Санкции и суперяхты: продолжаем работать

Коллеги с сайта superyachtnews.com поговорили со специлистами суперяхтенной индустрии о русских клиентах и атмосфере на рынке. Делимся переводом статьи.
Для индустрии суперяхт российские клиенты — как покупатели новых и подержанных яхт, так и арендаторы — составляют львиную долю спроса. Богатые россияне известны любовью жить на широкую ногу и не жалеть денег на покупку яхт, их аренду и всевозможные сервисы, включая вертолетные чартеры, заказы дорогих вин, оборудование и развлечения.
Точное число россиян, которые владеют яхтами или регулярно их арендуют, неизвестно, так как обычно верфи и брокеры подписывают договор о неразглашении, однако не секрет, что именно русские клиенты среди первых на этом рынке. (Прим.: среди владельцев самых длинных лодок мира русские ненамного уступают арабским шейхам и американским магнатам).
«Я не общался со своими русскими клиентами вот уже три недели, и такое происходит впервые за шесть лет, — делится Бьерн Мунен, сотрудник голландской компании Ghost Yachts. — Крушение Boeing-MH17 и последующие за этим санкции повлияли на индустрию яхтинга, особенно на самых обеспеченных клиентов».
Однако Сергей Добросердов, дизайнер яхт и владелец компании Nakhimov, — брокерской фирмы, расположенной в Монако, — русский по национальности, обладает большими связями в России и заявляет, что его бизнес не был задет введенными санкциями.
«Никто из наших клиентов не связан с ситуацией на Украине, — говорит он. — Однако нам известно, что некоторые владельцы больших яхт отменяют свои круизы в Европу и Соединенные Штаты и перемещают свои яхты из территориальных вод, находящихся в юрисдикции Евросоюза, в Азию».
Господин Бенджамин Мальтби из консалтинговой компании MatrixLloyd, специализирующейся на суперяхтах, признает, что российский рынок в последние 8 лет составлял крупную долю его бизнеса.
«Понятно, что кризис на Украине требует, чтобы мы внимательно отслеживали изменения в законодательстве и как они проявляются на практике, — говорит Мальтби. — С 15 апреля этого года Украиной, Европейским Союзом и Соединенными Штатами поэтапно были введены санкции. В то время как мы знаем, например, что частные бизнес-джеты задерживались, но на клиентов суперяхт ограничения повлияли мало.
Добросердов обеспокоен последствиями санкций в долгосрочной перспективе — русские тесно связаны с индустрией суперяхтинга, которая дает десятки тысяч рабочих мест по всему миру.
«Экономическая ситуация в России определенно пострадает от политических решений властей, — утверждает Добросердов. — Капитал выводится из России, и некоторые проекты по постройке суперяхт уже остановлены. В результате мы будем наблюдать снижение спроса от потенциальных клиентов из России и Украины на протяжении ближайших 3–5 лет. Это неприятно затронет суперяхтенную индустрию».
Джон Леонида, специалист по суперяхтам и партнер Лондонской юридической фирмы Clyde & Co, объясняет, что ни он сам, ни один из его клиентов не был задет введенными санкциями, но настроение у всех определенно настороженное.
«Люди озабочены тем, что произойдет, если санкции будут применены к кому-либо из их клиентов, и им нужно знать, как в таком случае поступить, — говорит Леонида. — Никто не распространяет тревожные слухи о сложившейся ситуации, все, с кем мне удалось общаться, рассуждают прагматично и практично».
«Финансовый кризис 2013 года на Кипре — ключевом центре оффшорного размещения капитала для русских — заставил всех понервничать. Затем, в ответ на конфликт в Крыму, мы наблюдаем введение санкций против российских властей, олигархов и компаний. Думаю, что пока русские не потеряли каких-либо значительных сумм, однако у меня складывается впечатление, что перемещение средств уже можно заметить по косвенным признакам таким, как неожиданная продажа яхт или продление сроков выполнения крупных проектов».
Мунен полагает, что нынешняя геополитическая ситуация с Россией приведет к еще большим проблемам в бизнес-среде нежели сейчас.
Среди игроков суперяхтенного рынка — тех, кто держит руку на пульсе — преобладает мнение, что нынешний кризис в Крыму и на Украине затянется. Индустрия яхтинга, как и весь остальной мир, следит за обстановкой, но продолжает делать свое дело максимально хорошо с учетом обстоятельств.