Интервью Олега Жеребцова
На этой неделе на сайте генерального информационного партнера Федерации - медиахолдинга РБК опубликовано интервью с Олегом Жеребцовым, представляем Вашему вниманию этот материал.<!--break-->На этой неделе на сайте генерального информационного партнера Федерации - медиахолдинга РБК опубликовано интервью с Олегом Жеребцовым, представляем Вашему вниманию этот материал.
С известным бизнесменом, президентом российской ассоциации Laser SB3 Олегом Жеребцовым коррспондент "РБК-Спорт" встретился после первого гоночного дня IV Открытого Чемпионата России в классе яхт "эМ-Ка". В итоге экипаж, в составе Родиона Луки, Олега Жеребцова и Георгия Леончука выиграл чемпионат в этом национальном классе.
- Как Вам нынешний чемпионат: организация, соперники, интрига?
- Я уже во второй раз принимаю участие в чемпионате России (первый раз - в 2009 году). Основателям и сподвижникам класса "эМ-Ка" удалось сделать соревнование, которое объединяет лучших спортсменов бывшего Советского Союза - и призовой фонд (7,5 млн руб. - прим. «РБК-Спорт»), и конкуренция, и престижность вышли на тот уровень, который позволяет организаторам звать лучших яхтсменов, включая тех, кто завоевывал самые разные награды еще в советские годы. "эМ-Ка" - это оптимальный вариант для российских соревнований, во всяком случае, на сегодня.
- Можно ли ожидать, что возглавляемый вами в России класс Laser SB3 будет собирать не меньшие по масштабу соревнования?
- На сегодня Laser SB3 имеет самый высокий в мире рост среди лодок в моноклассах. Главное ограничение для развития в России - это высокая стоимость лодки. Новая лодка стоит 50 тыс. евро и по российским мерками - это очень высокая планка. Кроме того, SB3 зародился в Англии, а все заграничное до России доходит с опозданием. Определенная динамика в России присутствует, но развитие идет совсем небольшими темпами, как и во всем остальном парусном спорте. Мешает развитию отсутствие полноценного дилера, запчастей, техподдержки, необходима школа высокого уровня - ведь многие приходят в парусный спорт через школы, которые прикреплены к определенным классам. А потенциал, на мой взгляд, гораздо больше, чем то, что мы сейчас имеем. Замечу, что на последнем чемпионате мира на старт в Laser SB3 вышли 49 чемпионов мира и 11 олимпийских чемпионов в разных классах - это говорит о высокой международной популярности. Мне бы хотелось помочь создать в Санкт-Петербурге флот из 15-20 лодок в ближайшие года-два. Найти точки соприкосновения с украинским флотом, который стоит в Одессе. Сделать совместный календарный план соревнований. Laser SB3 - это выход на международный уровень, а это всегда перспективно.
- Что является самым серьезным препятствием развитию паруса в России?
Сложность самого предмета, про который мы говорим. Не много людей может объяснить почему парусная лодка вообще движется, какова природа движения под парусом. Еще один сложный момент - популяризация. Многие другие виды спорта могут быть отлично показаны по ТВ, и зритель может полностью увидеть соревнование. В парусе все гораздо сложнее - ТВ-картинка не дает полного представления о том, что происходит. Поэтому парус гораздо сложнее раскручивать. Приходится применять нестандартные методы. Например, на сайте Volvo Ocean Race специально размещена компьютерная игра, позволяющая побыть в роли рулевого на лодке. При этом парусный спорт многократно использован для продвижение самых разных товаров и услуг. И многие легко вспомнят ролики, в которых есть яхты и море, а вот кто и что выиграл в соревнованиях не особенно известно.
Еще один момент. В советское время владение яхтой было чем-то экстраординарным. Это было не как владение, например, автомобилем, и в этом смысле парусному спорту не повезло. К слову, я не люблю, ненавижу слово «яхта» - оно чересчур элитарное. По-моему мнению, для большинства людей «яхта», «яхтсмен» - это та часть парусного спорта, которая принадлежит к гламурности и вычурности. Мне нравится слово "лодка". Оно более спортивное и честное.
- Достигнет ли парусный спорт в России уровня популярности игровых видов спорта, как это происходит в Великобритании, CША, Италии?
- Возможно и достигнет, но нас ожидает много десятилетий, прежде, чем это произойдет. Нас ожидают два, три или четыре десятилетия пока мы приблизимся к названным странам по популярности парусного спорта. К сожалению, очень не многие делают первый шаг и встают под парус. Потом многие из них втягиваются и остаются, но, повторюсь, первый шаг дается очень непросто. Инфраструктуру опять же необходимо развивать - нет причалов, мастерских и т.д.
- Какие инвестиции сегодня нужны парусу в России? Будут эти инвестиции выгодны для инвестора или это удел энтузиастов вроде вас?
- К сожалению, это удел энтузиастов, и я не вижу, как эта ситуация в ближайшие годы может кардинально измениться. Об этом нельзя говорить как о бизнесе и ждать возврата средств. Парус - дорогое удовольствие. Ни один парусный проект, из тех что я знаю, не имеет перспектив окупаемости. Спорт в России вообще существует по особым правилам, и парус - не исключение.
На Западе маркетинговые службы рассматривают спорт, как средство продвижения и усиления влияния собственного бренда. Спорт за границей превратился в постиндустриальную вещь - он там по-другому двигается и развивается. Сама принадлежность человека к спорту имеет высокий статус среди ценностей в жизни. В России - все иначе. Весь российский спорт от футбола, до, скажем, стендовой стрельбы - это хобби отдельных граждан или государственные дотации.
- Помогут ли олимпийские медали развитию паруса в России?
- Я, к сожалению, не очень хорошо знаком с теми молодыми людьми, которые готовятся выступать в олимпийских видах, поэтому конкретно ответь мне сложно. Насколько я знаю, картина не очень хорошая.
Возвращаясь к развитию парусного спорта, безусловно, олимпийские медали, завоеванные нашими спортсменами, всколыхнули бы определенный интерес, дали бы толчок для развития паруса в России. Но важно и желание продвигать парус. Мне довелось организовывать в Санкт-Петербурге финиш Volvo Ocean Race в 2009 году, которую, к слову, смотрят около двух миллиардов человек по всему миру. Город согласился принять это мероприятие с огромной неохотой. А что еще нужно крупному городу для повышения статуса и собственной рекламы? При этом, я бы не сказал, что потом я заметил какой-то всплеск интереса к парусному спорту.
- Есть ли у вас планы участвовать в гонках на лодке "Косатка"?
- Вообще такие лодки делаются для одной гонки. И "Косатка" в "своей" гонке уже стартовала (Volvo Ocean Race 2008/09 года - прим. "РБК-Спорт"), но по разным причинам, в т.ч. из-за нехватки финансирования, мы не завершили гонку.
Планы "Косатки" не очень прогнозируемы. Для нее открыты все офшорные гонки, например, Rolex Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race, трансатлантическая гонка ARC. Эти гонки длятся несколько дней. Кроме того ей подходят кругосветные гонки и постановка различных рекордов. "Косатка" - очень быстрая лодка.
- А как же Volvo Ocean Race? Кто мог бы профинансировать российскую команду? Дает ли участия россиян в таких проектах импульс для популяризации паруса в России?
- Как известно, VOR стартует через месяц. Я бы с радостью поддержал российскую команду, или поучаствовал бы в ее создании - лодка, экипаж, матчасть... У меня осталось семь 40-футовых контейнера, набитых запчастями, карбоном, около сорока парусов и т. д. Но нужны соратники, люди, которым это хочется сделать. Такие проекты в индивидульном плане делаются весьма и весьма редко. Может быть следующая VOR будет интересна России. Должна созреть критическая масса заинтересованных людей.
Компании серьезного калибра могли бы поучаствовать в создании российской команды. "Совкомфлот", например. Еще, пожалуй, команда Валентина Завадникова "Синергия". Не помешал бы и толчок сверху в виде инъекции денег и прямого указания.
Участие России в таких престижных соревнованиях показывает некий высокий технологический уровень страны. Такие лодки, к сожалению строятся за рубежом, но в перспективе мы могли бы строить их и в России.
- Следите ли вы за гонками в серии America's Cup? Как оцениваете переход этих соревнований в многокорпусные яхты?
- Конечно, слежу. Это же вершина парусного спорта! Сейчас это состязание вышло на космический уровень. На AC демонстрируются технологии и электроника высочайшего класса. Однако как спорт это становится не так интересно - на первый план выходит технологическая мощь, которую ярко продемонстрировал последний победитель - BMW Oracle Racing.
Из-за участия катамаранов многие команды в последнее время отвернулись от AC, но в целом - это все равно высочайший класс парусных состязаний.
Организаторы Кубка Америки, кстати, уделяют большое внимание зрелищности. ТВ-картинка в HD-качестве со множества камер делает просмотр соревнования гораздо более увлекательным. Даже вертолет летает над акваторией, чтобы зритель получил максимальное представление о том, что происходит в гонке. Понимая важность ТВ-формата, организаторы всячески приводят правила гонки «под экран», чтобы зритель увидел всю гонку целиком за разумное время.
- В каких соревнованиях будете принимать участие в новом сезоне?
- Собираюсь и в следующем сезоне активно участвовать в качестве спортсмена в различных гонках. Мы с Родионом Лукой сверстали примерный план. У нас есть цель - мы хотим занять призовое место на чемпионате мира в Laser SB3. В последний раз мы остановились в шаге от медалей, нас подвели глупые ошибки. В спорте удача играет не последнюю роль, а нам несколько раз не повезло.
На данном этапе вижу себя как спортсмена. В этом году я стартовал в трех совершенно разных классах, принял участие в двух чемпионатах мира и двух чемпионатах России. Я стал чемпионом мира в 12-метровом классе на лодке с еще 11-ю спортсменами - датчанами и шведами.
В 2011 году я провел очень много времени на воде с веревками в руках. Я постоянно чему-то учусь, и, возможно, буду заниматься парусом всю свою жизнь. Во всяком случае, я не вижу причин, почему бы мне не ходить активно под парусом в ближайшие 10 лет.