Интервью Олега Жеребцова

На этой неделе на сайте генерального информационного партнера Федерации - медиахолдинга РБК опубликовано интервью с Олегом Жеребцовым, представляем Вашему вниманию этот материал.<!--break-->На этой неделе на сайте генерального информационного партнера Федерации - медиахолдинга РБК опубликовано интервью с Олегом Жеребцовым, представляем Вашему вниманию этот материал.
С известным бизнесменом, президентом российской ассоциации Laser SB3 Олегом Жеребцовым коррспондент &quot;РБК-Спорт&quot; встретился после первого гоночного дня IV Открытого Чемпионата России в классе яхт &quot;эМ-Ка&quot;. В итоге экипаж, в составе Родиона Луки, Олега Жеребцова и Георгия Леончука выиграл чемпионат в этом национальном классе.
- Как Вам нынешний чемпионат: организация, соперники, интрига?
- Я уже во второй раз принимаю участие в чемпионате России (первый раз - в 2009 году). Основателям и сподвижникам класса &quot;эМ-Ка&quot; удалось сделать соревнование, которое объединяет лучших спортсменов бывшего Советского Союза - и призовой фонд (7,5 млн руб. - прим. &laquo;РБК-Спорт&raquo;), и конкуренция, и престижность вышли на тот уровень, который позволяет организаторам звать лучших яхтсменов, включая тех, кто завоевывал самые разные награды еще в советские годы. &quot;эМ-Ка&quot; - это оптимальный вариант для российских соревнований, во всяком случае, на сегодня.
- Можно ли ожидать, что возглавляемый вами в России класс Laser SB3 будет собирать не меньшие по масштабу соревнования?
- На сегодня Laser SB3 имеет самый высокий в мире рост среди лодок в моноклассах. Главное ограничение для развития в России - это высокая стоимость лодки. Новая лодка стоит 50 тыс. евро и по российским мерками - это очень высокая планка. Кроме того, SB3 зародился в Англии, а все заграничное до России доходит с опозданием. Определенная динамика в России присутствует, но развитие идет совсем небольшими темпами, как и во всем остальном парусном спорте. Мешает развитию отсутствие полноценного дилера, запчастей, техподдержки, необходима школа высокого уровня - ведь многие приходят в парусный спорт через школы, которые прикреплены к определенным классам. А потенциал, на мой взгляд, гораздо больше, чем то, что мы сейчас имеем. Замечу, что на последнем чемпионате мира на старт в Laser SB3 вышли 49 чемпионов мира и 11 олимпийских чемпионов в разных классах - это говорит о высокой международной популярности. Мне бы хотелось помочь создать в Санкт-Петербурге флот из 15-20 лодок в ближайшие года-два. Найти точки соприкосновения с украинским флотом, который стоит в Одессе. Сделать совместный календарный план соревнований. Laser SB3 - это выход на международный уровень, а это всегда перспективно.
- Что является самым серьезным препятствием развитию паруса в России?
Сложность самого предмета, про который мы говорим. Не много людей может объяснить почему парусная лодка вообще движется, какова природа движения под парусом. Еще один сложный момент - популяризация. Многие другие виды спорта могут быть отлично показаны по ТВ, и зритель может полностью увидеть соревнование. В парусе все гораздо сложнее - ТВ-картинка не дает полного представления о том, что происходит. Поэтому парус гораздо сложнее раскручивать. Приходится применять нестандартные методы. Например, на сайте Volvo Ocean Race специально размещена компьютерная игра, позволяющая побыть в роли рулевого на лодке. При этом парусный спорт многократно использован для продвижение самых разных товаров и услуг. И многие легко вспомнят ролики, в которых есть яхты и море, а вот кто и что выиграл в соревнованиях не особенно известно.
Еще один момент. В советское время владение яхтой было чем-то экстраординарным. Это было не как владение, например, автомобилем, и в этом смысле парусному спорту не повезло. К слову, я не люблю, ненавижу слово &laquo;яхта&raquo; - оно чересчур элитарное. По-моему мнению, для большинства людей &laquo;яхта&raquo;, &laquo;яхтсмен&raquo; - это та часть парусного спорта, которая принадлежит к гламурности и вычурности. Мне нравится слово &quot;лодка&quot;. Оно более спортивное и честное.
- Достигнет ли парусный спорт в России уровня популярности игровых видов спорта, как это происходит в Великобритании, CША, Италии?
- Возможно и достигнет, но нас ожидает много десятилетий, прежде, чем это произойдет. Нас ожидают два, три или четыре десятилетия пока мы приблизимся к названным странам по популярности парусного спорта. К сожалению, очень не многие делают первый шаг и встают под парус. Потом многие из них втягиваются и остаются, но, повторюсь, первый шаг дается очень непросто. Инфраструктуру опять же необходимо развивать - нет причалов, мастерских и т.д.
- Какие инвестиции сегодня нужны парусу в России? Будут эти инвестиции выгодны для инвестора или это удел энтузиастов вроде вас?
- К сожалению, это удел энтузиастов, и я не вижу, как эта ситуация в ближайшие годы может кардинально измениться. Об этом нельзя говорить как о бизнесе и ждать возврата средств. Парус - дорогое удовольствие. Ни один парусный проект, из тех что я знаю, не имеет перспектив окупаемости. Спорт в России вообще существует по особым правилам, и парус - не исключение.
На Западе маркетинговые службы рассматривают спорт, как средство продвижения и усиления влияния собственного бренда. Спорт за границей превратился в постиндустриальную вещь - он там по-другому двигается и развивается. Сама принадлежность человека к спорту имеет высокий статус среди ценностей в жизни. В России - все иначе. Весь российский спорт от футбола, до, скажем, стендовой стрельбы - это хобби отдельных граждан или государственные дотации.
- Помогут ли олимпийские медали развитию паруса в России?
- Я, к сожалению, не очень хорошо знаком с теми молодыми людьми, которые готовятся выступать в олимпийских видах, поэтому конкретно ответь мне сложно. Насколько я знаю, картина не очень хорошая.
Возвращаясь к развитию парусного спорта, безусловно, олимпийские медали, завоеванные нашими спортсменами, всколыхнули бы определенный интерес, дали бы толчок для развития паруса в России. Но важно и желание продвигать парус. Мне довелось организовывать в Санкт-Петербурге финиш Volvo Ocean Race в 2009 году, которую, к слову, смотрят около двух миллиардов человек по всему миру. Город согласился принять это мероприятие с огромной неохотой. А что еще нужно крупному городу для повышения статуса и собственной рекламы? При этом, я бы не сказал, что потом я заметил какой-то всплеск интереса к парусному спорту.
- Есть ли у вас планы участвовать в гонках на лодке &quot;Косатка&quot;?
- Вообще такие лодки делаются для одной гонки. И &quot;Косатка&quot; в &quot;своей&quot; гонке уже стартовала (Volvo Ocean Race 2008/09 года - прим. &quot;РБК-Спорт&quot;), но по разным причинам, в т.ч. из-за нехватки финансирования, мы не завершили гонку.
Планы &quot;Косатки&quot; не очень прогнозируемы. Для нее открыты все офшорные гонки, например, Rolex Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race, трансатлантическая гонка ARC. Эти гонки длятся несколько дней. Кроме того ей подходят кругосветные гонки и постановка различных рекордов. &quot;Косатка&quot; - очень быстрая лодка.
- А как же Volvo Ocean Race? Кто мог бы профинансировать российскую команду? Дает ли участия россиян в таких проектах импульс для популяризации паруса в России?
- Как известно, VOR стартует через месяц. Я бы с радостью поддержал российскую команду, или поучаствовал бы в ее создании - лодка, экипаж, матчасть... У меня осталось семь 40-футовых контейнера, набитых запчастями, карбоном, около сорока парусов и т. д. Но нужны соратники, люди, которым это хочется сделать. Такие проекты в индивидульном плане делаются весьма и весьма редко. Может быть следующая VOR будет интересна России. Должна созреть критическая масса заинтересованных людей.
Компании серьезного калибра могли бы поучаствовать в создании российской команды. &quot;Совкомфлот&quot;, например. Еще, пожалуй, команда Валентина Завадникова &quot;Синергия&quot;. Не помешал бы и толчок сверху в виде инъекции денег и прямого указания.
Участие России в таких престижных соревнованиях показывает некий высокий технологический уровень страны. Такие лодки, к сожалению строятся за рубежом, но в перспективе мы могли бы строить их и в России.
- Следите ли вы за гонками в серии America's Cup? Как оцениваете переход этих соревнований в многокорпусные яхты?
- Конечно, слежу. Это же вершина парусного спорта! Сейчас это состязание вышло на космический уровень. На AC демонстрируются технологии и электроника высочайшего класса. Однако как спорт это становится не так интересно - на первый план выходит технологическая мощь, которую ярко продемонстрировал последний победитель - BMW Oracle Racing.
Из-за участия катамаранов многие команды в последнее время отвернулись от AC, но в целом - это все равно высочайший класс парусных состязаний.
Организаторы Кубка Америки, кстати, уделяют большое внимание зрелищности. ТВ-картинка в HD-качестве со множества камер делает просмотр соревнования гораздо более увлекательным. Даже вертолет летает над акваторией, чтобы зритель получил максимальное представление о том, что происходит в гонке. Понимая важность ТВ-формата, организаторы всячески приводят правила гонки &laquo;под экран&raquo;, чтобы зритель увидел всю гонку целиком за разумное время.
- В каких соревнованиях будете принимать участие в новом сезоне?
- Собираюсь и в следующем сезоне активно участвовать в качестве спортсмена в различных гонках. Мы с Родионом Лукой сверстали примерный план. У нас есть цель - мы хотим занять призовое место на чемпионате мира в Laser SB3. В последний раз мы остановились в шаге от медалей, нас подвели глупые ошибки. В спорте удача играет не последнюю роль, а нам несколько раз не повезло.
На данном этапе вижу себя как спортсмена. В этом году я стартовал в трех совершенно разных классах, принял участие в двух чемпионатах мира и двух чемпионатах России. Я стал чемпионом мира в 12-метровом классе на лодке с еще 11-ю спортсменами - датчанами и шведами.
В 2011 году я провел очень много времени на воде с веревками в руках. Я постоянно чему-то учусь, и, возможно, буду заниматься парусом всю свою жизнь. Во всяком случае, я не вижу причин, почему бы мне не ходить активно под парусом в ближайшие 10 лет.
&nbsp;
&nbsp;