Статья главного тренера сборной России по парусному спорту Сергея Джиенбаева

Мы часто обращаемся к советскому парусному спорту, как к эталону показанных результатов и завоеванных медалей. Но если взять российскую составляющую олимпийских результатов, то всех рулевых – призеров Олимпиад, можно пересчитать на одной руке за всю историю олимпийского движения.<!--break-->&nbsp;
&nbsp;
Мы часто обращаемся к советскому парусному спорту, как к эталону показанных результатов и завоеванных медалей. Но если взять российскую составляющую олимпийских результатов, то всех рулевых &ndash; призеров Олимпиад, можно пересчитать на одной руке за всю историю олимпийского движения. Это в условиях, когда парусный спорт развивался повсюду благодаря прежде всего профсоюзному детскому спорту и был доступен каждому.
После распада СССР международные результаты по инерции обеспечивались воспитанниками советской школы. У России это были Георгий Шайдуко, Дмитрий Березкин, Влада Ильенко, Олег Хоперский. Хотя олимпийскую медаль удалось взять лишь однажды Г. Шайдуко в Атланте 96.
Украина добилась значительно большего &ndash; золото Е.Браславца, бронза Р.Таран в 470 в Атланте 96, бронза же Р.Таран в Сиднее 2000, и, наконец, серебро неувядаемой Р.Таран в Инглинге и серебро Р.Луки в 49er в Афинах 04. И все. На этом стратегический запас Украины иссяк. Уже в Китае в 2008 году Украина с треском провалилась, наши результаты, хоть и без медалей, выглядели лучше.

&nbsp;
Пока Украина выжимала результат из своих опытных лидеров, нам ничего не оставалось, как начать глобальную модернизацию команды. Сегодня наши лидеры не только выглядят предпочтительней украинских коллег, но и существенно моложе. Это касается в первую очередь массовых стратегических классов &ndash; &laquo;Лазер&raquo; и &laquo;470&raquo;.
Но вот что бросилось в глаза на недавно закончившемся чемпионате Украины. У наших соседей появилась большая группа совсем молодых спортсменов. Особенно в классе &laquo;470&raquo;, где стартовало 37 яхт. Учитывая традиции украинского паруса, внушительный тренерский корпус, компактную и в то же время широкую географию развития спорта, в ближайшее время можно ожидать их существенного прогресса.
Недостатком развития нашего олимпийского спорта в первую очередь является диспропорция представительства классов на чемпионатах с огромным перекосом в сторону одиночек. Последняя конференция ISAF окончательно подтвердила статус 470 и мужской, и женской. Плюс 49er, 29er и катамаран. Откуда брать спортсменов, если до сих пор у нас нет массового юношеского швертбота-двойки? Мы только тронулись с места, организовав строительство 420 в Таганроге. Я уверен, что эта программа сегодня наиболее актуальная. Рано или поздно дети вырастут из &laquo;Оптимистов&raquo; и далеко не все по своей антропометрии смогут выступать на одиночках.

&nbsp;
Трамплин в виде 420 для дальнейшего совершенствования в экипажных олимпийских классах &ndash; лучшее решение.
Сегодня наша федерация и особенно попечительский совет оказывают активную помощь детскому спорту. Это в первую очередь строительство яхт, организация фестивалей парусного спорта и других мероприятий. Но когда и как этот ресурс сработает, превратившись в качественный рост членов сборной команды в олимпийских классах, - вопрос непростой.
Решение не прямой, а обратной задачи может существенно ускорить процесс выхода на высокий международный уровень в олимпийских классах. Практически все лидеры мирового парусного спорта стали таковыми в соответствующих классах еще в юниорском возрасте. Юниорская сборная команда России в олимпийских классах &ndash; фундамент будущих успехов.
Эта команда должна быть обеспечена и &laquo;упакована&raquo; по полной программе: матчастью, календарем, системой подготовки, зарплатами и т.д. Спортсмены в детских и юношеских классах должны спать и видеть себя в этой команде. Это цель более близкая и реальная для юного яхтсмена, чем, скажем, стать олимпийским чемпионом. Она по зубам многим. И если удастся направить основной поток талантливой молодежи именно в олимпийские классы, конкуренция, качество отбора, смогут выдать &laquo;на гора&raquo; таланты, способные не только бороться за олимпийские медали, но и завоевывать их.

&nbsp;
Последнее время много в прессе разговоров об экологическом коллапсе и конечности природных ресурсов. Действительно, сегодня расход угля, нефти, газа, леса превышает их воссоздание природой. В парусе аналогично. Программы &laquo;Дракона&raquo;, макси-яхт, сейчас &laquo;Эм-ки&raquo; привлекли широкий пласт российских яхтсменов &ndash; от тех, кто начинал еще в пятидесятые годы, до нынешней молодежи. И этот ресурс был использован в течение нескольких лет. Где брать людей для новых амбициозных проектов и поддержания существующих? В основном из тех, кто будет бороться за лидерство в стране, попадание в сборные команды России, регионов. Поэтому поддержка таких людей на стадии их развития была бы вполне разумна заинтересованными владельцами яхт.
Хозяин яхты или руководитель проекта может набирать любой контингент по своему вкусу. В сборную команду нет набора, а есть отбор, четко сформулированный и прописанный. Туда спортсмены попадают со своими личными тренерами, которые и осуществляют базовую подготовку с привлечением по мере возможности специалистов извне. И я убежден, что команда состоит из сильнейших на данный момент спортсменов. Существует, несомненно, пакет требований к члену сборной команды, который учитывает тестирование по видам подготовки (теория, ОФП и т.д.), медицину и пр.

&nbsp;
Многие из парусной общественности и членов ВФПС критикуют тренеров сборной и спортсменов в бессистемности и отбывания номера, следствием этого и плохих результатов. Уверяю вас, это заблуждение. Сборная команда на 90% финансируется Министерством по спорту, оно таких вещей не допускает и контролирует. Целый отдел чиновников следит за системой подготовки, выполнением планов и расходованием государственных средств. Бюджет, планы подготовки, организация и методика тренировочного процесса, логистика, планирование закупки материальной части, получение приглашений и получение виз, организация медицинского обследования, подача различного рода отчетов (творческих, о выполнении необходимых объемов и достижения заданных параметров, финансовые и т.д.) &ndash; вот неполный перечень забот старших тренеров сборной. В коммерческих компаниях эту работу, как правило, выполняют целые отделы. У нас все это на плечах старших тренеров и начальника команды, при полном отсутствии вспомогательного состава в сборной. Можно назвать это бессистемной работой? За текущий год не одного сбоя в плане работы не произошло, все вопросы, включая закупку материальной части и участия в ЧМ Австралии, были решены тренерским штабом на 100% без привлечения денег ВФПС и Попечительского совета, на все без исключения классы, включая женский матч-рейс.
Естественно, возникает желание получить результат и сразу. Многие говорят: давайте пригласим иностранных тренеров, и они решат все проблемы. Утопия. Согласен, они дадут информацию, у нас это называется КНГ (Комплексная научная группа), которая к сожалению не финансируется государством, но они не решат вопросы со спонсором, с медициной в стране и не поднимут яхтенное производство и массовость. Без всех этих вещей победа не возможна. Мы испытываем это сейчас. Например, с Екатериной Скудиной уже отказываются тренироваться иностранные спарринги &ndash; и это за год до ОИ, а что же будет за 2 месяца? И эту проблему не решит иностранный тренер. Поэтому в срочном порядке создаётся российский спарринг при финансировании министерства. А как насчет авторитета страны &ndash; судьи, протесты и т.д.?

&nbsp;
Все эти вопросы по закону о спорте должна решать ВФПС вместе с Попечительским советом, а не бросать сборную команду страны на эту амбразуру.
В древние времена в конкурентной борьбе побеждали те племена, которые не уничтожали стариков как класс за лишний рот, а чтили историю. Эволюция &ndash; это медленный процесс, и его не решить с шашкой на голо.
Давайте любить и развивать парусный спорт. Для всех нас это жизнь.
Сергей Джиенбаев специально для сайта ВФПС&nbsp;