Бизнесмен и яхтсмен Айрат Шакиров: Вижу в океане яхту с белым барсом!
Совершить кругосветное путешествие на яхте - романтическая мечта многих, хотя дело это очень рискованное. Казанский бизнесмен Айрат Шакиров отважился на такой шаг. Воспользовавшись тем, что он ненадолго приехал домой в Казань, мы пригласили его на встречу - буквально с корабля на бал.<!--break-->Совершить кругосветное путешествие на яхте - романтическая мечта многих, хотя дело это очень рискованное. Казанский бизнесмен Айрат Шакиров отважился на такой шаг. Воспользовавшись тем, что он ненадолго приехал домой в Казань, мы пригласили его на встречу - буквально с корабля на бал.
В 2009 году Айрат Шакиров стал участником перехода на яхте от Карибских островов до Европы в составе международного экипажа, выступавшего под российским флагом и флагом Федерации парусного спорта РФ. Экипаж шел на легендарной яхте «Алые паруса», на которой Федор Конюхов совершил круго-светное путешествие. В том же году Айрат в составе российской сборной стал победителем трансатлантической регаты на яхте BIG ONE. Они прошли свыше 3000 миль и опередили главного соперника всего на 13 минут. Недавно наш гость сдал экзамены в яхтенной школе в Москве и получил лицензию яхт-мастера международного образца.
Железное морское правило
- Наша «кругосветка» стартовала в Англии. Мы прошли Европу, пересекли Атлантический океан, но у Южной Аргентины, не дойдя до мыса Горн, попали в сильнейший шторм. Яхта поломалась. Сейчас она в Африке, в Кейптауне, на ремонте. Затем погоним ее в Европу. Там ее доделают, и мы начнем кругосветное плавание сначала.
- А сколько длится «кругосветка»?
- До полутора лет. Все зависит от ветра, погоды и команды. Есть «кругосветка» с остановками - на заправку, пополнение провизии. Есть путешествие нон-стоп, но это единичные случаи. Наша экспедиция будет состоять из нескольких этапов. Кто-то пойдет от начала до конца, а кто-то присоединится на том или ином этапе.
- Правда ли, что яхта - символ комфортабельного элитного отдыха?
- На спортивной яхте условия не совсем комфортные. Лодка всего 15 метров - и четыре человека на этом ограниченном пространстве. Кают нет, только одна койка на двоих. Пока один стоит на вахте, второй спит. Ходить под парусами - очень серьезная физическая нагрузка. Там есть распределение обязанностей, но надо быть готовым в любой момент прийти на помощь товарищу и взять на себя его работу. В море одно правило необходимо соблюдать железно: делай для других больше, чем для себя, и тогда все будет хорошо.
- Почему современные мужчины оставляют все блага цивилизации и надолго уходят в море в поисках опасных приключений?
- Человек уходит в горы, пустыню и море от мирской жизни, чтобы понять какие-то важные вещи и разобраться в себе. Можно назвать это обетом одиночества на какое-то время. Если в обычной жизни можно притворяться, хитрить, обманывать окружающих и себя самого, то в море никого обмануть нельзя. Там человек настоящий! Природа и стихия все расставляет по своим местам. Кто хоть раз испытал эти ощущения, живет уже другой жизнью. На яхты приходят абсолютно разные люди. Для кого-то это хобби и отдых, для кого-то - спорт, а для кого-то яхтинг стал работой.
Дорогая игрушка
- Где готовят яхтсменов?
- К большому сожалению, у нас этот вид спорта пока не так популярен. До перестройки считался буржуйским занятием. Да и сейчас не принято особо афишировать такое увлечение. В результате многие наши высококлассные специалисты, моряки уехали из страны и работают на зарубежных яхтах, судах. Правда, в последние годы яхтинг стал развиваться, появились яхтенные школы. Российские экипажи успешно выступают на международных соревнованиях. Они не просто ворвались в мировой парусный спорт, а побеждают. Но яхт у нас мало.
- Почему, ведь богатых людей, увлеченных морем, в стране достаточно?
- У нас яхты не делают, купить их можно только за границей. А при ввозе в страну любое судно облагается большим налогом. И если богатый человек все-таки решил купить яхту, то ему выгоднее держать ее за границей, под флагом другого государства. А по российским законам судам под иностранным флагом во внутренних водах ходить запрещено. Поэтому яхты сюда не везут. Бывает, роскошные яхты годами не выходят в море. Наверное, для богатого человека это престижная красивая игрушка. Но ведь в лодку вложен труд очень многих людей... Яхта должна жить, ходить в море, приносить радость, а ей приходится стоять в порту.
Яхтинг - в школьную программу
- Планируете организовать яхт-школу в Казани?
- Конечно! Мы живем на Волге. А у нас до сих пор нет яхт-клуба и яхтенной школы. Раньше Казанка была полна парусов, но потом они куда-то исчезли. Это обидно и непонятно. Но у нас исчезает и вода. За границей дорожат каждым квадратным метром водной глади, строят дополнительные каналы, водохранилища. А мы не ценим свое природное богатство, осушаем реки, засыпаем их песком... Да, хочется создать сильную татарстанскую команду. Я уже вижу красивую яхту и парус с белым барсом - символом Татарстана. Желание, опыт и организационные возможности есть. Проблема с финансами.
- А с набором спортсменов проблем не будет?
- Татарстанские ребята готовы осваивать яхтинг. Нам есть чему учиться. В Европе на яхтах гоняют 8 - 10-летние мальчишки. В Англии, Испании, других морских странах яхтинг входит в школьную программу. Думаю, и мы к этому придем.
- Какой самый необычный предмет изучают в яхтенной школе?
- Самая сложная и интересная морская наука - астронавигация. Это определение своего точного местоположения в океане по звездам. Современные средства навигации здорово облегчают жизнь яхтсмена. Но в море случается всякое. Во время шторма компьютерная техника может отказать, выйти из строя. В этом случае помогут только карандаш, логарифмическая линейка и небо.
С яхтами заигрывают киты
- Во время регаты у яхтсменов есть подстраховка?
- Да, есть спасательные службы, вертолеты. К тому же ход регаты контролируется со спутника. Но вероятность попасть в экстремальную ситуацию существует всегда и везде - и на море, и на суше. Мы тоже стукались, получали травмы. Если на яхте случилось чрезвычайное происшествие, на 90 процентов в этом виноват сам экипаж.
- Вы попадали в экстремальные ситуации?
- В моей морской практике больших стихийных бедствий не было. Но были моменты, когда становилось по-настоящему страшно, - когда волны выше пяти метров и такая качка продолжается три-четыре дня. Но меня больше пугает штиль... Возникает тревожное ощущение, что время остановилось. Опасность для яхт представляют и киты. Когда он проходит мимо, иногда почему-то принимает яхту за самку и начинает с ней заигрывать. Такие игры могут привести к серьезным поломкам.
- А пираты?
- С пиратами мы, к счастью, не сталкивались. Но есть определенные морские правила: если на судно напали пираты, надо подавать сигнал бедствия. А если ты сам услышал такой сигнал, обязан передать его дальше и сразу пойти на помощь.
Знаки небес
- Вы были недалеко от таинственного Бермудского треугольника. Необычные явления и чудеса с вами там не случались?
- Чудеса случаются с теми, кто в них верит. Надо уметь замечать их в обычной жизни. Например, однажды после шторма к нам на яхту прилетела маленькая птичка. Как она смогла долететь до середины океана, непонятно. Мы посчитали это добрым знаком небес. От долгого перелета птичка сильно ослабела. Мы два дня ухаживали за ней. Она отдохнула и улетела. Был момент, когда на небе облака нарисовали мне ангела. Это тоже знак того, что все будет хорошо.
Во время долгого плавания многие начинают заниматься йогой. На море такие красивые восходы и закаты, что лучшей медитации не придумаешь. У людей просыпаются творческие способности. Некоторых вдруг тянет рисовать. К тому же начинаешь радоваться простым мелочам, на которые в обычной жизни не обращаешь внимания, - пресной воде, вкусной еде, человеческому общению. Только там понимаешь, что помыться в душе горячей пресной водой - это счастье! Там начинаешь по-настоящему ценить отношения с близкими людьми.
- Айрат, вы считаете себя успешным человеком?
- Я считаю себя счастливым человеком. Счастливый человек не тот, кто владеет заводами и пароходами, а тот, кто занимается любимым делом и кому хватает того, что он зарабатывает. Каждому из нас нередко приходится делать вещи, которые противоречат его убеждениям. Мы находим этому разные оправдания: «Это моя работа. Это кормит мою семью. Все так живут...» Подобный внутренний диалог звучал во мне долгое время. И такой выбор человек делает каждый день, каждую минуту.
Интервью подготовила Ольга Иванычева