Маломерный пожарно-спасательный катер

За все время существования мировой цивилизации, пожары были и остаются одним из основных бедствий для человека. Начиная с середины средних веков, пожарная техника, совершенствуется и модернизируется, создаются новые образцы средств для тушения различных возгораний.
Средства пожаротушения могут располагаться не только на колесной, автомобильной базе, но и на специальных пожарных судах.
Сейчас в мире создано немало пожарных судов по типу буксиров, достаточно манёвренных, чтобы передвигать корабли, осуществляя тушение пожара. Для решения задач по тушению пожаров в акваториях портов давно назрела необходимость в создании пожарного катера. За создание такого маломерного пожарного катера взялись инженеры-судостроители на киевском заводе "УМС-БОТ". Они первыми создали и спустили на воду уникальное маломерное судно, пожарный катер модели "UMC-1000".
Это маломерный пожарно-спасательный катер имеет 9,9 метра в длину, 3,1 метра в ширину, водоизмещение семь тонн при осадке в 0,56 метров. Катер развивает скорость до 45 узлов. В экипаж катера входят два специалиста-судоводителя и механик, а для пожарной команды и пострадавших на катере запланировано восемь мест. Катер может взять на борт до 0,5 тонны различных грузов, без ущерба для работы оборудования, предусмотренного конструкцией. На пожарном катере "UMC-1000" установлены два дизельных двигателя Вольво Пента, суммарной мощностью 610 лошадиных сил.
Пожарный катер "UMC-1000" практически непотопляем. Большой запас плавучести достигается благодаря быстрой выкачке забортной воды. Для этой цели в конструкции пожарно-спасательного катера предусмотрены 4 мощных автономных насоса.
Уникальность конструкторских решений воплотилась при размещении в небольших размерах пожарного катера, необходимого оборудования для решения поставленных задач, так как пожарный комплект по функциональности не должен был уступать оснащению наземных пожарных машин. При оборудовании пожарно-спасательного катера пришлось продумывать каждую мелочь, и самым действующим устройством для борьбы с огнем являются лафетные стволы. Этот механизм, установленный на пожарном катере, выбрасывает огромный объем воды со скоростью 100 л/сек. Струя воды, выходящая из ствола, достигает ста метров. Кроме этого, лафетные стволы могут образовать водяную завесу, которая защищает от высокой температуры пожарных и сам катер. Для этих целей на пожарно-спасательном катере "UMC-1000" установлены два лафетных ствола и мощнейший насос, работающий в качестве насосной станции. Одновременно может работать до шести пожарных стволов. Система позиционирования пожарного судна полностью компенсирует импульс от струи, при этом катер находится практически неподвижно.
 Уникальность этого пожарного судна состоит не только в оснащении техническим оборудованием. Опираясь на проведенные исследования, можно с уверенностью сказать, что никто из производителей не создавал спасательное маломерное пожарное судно с такой компоновкой проходной рубки, которая позволяла бы быстро и без препятствий проходить вдоль катера. Такая возможность особенно важна при спасении пострадавших. Наличие проходной рубки на катере "UMC-1000", облегчает высадку пожарной команды и спасателей во время тушения пожара, при эвакуации потерпевших, короче говоря, не приходится проходить справа и слева по тонкому борту. Помимо этого пожарно-спасательный катер "UMC-1000" укомплектован двумя двигателями, используемыми как для обеспечения движения, так и для работы насосной станции. При включении системы тушения пожара, один из двигателей пожарного катера переключается с обеспечения хода на обслуживание насоса, подающего воду. Такое применение двигателей позволило сделать существенно облегчить катер, сделать его более компактным и манёвренным. К тому же, это позволило снизить его стоимость. 
Пожарный катер "UMC-1000" спроектирован для тушения возгораний на надводных объектах и сооружениях, размещенных на расстоянии до ста метров от воды. Такое пожарное судно можно использовать и для спасения людей на воде. Проектом катера предусмотрены три комплекта для спасательной операции, оснащенные всем необходимым. Штатная схема этого пожарного катера предусматривает различные виды связи и комплект медицинского оборудования.
 
Жаль только, что на сегодня такое уникальное маломерное пожарное судно существует в единственном экземпляре, но его создатели рассчитывают, что вскоре его производство станет широким, и их разработки помогут спасти немало человеческих жизней.