Российский союз туриндустрии предлагает путь к эффективному развитию речного туризма

По итогам консультаций с участниками рынка СЗРО РСТ направило на рассмотрение в соответствующие ведомства ряд возможных дополнений к подзаконным Правилам плавания по внутренним водным путям РФ судов под флагами иностранных государств в спортивных и культурных целях, реализация которых позволит эффективнее развивать озерный и речной туризм во всей России.<!--break-->В июле были приняты поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, который теперь дает судам под иностранными флагами, общее количество людей на которых не превышает 18 человек, возможность в некоммерческих целях ходить по рекам и озерам России. По итогам консультаций с участниками рынка Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) направило на рассмотрение в соответствующие ведомства ряд возможных дополнений к подзаконным Правилам плавания по внутренним водным путям РФ судов под флагами иностранных государств в спортивных и культурных целях, реализация которых позволит эффективнее развивать озерный и речной туризм во всей России.
В первую очередь, очень важно определить орган, которому будут поднадзорны суда под флагами иностранных государств. По мнению экспертов СЗРО РСТ, им может стать Государственная инспекция по маломерным судам. Участники рынка высказали пожелание, чтобы иностранцы не подпадали под юрисдикции нескольких различных надзорных ведомств, а пользовались бы преимуществами принципа &laquo;единого окна&raquo;. Это не только облегчило бы жизнь им самим, но и позволило бы упростить и ускорить все контрольные процедуры. При этом необходимо, чтобы к зарубежным яхтсменам после прохождения пограничного и таможенного контроля применялся тот же режим, что и к аналогичным по типу судам под российским флагом.
&laquo;Нужно, чтобы российские яхт-клубы могли, при необходимости, выступать агентами судов под иностранным флагом в наших внутренних водах. Кроме того, мы предлагаем добавить в Правила норму, позволяющую оформить разрешение на временный ввоз судна на нескольких лиц, находящихся на его борту, или разрешить вывозить судно по доверенности с правом передоверения&raquo;, &ndash; говорит вице-президент РСТ и директор Северо-Западного регионального отделения Сергей Корнеев.
Отдельные опасения в связи с открытием внутренних вод вызывают вопросы языкового регулирования. Так, в настоящее время в пункте 10 Правил указывается, что на борту обязательно должен находиться член экипажа, владеющий русским языком и обладающий всеми необходимыми для судовождения квалификационными документами.
&laquo;Мы предлагаем следующую редакцию: если время перехода судна между стоянками не превышает 8 часов, то один из находящихся на судне должен владеть русским языком в объеме, достаточном для ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами и другими судами. Если превышает, таких людей на судне необходимо двое&raquo;, &ndash; отмечает Сергей Корнеев. Кроме того, вице-президент РСТ уверен, что Правила плавания по внутренним водным путям необходимо официально и с подробными комментариями перевести на английский язык.
&laquo;Мы полагаем, что обслуживающий персонал гидротехнических сооружений, диспетчерских и портовых служб России должен, в свою очередь, владеть английским языком в рамках своих должностных обязанностей. Здесь не требуется досконального знания языка, необходимо лишь понимание общих ситуаций и специальная профессиональная лексика. В конце концов, данная деятельность определена международным стандартом, и обязательное знание языка международного общения было бы вполне логичным&raquo;, &ndash; считает исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова.
В Правилах необходимо привести исчерпывающий перечень документов иностранных государств, подтверждающих квалификацию капитана судна. &laquo;Удобно было бы придерживаться принципа: если капитан судна является гражданином государства флага, то к его квалификации должны применяться требования государства флага&raquo;, &ndash; говорит Сергей Корнеев.
Конечно, капитан или другие судоводители могут иметь российские квалификационные документы. Однако если члены экипажа обладают лишь их аналогами, признаваемыми государством флага, под которым идет судно, эксперты СЗРО РСТ предлагают ряд вариантов. Первый &ndash; вместе с иностранным экипажем на судне должен находиться российский лоцман. Второй &ndash; капитан или члены экипажа владеют русским языком (либо имеют на борту переводчика), а также сдали зачет по Правилам плавания по внутренним водным путям. Третий &ndash; в экипаже могут находиться судоводители с российскими квалификационными документами, имеющие совместный язык общения с капитаном.
Принимая во внимание важность вопросов безопасности, СЗРО РСТ и профессионалы отрасли также предлагают внести в правила требование о наличии у судна под иностранным флагом страхового полиса, аналогичного &laquo;Зеленой карте&raquo; для автотранспорта, оформляемой при выезде на нем за рубеж.
&nbsp;
&nbsp;