Где собака зарыта: 20 мифов о яхтинге
Миф первый: Озера не штормит
Близость берегов и относительная мелководность озер создают ложное ощущение безопасности. Между тем, как раз из-за небольших по сравнению с океанами размеров волны на озерах вдвое выше при одинаковой силе ветра. Они отражаются от близких берегов и усиливаются. Считаете, что на озерах спокойно? Попробуйте походить там. Или хотя бы немного почитайте о том, как формируются волны.
Миф второй: У парусников всегда преимущество
Нефтяной танкер Hanne Knutsen не уступил паруснику Atalanta of Chester. Давняя история, произошедшая в 2011 году на Cowes Week
Шкиперы парусных лодок уверены, что их всегда должны пропускать. На самом же деле, когда парусник идет на двигателях, он превращается в обычную (хоть и слабосильную) моторку и теряет преимущество.
Миф третий: Перед зимовкой лодку надо полностью заправить
На самом деле большинство верфей не рекомендует так делать. Существует мнение, что полностью заполнив бак горючим, вы вытесните из него лишний воздух и сократите количество конденсата. Так оно и было, пока бензин не начали щедро разбавлять этанолом. С одной стороны, этанол гигроскопичен: он абсорбирует воду. С другой — если в топливо попадет слишком много воды, то произойдет фазовое разделение: этанол вымоется из горючего вместе с октановым числом и водой. Тогда весной вместо бензина вас с баке будет ожидать ни на что не годная жижа. Придется нанимать специальных людей, чтобы ее оттуда вычистили.
Миф четвертый: Турбированные лодки — это, считай, самолеты
Если вы считаете, что во всех турбированных лодках стоит двигатель от самолета и реактивный привод, то вас ждет разочарование. Большинство турбированных двигателей, используемых при строительстве яхт, позаимствованы у вертолетов. Работа двигателя передается в воду через трансмиссию и винты. В глиссерах это V-образный привод на прямой вал. В катамаранах типа 50-футового Mystic Miss Geico используется BPM-привод с частично погруженным винтом.
Миф пятый: Чем больше у винта лопастей, тем быстроходней лодка
У самых быстрых лодок на Земле — гоночных глиссеров — двухлопастные винты, что не мешает им разгоняться до 300 км/ч. В книге The Nature of Boats дизайнер Дэйв Герр (Dave Gerr) называет однолопастные винты наиболее эффективными, но предупреждает, что такие винты будут вибрировать, как сумасшедшие. Чем больше лопастей — тем меньше вибрация, но ниже скорость.
Миф шестой: Гонщики на быстроходных катерах опаснее всего
По данным береговой охраны США, скорость — на третьем месте после алкоголя и наркотиков в списке основных факторов, вызывающих происшествия и жертвы на воде. Лодки со стационарными и подвесными двигателями чаще попадают в аварии, чем лодки, оборудованные моторами с поворотно-откидной колонкой (Sterndrive). Как следует из спецификаций, подавляющее большинство пауэрботов комплектуется именно Sterndrive-двигателями, так что утверждение о том, что именно они виновники большинства столкновений, по меньшей мере, спорно.
Миф седьмой: Нельзя допускать, чтобы уровень топлива снизился больше, чем на половину
Есть опасение, что в противном случае топливная система лодки замусорится загрязняющими веществами со дна бака. Они попадут в двигатель и уничтожат его. Так вот знайте: система подачи топлива устроена так, что всегда забирает горючее из нижней части бака, так что мотор вашей лодки всегда получает топливо с самого дна. И до сих пор, как видите, работает.
Миф восьмой: Этанол разрушает двигатели
Судовые двигатели совместимы с бензином класса Е10 (с повышенным содержанием этанола), то есть они могут сжигать его без вреда для себя. Проблемы возникают, если топливо хранится в баке больше месяца. В этом случае может начаться химическая реакция, называемая фазовым разделением. Когда уровень воды в Е10 достигнет определенного процента, этанол отделится от бензина и образует слой на дне бака. Оставшееся «топливо» потеряет свое октановое число и смазывающие свойства и может нанести вред двигателю. Однако еще более опасна жижа, оседающая на дне бака. Она незамедлительно разрушит двигатель при попадании в него. В общем, этанол сам по себе не уничтожает мотор. А вот долго хранящееся топливо с повышенным содержанием этанола — может.
Миф девятый: Килеватость — главный показатель, определяющий ходовые качества
Килеватость, безусловно, важный фактор, но это еще далеко не все. Отношение длины яхты к ширине играет огромную роль. Лодка с выверенными пропорциями замедляется при повторном входе в волну и идет комфортней.
Обводы корпуса, распределение центров тяжести и нагрузки на днище, а также отношение водоизмещения к длине — другие равно важные факторы, определяющие ходовые качества. Баланс всего вышеперечисленного — ключ к комфортному ходу лодки.
Миф десятый: Яхтинг — это дорого
Один сезон катания на лыжах в Киллингтоне, Вермонт, для семьи из четырех человек стоит около $4 тыс. По сравнению с этим $2,5 тыс за сезон катания на лодке выглядит не так уж и дорого. Гольф? Сезонный билет на одного человека в популярном гольф-клубе в Южном Мэне обойдется в $1440. Умножьте на четыре – и получите кругленькую сумму, которую ваша семья потратит на эту игру.
Миф одиннадцатый: Четырехтактные подвесные моторы экономичней, чем двухтактные
Чтобы питать лошадиные силы, вам надо сжигать топливо. Сравнения обычно делаются между старыми карбюраторными двухтактниками и новыми четырехтактниками с системой впрыска топлива. В этом случае экономия топлива происходит благодаря более совершенной подаче, а не благодаря количеству оборотов в цикле. Сравните современные двухтактные моторы типа Evinrude E-Tec и современные четырехтактные, и разница будет не столь значительной.
Миф двенадцатый: Навощите дно лодки — и она будет лучше плавать
Когда я еще был гонщиком, на пит-стопах обязательно оказывались ребята, рекламировавшие чудесный воск, способный разогнать лодку быстрее, чем когда-либо. Но никто на это не покупался. Многие гонщики обнаружили, что шероховатое днище лучше для скоростных характеристик, чем гладкое: воздух, скапливающийся в неровностях поверхности, позволяет снизить трение корпуса о воду. «Шлифовка дна лодки, направленная в какую угодно сторону, кроме как спереди назад, увеличивает ее скорость», — считает чемпион мира Гэри Бал (Gary Ballough). Он использует технику шлифования под названием «штриховка», при которой «штрихи» шлифования скрещиваются под углом 45 градусов.
Миф тринадцатый: Нельзя хранить аккумуляторы на бетонном полу
Бетон, дерево, ворсистый ковер…Без разницы, на какой поверхности вы храните аккумуляторы. Пластиковый корпус изолирует платы. Этот миф восходит к тем временам, когда корпус аккумуляторов был сделан из резины. Резина была немного пористой, поэтому влага, присутствовавшая на цементном полу, могла привести к утечке. Современные пластиковые корпусы лишены какой бы то ни было пористости.
Миф четырнадцатый: лодки с V-образным корпусом маневренней катамаранов
Те, кто верит в этот миф, никогда не ходили на высокоскоростном катамаране типа Skater, MTI или DCB. По сравнению с лодками, у которых корпус в форме глубокого V с поперечными реданами (например, Cigarette, Fountain или OuterLimits), катамаран более маневренный и быстрее разгоняется. Чтобы получить более ясное представление о том, как действует ускорение силы тяжести на лодки, можете покататься на лодке с туннельным типом корпуса и подвесным двигателем (только обязательно с опытным пилотом). Эти лодки меняют направление быстрее, чем политики свою позицию во время предвыборной кампании.
Миф пятнадцатый: Вам не пришвартовать лодку с приводом Арнесона
«Когда я думаю о приводе Арнесона, я сравниваю его с «шестеркой» или любым другим мотором с частично погруженным винтом — они швартуются похожим способом», — говорит многократный чемпион мира и совладелец верфи TNT Custom Marine Джон Томлинсон. Чтобы получить лучшую управляемость во время движения задним ходом, опустите винт глубже в воду.
Миф шестнадцатый: На лодке безопаснее во время движения, чем на причале
Лодке на причале грозит только одна переменная — погода. Пока швартовые и кранцы на месте, лодка спокойно переживет волны и ветер, ни разу не столкнувшись с другим судном и не налетев на подводный риф. Целостность лодки на ходу зависит от искусности ее шкипера и шкиперов других лодок, встреченных на пути.
Миф семнадцатый: В ясный день с лодки видно на 5 миль вперед
Простая тригонометрия разрушает этот миф. Мы знаем, что радиус Земли составляет 3440 морских миль. Мы должны учитывать это, а также «высоту глаза» — как высоко над уровнем моря находится наша голова, когда мы стоим на палубе. Чтобы рассчитать, сколько миль горизонта вы видите, нужно высчитать квадратный корень из «высоты глаза». Если ваши глаза находятся на уровне 6,6 футов от поверхности моря (это среднее значение для человека, стоящего на палубе), то вы увидите 2,5 мили горизонта. Поднявшись на мостик, вы будете видеть 3,6 мили.
Миф восемнадцатый: Нержавеющая сталь — наиболее коррозийно стойкий металл
Вы никогда не задумывались, почему верфи используют бронзу или пластик ниже ватерлинии, а не нержавеющую сталь? Нержавейке для того, чтобы противостоять коррозии, нужен контакт с кислородом. Влажное микропространство в том месте, где фурнитура проходит внутри корпуса, представляет собой среду, обедненную кислородом, и в этой среде нержавеющая сталь легко ржавеет в результате процесса, известного как щелевая коррозия. Все мы видели буксирные кольца из нержавейки, находящиеся выше ватерлинии и заржавевшие изнутри.
Миф девятнадцатый: Приливы и отливы уходят и приходят
Все слышали о приливах и отливах, но не все понимают, что на самом деле это одна и та же очень длинная волна. Когда гребень волны достигает определенного места, мы получаем прилив. Отлив — это низшая точка спада той же волны.
Миф двадцатый: Те, кто выходят в открытое море с одним двигателем, пожалеют об этом
Поговорите с рыбаком или круизером, которому пришлось дрейфовать по течению из-за отказа единственного мотора, и получите подтверждение этому утверждению. Но учтите, что наличие нескольких моторов вас не спасет, если у вас проблемы с топливом или вы налетели на что-то. Коммерческие рыбацкие лодки, буксиры и другие рабочие лодки имеют только один двигатель и успешно выходят в море. Их секрет? Хорошее обслуживание.