Роскошная жизнь... на воде

Перечень объектов элитной недвижимости широк и может предложить вариант на любой вкус. Сегодня в России к пентхаусам, особнякам, многоуровневым квартирам добавился новый вид недвижимости, известный в Европе, а у нас лишь начинающий набирать обороты. Это жилье на воде.<!--break-->Перечень объектов элитной недвижимости широк и может предложить вариант на любой вкус. Сегодня в России к пентхаусам, особнякам, многоуровневым квартирам добавился новый вид недвижимости, известный в Европе, а у нас лишь начинающий набирать обороты. Это жилье на воде.
&nbsp;
Вид на море или реку повышает цену любых апартаментов так же, как виллы с видом на гольф-поля в пригороде Лондона стоят дороже стоящих посреди города. Логично предположить, что жизнь не около воды, а на ней дорога баснословно. Однако ценовое сравнение с жильем на берегу представляется не вполне корректным, когда под ногами покачивается пристань и трап перекинут в ожидании: пожалуйте домой, на личную яхту. Как обстоит дело в случае, когда вид на реку открывается не из окна, а из иллюминатора?
В Великобритании, Нидерландах, Испании рынок продажи и аренды апартаментов на воде развит давно. Приведем в пример традиции проживания в одном из самых дорогих и престижных районов Лондона, Челси. Здесь яхты швартуются у набережной на годы, места под швартовку оформляются так же, как земельные участки. Яхты не &quot;ходят&quot;, а стоят на приколе с подведенными городскими коммуникациями. Это дорогой рынок, но одна-две сделки в год на нем заключаются непременно. Абсолютный максимум равняется десяти. Кроме стоимости самой лодки придется вложиться в лицензию на стоянку (выгоднее оформлять ее на 5-15 лет вперед), коммунальные платежи и уход за судном. Стоимость составит от 572 тысяч до 1 млн долларов, причем большую часть составит цена парковки в престижном районе. Челси - наиболее дорогое место для покупки недвижимости: разветвленная инфраструктура, транспортная доступность, дома викторианской эпохи на первой береговой линии делают его более чем привлекательным для состоятельных людей, а между тем стоимость речных апартаментов на 20-25% ниже, чем в домах на берегу. В Челси это 10-12 тысяч фунтов за квадрат жилья на суше и 15-20 тысяч фунтов за квадратный метр на воде.
Лодки позиционируются по классам: как правило, это премиум и элит. Цена проживания зависит и от места, и от площади судна, минимум составляет 400 тысяч фунтов - недешевое удовольствие. К тому же весьма порой скромную &quot;студию&quot;, покачивающуюся на волнах, нельзя повести в открытые воды и из-за подсоединенных коммуникаций, и из-за того, что место за вами закреплено документально, как земельный участок: не передвинешь.
Для иностранцев и туристов, желающих пожить на воде, существуют 1-2-спальные апартаменты, по сути играющие роль гостиниц. Стоимость их начинается от 650 долларов в неделю.
Еще более распространено жилье на воде в Нидерландах, где носит исторический характер вследствие системы разветвленных каналов и многочисленных рек. В Амстердаме насчитывается до 2,5 тысяч стоянок для плавучих апартаментов. Стоимость их начинается от 356 тысяч и так же, как в Англии, переваливает за миллион долларов. В основном спрос определяют иностранцы: американцы, россияне, англичане, французы - и лишь затем голландцы, которых не более 5%.
Пользуется спросом и &quot;плавучая&quot; недвижимость Барселоны, в которой, пожалуй, наиболее дешева цена квадратного метра: она равняется 3-4 тысячам евро, в то время как до кризиса составляла 7-8 тысяч.
В пользу жилья на воде говорит также возможность обойти новый европейский закон, согласно которому &quot;первая линия&quot; новой застройки вдоль берега должна теперь начинаться не менее чем за 100 метров от кромки берега. Жизнь на яхтах позволяет &quot;не замечать&quot; этого ограничения и находиться на первой линии постоянно.
Добавим также, что &quot;второй линии&quot; судов не существует: все они выстраиваются в линию вдоль берега, ставятся на сигнализацию или сдаются под охрану. Впереди - причал, позади - водная гладь. Где как не здесь можно остаться наедине с самим собой и природой, не покидая мегаполис.
Сегодня новый стиль жизни и отдыха (в зависимости от того, намерены вы купить или снять такое жилье) приходит в Россию. Упомянем, что по берегам Москвы-реки уже стояли дебаркадеры с ресторанами и бутиками. Они были одним из явлений, с которыми активно боролся экс-мэр столицы Юрий Лужков, небезосновательно заявлявший, что будучи не подключенными к городским коммуникациям, дебаркадеры загрязняют воды городской реки, которая поит &quot;Мосводоканал&quot;. И постепенно пришвартованные суда и дебаркадеры пропали из центра столицы, однако сегодня речь не о них.
11 августа 2011 года компания Chesterton представила свой новый проект: дебаркадер &quot;Бухта Тихая&quot;, пришвартованный в пяти минутах на катере от курорта &quot;Пирогово&quot;, расположенному в 20 км от МКАД по Осташковскому или Ярославскому шоссе. Курорт связан с дебаркадером водным такси, включенным в счет апартаментов, и может похвастаться яхт- и гольф-клубом, зоопарком и магазинами. Апартаменты на дебаркадере можно снять и на месяц, и на более протяженный срок - если будут места. &quot;Бухта Тихая&quot; - клубный дом, включающий в себя семь одно- и двухуровневых апартаментов, стоимость аренды которых, по словам представителей компании, составляет около 8 тысяч долларов в месяц. Часть из них меблирована, часть оснащена лишь кухонной зоной, чтобы у клиента была возможность обставить жилье &quot;под себя&quot;.
Зона ресепшна на первом этаже и прогулочная верхняя палуба добавляют сходства с теплоходом, остановившимся на &quot;зеленую стоянку&quot;, но ни одному теплоходу не снились настолько комфортабельные каюты. Учитывая, что в аренде компании также находится участок берега площадью в 11 га, предложение становится даже более привлекательным, чем в Барселоне. Подведенные коммуникации лицензированы, предусмотрена возможность пользоваться инфраструктурой курорта Пирогово. На пирсе рядом с дебаркадером можно пришвартовать собственные плавсредства - катера и яхты. На верхней палубе в теплое время года запланирован бар, внизу, на берегу - мини-пляж с возможностью купания.
Это нишевой рынок, рассчитанный на любителя, говорят в компании Chesterton. 8 тысяч долларов аренды в месяц - это низкая цена. Для элитного загородного дома в области, из окон которого в лучшем случае открывается вид на лес и поле, а в худшем - на бетонный забор, стоимость аренды составит от 20 тысяч долларов и выше. О доступе к воде и участке более чем в 15-20 соток речь не пойдет вообще. А потому есть все основания надеяться, что как минимум в теплое время года все апартаменты будут сданы. Не исключено, что найдутся постояльцы и зимой, когда по склонам можно будет ходить на лыжах.
О продажах апартаментов речь пока не заходит, равно неактуальны ни переезд (коммуникации приковали &quot;Бухту Тихую&quot; к берегу прочнее любого якоря), ни расширение &quot;парка&quot;: дебаркадер, находящийся в собственности Chesterton'а, пока один-единственный.
Сложно сказать, каким путем будет развиваться в России рынок плавучего жилья. На сегодняшний день он в столице не сформирован, ближайшим доступным аналогом является аренда домов поблизости от воды, составляющая от 2 500 до 10 тысяч долларов на человека в неделю. Учитывая, что строительство на берегу запрещено по санитарным нормам, уже сейчас ясно, что с ростом платежеспособного спроса рынок начнет сужаться. Будущее вполне может оказаться за реками. Станет ли жилье на воде чем-то большим, чем очень дорогой пансионат, наберет ли обороты. Время покажет. Но вторая попытка - не ресторан над рекой, а полноценный дом - выглядит гораздо жизнеспособнее первой.
&nbsp;
&nbsp;
Автор репортажа: Екатерина Вейде
&nbsp;
&nbsp;