Яхтенный сезон в Хельсинки открыт. Итоги Vene Bat 2016

 Яхтенный сезон в Хельсинки в этом году начался зимой. 10 дней с 12 по 21 февраля главный выставочный центр Финляндии Messukeskus напоминал густонаселенную марину. Около 600 лодок – больше чем когда-либо - разместились в его павильонах, а посетители могли не только прогуляться среди них, но и подняться на борт, приобрести понравившуюся, а также отдохнуть на пляжной зоне у островной акватории и приобщиться к рыбалке в гигантском аквариуме.

С каждым годом компании придают больше значения выставке и больше внимания уделяют оформлению своего стенда. Организаторы выставки ставили в пример Yamaha, Silver, которые застроили и интересно оформили крупные площадки. Экспоненты не только выставляли на стендах лодки, создавали импровизированные палубы, обеспечивали доступ на яхты, но и приглашали музыкантов на стенды, проводили презентации новых моделей. По традиции на выставке не было длинноногих красавиц, продающих лодки. Хорошие лодки продают себя сами, а успешно продают, когда на площадке находятся грамотные менеджеры, которые «болеют» морем.

В Финляндии зарегистрировано 817 000 лодок – каждый седьмой житель владеет лодкой. А в 35% семей больше чем 1 лодка. Это очень высокий показатель. В современных экономических условиях финские верфи продолжают производить яхты, но спрос на внутреннем рынке не так высок. Точнее, продажи сократились на 14,9%.

Продажи парусных яхт свыше 20 футов длиной составили в 2015 году всего 21 лодку. В два раза меньше, чем в 2014 году. А продажи гребных и иных малых лодок сократились на 24 процента.

Что касается работы на внешних рынках – то там получились интересные цифры. На 209,1 млн евро было продано лодок за 2015 год. Продажи увеличились на 19 % по сравнению с 2014 годом. По данным таможенной службы с января по ноябрь 2015 года больше всего было продано лодок в Норвегию – на 54,2 млн евро. И прирост составил 30,1%. Примечательно, что максимальный прирост показали продажи лодок на Мальту – 77,7% (18,9 млн. евро) при поставке 2! яхт. И в Италию 1517,2% при поставке 3 яхт и их стоимость в 15,9 млн. евро. Что касается России, то она на пятом месте по стоимости контрактов – 9,9 млн. евро за почти 300 лодок, но, при этом наблюдается падение в 17,8 процентов по сравнению с 2014 годом.

Лидером по импорту выступает Польша – 191 лодка при общей стоимости 5,1 млн. евро. Рост в 25,9%. На втором месте Великобритания с 6 лодками и стоимостью в 4,5 млн. евро.

Делают ли производители лодок ставки на Россию при нынешнем курсе евро? Petri Oinonen, менеджер по экспорту компании Bella-Veneet Oy сказал, что действительно, им интересен российский рынок. Более того, все их три бренда «Bella», «Flipper» и «Aquador» имеют представительства в России.

В 18-й раз на Vene Bat представители яхтенных изданий выбрали лучшие яхты выставки. В своем выборе они принимали во внимание функциональность, эргономичность, качество, соотношение цена-качество и соответствии лодки её предназначению. В этом году лучшей открытой моторной лодкой стала Axopar 24 Open, лучшим круизером – Yamarin 81 DC, круизером с каютой Galeon 445 HTS, а лучшей парусной яхтой Jeanneau Sun Odissey 349.

На выставке были представлены 411 экспонентов. Кроме собственно лодок там было оборудование, аксессуары, электроника, двигатели, электроника, навигационные приборы, причалы, товары для рыбалки. При этом более половины компаний – финские: AMT, Aquador, Bella, Buster, Faster, Finnmaster, Flipper, Grandezza, Marino, Nordstar, Sargo, Silver, Suvi, Targa, Terhi, TG-Boats and Yamarin.

Впервые были представлены такие лодки как Nordkapp Enduro/Avant 605 Ranger и Modius 34. А также новинки Axopar 24, Yamarin 81 DC and XO 360. Самой большой лодкой стал в очередной раз Sunseeker 57, а самой большой финской лодкой Targa 44.
Конечно, в выставочных павильонах сложно рассмотреть во всей красе лодки, даже 30 футов в длину. Что говорить о более крупных красавицах, которые так изысканно смотрятся на воде. Но у многих лодок борт был открыт и желающих пройтись по палубе и заглянуть в каюты было предостаточно, о чем говорили очереди растянувшиеся вдоль бортов.

Можно сказать, что на выставке был ажиотаж. Даже в первый день, в пятницу, когда выставка была открыта только для представителей медиа и профессионалов, посетителей было много. А когда она открылась уже для всех – то с самого утра первые уровни паркинга были уже полны, казалось, что все места в кафе заполнены, и на каждом стенде прогуливались потенциальные покупатели и любопытствующие. Участники говорят, что выставка для них сложилась удачно. К примеру, в компании OX продали все шесть выставленных лодок. А Jeanneau 349, которая стала парусной лодкой этого года, продали еще до начала выставки. Множество предложений поступало на выставке – впрочем, это самая крупная выставка в северной Европе на лодочную тему.

По количеству посетителей Vene Bat в этом году наблюдается рост в 5%. И общее число гостей составило 77 000 любителей лодок и водных видов спорта. В основном они пришли, чтобы получить новый опыт, встретиться с новыми компаниями и профессионалами и получить больше информации. 91% посетителей были довольны выставкой. И как всегда наибольший интерес представляли моторные лодки и яхты.

Очень многолюдной была площадка «Новая волна», где каждый день была плотная и разнообразная программа. Бассейн объемом 500 тысяч литров воды привлекал внимание уже сам по себе. Он был в два раза больше, чем в прошлом году. Стоит отметить, что затраты на его сооружение окупились. Каждый день здесь шли выступления флайбордеров, серферов, дайверов. Проводились показательные тренировки по аэробике на досках-SUP. Дети тоже легко могли попробовать и освоить эти доски. Организаторы позаботились о метах для зрителей, чтобы было удобно наблюдать за происходящим на воде. Однако, бассейн привлекал так много внимания, что было довольно непросто найти место, когда начинались показательные выступления. В целом, в этой зоне царила атмосфера островного курорта, которую дополняли стенды компаний, представлявшие одежду и снаряжение для водных видов спорта. Был здесь даже стилизованный пляж со столиками, пальмами и лежаками.
В соседнем павильоне обитали рыбы в огромном аквариуме. А опытный рыбак и журналист демонстрировал разные техники рыбалки. В этом году значительно расширилась зона для рыбаков. Там же были представлены не только расходные материалы, но также и лодки, и специально оборудованные катера. В этой же зоне можно было подобрать частный причал любого размера и сложности и оборудование для него – колонки для электричества и воды. И конечно же, не обошлось без любимого для финнов и гостей страны – мест, где можно отдохнуть. Несколько регионов представляли себя, в частности Ханко, Pumala, Lohja. Также можно было продегустировать продукты местных производителей – сыры, безалкогольные напитки и приобрести консервы, рыбу.
Помимо стендов и бассейна на выставке работала площадка, где шли презентации. Здесь демонстрировали «летающий» круизер Gunboat 4, рассказывали про парусный опыт в высоких широтах, говорили о масштабных проектах, в том числе и кругосветке. К сожалению, далеко не все выступающие презентовались на английском языке, понятным для иностранных гостей выставки. Поэтому масса интересного для некоторых осталась за кадром. Не с каждым спикером удалось встретиться лично и поговорить в кулуарах. Но с автором глобального шестилетнего проекта семейной кругосветки “Sail for good”, Tuomo Meretniemi удалось пообщаться.

Это совершенно невероятно, как семья с тремя детьми, старшему из которых 6 лет, а младшей 2 года отправится в июне этого года в путешествие по 75 странам. В интервью Tuomo сказал, что они продали все имущество – машины, квартиру, коттедж. Много практиковались в морских путешествиях с детьми и подходят к этому проекту очень осознанно. На борту яхты они создадут образовательную лабораторию по дистанционному обучению и будут проводить исследования, а по итогам проекта станут экспертами в этом деле. Супруга Riikka программист, а он консультант по управлению планируют во время шестилетнего круиза работать удаленно. На вопрос – как же дети будут интегрироваться в социум, если в основном будут видеть только членов своей семьи, Tuomo ответил, что они будут достаточно много времени проводить в портах, у детей появятся друзья по всему земному шару. Это же здорово иметь много друзей из разных культур. Дети получат ценный жизненный опыт, который им никогда не приобрести, сидя за школьной партой. Кроме финского дети изучаю английский, а также испанский – много стран по маршруту будет с испаноговорящим населением. Врача на борту не будет, но будет большой ящик с лекарствами на все случаи жизни и спутниковая связь с врачами. «В штормы мы не пойдем, мы не участвуем в гонке и у нас на борту дети», - говорит Tuomo. Сейчас семейная команда уже работает с Microsoft, Lenovo и другими компаниями в сфере digital образования. Все путешествие будет транслироваться в социальных сетях, так что можно будет следить за этой невероятной морской семьей.

Помимо новых яхт на выставке присутствовали и исторические. И, как сказал, один из экспонентов – античные. На одной из площадок разместилась экспозиция музея лодочных двигателей Outboard Museum. Несколько десятков лет её хозяин Nils Haggblom собирает подвесные двигатели и сейчас выставляет почти 500 экспонатов на площадках в Хельсинки, Турку, Котка и Порвоо. Все двигатели в музее – найденные им или подаренные. В свою коллекцию он не приобрели ни один экспонат. Пожалуй, самый необычный предмет коллекции – одна из первых гоночных лодок с подвесным мотором. В 1935 году финский гонщик Goran Norforse участвовал на ней в национальных чемпионатах. Лодка развивала скорость до 40 узлов и сделана из дерева, обтянутого специальным текстилем. В 50-х годах лодку для забавы купил Nils Tenstrom, сменил 30-сильный движок на 22 сильный и катался в свое удовольствие. После чего 50 лет лодка пролежала без дела. И недавно эту лодку с историей он подарил хозяину музея моторов. «Она интересная, но уже никогда не спустится на воду. Слишком древняя», - сообщил её хозяин.

Любители деревянных парусных и моторных классических яхт из Mahogany Yachting Society также представили несколько экспонатов. Однако, все их лодки в сезон можно увидеть на воде. Клуб любителей классических яхт поддерживает своих членов, распространяя информацию о деревянных лодках, советы по ремонту и поддержанию яхт в отличном состоянии. Здесь можно было увидеть проект «Star» 1911, созданный дизайнером Francis Sweisguth. Парусная яхта отличается острой скулой в силу более легкой постройки судна. До сих пор проходят соревнования на этих лодках, которых сейчас порядка 7,5 тысяч. Представленный на выставке экземпляр был построен в 1966 на немецкой верфи Abeking & Rasmussen. А паруса из дакрона сохранились до сих пор.
Еще одна представленная классическая яхта класса 5,5 метров была построена в Финляндии в 1951 году и сейчас реставрируется морским музеем Турку.

Одного дня могло и не хватить, чтобы прогуляться по выставке и посмотреть все, что там представлено, а еще послушать интересные выступления, посмотреть соревнования на воде и при этом еще иметь силы, чтобы вернуться домой, а не заночевать в каюте какой-нибудь яхты. Масштабы выставки действительно поражают – семь павильонов было занято морской темой. Интересно было абсолютно всем – как опытным судовладельцам, которые пришли присмотреть себе новую яхту или расходные материалы, так и новичкам в этом деле, и конечно же детям, которые с удовольствием прыгали по палубам, воображая себя если не капитанами, но уж точно моряками. Приятно, что в современной экономической ситуации производство лодок продолжает развиваться, появляются новинки, интерес к теме растет. А пока все готовятся к спуску лодок на воду и морским путешествиям 2016 года.
Добро пожаловать на Vene Bat 2017 в Хельсинки с 10 по 19 февраля!
www.lodkaexpo.ru
www.facebook.com/venebat/
http://vk.com/lodkaexpo
Автор фото: Оксана Юркова