В Шотландии находится единственный в мире вращательный подъемник для лодок

Подъемник заменил собой систему шлюзов, построенную в 19 веке. В рамках проекта "Узел Тысячелетия", частью которого и стало Фолкеркское колесо, была восстановлена система непрерывной цепи каналов.<!--break-->Шотландская область Фолкерк издавна известна гениальными инженерами &ndash; выходцы из этого района строили мосты, железные дороги и пароходы по всему миру.

Неудивительно, что произведения инженерного искусства в Шотландии ежегодно привлекают тысячи туристов.

В конце 18 века на пути к Глазго был построен 56-километровый канал, который позволял судам пройти прямо в город. После открытия канала было решено продлить его до Эдинбурга. В 1933 году этот путь был перекрыт дорожным мостом, разделив его на две части, одна из частей находилась на 35 метров выше, чем другая.

Позднее, власти решили соединить каналы, и появилось Фолкеркское колесо - единственный в мире вращающийся подъемник кораблей. Он соединяет каналы Форт-Клайд и Юнион в центральной Шотландии.

Подъемник заменил собой систему шлюзов, построенную в 19 веке. Эти шлюзы были снесены еще в 1960-е годы, и на их месте возвели жилые дома. Таким образом, была разорвана непрерывная цепь каналов, соединявших западное и восточное побережье Шотландии. В рамках проекта &quot;Узел Тысячелетия&quot;, частью которого и стало Фолкеркское колесо, эта система была восстановлена.

Диаметр колеса - 35 м, длина оси - 100 м. Оно перемещает баржи и корабли между двумя каналами, через вертикальный зазор, равный своей высотой восьми двухэтажным автобусам.

Ось опирается на пилоны, напоминающие позвонки. Колесо поднимает и опускает две емкости 22 м в длину, грузоподъемностью 300 т каждая (что соответствует приблизительно весу четырех кораблей и воды) за 15 минут.

Наблюдающему со стороны кажется, что судно, попавшее в верхнюю кабину, плавно пройдет весь путь по окружности и уйдет прямиком под воду. Но, вопреки ожиданиям, в воде кабина вдруг делает короткую остановку, во время которой открываются перегородки и судно оказывается на поверхности воды.

За подъемом лодок следят 240 датчиков, которые в течение 20 секунд проверяют каждую деталь. После этого колесо начинает вращаться с большой скоростью. Самое удивительное, что на это требуется энергии не больше, чем на то, чтобы подогреть 8 чайников.

По сравнению с традиционными шлюзами, расход воды практически нулевой, потому что вода, поднятая наверх, все равно потечет в нижний канал. Кроме того, подъемник существенно экономит время &ndash; переход из одного канала в другой занимает минуты, а если воспользоваться изначальными 11 шлюзами &ndash; это займет несколько часов.

Дополнительную информацию о Фалькиркском колесе можно найти на сайте www.thefalkirkwheel.co.uk.
&nbsp;
&nbsp;