Великий позор британского флота

Целью похода Гранд-Флита 31 января 1918 года было проведение крупномасштабных учений по отработке совместных действий подводных лодок типа K и линейных сил флота. Командование всерьез опасалось германских подводных лодок, поэтому выход проводился в обстановке строгой секретности. С этим был связан выбор ночного времени для выхода. Кораблям было категорически запрещено зажигать даже навигационные огни – за исключением экстренных случаев.
Первым покинул Розайт соединение Light Cruiser Force. Скорость «Лёгких Крейсерских Сил» была назначена в 20 узлов. Колонну вёл вице-адмирал Ивен-Томас. Флагманский корабль – лёгкий линейный крейсер «Корейджес».
За «Корейджесом» следовала 13-я флотилия подлодок во главе с флагманом – лидером «Айтуриэл»: “K11″, “K17″, “K14″, “K12″, “K13/22″.
Затем, с дистанцией в пять миль – Вторая эскадра линейных крейсеров: “Инфлексибл”, “Индомитебл”, “Новая Зеландия” и “Австралия”, в сопровождении эсминцев.
За ними, с той же дистанцией шла 12-я флотилия подлодок, флагман – крейсер-скаут «Фирлесс»: “K4″, “K3″, “K6″ и “K7″.
Процессию замыкала Пятая эскадра линкоров: “Бархэм”, “Уорспайт” и “Вэлиент”, также с миноносным эскортом. Дальше, с дистанцией в 10 миль, из Фёрт-оф-Форта медленно вытягивались главные силы Гранд-Флита. Тёмный безлунный зимний вечер, спокойное море, лёгкий туман…
Проблемы начались после семи вечера – на траверзе острова Мэй лодки 13-й флотилии внезапно обнаружили два военных траулера, ведущих работы прямо по курсу. (Как выяснилось позже, излишняя секретность операции в сочетании с традиционными бюрократическими нестыковками привели к тому, что командиры траулеров не были проинформированы о выходе Гранд Флита).
Чтобы избежать столкновения, флотилия приняла влево. На “K14″ при этом заклинило руль, и она вышла из колонны на циркуляции. На лодке зажгли навигационные огни, чтобы обозначить своё положение. Так же поступили и на шедшей за ней “K13/2″2. Но это не помогло: пока “K14″ исправляла поломку и пыталась вернуться в строй, замыкавшая колонну “K13/22″ протаранила её в левый борт по носу.
Носовые отсеки обеих лодок оказались затопленными. “K13/22″ вышла в эфир и сообщила (разумеется, с применением кода), что, несмотря на повреждения, может самостоятельно дойти до базы, а вот “K14″ тонет и нуждается в помощи. Но вместо помощи пришли новые неприятности…
Через четверть часа после столкновения, острова Мэй достигли линейные крейсера Второй эскадры. На головном”Инфлексибл” заметили огни лодок и приняли их… за патрульные траулеры. Резко менять курс было уже поздно – и командир линейного крейсера Хоксли принял решение пройти по корме «помехи», стремясь избежать столкновения. Но “K13/22″ была заметно длиннее траулера – и форштевень “Инфлексибл” вспорол правый борт многострадальной лодки, разрезав её почти пополам. Колонна линейных крейсеров продолжила свой путь – а полузатопленная субмарина (над водой оставалась лишь рубка) вместе с “K14″ медленно дрейфовала к югу.
В это время командир «Айтуриэла» Лир получил-таки расшифровку кодированной радиограммы с “K13/22″ и немедленно повернул назад. Трём уцелевшим лодкам было приказано следовать за флагманом. Начался поиск пострадавших.
Заметив массивные силуэты проходящих мимо линейных крейсеров, командир «Айтуриэла» принял их в темноте за линкоры Пятой эскадры. Следовательно, свободу маневрирования при поиске уже ничего ограничивает – и Лир отдал приказ повернуть налево, проходя за кормой концевого корабля туда, где, предположительно, оставались повреждённые лодки. Теперь курс его кораблей неизбежно пересекался с курсом 12-й флотилии…
На борту флагманского «Фирлесса» никто не ожидал встретить здесь британские подлодки. Не различив в тумане низкий силуэт “K17″, крейсер протаранил её на полном ходу, разрубив форштевнем корпус лодки прямо перед рубкой. Носовая часть затонула мгновенно, тонущую кормовую снесло в сторону. Значительная часть команды успела покинуть лодку. Сам крейсер тоже получил серьезные повреждения – и остановился.
Заметив столкновение, подлодки 12-й флотилии сбросили ход и начали отворачивать в стороны, причем “K4″ и “K7″ уходили вправо, а “K6″ и “K3″ – влево. Началась неразбериха.
Замыкавший строй Второй эскадры “Австралия” (его на «Айтуриэле» просто не заметили, поскольку и не ожидали увидеть – линкоров в колонне Пятой должно было быть только три!) с трудом избежал столкновения с “K12″. Та, в свою очередь, уклоняясь от крейсера, столкнулась по касательной с K6. Маневрируя, «Шестая» избежала гибели – но создала угрозу для K4 (своего рода эффект домино…) “K4″ попыталась выйти из-под удара, но… налетела на полузатопленную корму “K17″ и сама пошла ко дну. Все 55 человек команды погибли.
К этому моменту к острову Мэй прибыли линкоры Пятой эскадры со своим охранением. Проходящим через место катастрофы кораблям удалось избежать новых столкновений – но под форштевнями и винтами эсминцев погибло немало спасающихся подводников. Из 56 человек экипажа “K17″ из воды в итоге смогли поднять только 9 – и один из них вскоре умер от переохлаждения. Общий счет потерь составил 115 человек.
Печальный итог: за одну ночь (фактически – за 75 минут!) Королевский Флот потерял две новейшие субмарины, три были повреждены, погибло более ста человек. Причем – без малейшего участия неприятеля. Конструктивные особенности лодок серии К в данном случае не были непосредственной причиной трагедии – но идея совместного использования субмарин и линейных сил была основательно скомпрометирована.
Сам «инцидент» был засекречен. Информация о нем была обнародована только в 1932 году – через 14 лет. В историю трагедия вошла под именем «Битва у острова Мэй» (Battle of May Island).