1-я НЕКОММЕРЧЕСКАЯ РЕГАТА

25-ого октября закончилась 1-ая Некоммерческая регата в Хорватии. Почему некоммерческая? Просто группа яхтсменов-любителей во главе с недавним обладателем Кубка федерации в sb20 Игорем Савиничем решила собраться и собрать своих друзей и погоняться в несезон на хороших лодках по красивым местам без лишних расходов. Так были взяты 9 одинаковых First 45 и нанят судья, а расходы просто поделили между экипажами. Развлекать себя решили сами без привлечения аниматоров, резервирования заранее ресторанов, продумывания специальных церемоний открытия-закрытия и т.п. и несмотря на это неделя гонок прошла как единый миг в невероятно дружеской, спортивной и комфортной обстановке!
18 октября все экипажи собрались в марине Каштела, приняли лодки и начали напряженно готовиться к предстоящим гонкам. Стояла жара в 27 градусов, так что готовились все по-разному – одни экипажи загорали и купались, другие перебирали спинакеры и знакомились с матчастью, третьи, особо подготовленные эстеты, охлаждались ледяным Veuve Clicquot или курили специально привезенный с собой кальян. Но ход конем сделала женская команда шкипера Тани Терлецкой с милым традиционным девичьим названием «Лысый бородатый мужик» роль которого, видимо, исполнял тактик команды известный инструктор-гонщик Антон Иванов.
Опытная участница многих любительских регат Таня точно знает что ковать победу надо на берегу и девчонки, раздобыв огромный каравай обошли все лодки-участницы, радушно угостили хлебом-солью всех будущих противников, ну и конечно же налили всем по стаканчику доброго хорватского вина и, судя по результатам регаты, тем самым обезоружили и деморализовали как минимум половину мужских экипажей!
С церемонией открытия мы решили особо не заморачиваться и провели ее в местном портовом ресторанчике. Благодаря волонтеркам-ведущим двум замечательным Дашам открыли регату мы как-то особенно весело и непринужденно, а гвоздем вечера стала, конечно, убойная дискотека, на которой подиджеить мог каждый желающий и все команды удивительно дружно и активно растрясли съеденную на ужин хоботницу и «рыбу 1-ой категории» которой в Хорватии любят называть сибаса с дорадой!
Всего гоняться собралось 9 экипажей, к сожалению, не все успели придумать себе название, но у некоторых лодок были такие говорящие имена, что командам можно было ничего специально не придумывать! Итак, участники:
Лодка №13. В Команде Ильи Марьина «Белоснежка и 5 гномов», Белоснежкой оказался все-таки не Илья, а главный диджей регаты Даша Сутягина.

Лодка №12 Venus досталась экипажу Сергея Козлова. И действительно, как лодку назовешь так она и поплывет – атмосфера всеобщей любви прямо-таки витала над этой командой! Видимо покровительства этой богини ребятам вполне хватало для счастья и гармонично-позитивное настроение в этой команде не могло разрушить даже опоздание на старт!
Лодка № 14 досталась белорусскому экипажу во главе со шкипером Игорем Савиничем и известной белорусской гонщицей тактиком команды Натальей Томчик. Меломаны-белорусы тут же дали себе название «Свинцовый дирижабль», хотя почему-то слушали на лодке отнюдь не Led Zeppelin, а судя по цвету командной формы дирижабль их был скорее Бюрюзовый .
Лодка №7 и ее команда людей в черном «Темная сторона» со шкипером Виталием Чукановым настойчиво заманивала всех на свою сторону обещая печеньки и некоторые участники регаты не устояли перед таким соблазном!
Лодка №15 Михаила Ероховца носила сладкое название Zephir и ее веселый мужской экипаж мог бы и не переименовываться хотя бы ради прикола, но мужики, видимо, решили, что зефир плохая закуска и назвались просто «КАА», причем к героям Киплинга это название совсем не имело отношения, а расшифровывалось совсем просто – Клуб анонимных алкоголиков.
Лодка №9 досталось команде «Букины» во главе конечно же с бесстрашным Виктором Букиным представлявшем на этой регате компанию Спортфлот.
Лодка №6 под управлением шкипера Игоря Маркова и опытного тактика Алексея Алексеева носила имя Фортуна и могла гордиться свои самым малочисленным, но несгибаемым экипажем, который на 3-ий день регаты сократился аж до 4 (!) человек и в таком составе Игорю, Алексею, Лене Гавриловой и Ире Паниной удалось успешно отгонять регату в штормовую погоду и даже успешно ставить и нести спинакер!

Лодка №8 и ее экипаж во главе с Олегом Курагиным получил прозвище «Скромные», т.к. он не только единственный манкировал дискотекой открытия, но даже сам не представился, переложив эту миссию на организаторов.
Лодка №5 и ее «Лысый бородатый мужик» в представлении уже не нуждаются! Добавлю только, что девчонок на борту собралось всего пятеро и кое-кто из них в первый раз вышел в море!
На следующее жаркое и солнечное утро 19 октября ветра в районе Каштелы оказалось так мало, что все участники отправились сразу к месту следующей стоянки – в Милну по пути загорая, купаясь и прыгая с импровизированной тарзанки в море. Только к 15:00 нашей судейской бригаде хорватам Златко и Томо удалось уже где-то в районе Милны найти ветер и провести сначала одну тренировочную гонку, в которой первым пришел экипаж Ильи Марьина “Белоснежка и 5 гномов», а потом одну зачетную в которой первыми оказались девушки! Вторым в зачетной гонке пришел белорусский Дирижабль Игоря Савинича, а третьей стала Белоснежка!
Вечер завершился ужином в знаменитом среди яхтсменов своим свежим тунцом портовом ресторанчике где как всегда перед входом была вывешена огромная рыбина от которой к концу нашего ужина остался практически только скелет!
Второй гоночный день 20 октября начался опять с жары, солнца и отсутствия ветра, но наш главный судья Златко решил, что хватит нам загорать и купаться и отвел весь флот в залив Старого града где ему удалось провести три отличные динамичные гонки с ветром около 10 узлов. В первой я отправилась на борт к “Лысому бородатому мужику”, т.е. к девичьей команде Тани Терлецкой и девушки опять пришли первыми, спокойно и ловко управляясь со спинакером и как-то умудрились при этом обойтись без ругани и специфической лексики, наверное берегли нежную психику своего тактика!
Во второй гонке лидировала команда “КАА” во главе с Михаилом Ероховцом. В третьей “Белоснежка” Ильи Марьина по праву взяла то, на что расчитывала еще накануне и отправила девушек на 2-ое место, выйдя в лидеры дня, но итогам двух гоночных дней наши девчонки все-равно обогнали всех! Я не знаю почему там на Volvo Ocean Race девушки из Team SCA где-то в конце, но на 1-ой НК-регате наш женский экипаж лидировал всю неделю!
Белоснежка Ильи Марьина с 9 очками заняла вторую позицию, а третье место с 13 очками оказалось у экипажа Игоря Савинича.
На следующий день нам пообещали резкое ухудшение погоды, ливень, большие волны, Трамонтану с 30 узлами и сразу за ним знаменитую хорватскую Бору, первый удар которой редко бывает с ветром слабее 60 узлов! Но в тот по-летнему теплый волшебный вечер Старый град встретил нас как старых друзей прекрасным розовым закатом, пением птиц и просторным пустым в несезон причалом! Кстати, между гонками мы прямо в море очень удачно закупились свежепойманной рыбой у местных рыбаков и ужин большинство экипажей провело в теплой домашней обстановке, т.е. на лодках.
21 октября очередной прекрасный день в офисе, как любил говорить наш главный судья Златко, начался со слегка пасмурного, но тихого и теплого утра в красивейшем тишайшем Старом Граде. После затянувшихся ночных посиделок и гуляний шкиперы долго собирались на неспешный бриффинг и из-за слабого ветра все вышли в море только около 11:00 успев позавтракать и попить кофе на открытых террасах маленьких кафе расположенных у самой воды.

Оценив погодные условия Златко заменил короткие гонки в заливе 20-мильной маршрутной гонкой с попутным ветром из Старого Града до Маслиницы. Первой стартанула, обогнула первую марку и финишировала команда “КАА” Михаила Ероховца. Клуб анонимных алкоголиков явно поработал над собой, но блестяще проведя длинную гонку все-равно остался четвертым в общем зачете. Вторым с минимальным разрывом пришел Лысый бородатый мужик обеспечив себе опять 1-ое место в overall, а третьей стала Белоснежка. Свинцовый дирижабль как-то отвлекся во время предстартовой процедуры и расслаблено стартовал предпоследним, но быстро придя в себя белорусы удачно сходили мористее, словили полоску свежего ветра и смогли почти догнать лидеров – итог финиш на почетном 4-ом месте и третье в общем зачете.
Новая прекрасно оборудованная и пустая марина в Маслиннице явно ожила с приходом нашей развеселой компании! По крайней мере звуки празднования своей победы Клубом анонимных алкоголиков и Лысым бородатым мужиком в городских ресторанчиках отчетливо были слышны в любой точке городка!
 
22 октября еще с ночи все пошло по предсказанному прогнозом сценарию: погода резко изменилась, ночью пошел дождь, который перешел под утро в ливень со штормом принесенным восточным ветром Трамонтана. А потом сразу же пришла холодная северная Бора – ветер с гор отличающийся непредсказуемыми и очень сильными шквалами. И если еще накануне вечером в ресторане все хорохорились и обсуждали при скольких узлах ветра они готовы будут нести спинакеры, то утром народ как-то притих. Как только в течение пары минут ливень сменился воем снастей в порту, марину накрыло темнотой с танцующими в ней смерчами, а лодки стоящие у причала приложило порывом в 60 узлов друг на друга так, что посуда полетела со столов, разговорчики сразу же прекратились и все бросились одевать непромы и задраивать люки. Народ оказавшийся в этот момент на пирсе увидев приближающиеся смерчи в облаке тумана, который оказался и не туманом вовсе, а водой поднятой ветром с поверхности моря, крепко вцепился в каменный парапет и потом рассказывал, что в тот момент подумал что сейчас их наверняка подхватит и унесет ураганом!
В ожидании улучшения погоды прошло полдня и только около 15:00 когда ветер снизился до безопасных 20-25 узлов судьи разрешили всем желающим выйти в море и провели одну, но интереснейшую 11-мильную гонку с огибанием острова Большой Дрвеник. Правда все были обязаны зарифиться, а спинакеры, конечно, были запрещены. К вечеру фронт прошел, вышло солнце и со стабильным попутным ветром в 18-20 узлов флот обогнув остров-знак вернулся в Масленицу на финиш.
И что это был за финиш! Экипаж Ильи Марьина “Белоснежка и 5 гномов” (лодка №13) к которому я отправилась в тот день на борт лидировал всю дорогу и только раз при попытке брочнуться пропустил ненадолго вперед лодку N 9 Виктора Букина. Витя, хорошо потренировавшись в последние дни, а особенно накануне ночью, отлично стартовал и не отставал от нас всю гонку. Следующими шли девушки (лодка №5), которые уже перед самым финишем на огибании острова смогли сначала обогнать лодку Букиных, а потом невероятным образом выдавили нас с подветренной стороны, на полкорпуса опередив не ожидавшую такого коварства Белоснежку на пересечении финишной линии. Такой блестящий маневр оказался для уже уверенного в победе Ильи полной неожиданностью и разочарование нашей команды и счастье девушек было невозможно передать.
По итогам трех гоночных дней и шести гонок женский “Лысый бородатый мужик” опять лидировал, за ним след в след шла “Белоснежка” и каким-то странным образом удавалось удерживать 3-е место белорусскому Дирижаблю, который опять пришел четвертым. Стабильность – признак мастерства, но я все-таки очень желала белорусам достичь в их мастерстве более высоких мест!
Вечером нам удалось уговорить открыться специально для нас отличный ресторан в Шишуле славящийся своей прекрасной пекой – национальным блюдом из тушеного с картошкой, вином и специями мяса и осьминогов. Там, на обрывистом берегу, над светящимся редкими огоньками ночным Адриатическим морем мы не только отлично поужинали, но и посмотрели отснятые фотоматериалы, которых уже накопилось к тому моменту немало, а главное отсмотрели на большом экране треки гонок и обсудили все сложные и интересные моменты последних дней с помощью очень полезной гоночной программки raceQs, которую были обязаны использовать все участники регаты. И сделано это было организаторами специально чтобы иметь потом возможность наглядно разобрать любую ситуацию на воде.
23 октября ушедшая Бора оставила нам по-осеннему холодную, но солнечную погоду и отличный гоночный ветер. Первая 12-мильная маршрутная гонка из Маслиницы до залива Трогир началась при комфортных 10 узлах ветра и закончилась при бодрых 20 уже традиционной победой Лысого Бородатого Мужика! Но зато Свинцовый дирижабль Игоря Савинича видимо внял моим пожеланиям и прилетел уже не четвертым, а вторым!
Я же временно перешла на темную сторону – пошла в гонки с лодкой N 7 и ее славной командой “Темная сторона” во главе с Виталием Чукановым. Ребята изо дня в день постепенно улучшали результат и, наконец, настолько сработались что кроме красивых стартов показали и стабильно-хорошие приходы в середине флота. Обстановка на лодке у темных оказалась веселая и рабочая, но команде явно не хватало слаженности при поворотах под спинакером – все таки надо больше тренироваться в постоянном составе!
Кстати, печеньками на борту у темных почему-то не угощали, предлагали только шоколад, бутерброды, чай, сок, вино, ром и даже жаренную рыбу! Как вы понимаете, отказаться от такого гостеприимства я не смогла и осталась на борту на следующую короткую гонку в две петли, которую провели в заливе Трогир. И наконец, команда Игоря Савинича в сложной тактической борьбе с лидером лодкой N5 и командой Вити Букина (лодка№9) одержала первую непростую победу, отлично неся растравленный стаксель (спинакеры во 2-ой гонке из-за ветра под 30 узлов были запрещены)!
Игорю с его не очень опытным экипажем в первые дни было трудно бороться с гонщиком Антоном Ивановым усиленным женской ведьминской энергией экипажа Тани Терлецкой, но белорусская команда напряженно работала и постоянно училась! Ясно было, что обогнать Лысого Бородатого мужика в последний гоночный день уже не удастся никому, но Свинцовый дирижабль к концу регаты прекрасно сработался и улучшил свои позиции вплотную приблизившись к лидерству и заняв по итогу второе место с одинаковым количеством очков с опытной Белоснежкой Ильи Марьина.
В последний день регаты 24 октября нас ждала настоящая интрига – борьба за 2-ое место и это был незабываемый как для зрителей так и для участников гоночный день, а финиш оказался просто душераздирающим! С самого старта лодки № 13 и №14 не расставались друг с другом и такой матч-рейс продолжался всю гонку! Противостояние старых противников по гонкам в Галсе Ильи Марьина и Игоря Савинича продолжавшееся всю регату в последний день достигло апогея! Многие шутили, что из-за оригинальных призов от компании Спортфлот где за первое место полагалась сертификат лишь на одну гонку в клубе Галс, за второе – две гонки, а за третье место – целых три гонки, Илья и Игорь боролись именно за 3-е место, но как сказал на награждении шкипер Белоснежки это, конечно, неправда – все боролись за более высокое место!
По словам белорусского экипажа их шкипер перед стартом гонки сказал, что они могут занять хоть 8-е место, но 9-ое должно быть у команды Белоснежки! И команда начала бороться, то не давая себя контролировать, то отпуская противника чуть вперед, снова догоняя и получая контроль, попутно разбираясь с лодкой Тани Терлецкой и как-всегда рисковым и бесстрашным Витей Букиным. Обогнув знак в заливе Трогира яхты красиво отлавировались на фоне крепостных стен, пройдя буи на выходе из залива. Затем весь флот ушел из поля зрения на дальнейшую 10-мильную дистанцию с огибанием острова Чиово. Я же провела в томительном ожидании почти два часа на судейской лодке ожидая финиша флота и даже уравновешенный Златко стал нервничать и строить прогнозы – кто же придет первым? Но тут из-за острова показались сразу несколько яхт и первой шла белорусская лодка, а в сотне метров за ней яхта Ильи Марьина, за которой в отдалении следовали девушки!
Казалось бы все было ясно и я уже приготовилась сфотографировать белорусских победителей на пересечении линии, когда внезапно ветер полностью стих. До финиша в заливе Каштела оставалось лишь 100 метров! Идущий первым Дирижабль остановился и еще движущаяся по инерции Белоснежка практически догнала его, тогда Игорь развернул яхту, выровнялся и лодки медленно начали дрейфовать в сторону финиша одним курсом, но разными галсами! Мы просто не верили своим глазам! И тут снова дунуло, правда совсем с другой стороны и этого порыва хватило, чтобы белорусы остались впереди и обе лодки медленно финишировали с разницей в несколько секунд. Эмоции после такого финиша было сдержать трудно обеим командам!

Третьей пришла яхта Тани по-женски мудро не ставшей вмешиваться в мужскую финальную разборку Ильи и Игоря. Лысый бородатый мужик мог себе это позволить, победа в любом случае была уже у него в кармане. Таня с помощью Антона и своих невероятных не жалеющих себя ни на лебедках, ни на шкотах, ни на баке девчонок выиграла 1-ую Некоммерческую регату с отрывом в целых 4 очка от 2-ого места! Ура Тане, еще Тане, Люсе, Свете, Наташе и, конечно, Антону! Думаю, главный секрет победы этой команды все-таки кроется в ее особом командном духе который строго после каждой гонки поддерживался ритуальными ирландскими танцами на палубе под программную композицию БГ, а уж какую вы и сами догадаетесь!
Вторым в overall после девяти состоявшихся гонок стал экипаж Игоря Савинича лишь на одно очко опередивший команду Ильи Марьина!
Четвертой пришла на финиш, умудрившись обогнать многочисленный Клуб Анонимных Алкоголиков и получила 5-ое итоговое место самая малочисленная, но смелая команда Fortuna (яхта №6) c Игорем Марковым, Алексеем Алексеевым и конечно же со своей бесстрашной и совсем не слабой половиной – Леной Гавриловой и Ирой Паниной! Финишировавший за ними Михаил Ероховец и его бойцы заняли почетное 4-ое итоговое место.
Последние лодки финишировали уже в сильный ветер в 25 узлов продолжающий быстро нарастать и заход на стоянку при 35-40 узлах навального ветра мог бы привести к нехорошим последствиям если бы не помощь нашего опытного технического офицера Томо который помог экипажам быстро и безопасно зашвартоваться!
Вообще, вся регата прошла на удивление спокойно, весело, разнообразно, интересно, безопасно и я бы сказала интеллигентно, в том самом лучшем спортивном духе честной борьбы которого иногда не хватает на некоторых более статусных парусных соревнованиях. За все девять гонок регаты проходившей в непростых погодных условиях от полных штилей до сильных штормов у нас не было ни одного протеста, коллизии или даже просто серьезной словесной потасовки! Конечно, во многом это произошло благодаря очень профессиональному судейству нашего судьи Златко Жакелича выставлявшего безопасные и интересные дистанции и всегда идеальную линию старта в самом безопасном и удобном для этого месте.
Вечер награждения многим запомнится хоть и не таким безумным отжигом в танцах как на открытии, зато атмосфера тепла, счастья, веселья, душевности и чувства родства наших парусных душ точно будет всех греть до следующего такого мероприятия, которое точно состоится! А инициативная группа желающих помочь в его устройстве, я думаю, только расширится и мы все снова встретимся в следующем году и ударно продлим Хорватии ее парусный сезон!