В Петербурге разыграли Кубок Большой Невы

Кубок Большой Невы иначе называют гонкой трех соборов. Ибо яхтсмены на вечёркинской регате поочередно ориентируются на маршруте на Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и Исаакиевский в Петербурге.<!--break-->Кубок Большой Невы иначе называют гонкой трех соборов. Ибо яхтсмены на вечёркинской регате поочередно ориентируются на маршруте на Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и Исаакиевский в Петербурге. В хорошую погоду купола превосходно видны. Но на сей раз регата, которую &laquo;Вечерний Петербург&raquo; проводит с 1948 года, состоялась в дождь и... штиль.
&laquo;Взгляните, это яхта Геббельса &mdash; &laquo;Звезда&raquo;, &mdash; пригласил к себе в каюту капитан Игорь Дементьев, на судне которого корреспонденты &laquo;ВП&raquo; выбирались в море на регату.
Конечно, яхта Геббельса &mdash; название условное. Нацистский бонза ею скорее всего не владел и вряд ли выходил на ней в походы. &laquo;Питерские старожилы яхтинга клялись, что держали в руках документы, подтверждавшие водительство этого судна Геббельсом, но я их не видел, &mdash; заявил Игорь Михайлович. &mdash; Думаю, это легенда. У Геббельса действительно было около десятка яхт. Но министр пропаганды в нацистском правительстве отвечал еще и за парусный флот&raquo;.
&laquo;Звезда&raquo;, однако, в превосходном состоянии &mdash; хотя и 1935 года постройки. Здоровая машина, весит словно легкий танк (25 тонн). Интерьеры уцелели с довоенных времен. Рубки, к примеру, тиковые. Правда, одна из мачт уже не деревянная, а металлическая: результат столкновения с баржей.
&laquo;Звезда&raquo; на ходу. В этом году гонялась в Хельсинки да и в Стокгольм &mdash; по шхерам. Год назад дошла до Лондона. А в следующую навигацию Дементьев планирует отправиться в большое плавание. &laquo;Хочу сходить на &laquo;Tall Ship&raquo;-рейс, &mdash; поделился планами Игорь Михайлович. &mdash; На эту регату собирается до 30 больших парусников и около ста яхт со всей Европы. Но плавание тяжелое: Сен-Мало (Франция) &mdash; Лиссабон (Португалия) &mdash; Кадис (Гибралтар) &mdash; Дублин (Ирландия), займет три месяца&raquo;.
Впрочем, пока &laquo;Звезда&raquo; вывозит на регату судей. &laquo;Штиль мертвый, хотя обещали грозу. Так случается &mdash; здесь ветра нет, а на заливе дует, &mdash; послюнив палец, спрогнозировал погоду опытный арбитр-яхтсмен Юрий Дроян. &mdash; Если пойдет дождик, гонка состоится. Если нет, мы так и простоим весь день&raquo;.

52 яхты в девяти зачетных группах вышли на регату. Многие были &laquo;одеты&raquo; по последней моде &mdash; с угольными, очень дорогими парусами.
Вот, например, яхта &laquo;Белая ночь&raquo;. Ее владельцы держат фирму по пошиву парусов &mdash; им тут и карты в руки. Или &laquo;Варяг&raquo; &mdash; единственная в Питере кедровая яхта (изготовлена из кедра) со свинцовым килем. На &laquo;Кураже&raquo; &mdash; тоже угольный парус.
Тем временем яхтсмены лавировали у стартовой вешки, каждый старался занять лучшую позицию.
На &laquo;Квартете&raquo; накренилась мачта. &laquo;Там у них мужик на мачте висит, &mdash; изрек, взглянув в бинокль, Игорь Дементьев. &mdash; Что произошло, не знаю, а случиться могло многое. Помню, мы на Кубке Балтики гонялись &mdash; у нас матрос еще сидит на мачте, а буксир уже потащил яхту&raquo;.
На старте, впрочем, экипажи и другие приключения подстерегают.

&mdash; Что вы сделали, дебилы и придурки?!! &mdash; завопил на старте капитан одной из яхт, когда пришло время ставить спинакер (треугольный большой парус, который поднимают лишь в том случае, когда ветер дует в корму яхты). Этот спинакер узлом завязался &mdash; верхний его угол оказался снизу, а боковой &mdash; наверху: матрос набедокурил, перепутав стороны паруса. При сильном ветре, пояснили судьи, у такой посудины крепления и ванты вырвало бы с мясом, а то и мачту.
А на &laquo;Варяге&raquo; совершили другую ошибку &mdash; фальстарт. Пока суда лавируют возле судейского бота, даже рука матроса не имеет права пересечь воображаемую линию. &laquo;Варяг&raquo;, ушедший далеко на гонку, завернули назад. Пока команда поняла свою оплошность, развернула судно и снова обогнула стартовую веху, регата, как поезд, ушла. Но &laquo;врагу&raquo; он не сдался.
Яхтенные гонки, как известно, выигрываются на слабых ветрах. Именно в такую погоду проявляется мастерство экипажей &mdash; кто грамотно лавирует на старте, занимает лучшую позицию, тот раньше других ставит спинакер и уходит в отрыв. Но не в штиль же!
Многие яхты пошли правым галсом &mdash; прижимаясь к берегу, норовили под тучу попасть. Там, объяснили мне бывалые морские волки, что-нибудь да всплывет &mdash; в смысле поймаешь ветер.
К счастью, в четыре часа дня набежали суровые тучи. Пошел дождь. Но главное &mdash; поднялся сильный и холодный ветер. Яхты сдвинулись с места. &laquo;Се ля ви&raquo; на финише была одной из первых.

Владислав ПАНФИЛОВ
&nbsp;
&nbsp;