К.Подольский: "В сборной России по парусному спорту нет системы подготовки"

С владельцем российской парусной команды RUS7 Кириллом Подольским корреспондент "РБК-Спорт" встретился незадолго до старта чемпионата мира в классе RC44 в испанском Ланзароте. Наш собеседник подвел предварительные итоги сезона и ответил на многие другие вопросы.<!--break-->С владельцем российской парусной команды RUS7 Кириллом Подольским корреспондент &quot;РБК-Спорт&quot; встретился незадолго до старта чемпионата мира в классе RC44 в испанском Ланзароте. Наш собеседник подвел предварительные итоги сезона и ответил на многие другие вопросы.
- Кирилл, практически закончен ваш первый сезон в классе RC44. Остался только чемпионат мира на Ланзароте. Каковы итоги?
- Мы участвовали в этом сезоне только в двух регатах. Главный итог - мне очень понравился сам класс RC44. Это очень скоростные и управляемые лодки, требующие значительных профессиональных знаний. При этом бюджет такой лодки гораздо более &quot;лоялен&quot;, чем мой предыдущий опыт в Транспаке (команда RUS7 несколько сезонов участвовала в Audi MedCup в классе Transpac 52). Мы собираемся активно гоняться в RC44. А на чемпионате мира обязательно будем стремиться показать хорошие результаты, мне кажется это вполне достижимо и реально.
-Четыре команды под российским флагом принимают участие в гонках RC44. С чем связана такая популярность этого класса в России?
- Не назвал бы этот класс особенно популярным... А что касается российских лодок, то лишь два экипажа состоят из отечественных спортсменов, а две другие команды, при всем уважении к владельцам, я не считаю российскими. Так что у России по-прежнему только две команды в RC44.
- Ваша команда и команда Валентина Завадникова целиком состоят из российских яхтсменов. Не возникает желания привлекать иностранных спортсменов в команду?
- Для тренировок мы, безусловно, будем привлекать иностранцев. Кроме того, мы сейчас взяли в команду Игоря Матвиенко, который является гражданином Украины. Он олимпийский чемпион Атланты, а иностранцем его можно назвать с натяжкой. Брать же иностранцев в команду я не вижу резона. Надо тренироваться и тренироваться, особенно это касается рулевых - владельцев команд.
- В этом сезоне на борту RUS7 участие в гонках приняли члены попсовета ВФПС Александр Ежков и Артем Кузнецов. Стоит ожидать появления новых российских экипажей в RC44?
- Мы совместно с ними сейчас прорабатываем возможность приобретения еще одной лодки RC44. Я готов взять на себя ее менеджмент. Отмечу, что и Ежкову и Кузнецову очень понравился этот класс. Знаю, что есть и еще заинтересованные люди в развитии RC44.
- Ваша команда последний раз участвовала в гонках в классе Transpac 52 в Audi MedCup в 2009 году, с тех пор число команд в этом классе только сокращается. Есть ли будущее у этого класса?
- На начальном этапе экипажи этого класса состояли из двух типов людей - профессионалы и любители. Переломным стал 2007 год. В том году в Audi MedCup участвовало максимальное количество лодок TP52 - 24. И там находилось место любителям. На некоторых лодках, например, себя рулевыми пробовали владельцы... А затем команды крупных синдикатов стали участвовать в America's Cup и это сильно изменило картину, превратив TP52 в чисто профессиональный спорт. Произошло повышение бюджетов. Сейчас многие владельцы уходят в RC44, им там гораздо интереснее, им там &quot;больше места&quot;. Синдикаты по-прежнему предпочитают Кубок Америки. Мне непонятно, кто сейчас будет гоняться в TP52. RC44, на мой взгляд, гораздо более интересный класс, имеющий массу преимуществ - лодки дешевле, транспортабельнее, меньше организационных сложностей. А TP52 со временем должен вернуться к &quot;полупрофессиональному&quot;спорту, когда там снова находилось бы место для любителей. Когда-то на Audi Med Cup в экипажах было по 16 человек, и можно было найти одну-две позиции для выполнения простой работы - привлечь любителей, а при нынешних 12 спортсменах в экипаже все загружены так, что любителям там делать нечего.
- Чего не хватает, чтобы действующие российские спортсмены выросли до уровня первых строк турнирных таблиц в RC44, Audi MedCup?
Россия не показывает высоких результатов в олимпийских видах, поэтому также выглядит и картина наших результатов и в других международных парусных соревнованиях. Последний русскоговорящий олимпийский чемпион выигрывал золото в 1996 году (Матвиенко). После этого к &laquo;золоту&raquo; никто близко не подходит.
Вторая причина - нам не хватает опыта в организации команд. У нас совсем мало людей, которые могут хорошо разбираться в яхтах. Есть и другие нюансы. Спортсмены сильные есть, а вот собрать из них единую команду не получается. Если бы под управлением одной команды было бы две лодки, как я предлагаю в RC44, то это был бы шаг вперед. Это иной настрой, это хорошо для тренировки, ну и конкуренция - это всегда полезно.
- В каких глобальных парусных проектах можно ожидать появление в перспективе российской команды?
- Россия регулярно выступает в Audi MedCup. Это, на мой взгляд, очень серьезное соревнование. Что касается участия российской команды, например, в Volvo Ocean Race, то на сегодняшний день я не вижу таких возможностей. Есть люди, которым это было бы интересно сделать, но участие в подобных проектах требует огромных ресурсов. А еще нужно перестать заниматься всем остальным. Я, например, к такому не готов. Других людей, которые могли бы представать на VOR Россию, я тоже не вижу.
Аудитория VOR в России мала. Соответственно, для организаторов российской команды эта гонка - энтузиазм на голом месте. Спонсорам и владельцам - тоже не интересно. Наверное, организацией команды могла бы заняться какая-то крупная государственная компания, но ей для этого нужно прямое указание сверху. В этом случае энтузиасты нашлись бы наверняка. Кроме того, в этом случае необходимо отсечь непрофессиональных людей, которые на этом захотят просто заработать в ущерб делу. А для успешного выступления нужно будет готовиться вместе с опытными командами, которым за совместные тренировки придется платить немалые деньги.
RUS7 поддерживает ряд членов олимпийской сборной.

- Каковы наши медальные перспективы в Лондоне?
Самый реальный претендент на высокие места - это Катя Скудина. Она очень в хорошей форме сейчас и может составить конкуренцию ведущим спортсменкам. По большому счету, она - наша единственная надежда. Есть еще Комиссаров и Лисовенко в &laquo;Лазере&raquo;, которым только предстоит пройти отбор. Наша команда поддерживает Лисовенко, поэтому я надеюсь, что отберется именно он и на Олимпиаде хотя бы приблизится к медалям. В остальных классах я не вижу у российской команды вообще никаких перспектив.
- Что нужно поменять в подготовке сборной, что бы результаты появились?
Люди, которые сегодня готовят сборную, вряд ли способны добиться высоких результатов. Система подготовки отсутствует, и ничего для ее появления в сборной не делается. Поэтому надежды на Скудину - это не &quot;благодаря&quot;, а &quot;вопреки&quot;. Она фактически готовится отдельно от сборной. Тренировками Сергея Лисовенко занимаюсь я. Комиссарову тоже помогают.
Нужен &laquo;директор&raquo; команды. Не главный тренер, а именно директор. Должен быть кто-то компетентный, кто будет приглашать серьезных тренеров и организовать тренировочный процесс по-другому. Сегодняшняя сборная состоит из &laquo;старых&raquo; людей - не по возрасту, просто они там долго сидят. И дела обстоят печально. Я был на некоторых сборах и видел как тренерский состав не выходит на воду.
Тренер сборной должен выигрывать на воде, а не проигрывать. Надо брать в сборную других спортсменов, хотя бы тех, кто не злоупотребляет алкоголем. У нас есть талантливые спортсмены, но им не хватает теоретических знаний, для этого и нужны опытные тренеры, которые могут подсказать. К сожалению, наша сборная сегодня так выглядит, что и выбирать особо не из кого. Материальное обеспечение смешное - кто что найдет. Если не помогать Лисовенко - я не представляю как бы он гонялся.
RUS7 активно участвует в продвижении национального класса &quot;эМ-Ка&quot;. В Таганроге проводится два ежегодных соревнования в этом классе.
- Какие перспективы вы связываете с развитием этого класса?
Пока есть яхт-клуб Пирогово, Ежков и Кузнецов (члены попечительского совета ВФПС, создатели класса) &quot;эМ-Ка&quot; будет постепенно развиваться. Для быстрого роста нет достаточного количества спортсменов. И прирост идет медленно. Есть надежда на корпоративный спорт - например, Yandex купил свою лодку, но это не быстрый процесс. Ну и пока рост осуществляется за счет энтузиазма - ждать серьезных рывков не стоит.
Что касается самого класса - он мне нравится. &quot;эМ-Ка&quot; - отличная лодка. Единственое существенное ограничение - она не для открытого моря. Плюс общение в этой тусовке отличное. Я получаю удовольствие - а это для меня самое главное.
- Что сегодня необходимо, что бы повысить популярность и привлекательность парусного спорта в стране?
Я не думаю, что парус не популярен в России. Людей под парусом ходит достаточно много. Но популяризация нужна любому виду спорту, и идти она должна не через PR, а через вовлечение новых яхтсменов. В этом плане интересен опыт бизнес-регат РБК. Нужно объединять любителей и профессионалов. Тот, кто походил с опытными яхтсменами, сразу же сильно прибавляют, больше понимают и сильнее вовлекаются. Такой подход мне близок и кажется верным.
- Скоро состоится вручение премии Яхтсмен года в России, которую организует журнал YACHT RUSSIA. Кому и за какие достижения вы бы отдали номинации: Яхтсмен года? Яхтсменка года? Команда года?
Ну с яхтсменкой все понятно. Это - Скудина! Там нет других вариантов. И если будет по-другому, то это будет несправедливо. Команда - наверное, Синергия. Тоже не хотелось бы, чтобы кто-то другой получил. В прошлом году вручили команде Аннапурна в классе Дракон - ну при всем уважении к ним, они экипаж, а не команда. Иначе спортивная премия может превратиться в профанацию - &laquo;давай этому дадим, т. к. не давали еще&raquo;. Со спортсменом года мне сложно определиться, затрудняюсь. Самый высокий результат был у Лисовенко, но я запрещу ему вручать премию. Повторюсь, что премия должна оставаться спортивной, и быть объективной.
- Планы на будущий сезон? И будет ли команда принимать зимой участие в американских гонках на RС44?
Нас ждет насыщенный календарь, очень хочу принять участие на соревнованиях в Америке. Пытаюсь сейчас там решить вопрос с лодкой, чтобы выступить. Ну и вообще, на RC44 я возлагаю большие надежды - мы там много будем гоняться и хотим улучшить результаты, хотим попадать в призеры. Еще Лисовенко должен выступить на Олимпиаде. У нас пока не определено только одно место в календаре RC44 - возможно это будет Украина.
По материалам сайта РБК Спорт/Парусный спорт&nbsp;