Nordic Folkboat

Не много есть яхт, способных оставаться популярными спустя 70 лет после постройки. Эта статья о Folkboat, уникальной яхте, сделавшей парусный спорт массовым и доступным.
К тридцатым годам 19 века общество изменилось. Благодаря распространению железных дорог и автомобилей общество стало мобильнее на суше и желало быть столь же мобильными на воде. Это желание сдерживалось экономическим кризисом с одной стороны и дороговизной яхт с другой.
Работы немцев над «народным автомобилем» будоражили умы, и многие конструкторы и энтузиасты парусного спорта рассуждали о «народной яхте» — крепкой, недорогой и неприхотливой лодке, доступной среднему классу.
Тем временем в Швеции в 30-е годы периодически объявлялись конкурсы среди яхтенных архитекторов, но это не приводило ни к каким результатам: проекты-победители в лучшем случае воплощались в нескольких экземплярах. В очередной раз идея «народной яхты» всплыла на заседании Скандинавской парусной ассоциации в 1940-м году с подачи Свена Салена, владельца пароходства и уважаемого спортсмена, бронзового медалиста Олимпийских игр 1936 года в 6-метровом классе. Поскольку Свен имел финансовые возможности для реализации проекта, предложение было поддержано.
Приглашение к участию в конкурсе было опубликовано в парусных журналах скандинавских стран. Ключевыми параметрами проектов являлись простота, доступность и возможность массового производства. Яхта должна была иметь хорошую мореходность и возможность размещения на ночлег четырех человек. Материалы для постройки были ограничены скандинавскими породами древесины и железом в киле, так как свинец дефицитом из-за войны. Конструкторам рекомендовалось использовать следующие размеры: 6 метров длины по ватерлинии, максимальная ширина 2 метра, площадь парусности 18-20 м².
Конкурс завершился 15 августа 1941 года. После тщательного изучения проектов жюри пришло к мнению что ни один из представленных проектов не удовлетворяет требованиям конкурса. Из-за этого приз за первое место решено было не вручать. Второе и третье место разделили между датским проектом Svane (конструктор Knud Olsen) и шведским Vega 2 (конструктор M. Iversen).
Комитет конкурса решил нанять конструктора, в задачу которого входило переработать присланные проекты и сделать на их базе яхту, полностью удовлетворяющую условиям конкурса. Свен Сален предложил нанять Торда Сандена, молодого конструктора и яхтсмена 6-метрового класса, спроектировавшего до этого небольшую яхту Real 15. Результаты работы Торда Сандена были опубликованы в сентябре 1941 года. Проект получил название Nordic Folkboat.
Первый прототип Фолькбота был построен в Гетеборге уже к рождеству 1941 года. Из-за льда в Гетеборгской гавани испытания новинки откладывались до весны. Не смотря на то что лодка еще не была испытана, Сален заказал постройку 61 Фолькбота, а чтобы обеспечить быстрый старт для нового класса он планировал продать их по себестоимости. 22 апреля 1942 года гавань освободилась от льда, а уже на день позже Фолькбот вышел в свое первое плавание.
Реакция на Фолькбот среди яхтсменов того времени была неоднозначной. Он слишком отличался от гоночных яхт того времени: по сравнению с ними он имел очень высокий борта, обратный уклон транца, клинкерную обшивку, длинный киль, и совсем небольшую площадь парусов для своего веса. Создателям Фолькбота приходилось снова и снова объяснять что это не гоночная машина, управлять которой может только хорошо подготовленная команда, а массовая лодка для отдыха на воде простых людей, которым нужна простота, доступность, хорошая мореходность и практичность.
Фолькбот несомненно олтлично удовлетворял предъявленным к нему требованиям. Клинкерная обшивка упрощала производство и делала яхту дешевле. Железо в киле вместо свинца так же удешевляло конструкцию, а ограниченная площадь парусов делала лодку безопасной в сильный ветер, что особенно важно для семейных экипажей. Мореходность Фолькбота оказалась выше всяких похвал.
Покупатели по достоинству оценили новинку. Яхта оказалась легкой в управлении, простой и недорогой. Особенно впечатляла мореходность Фолькбота. Многочисленные путешественники в 50-х бороздили океаны, ни сколько не смущаясь малыми размерами народной лодки. Австралийка Ann Gash в 1975-1977 годах в одиночку обошла вокруг земного шара на Фолькботе Ilimo. В 1962-1963 британец Adrian Hayter прошел в одиночку из Велкобритании до Новой Зеландии в западном направлении через Панамский канал. Herbert George Hasler занял второе место в трансатлантической гонке OSTAR 1960 года. Впоследствии его Фольбот и его реплика еще много раз выходили на старт этой гонки. Это далеко не полный список путешественников, пускавшихся на Фолькботах в дальние плавания.
Благодаря такому успеху у Фолькбота появилась масса модификаций. Главные претензии покупателей были к ограниченной обитаемости яхты. Для решения этой проблемы англичане начали строить лодки с увеличенной рубкой и самоотливным кокпитом. Не отставали от них в стремлении что-нибудь улучшить и другие производители. Основные изменения были сделаны тогда, когда появилось пластиковое судостроение. Наиболее прославившимися модификациями стали Contessa 26 и Marieholm IF-Boat.
В СССР Фольботы строились в своем оригинальном виде на Таллинской экспериментальной судоверфи. В то же время в нашу страну импортировались польские лодки, построенные по английскому образцу — с обшивкой «в гладь», большой рубкой, самоотливным кокпитом и стационарным дизелем.
Даже сейчас, спустя более чем 70 лет после постройки Фолькбот остается популярным классом. Более 4000 Фолькботов бороздят сейчас моря и океаны. Еще более поразительным является тот факт, что Фолькботы производятся до сих пор. Сделанные из пластика, современные лодки тщательно воспроизводят внешний вид деревянной клинкерной обшивки для того, чтобы полностью соответствовать правилам класса.