Итоги 2015 года. Интервью с исполнительным директором ВФПС Леонидом Кляйманом
Леонид Борисович, каким был для вас сезон 2014, как бы вы могли его оценить? Какими особыми событиями он будет вписан в историю Федерации?
Год был насыщен событиями для Федерации, значимость которых трудно переоценить. Первая стратегически важная вещь, которая в этом году состоялась, это - рождение Национальной парусной Лиги. По инициативе Президента нашей Федерации В.Н. Силкина мы начали проект федерального масштаба, задуманный в интересах всех яхт-клубов нашей страны. В прошедшем году мы обкатали формат этого сложного соревнования, как со спортивной, так и с организационной точки зрения. Нам удалось мобилизовать практически все ресурсы Федерации и усилиями всех сотрудников ВФПС провести первый тестовый этап в Конаково. Важно, что нам удалось организовать широкое медиа-освещение этого соревнования: обеспечить видеосъемку регаты, а также GPS-трекинг в режиме реального времени всех гонок. Данные GPS-трекинга и видеотрансляции каждого гоночного дня доступны для просмотра и анализа в любой момент: на сайте Федерации, на нашем Youtube-канале, на сайте www.tractrac.com . Мы получили медиа-продукт, который позволяет рассказать о нашем виде спорта, красиво и качественно показать его, и, таким образом, привлечь в наши ряды новых единомышленников. Мы получили огромный опыт, как с помощью современных технологий сделать медиа-продукт, и, особенно хочу отметить, что в России это произошло первый раз.
Во-вторых, это запуск нового сайта, который уже сейчас работает как сильный информационный портал о парусном спорте и обрастает функциональными возможностями, количество которых со временем будет расти. Нам давно нужно было реализовать этот проект, и, учитывая тот факт, что нам удалось это сделать в сжатые сроки и очень небольшим компактным коллективом – я считаю его успешным. Сайт создан, работает, мы получаем положительные отзывы о его дизайне и функциональности. Это важный инструмент, который позволит решить целый комплекс задач, стоящих перед Федерацией. У нас амбициозные планы – мы хотим сделать Федерацию одной из самых эффективных в стране с точки зрения популяризации спорта, организации соревнований, обучению и мы надеемся, что с помощью удобного и полезного сайта (в том числе), нам удастся увеличить количество членов ВФПС.
Третья задача, которая стояла перед нами – это освобождение тренеров сборных команд от административно-финансовых забот. Это был довольно острый комплекс вопросов. Во всех ситуациях разговор со сборной командой был один: «У нас нет машин, нет прицепов, нет катеров, нет материальной части, какой результат вы от нас хотите? Мы занимаемся беготней между Минспортом, агентствами по продаже билетов, ремонтными мастерскими, все тащим на своих плечах и часто еще и за свои деньги». Вот такие были разговоры. Работа была начата в 2013 г., а в 2014 она принесла ощутимые результаты. Они хорошо видны не только на юношеской сборной, но и на основной - четыре лицензии, которые были получены в этом году в Сантандере, означают, что все действительно начали просто делать свою работу. Ничего нового, никакой магии, никаких смазок яхты секретным составом для скольжения по морским волнам, никаких изменений в конструкции парусов не было сделано. Просто началась нормальная управленческая работа, в результате чего сборная получила подпитку и финансовую, и организационную: появился костяк, который начал следовать рекомендациям нового главного тренера.
Было проведено комплексное тестирование спортсменов, сразу стало понятно, на каком они уровне находятся. Тренерам и спортсменам по результатам комплексного тестирования главным тренером были даны методические рекомендации, чем заниматься спортсменам, как заниматься, какие есть проблемные зоны, над которыми нужно было работать. А «в штабе» обеспечивали финансирование, управление этим финансированием, заботились, чтобы деньги поступали вовремя и оформлялись все требуемые документы. В течение года нам удалось получить дополнительное финансирование сначала от Олимпийского комитета, а затем и от Министерства спорта для проведения сверх плановых тренировочных сборов. И, в итоге, у нас уже 4 лицензии на Олимпиаду 2016 и еще 2 в плане.
Этот же подход сработал и с молодежной сборной, написали и обсчитали серьезную программу подготовки, получили системного партнера. Результат - первое место на ЧМ, две серебряные медали на Юношеских Олимпийских играх, ура!!! И еще Youth Challenge Cup – регата в формате обмена делегациями, в которой приняли участие молодые спортсмены из Италии, Франции и России. Соревнования на оз. Гарда в Италии в мае, а потом в октябре в Сочи были проведен на очень высоком уровне, гостями этого праздника парусного спорта стали министр спорта РФ Виталий Мутко и президент ИСАФ Карло Кроче. В общем, все это доказывает, что добросовестная работа дает хорошие результат.
А расскажите, пожалуйста, о таком важном проекте, как школа тренеров. В 2014 году программа началась, правильно?
Да, верно, в этом году программа Школа тренеров активно началась и развивалась. Это еще одна важная системная составляющая, ведь парусный спорт не может без тренеров. Все виды спорта делятся на две группы: те, где результат измерим, и спортсмен может соревноваться без соперника, и те, которые без соперника просто невозможны. Для бегуна на 100 метров важно время мирового рекорда, он знает, что 100 метров можно пробежать за 9,8 секунд, и, если он прибегает за 9,7, он гарантированно выигрывает Олимпийские игры. Парусный спорт, как и многие другие виды спорта, относится ко второй категории. Ты сражаешься с соперником в данных конкретных условиях, в данный момент. В результате получается, что тренировочный процесс для таких видов спорта организовать очень сложно. Там, где есть измеримость, все довольно просто: измерим скорость, силу, показатели по крови, дыханию, производительность организма и т.д. У нас, в парусном спорте, силы и выносливость, как минимум, - третий фактор, важнее - понимание общей стратегии, тактики гонок, мастерство работы с парусами и т.д. И это все возможно получить только с тренером, хождение с соперником не принесет результата.
Соответственно, воспитание нового поколения тренеров – это одна и важнейших стратегических задач для выращивания нового поколения спортсменов, гонщиков. Мы подошли вплотную к решению этой задачи, собрав опыт зарубежных федерацией, прежде всего немецкой. Мы изучили их систему, как они готовят тренеров, как они их ранжируют, какие тренеры имеют поддержку Федерации.
Анастасия Чернова, старший тренер по резерву, была номинирована на прохождение курсов в для тренеров, которые отвечают за подготовку тренерского состава в масштабе страны. В лице Насти мы получили специалиста, который обладает большим количеством знаний, опытом зарубежных коллег.
Наша задача - создать систему, в которой собрана вся тренерская пирамида, начиная с инструкторов по парусному спорту, которые помогают сделать первые шаги в парусе (у нас сейчас эта практически отсутствующий класс специалистов), потом детские тренеры, региональный тренеры, тренеры, которые имеют успех на федеральном уровне, далее кандидаты в тренеры сборной, и, наконец, тренеры сборной, которые готовят чемпионов Европы, мира, т.е. способны готовить яхтсменов самого высокого уровня. Нельзя сказать, что тренеров сейчас совсем нет, потенциал есть у многих людей. Все, кто занимался парусным спортом профессионально, даже в годы конца 90-х, начала 2000-х, они сейчас все устроены и востребованы: кто-то как член профессиональной команды, кто-то стал капитаном-наставниками, кто-то работает инструктором и т.д. Необходимо создать систему, в которой можно будет двигаться по этой пирамиде, быть востребованным и оставаться в системе парусного спорта, а это привлечет в него еще больше людей.
Вехой на этом пути был семинар с Валентином Манкиным, и это событие невозможно переоценить, прежде всего, из-за героизма самого Валентина Григорьевича, когда он за несколько недель до смерти смог нас принять. Со свойственной ему безграничной любовью к парусу он рассказал нам, как можно работать с воспитанниками, как сделать этот процесс интересным и для тренера, и для спортсмена. Он буквально был готов вывернуться наизнанку, чтобы рассказать, как можно готовить чемпионов, чтобы отдать частицу тех знаний, которые у него есть. Ключевое слово здесь, «интерес», потому что тысячу одинаковых упражнений человек может сделать только на интересе к тому, что он делает. Манкин всегда сам так делал. Он говорил, что если человеку не интересно, то он сделает 100 упражнений, а потом найдет 500 отговорок, чтобы не делать их дальше. Поэтому одной из ключевых задач является не только придумать сами упражнения, а сделать их такими, чтобы спортсмену самому было интересно их делать, без тренера, самостоятельно.
Он рассказал, например, как отрабатывались навыки маневрирования на старте: между двумя яхтами во время тренировки натягивали веревочку. Веревочка крепилась на пластилине на транце одной лодки и на носу другой. Передняя лодка могла маневрировать, как угодно, ускоряться, тормозить, а задача второй - следить за тем, что происходит и реагировать так, чтобы веревочка не отлепилась. Лучший результат в этом упражнении был у самого Манкина. Он говорил: «Ведь когда ты управляешь машиной в потоке, ты же не бьёшь машины впереди и позади тебя, это потому, что ты все это проделал тысячу раз, и следя боковым зрением за потоком, аккуратно и точно управляешь машиной. С лодкой сложнее, там нет тормозов, но ты должен также точно владеть и управлять ей, если ты мастер своего дела. И этот элемент – часть важнейшей игры на старте, потому что тебе надо постоянно отслеживать соперника, постоянно действовать, а не стоять на месте. Те, кто этого не умеет – проигрывают».
Какие яркие события и проекты вы бы могли обозначить на 2015 год?
В 2015 году нам нужно сделать очень большую работу по привлечению членов Федерации. Она будет включать в себя разработку комплекса сервисов, которые будут работать на сайте Федерации как электронные услуги.
Рассмотрим процесс обучения вождению яхты. Первый сервис – это выбор аккредитованной парусной школы на сайте Федерации. Парусные школы будут оцениваться членами Федерации с помощью рейтинга и по рейтингу же их можно будет выбирать. Обучение в парусной школе – это только начало, ведь после обучения надо сдать экзамен, и это далеко не всегда можно сделать на базе школы, экзамен нужно сдавать квалификационной комиссии. Поэтому следующий сервис посвящен записи на сдачу квалификационных экзаменов. Последний этап – получение квалификационного свидетельства (диплома). Его изготовление можно будет заказать. В принципе, можно ограничиться записью в квалификационном реестре ВФПС на сайте, но обычно все хотят получить «корочку». Все это будет доступно пользователям нашего сайта, но, конечно, только членам ВФПС.
При вступлении в общественную организацию гражданин должен указать свои персональные данные. Это требование законодательства РФ. В том числе необходимо указать паспортные данные и адрес, по которому может доставляться корреспонденция. Уже сейчас все это можно сделать в личном кабинете на сайте Федерации, заполнив свой профайл. Тем, кто заполнил свои профайлы, в ноябре-декабре мы произвели рассылку индивидуальных членских карточек членов ВФПС.
Хочу поделиться важной новостью. Ведутся переговоры со страховой компанией, которая обеспечивает страхование жизни и здоровья от несчастного случая в рамках членства в Федерации. Такая страховка обязательна для участия в соревнованиях! Раньше эта страховка действовала только на соревнованиях календаря ВФПС, куда наши рядовые члены попадают не так часто. Теперь же эта страховка должна распространиться на регаты и региональных календарей. Это очень важно, и это настоящий прорыв с точки зрения пользы от членства в ВФПС. Дополнительно мы хотим сделать страховое покрытие и на зарубежные регаты, но это будет отдельным сервисом на сайте.
Еще одна электронная услуга будет создана для владельцев яхт. ВФПС ведет реестр яхт, мы это делаем давно для членов нашей Федерации. Раньше для регистрации нужно было личное присутствие судовладельца, а сейчас мы хотим перевести это в электронную форму.
В этом году мы ввели дополнительный пакет членства - это премиальный пакет, владельцы которого будут получать сувениры и издания ВФПС, именные приглашения на все наши мероприятия. Это только часть привилегий, над остальными мы ведем работу. В том числе – это будут скидки на продукцию и услуги компаний – членов «Клуба партнеров ВФПС». В этом клубе уже 8 компаний и их список растет.
Словом, самая главная задача для нас на 2015 год – это рост количества членов Федерации, которые начинают и продолжают заниматься парусным спортом, совершенствуются в нем. Наш спорт уникальный, в него можно прийти в любом возрасте, уровень здоровья и физической подготовки решающего значения не имеет. У нас есть люди, которые и в 40, и 50 лет становились мастерами спорта, и это прекрасно.
Итак, рост количества членов Федерации - это первая задача 2015 года. Вторая задача – это полноценный запуск Национальной парусной Лиги. Важно провести ее на высоком уровне, чтобы это были не только соревнования клубов. Конечно, важно выбрать самый лучший и сильный клуб в стране, но мы хотим, чтобы это было настоящее событие для всех любителей паруса. Мы хотим обязательно дать погоняться юношеским командам, командам журналистов, администрации города, спонсорам и т.д. Нужно сделать из каждого этапа настоящий праздник, настоящее спортивное шоу. Как это делать мы уже знаем, остается исполнение. Это важно, ведь парусные лиги по всему миру очень быстро набирают популярность. Всего 5 событий в сезоне поднимают мощную информационную волну, потому что имеется долгосрочный эффект, который создают парусные гонки в Интернете - их смотрят, разбирают, комментируют. Вокруг гонок национальных лиг формируются региональные интересы. Вопросы - как выступила команда клуба нашего города? - кто от нашего клуба будет выступать в гонках? – все это очень стимулирует к развитию.
И наконец, безусловно, очень важно не снижать темп подготовки наших сборных. Большой интерес к парусному спорту проявил министр спорта Виталий Леонтьевич Мутко, и мы сейчас готовим программу создания лучшего в восточной Европе парусного центра в Сочи. Нигде больше мы не можем найти альтернативу этой готовой инфраструктуре, прежде всего транспортной. Там не очень хорошая ветровая обстановка, но если пораньше вставать, можно, как на озере Гарда, поймать горные ветра, которые скатываются с гор из ущелья и дуют до 20 узлов. Но дутье прекращается в 10 часов, так что тем, кто тренируется в Сочи нужно будет не лениться вставать пораньше!
Кроме того, нам надо добиться эффективной кооперации с иностранными сборными командами – немцами, французами, итальянцами. Будет предолимпийская тест-регата в Рио, будем отправлять туда ребят и лодки, чтобы они все попробовали и потренировались.
И пару слов в преддверие наступления Нового года.
Всем, всем большое спасибо за то, что вы делаете для развития парусного спорта: участвуете ли вы в гонках, судите или организуете регаты, обучаете яхтингу – всем громадное спасибо, вместе мы развиваем наш прекрасный парусный спорт! Здоровья, удачи и побед в наступающем 2015 году!