Итоги Кубка России: Медальная гонка в Таганроге - большая лотерея!

Финал Кубка России в олимпийских классах завершен при ветре в 8-10 узлов. 19 мая по регламенту соревнований проводилась медальная гонка в каждом классе.Финал Кубка России в олимпийских классах завершен при ветре в 8-10 узлов. 19 мая по регламенту соревнований проводилась медальная гонка в каждом классе. Старт гонки был дан по расписанию. Дистанция гонки – укороченная, так же как на международных регатах. Начисление очков – удвоенное, по правилам проведения медальных гонок.
Прогноз на этот день был не однозначен, в начале ветер позволил стартовать классу «470» - 4 узла было достаточно, во время старта класса «Финн», наоборот стих до 3-х узлов и немного поменял свое направление, но позже как будто по просьбе участников усилился до 6-ти во время гонки в классе «Лазер» и «Лазер –Радиал». Старт гонки для парусных досок давали уже при ветре в 8 узлов и небольшом волнении. Ко времени старта класса «49er» увеличилась волна, что привело к частым переворотам лодок, но и ветер так же усилился.
Этот день стал самым волнительным для всех участников, причиной тому была медальная гонка, по словам главного судьи соревнований В.Е. Механикова, «этот пункт был включен в гоночную инструкцию по просьбе президента ВФПС Георгия Ивановича Шайдуко и главного тренера сборной команды Сергея Джиенбаева». Некоторые из тренеров высказали свое нежелание проводить эту гонку, так как количество очков между участниками в турнирной таблице небольшое, и проиграв своим непосредственным соперникам они могут набрать критическое количество очков, что легко сможет отодвинуть их назад перечеркнув все усилия приложенные во время регаты. С этим согласились и гонщики тех классов, количество участников в которых не превышало 10 яхт.

Тренер команды Московской области Ванин С.Н. высказал свою точку зрения, которая отражала и их мнение: «Например, в классе 470 это целесообразно, у них большой флот, а например, в классе «49er» или парусная доска это очень рискованно».
Напомним, что в классе «49er» участвовало 4 экипажа. Перед гонкой экипаж лидеров регаты Павла Калинчева (Тверь) и Павла Карачева (Москва) просчитывали все возможные варианты и суммарное количество очков и получалось что у них всего 70% на выигрыш, при том, что они на протяжении всей регаты занимали первую строчку с отрывом по количеству очков. У ближайших соперников Артема Басалкина и Егора Игнатенко всего 50%. А у третьего экипажа Алексея Чекрыгина и Виталия Руссу (Тольятти, Самарская обл.) есть шанс занять и второе место, только в том случае если в медальной гонке они придут первыми. Именно так и получилось в классе «49er» - экипаж Павла Калинчева (Тверь) и Павла Карачева (Москва) – первое место, экипаж Чекрыгина Алексея и Виталия Руссу (Тольятти, Самарская обл.) – второе место у Артема Басалкина и Егора Игнатенко (СПб.) – третье.
По словам Павла Калинчева, «я не думал, что может быть такое положение, что в одночасье у нас есть шанс проиграть регату, нужно быть психологически готовым для такой важной гонки. Но у нас все удалось, чему мы очень рады – несмотря на второй результат в медальной гонке. Регата проходила по разным ветрам и у каждого был шанс выиграть при комфортных для него условиях»
Класс «470» первым стартовал в медальной гонке. После прохождения дистанции, на берегу их ждали гонщики других классов, для того что бы узнать какая сторона стартовой линии выгодная, где ветер заходит и т.д., но их объяснения пригодились не многим, так как ветер менял не только свою силу от гонки к гонке, но и направление.

Алиса Кирилюк (Московская обл.) и Людмила Дмитриева (Саратов) выбрали верную сторону дистанции и держались правее, что позволило финишировать им третьими и подняться на две строчки в турнирной таблице. В общем зачете Алиса Кирилюк (Моск.обл.) и Людмила Дмитриева (Саратов) третьи , среди девушек первые.
Среди мужчин и по общему зачету первыми стали Денисов Владимир и Горетный Денис (Анапа) они уверенно шли к победе и выиграли регату: «Нам это далось без особых усилий, регата прошла как по маслу, акватория нормальная, но самая лучшая все ровно в Анапе. Нам хотелось постоянно выйти на воду, там ждать старта для нас легче, чем томится в жаре на берегу. На воде во время ожидания мы смогли бы потренироваться с другими экипажами, а тут просто потеряли время. Будем ждать теперь Чемпионат России». Вторые в этом классе, Пилипенко Денис и Акименко Андрей (СПб.), на 11 очков отстают от экипажа из Анапы.
Победительница в классе «RS:X» среди девушек Татьяна Базюк кардинально не согласна с Владимиром Денисовым: «Для нашего класса, не придумать хуже томительного ожидания на воде, и поэтому мне очень понравился подход судей, что на воду выпускали именно за час до старта и не раньше. Они предугадывали что ветер будет после обеда, к примеру, и сразу оповещали об этом тренеров, мы не теряли даром сил. Регата удалась. Хорошая акватория, есть где развернуться. Наверное, я бы приехала сюда еще раз, это уж лучше чем Сочи, там ты часто попадаешь в ветровые лужи, в то время как весь флот проносится мимо, тут ветер более менее ровный, интересно гонятся. У меня сегодня сложилась ситуация, которая заставила меня понервничать. У нас идет отбор в сборную России и результаты, которые мы показывали на протяжении всей регаты, уже более менее расставили нас по своим местам, а медальная гонка могла все испортить. Медальная гонка на массовых регатах проводится для того чтобы только лидеры гонялись между собой, а нас всего 5, я не понимаю зачем нам вообще нужна была эта гонка. Сегодня у меня самый худший результат за всю регату - я пришла третья, приди я четвертая, то первое место мне бы не досталось, всего одно очко разделяет меня с Анжелой Полударовой (Москва) – она на втором».
Другие девушки класс «Лазер – Радиал» восприняли эту гонку спокойно. Из 15 яхт участвовало 10 и лидер класса уступила своей подруге в этой гонке, но не в регате. Светлана Шнитко (Нижневартовск) – бесспорно первая. Вторая Евгения Кузнецова (Москва) – она пришла первой на финиш: «Я выбрала позицию на старте слева, на чистом ветру и эта сторона, в последствие, оказалась выгодной, а дальше надо было идти четко по заходам и ничего не пропустить. Сначала ветер ушел вправо, потом влево, потом снова вправо - на знаке я огибалась первая». Настоящая борьба развернулась за бронзу, если золото было уже приготовлено для Светланы, серебро для Евгении, а третье место пока ожидало следующую сильнейшую леди, морально и физически. Раиса Чекашина (Тольлятти) уходила на воду сосредоточенная, серьезная, а пришла веселая и сияющая – третье место досталось ей! Она финишировала третьей в медальной гонке и заработала всего 6 очков, в отличие от своей соперницы из Рыбинска – Алины Фомичёвой, которая финишировала следом с 8 очками. «Как будто бы нарочно, во время нашей гонки ветер усилился до 6 узлов, надо было гоняться очень аккуратно», пояснила Раиса Чекашина после гонки. Лидер класса Светлана Шнитко как обычно жизнерадостно оценила эту регату, как определенный этап подготовки к более серьезным регатам, которые предстоят в этом сезоне. «Был и сильный ветер и слабый, проверила себя и мат.часть – все хорошо!», сказала С.Шнитко.

В классе «Финн» эта регата так же является одним из этапов отбора в сборную команду и по этому первые два места будут учитываться осенью после Чемпионата России, при формировании сборной на Олимпийский 2012 год. Эдуард Скорняков (Москва) имел преимущество в 4 очка перед медальной гонкой. Алексей Селиванов (Краснодарский кр.) имел перед собой определенную цель: «Чтобы стать первым, нужно прийти в медальной гонке первым, но при этом Эдуард должен финишировать третьим или дальше». Алексей уверенно пришел первым, но стал только серебряным призером. Золото в этой регате получил Эдуард Скорняков (Москва), что оказалось для него не просто, в связи с проведением медальной гонки. Эдуард стартовал на чистом ветру, но левая сторона оказалась не выгодной на тот момент. Придя на знак только пятым, он собрал свои силы, и в итоге ему удалось финишировать вторым, обогнав Дмитрия Терёшкина (Самарская обл.) прямо на финише. Дмитрий занял третье место. Как пояснил Э.Скорняков: «Это было – либо все либо ничего, очень напряженная гонка, главное было прийти не ниже второго места, последний финишный результат всегда важен, а тут еще и удваивается, справился, буду работать дальше! Работа предстоит с материальной частью - пока это для меня главный аспект в подготовке к Чемпионату Европы. Будет замечательно если удастся подобрать мачты и паруса на сильный и слабый ветер и поработать над лодкой для увеличения скорости».

Отдельное внимание большинство яхтсменов уделили акватории. Многие из них не первый раз участвуют в парусных гонках на Азовском заливе. Игорь Лисовенко (Таганрог) отозвался о родном месте так: «Условия приемлемые, тренироваться можно, гонки тоже проходят достойно, но заграницей исключается момент случайности, тут это возможно из-за заходов ветра, ветровых пятен на воде и остальных факторов. Акватория для тренировок подходящая, но лично я себя чувствую увереннее на международных регатах».
Победитель в классе «RS:X» Дмитрий Шелихов (Сочи) сравнил Азовский залив с заливом в Голландии: «Условия в Таганроге практически такие как на SPA регате в Медемблике, вот если бы еще и питание с проживанием было столь комфортным, то тогда вообще никуда ездить не надо было бы! Тут я выиграл уверенно, на акватории можно варьировать место дистанции лишь бы был ветер». В этом классе второе место досталось Антону Шелихову (Сочи) и третье Алексею Токареву (Москва).
Главный судья регаты поблагодарил участников и пригласил всех на местные соревнования и сборы: «На нашей акватории можно готовиться и к морским условиям, и к озерным. За мысом дует сильный ровный ветер, возле пляжа крутит, уходит, заходит как на озере, есть много места где развернуться. Приезжайте все, мы в свою очередь посодействуем в размещение и организации. Обещаю, что о буях и знаках дистанции мы позаботимся загодя. В этот раз они нас подвели, так как закупили новые, эстетично красивые буи, но как оказалось непригодные для использования. Благо, нас спас запас оставшийся в наследство с 1983г. Я знаю, что возникало много вопросов и споров по поводу сокращенных дистанций и «финиша на знаке», мы пытались следовать рекомендациям ИСАФ - если половина гонки пройдена, то лучше сократить дистанцию, нежели отменять гонку совсем. Мы пытались найти что- то среднее между здравым смыслом, рекомендациями ИСАФ и ветровой обстановкой. Насчет результатов проведения этой регаты - есть конструктивная критика в адрес организации гоночного процесса, есть некоторые шероховатости - это нормально, значит мы не зря работали, для того что бы в следующий раз исключить эти упущения».
Церемония награждения закончилась около 9 вечера и, несмотря на столь поздний час, участники поздравили друг друга и тут же покинули город Таганрог. Клуб опустел в ожидании новых регат.
 
Марианна Магницкая специально для ВФПС