Трансбайкальская регата 2011 - записки очевидца

C 30 июля по 6 августа на озере Байкале проходила ежегодная регата среди крейсерских яхт 25-50 футов. Рассказ об этом мероприятии ведет Филипп Конюхов.<!--break-->C 30 июля по 6 августа на озере Байкале проходила ежегодная регата среди крейсерских яхт 25-50 футов. Рассказ об этом мероприятии ведет Филипп Конюхов.
&quot;Наша делегация состоит из 4 человек: Оскар Конюхов, Алексей Жиров, Элеонора Богданова и я.
В день прилета мы посетили детскую парусную школу в городе Иркутске. Дети как раз завершали тренировку, и мы встречали их с воды. Пообщались со спортсменами, вручили им учебно-методическую литературу и подарки в виде материальной части и дельных вещей. Особенно юные яхтсмены обрадовались коробке с фирменными черпаками Optiparts и блокам Harken.

Затем нас ждали 200 километров дороги от Иркутска к западному берегу Байкала, в поселок МРС. На побережье мы прибыли уже на закате. Завтра старт.
30 июля 2011. День 1.

Регата стартовала в 10:00 в бухте Загли, что в Малом Море. Десять яхт, подгоняемые слабым бризом, начали первый этап трансбайкальской гонки.
Судьи разделили флот на два типа: так называемые &quot;полутонники&quot;, которые стартовали с форой в пять минут, и яхты с большим водоизмещением. Нашу яхту, Hanse 400, отнесли ко второму типу. Экипаж состоял из шести человек: капитан Вячеслав Чертков, рулевые Максим Рыбников и Оскар Конюхов, матросы Вадим Улыбин, Элеонора Богданова, а также ваш покорный слуга в роли юнги.
Нам предстояло пройти этап в 120 морских миль. Ориентировочное время прибытия на другую сторону Байкала &ndash; полдень следующего дня. В эту гонку мы стартовали с неполным комплектом парусов, на таможне в Москве задержали новый геннакер и Code Zero. В итоге, мы работали с тремя имеющимися у нас на борту парусами: грот и стаксель, а также одолженный у коллег с яхты Bavaria 50 генакер. Несмотря на свой почтенный возраст, этот парус часто выручал нас на полных курсах. Все отрывы, которые нам удавалось реализовывать, были выполнены под геннакером. Из 10 лодок нашими основными конкурентами были Silver Glow, Neptune и Freedom.

В Малом море стали свидетелями редкого феномена &ndash; верховой ветер. Поверхность воды абсолютно гладкая, нет ни малейшей ряби, а на высоте 15 метров дует устойчивый бриз. Лодка идет 7-8 узлов под генакером.
Пришла новость о том, что на судейском катере повреждены винты, и они не успевают принять у нас финиш маршрутной гонки. Капитаны в формате радиообмена решили проводить &quot;джентльменское судейство&quot; - экипаж яхты, первой пришедшей на финиш, бросает якорь и начинает принимать финиш остальных участников. Ну что ж, посмотрим. Мне кажется, так будет даже интересней.
На закате вышли из Малого моря в Байкал. Сразу стало ощущаться волнение, с юга шла зыбь. Слава сказал, что там поработал ветер &laquo;култук&raquo;.
К вечеру задул сильный ветер, скорость лодки увеличилась до девяти узлов. Идем под полным гротом и геннакером. С северо-запада надвигаются грозовые тучи, а мы тем временем вышли из Малого моря лидерами! Солнце заходит, впереди долгая и холодная ночь...
У нашего рулевого &ndash; Максима Рыбникова &ndash; сегодня день рождения, ему исполняется 33 года! Поздравляем его! По этому случаю &ndash; праздничный ужин.
День 2.

Вчера ближе к ночи меня подкосила морская болезнь, и я ушел спать в каюту, пропустив ночную вахту. Сегодня уже лучше. Утром выяснилось, что за ночь мы потеряли лидерство и идем третьими. Впереди у нас Glow (Александр Овчинников), Freedom (Владимир Пятаков). Ветер слабый, стоим у Малых Ушканьих островов. Вдоль берега крадется полутонник &laquo;Черная Каракатица&raquo; под управлением Николая Лобусова. У них лодка легкая, с каждым порывом они приближаются к нам.
Прошло еще 4 часа, и вот мы, наконец, финишируем в бухте Змеиная (Чивыркуйский залив) - четвертыми. Первой пришла лодка Freedom, под управлением Владимира Пятакова. Там гоняется наш товарищ &ndash; Алексей Жиров, и мы рады успехам его экипажа. Второй пришла яхта Silver Glow &ndash; капитан Александр Овчинников, экипаж яхты &laquo;Черная Каракатица&raquo; смог с помощью локальных бризов обойти нас на самом финише. В целом гонка получилась интересной, у нас был шанс на победу, но ввиду различных обстоятельств мы имеем то, что имеем.
А тем временем наступил вечер второго дня. Вода в бухте - около 19 С&deg;. Почти все яхты пришвартованы друг к другу, получилось что-то вроде гигантского многокорпусного судна. Часть экипажа отправилась в лес за грибами, кто-то париться в баню, кто-то на подводную охоту, я стал закидывать блесну в надежде что-нибудь поймать, но безуспешно. Вокруг тихо, ветра нет, лишь из кают яхт доносится храп...

День 3.
Вчера вечером мы с Элей своей игрой на гитаре собрали народ в нашем кокпите. Присоединился даже мэр Иркутска Виктор Кондрашов, который отдыхал в Чивыркуйском заливе на своей яхте. Мэр оказался очень веселым человеком, к тому же отлично играющим на гитаре. Он поет хорошие, жизнеутверждающие песни.
Сейчас мы идем на старт новой гонки по дистанции &quot;треугольник&quot;, до стартовой процедуры осталось 10 минут. Погода солнечная, но ветра мало... Местные яхтсмены говорят про аномальную погоду. Обычно в Чивыркуйском заливе ветер &laquo;включается&raquo; в 11 утра и &laquo;выключается&raquo; в 18:00. Сейчас уже 12, а ветра нет.

Старт гонки у нас не получился - при слабом ветре пропустили почти весь флот, и, несмотря на то, что большую часть дистанции шли очень хорошо, на финише мы были лишь восьмыми. Жаль, но придется ждать завтрашней гонки, надеемся показать лучший результат. А сейчас мы должны были идти париться в баню, но из-за &quot;качественного&quot; менеджмента на местной барже придется подождать еще два часа, так как выяснилось, что кто-то заказал баню на то же время, что и мы, но нам про это ничего не сказали.
Впрочем, задержка не испортила общего впечатления от бани. Мы прекрасно отдохнули и поплавали в ледяной воде Байкала. Сейчас ложимся спать. А спится на Байкале очень хорошо, и каждую ночь снятся сны...
День 4.
Утром нам из Иркутска водитель Вячеслава Черткова привез новые паруса - геннакер и Code Zero, а также чайник, которого очень не хватало. Выходим из бухты раньше других, чтобы опробовать новинки. Старт в полдень. Из-за полного штиля мы не можем осуществить задуманное. Капитаны яхт, посовещавшись, решают сделать этот день днем отдыха, который был запланирован на следующий день, а завтра провести две гонки вместо одной. Убираем паруса, запускаем двигатель.
Описывать остаток дня в подробностях не имеет смысла; каждый отправился заниматься тем, чем хотел. Похвалю лишь мастера рыбной ловли &ndash; Николая Лобусова, который с помощью подводного ружья добыл более десятка щук. Нам удалось собрать закрутку Code 0, и теперь он легко закручивается, можно оперативно менять галсы.
День 5.

Готовимся к старту, надеемся на новые паруса... Стартовали в легком ветре, что для нашей лодки не является конкурентным преимуществом. Дистанцию поставили естественную, огибали острова. Каждый экипаж самостоятельно принимал решение, насколько близко подходить к берегу и скалам. На огибаниях все внимание к эхолоту &ndash; 2 метра под килем. Финишировали с результатом - 7 место. Сейчас перерыв на обед, а затем - новая гонка. В среднем гонки длятся по 2 часа. Тем временем ветер усиливается, гонка обещает быть интересной...
К сожалению, мы снова седьмые, но на этот раз отрыв соперников совсем невелик, одно время мы даже шли в лидерах. Но, как сказал Оскар, &quot;главное не пустить дядю Вову вперед!&quot; С этим мы справились, а проиграли во многом за счет наличия у соперников генуи, которая значительно больше нашего стакселя.

Завтра старт маршрутной гонки с востока на запад. Мы возвращаемся обратно в МРС и постараемся показать лучший результат. Гонка будет долгой, а на больших дистанциях у нас больше шансов успешно выступить.
День 6.

Ровно в полдень стартовала заключительная (трансбайкальская) маршрутная гонка из Чивыркуйского залива в МРС. Ветер довольно сильный, идем плотной группой.
Подводя итоги, можно сказать, что соревновательного момента в гонках для нас было немного, в основном из-за нехватки парусов. Сказалось также преобладание слабого ветра во время гонок. Лично я вынес для себя много плюсов. В первую очередь, это, конечно, новый опыт. Я впервые нахожусь на регате столь высокого класса и, мало того, принимаю в ней непосредственное участие. Во-вторых, провести неделю на Байкале не сходя с яхты - это само по себе незабываемо. Иногда я задумывался, что вот уже несколько дней не ступал на твердую землю - и это непередаваемое ощущение. А еще нам очень повезло с погодой: за всю неделю - ни капли дождя, вода относительно теплая, волн нет...
Описать в подробностях такое место, как Байкал, невозможно, ибо просто не хватит слов. Кристально чистая вода, огромное количество разнообразной рыбы: окуни, щуки, омули, хариусы и так далее, множество непохожих друг на друга островов, населенных в основном чайками и бакланами, древние скалы, стоящие в воде, и непроходимый таежный лес.
Но самое интересное - это ночь. Жителям больших городов очень непривычно видеть ночью над собой такое обилие звезд - можно было рассмотреть очень много разных созвездий и помечтать, забыв на время о всех своих делах, дыша чистым воздухом Байкала...
День 7.

Заключительная гонка прошла на ура. Ветер дул практически непрерывно, но волн не было, и в итоге мы пришли вторыми среди всех яхт, пропустив вперед &laquo;Черную Каракатицу&raquo; под управлением Николая Лобусова, но первыми в своем дивизионе. Переход занял у нас около 27 часов.
В принципе, был шанс выиграть эту гонку - за несколько миль до финиша мы заметили, что &laquo;Каракатица&raquo; закисла под скалой Кобылья Голова. Мы попытались объехать их мористее, но в итоге у нас тоже ветер закончился. Из-за этого маневра мы едва не пропустили вперед Freedom, который со свежим ветром приблизился к нам на расстояние в полмили.
Судьи так и не смогли починить винты, поэтому финиш маршрутной гонки принимал экипаж &laquo;Черной Каракатицы&raquo;. Сделали все четко и профессионально, за что им большая благодарность от всего флота.
Хочу также поблагодарить свой экипаж за красивую работу, на нашей яхте действительно собрались мастера своего дела. Учитывая, что это первый гоночный опыт новой яхты Hanse 400, уверен, в будущем её ждет много побед и призовых мест&quot;.
Филипп Конюхов, ученик 11-го класса ГОУ СОШ №1298 г. Москва
Специально для сайта ВФПС
&nbsp;
&nbsp;