Олег Смилян: «Гидроциклы действуют как алкоголь»

Об особенностях пляжного отдыха рассказал сотрудник столичной поисково-спасательной станции, 11 лет проработавший на Москве-реке, Олег Смилян: "В 90 процентах случаев тонут по причине алкогольного опьянения, а также неумелого использования катеров и гидроциклов".<!--break-->Об особенностях пляжного отдыха рассказал сотрудник столичной поисково-спасательной станции, 11 лет проработавший на Москве-реке, Олег Смилян.
&mdash; Гибель на воде занимает в России третье место в статистике происшествий, уступая лишь ДТП и пожарам. С чем это связано?
&mdash; В 90 процентах случаев тонут по причине алкогольного опьянения, а также неумелого использования катеров и гидроциклов. В Москве оборудованных пляжей не так уж много, в этом году для купания подготовлены лишь восемь зон отдыха.
Но то ли из-за нехватки пляжей, то ли по собственной халатности люди заходят в воду там, где стоят знаки &laquo;Купаться запрещено!&raquo;. И именно возле этих знаков чаще всего гибнут. Нашего купальщика не останавливают ни запретительные знаки, ни алкогольное опьянение. Люди вообще, похоже, не знакомы с городскими правилами по охране жизни людей на воде.
&mdash; Год от года число утопленников растет или уменьшается?
&mdash; Уменьшается, все-таки что-то меняется. Да и мы стараемся проводить профилактические работы с отдыхающими, призываем их к осторожности. Но большинство все-таки тонут либо ночью, либо рано утром &mdash; в это время, конечно, никто вам не напомнит о рисках распития спиртных напитков у воды. Вот недавно в десятом часу вечера мужика одного вытащили. Он отмечал на берегу рождение ребенка. Пошел к воде умываться, но зачем-то зашел в воду по самую шею. Начал тонуть. Вытащили. А он, естественно, пьян и не понимает, что происходит. Или вот я как-то вышел на патрулирование &mdash; вижу, девушка еле плывет. Пришлось доставать за волосы. Выяснилось: 14 лет, всю ночь гуляла и пила. Ей повезло, что я оказался поблизости.
&mdash; Ты работаешь в зоне, где купаться запрещено. Сколько человек там ежедневно не замечают запретов?
&mdash; Да, на моей территории купаться строго запрещено. Везде стоят знаки, при этом купаются ежедневно сотни людей. Оборудованный пляж &mdash; это не только песок и вода, там должны дежурить полиция и &laquo;скорая&raquo;, а зона купания должна быть огорожена буйками. Буйки стоят не просто так &mdash; люди, заплывающие за буйки, рискуют быть перееханными гидроциклами, катерами и любителями водных лыж. Кроме того, на неподготовленных пляжах есть проблемы взаимодействия со &laquo;скорой&raquo; и полицией. Иногда ждем их часами.
&mdash; Наверное, самое неприятное, когда рискуют утонуть дети&hellip;
&mdash; Такие случаи трудно забыть. Мы проводим профилактическую работу, напоминаем родителям о необходимости следить за ребенком, когда он у воды. Но в последнее время часто сталкиваешься с безразличием взрослых. На днях был случай: спасатель вытащил ребенка из воды, спас его. Вернул мамаше, провел с ней профилактическую беседу. Она ответила: &laquo;Ничего страшного, у меня второй есть&raquo;. У меня похожий случай был в начале 2000-х. Тогда пятилетний ребенок погиб, захлебнувшись прямо на мелководье. Приехали &laquo;скорая&raquo;, милиция, а родителям все безразлично, так и продолжали пить и доедать курицу гриль. Больше всего поражает, что они не были похожи на наркоманов или на спившихся &mdash; с виду обычные люди.
&mdash; В других странах к запретам на купание прислушиваются?
&mdash; К примеру, в Израиле у спасателей есть четкий график работы, примерно с 8.00 и до 17.00, после чего они уходят по домам. И человек, который идет купаться после 17 часов, знает, что он сам несет ответственность за свою жизнь, потому что спасать его некому. В случае если погодные условия не позволяют купаться (высокий бал волнения моря, штормовые условия и т. д.), выставляют черные флаги, сигнализирующие об опасности. У нас такого нет. В Москве спасатели дежурят сутками, при этом в ночное время у отдельных спасательных формирований ночные водолазные погружения запрещены.
&mdash; Что осложняет работу спасателей? Может, не хватает людей или оборудования?
&mdash; Людей, конечно, не хватает, у нас в смене дежурят 3&ndash;4 человека. Мы отвечаем за акваторию свыше 4 километров. На усилениях, в основном в жаркие или праздничные дни, перерабатываем, в год получается лишних больше 120 часов. Их в основном не оплачивают, предлагают брать отгулы, которые не нужны.
Но никто и ничто не осложняет так работу, как непонимание тех, кого спасаем, &mdash; людей. Народ пренебрегает простейшими правилами безопасности. Интересно, что многие терпящие бедствие на воде сопротивляются спасению.
Мешает работать и правило, по которому тонущего человека мы должны сначала сфотографировать и только после &mdash; спасать. Такая бюрократия.
&mdash; Аварии на воде часто происходят?
&mdash; Такие аварии, как было с катером &laquo;Ласточка&raquo; 31 июля, в позапрошлое воскресенье, &mdash; редкость. На моей памяти это первый случай. Зато регулярно происходят аварии с гидроциклами и водными лыжами. Опять же недавно на нашей территории произошел несчастный случай с участием гидроцикла. Человек на гидроцикле был без спасательного жилета. Он утонул.
Дело в том, что на Москве-реке интенсивное движение частных катеров, катающих лыжников. Они могут не заметить купальщика. Капитан, может, и увидит купающегося человека на судовом ходу, но лыжник&hellip; Он балдеет, ему не до этого. Запросто может переехать. Получив травму головы в воде, люди могут потерять сознание и пойти ко дну. В 90 процентах это смертельные случаи. Даже если удается поднять со дна человека, пробывшего под водой более пяти минут в летнее время, фактически наступает биологическая смерть, которую может констатировать только врач &laquo;скорой помощи&raquo;.
&mdash; Правила перевозки пассажиров на катерах часто нарушают?
&mdash; Спасатели на воде этим не занимаются, за катерами следит ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам МЧС. &mdash; &laquo;Труд&raquo;). Но очень многие на катерах ездят без прав. Еще добавлю: если вы сели на катер, необходимо сразу надевать спасательный жилет. Дело в том, что катера не имеют водозащитных перегородок, вода заливает их за секунды, и в случае чего вы просто не успеете надеть жилет. И ни в коем случае нельзя превышать на любых судах разрешенное число пассажиров, как это было с &laquo;Булгарией&raquo; и &laquo;Ласточкой&raquo;. Простой пример из 1912 года. Почему на &laquo;Титанике&raquo; было так много жертв? Не хватило спасательных средств.
&mdash; Встречаются те, кого спасаете регулярно?
&mdash; Постоянные клиенты? Да, это рыбаки. Первый лед встает, а они уже рыбу ловят.
&mdash; Люди благодарят за спасение?
&mdash; Редко. Могу припомнить только один случай. Да и не нужно этого. По большей части спасенные пребывают в неадекватном состоянии.
&nbsp;
&nbsp;