Стартовала кругосветная парусная гонка Volvo Ocean Race 2011-12
В эти выходные в испанском порту Аликанте стартовала кругосветная парусная гонка Volvo Ocean Race 2011-12. На старт вышли 6 яхт (на две лодки меньше чем в 2008 году) представляющие США, Францию, Испанию, ОАЭ, Китай и Новую Зеландию.<!--break-->В эти выходные в испанском порту Аликанте стартовала кругосветная парусная гонка Volvo Ocean Race 2011-12. На старт вышли 6 яхт (на две лодки меньше чем в 2008 году) представляющие США, Францию, Испанию, ОАЭ, Китай и Новую Зеландию. Экипажам предстоит пройти 40 тыс. морских миль под парусом, прежде чем они финишируют в порту Гэлвэй (Ирландия).
Старту кругосветки предшествовала гонка легенд - Legend Reunion в которой приняли участие легендарные яхты, участвовавшие в разные времена в регате, начиная с 1973-74: «Tauranga», «Great Britain II», L’Esprit d’Equipe, макси-яхты «Rothmans», «Charles Jourdan», «Steinlager 2», «Fisher & Paykel», яхты класса Whitbread 60 «Heineken», « Assa Abloy». В прибрежной гонке приняли участие 16 яхт, представляющие 10 кругосветок The Whitbread/VOR. Эту гонку выиграла яхта L’Esprit d’Equipe, шкипер Lionel Peán. Однако, основное внимание было приковано к современным гоночным машинам, которые через несколько суток отправятся в самое сложное для парусной яхты испытание – кругосветную гонку.
КОМАНДЫ 2011-12:
«Groupama Team» (Франция). Шкипер Franck Cammas (Франция). Человек, которому в 2009 году удалось обойти вокруг света за 48 суток на 105 футовом тримаране «Groupama 3». 17 лет французы не участвовали (в качестве национального синдиката) в кругосветной гонке VOR (The Whitbread). С приходом Франка Камма кругосветке гарантировано хорошее освещение в СМИ Франции. Проект яхты: Хуан Коюумджан. Верфь: Multiplast (Франция). Команда приобрела в качестве тренировочной яхты Ericsson 4 – победитель прошлой кругосветной гонки.
«PUMA Ocean Racing» (США). Шкипер Ken Read (США). 2-е место в гонке VOR 2008-09. Навигатор Tom Addis (Австралия), предыдущий опыт - навигатор на Telefonica Blue VOR 2008-09, навигатор на Alfa Romeo и Rosebud. Экипаж PUMA на 50% состоит из команды Ericsson 4 (VOR 2008). Один из рулевых Brad Jackson имеет в своем активе 5 кругосветных гонок VOR, включая 3 победы: New Zealand Endeavor, ABN AMRO ONE, Ericsson4. Проект яхты Хуан Коюумджан. Верфь: New England Boatworks, Портсмут, штат Род Айланд (США).
«Abu Dhabi Ocean Racing» (ОАЭ). Шкипер - Ian Walker (Англия). Серебряный призер Олимпийских игр 1996 (Атланта) в классе «470», серебряный призер ОИ 2000 (Сидней) в классе «Звездный», шкипер яхты «Green Dragon» в гонке VOR 2008-09. Навигатор - Julian Salter. Навигатор в гонке VOR 2005-06, яхта «Pirates of the Caribbean», навигатор в VOR 2008-09 «Ericsson 4» (1 место). Приятно отметить, что баковый этой команды - Justin Slattery указал в пятерке своих достижения тот факт, что он финалист Louis Vuitton 2010 в составе экипажа российской яхты «Синергия». Проект яхты – Брюс Фарр. Верфь: Persico S.p.A., Бергамо (Италия). Команда приобрела в качестве тренировочной яхты – ABM AMRO TWO (проект Хуана Коюумджана).
«CAMPER- Emirates Team New Zealand». Шкипер - Chris Nicholson (Австралия). Участник Олимпийских игр 2000 и 2004. Призер Чемпионатов мира в классе 49-er. Имеет в своем активе 3 кругосветки VOR: 2001-02 «Amer Sports 1», 2005-06 «Movistar» и 2008-09 «PUMA». Навигатор - Will Oxley (третья кругосветка VOR). Отдельно стоит упомянуть вахтенного начальника Стю Банатайна – единственный человек в мире, который выиграл эту кругосветку в трех классах: макси-кеч New Zealand Endeavour, Volvo Ocean 60 (illbruck) и VO70 (Ericsson 4). Проект яхты - Marcelino Botín (специализируется на TP52). Верфь - Cookson Boats (Новая Зеландия). Менеджер проекта – Grant Dalton.
«Team Telefonica» (Испания). Шкипер - Iker Martinez. Победитель Олимпийских игр 2004 и серебряный призер Олимпийских игр 2008 в классе 49-er. Принял участие в кругосветной гонке нон-стоп «Barcelona World Race 2010-2011» со своим шкотовым Xabi Fernández и занял 2-е место. Проект яхты - Хуан Коюумджан. Верфь: King Marine, Валенсия, Испания.
«Team Sanya» (Китай). Шкипер Mike Sanders (Новая Зеландия). Участник 3 кругосветок: New Zealand Endeavour 1993/94 (победитель), Merit Cup, 1996/97 (2-е место), ABN AMRO ONE, 2005/06 – победитель. Навигатор Aksel Magdahl (Швеция, Ericsson 3). Проект яхты Брюс Фарр. Год постройки – 2004. Яхта принимала участие в кругосветке VOR 2005-06 и финишировала на 3 месте (Telefonica Blue). Единственный экипаж, который использует яхту первого поколения. Также половина команды не имеет опыта участия в VOR. Сандерсу, который привык побеждать, будет тяжело в таких условиях бороться за призовые места.
Гонку яхтенных дизайнеров Volvo Ocean Race 2011-12 однозначно выиграл Хуан Коюумджан. В этом году у него 3 яхты.
VOR 2011-12. Team Telefonica, PUMA и Groupama Team – все являются фаворитами и претендентами на победу.
Если добавить к этому прошлые проекты:
VOR 2004-05. Яхты - ABN AMRO 1 (победитель), ABN AMRO 2.
VOR 2008-09. Яхты: Ericsson 3, Ericsson 4 (победитель гонки).
Получается, что «Хуан К» – на сегодняшний день является лидером среди дизайнеров, проектирующих яхты класса Volvo 70.
Оргкомитет гонки ввел ряд ограничений на этот год, с целью привлечь молодых яхтсменов, сократить расходы синдикатов, и как результат, сделать гонку более привлекательной для аудитории и участников.
НОВОВВЕДЕНИЯ:
Только одна новая лодка на синдикат. Запрещено строительство двух новых лодок с последующим отбором наиболее удачного варианта.
Максимальный вес яхты – 14.500 кг.
Количество прусов уменьшено с 24 до 17 на всю кругосветку. В гонку можно взять не более 15 парусов.
Передние паруса на закрутках или карабинах. Убрали обтекатели и сократили количество баковых матросов.
3 члена команды с датой рождения после 1 сентября 1980 года.
Эта гонка и последующие Volvo Ocean Race будут проходить с интервалом в 3 года.
Несмотря на то, что все эти новшества были поддержаны большинством потенциальных участников, вместо запланированных 10 яхт, на старт вышло 6 лодок (в гонке VOR 2008-09 выступали 8 яхт). Обращает на себя внимание отсутствие шведских синдикатов и это при спонсорской поддержке концерна VOLVO. В прошлом сезоне от Швеции выступали 2 экипажа (Ericsson3 и Ericsson4). Также прародительница гонки «The Whitbread-VOR» – Англия не выставила ни одного синдиката. Итальянцы не смогли обеспечить участие своей страны, хотя была приобретена яхта предыдущего поколения и даже объявлен шкипер – Джовани Сольдини (победитель кругосветной гонки Around Alone 1998-99). Еще один французский синдикат под руководством Люика Пейрона не смог подготовится к старту. Тем не менее, оргкомитет приложил немало усилий, чтобы привлечь новые имена и страны в проект. Один Франк Камма чего стоит. Его участие гарантирует регулярное освещение регаты во Франции, что в перспективе даст новые французские синдикаты. Приход новозеландцев – безусловно важное событие для гонки. От России не было ни одного обращения, ни на участие синдиката, ни на прием гонки в одном из портов нашей страны. Исторически, во все времена именно шкиперы являются движущей силой проекта в Volvo Ocean Race. В России на сегодняшний день такого человека нет. Как пел Владимир Высоцкий: «настоящий буйных мало, вот и нет вожаков».
Говоря про шкиперов, стоит отметить, что сложились два клана – шкиперы олимпийцы (Ян Уокер, Крис Николсон, Икер Мартинез) и шкиперы-моряки (Франк Камма, Майк Сандерс, Кен Рид). Интересно будет наблюдать, как эти лидеры будут реализовывать поставленную задачу на протяжении следующих 9 месяцев.
МАРШРУТ:
Глобальных изменений в сравнении с прошлым сезоном нет, хотя появились новые страны. Старт в Аликанте. Как впрочем, и будущие два старта, ведь согласно соглашению между оргкомитетом Volvo Ocean Race и Правительством Испании – регата должна трижды стартовать из Аликанте. За это – Испания построила современную штаб-квартиру гонки и музей Volvo Ocean Race в Аликанте. Далее ЮАР (Кейптаун). За все время существования гонки – только один раз (1989 год) – Кейптаун не принимал гонку в своем порту. Вместо Индии будет заход в ОАЭ, Абу-Даби. Затем Китай примет флот в курортном месте Sanya. Его еще называют – Восточные Гавайи. После чего переход в Новую Зеландию (Окленд). Затем переход через Тихий океан, огибание мыса Горн и финиш в Бразилии. Далее через экватор в США (Майами). Трансатлантика в Португалию. Короткий этап во Францию и, впервые в истории гонки, финиш в Ирландии. Все хорошо помнят тот прием, который оказала эта страна в 2009 году. Второй сезон подряд регата делает заходы в страны Ближнего Востока и Китай – перспективные рынки для концерна Volvo. Однако многие яхтсмены и болельщики ждут, когда регата вернется к своему классическому маршруту: ЮАР-Австралия – Новая Зеландия – Мыс Горн. Именно эти южные широты привлекали внимание глобальной яхтенной аудитории, там устанавливались рекорды суточных переходов, разворачивались драмы противостояния человека и Южного океана, за которыми следили более 2 млрд. человек.
Убрав этап Южного Индийского океана, не значит, что оргкомитет обезопасил участников. Впереди новая угроза – пиратство. Сомалийские пираты контролируют не только всю западную часть Индийского океана от Адена до Мадагаскара, но уже подходят к западным берегам Австралии и вплотную патрулируют экономическую зону Сейшельских островов. Как яхты, принадлежащие глобальным брендам, пересекут Индийский океан с юга на север, при этом избежав контакта с пиратами – это основной вопрос по безопасности для оргкомитета. Все лодки оборудованы приборами спутникового слежения и в этом смысле могут быть легко обнаружены группами пиратов.
6 яхт представляющие США, Францию, Испанию, Новую Зеландию, Китай, Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби) – это серьезный флот, за которым будут следить миллионы поклонников. Но впереди у этих яхт почти 30 тысяч морских миль и нет гарантии, что все они смогут финишировать. Первая ночь в Средиземном море напомнила всем, океанская гонка непредсказуема с момента старта и первый день может стать последним, яхта «Abu Dhabi Ocean Racing» сломала мачту, пройдя всего 84 мили от стартовой линии. Экипаж под двигателем ведет лодку в сторону Аликанте. Шкипер Ян Уокер рассчитывает, что команде удастся установить новую матчу и настроить лодку за трое суток. Ян Уокер: «Мы попали в сложные условия, встречный ветер 40 узлов и короткая волна. Я стоял на руле, когда почувствовал, что лодка взлетает в небо на очередной волне. Амплитуда была такой, что у меня едва сердце не выскочило. После чего лодка врезалась в волну на скорости в 12 узлов, матча по инерции продолжала идти вперед и рухнула за борт. Все это произошло в кромешной темноте. Так как в гонке всего 17 парусов, мы не могли себе позволить потерять грот, пришлось отправить человека за борт, он обрезал фал на топе мачты, и нам удалось поднять грот на палубу. Также мы смогли поднять и привязать вдоль борта основную часть мачты».
Рано утром яхта «Team Sanya» получила повреждения корпуса и также времена выбыла из гонки для проведения ремонта. Навигатор Аксель Магдал: «мы шли в лавировку, при ветре в 35 узлов, когда вдруг почувствовали, что лодка изменила угол, нос яхты стал зарываться. Сейчас носовая переборка задраена, работают помпы, это позволяет удерживать ситуацию под контролем. Мы не имеем представление, что произошло с яхтой, но мы всего в нескольких часах хода до ближайшего порта-убежища».
Таким образом, спустя сутки после старта кругосветной гонки Volvo Ocean Race 2011-12 на дистанции осталось 4 яхты. Лидирует CAMPER-Team New Zealand, замыкает флот Groupama. Отставание от лидера – 10 миль. До входа в пролив Гибралтар лидеру осталось 55 миль.
Сильный встречный ветер 35-40 узлов к востоку от Гибралтара стал причиной поломки двух яхт в первые сутки гонки.
Сайт гонки: http://www.volvooceanrace.com/en/home.html
Оскар Конюхов специально для сайта ВФПС