытали острые ощущения и почувствовали, что это такое идти на Extreme 40.
Магия многокорпусников заключается в отсутствии балласта, что делает их чрезвычайно легкими и отзывчивыми. Стабильность обеспечивается за счет их формы. Extreme 40 представляет собой «прямоугольник», как бы сидящий на воде. Но ситуация меняется очень быстро: вот задул ветер, и один корпус начинает летать. Зрители получают огромное удовольствие, а задача экипажа в этот момент удерживать баланс, чтобы лодка показала все на что способна! Extreme 40 способен развивать скорость 30 узлов… Кроме того, у Extreme 40 один корпус просто летит, иногда на высоте более трех метров, и это похоже на птицу, которая скользит над водой.
Большая площадь парусности позволяет Extreme 40 идти быстрее ветра: всего при 15 узлах, Extreme 40 способен развивать скорость более чем 25 узлов, что кажется невероятным, но» – объясняет Герберт, – «если вы, например, едите на велосипеде и крутите педали, чем быстрее вы едите, тем больше ветра вы чувствуете. Этот ветер создается вашей скоростью; моряки называют это вымпельный ветер. Паруса спроектированы и настраиваются экипажем так, чтобы использовать этот ветер для увеличения скорости лодки».
«Катамаран набирает популярность. Меняется вся философия, подход к парусу, к использованию ветра. Благодаря новым технологиями, конструкциями происходит сдвиг. Катамаран цепляет прогресс и продвигает его, и если мы хотим оставаться рядом с лидерами, надо двигаться в этом направлении, набираться опыта и в итоге побеждать», – резюмировал все сказанное выше Георгий Шайдуко.
Продолжение следует…