Артем Брум, капитан яхты "Виконт" (Ракета 970): "Русская яхта, русские паруса, русский экипаж" на регате Rolex Middle Sea Race (7.11.2011)

Цикл статей о проекте "Русская яхта, русские паруса, русский экипаж" на регате Rolex Middle Sea Race (7.11.2011)<!--break-->Регата.
Вся концепция участия маленькой яхты в большой регате строилась вокруг ее &quot;скромного&quot; балла и ожидаемой высокой ходкости, которую яхта показывала и в России, на Рыбинском водохранилище, и уже на перегоне в Черногорию. Концепция гонки выстраивалась таким образом: удержаться на лавировке, не сильно отстав от признанных лавировочников, таких как First 40.7 или J122. На попутном курсе прекратить отставание, а может даже начать сокращать разрыв. И уже после финиша &quot;считать цыплят&quot;. Забегая вперед, стоит сказать, что отчасти идея воплотилась в жизнь: мы пересчитали Med Spirit, Ericson1 и 4 Open40. Хотя многие будут утверждать, что была именно наша погода &ndash; штили, это для маленьких лодок.
Поэтому и было принято смелое решение оснастить маленькую, 32 футовую яхту по всем правилам оффшорных гонок.
Итак, яхта оснащена, готова к гонке. С некоторыми оговорками. На этот год было принято решение не шить основного комплекта грот &ndash; первая генуя, и оказалось, что это правильно. Мы только на регате поняли, какие нам нужны паруса, чтобы достойно идти в составе флота. Современные конфигурации стакселей и сложные системы грота надо было увидеть вживую, и уже на следующий год планировать окончательное переоснащение яхты. Поэтому на старт мы вышли с дакроновым гротом и стакселем, который язык не поворачивается назвать генуей, потому что по площади этот стаксель мало отличался от блэйда. Зато мы запаслись боевым угольным блэйдом, двумя генакерами и кодом0, что давало полную уверенность в попутном курсе.
Coastal Race.
Старт. Нет, без оттяжного буя в лавировку. Зато прямо из Royal Malta Yacht Club, под пристальными взглядами мальтийцев, и тех из наших, кто не пошел на прибрежную гонку. Нас объединили в две стартовые группы, маленьких пустили вперед. Здорово. Это классная идея, видеть, как мимо тебя идет Газпром и Мед Спирит. Когда еще вживую увидишь эти машины не под моторами, а по настоящему, в деле.
Старт берем пятыми &ndash; восьмыми. Но у нас уже заготовлен код0. Выбрасываем практически первые, ускоряемся. Вырываемся к лидерам. Едем втроем. Firs45, Dufor44, 5 perf, ну и мы, типа не отстаем. Удивленные взгляды лидеров &ndash; это что еще за божья коровка присоседилась? Ухмыляемся. Подъезжаем ближе. Скорость 8 &ndash; 9 узлов. На знак на лавировку вправо выходим вчетвером. Сзади прилетает бешенный IRC Racer о 40 футах длины и начинает меня, внутреннего, выдавливать со знака. Объяснили. Пугнули. Отшарахнулся. Наглые, однако. Проверяют знание правил у нас. На лавировку выходим четвертые в своей группе. Однозначно можно сказать, что провал на лавировке как обычно связан с моральными составляющими капитана, т.е. меня &ndash; усталость от документальных войн и сложностей с допуском на регату не позволили как следует настроиться на гонку. Когда настроили лодку, конкуренты уже уехали, жестко показав, что раскачиваться никто здесь не собирается. Умылись. Легли на трамвай &ndash; 45 гр к ветру. Медленно стали догонять, обнаружив, что в средний ветер 12 &ndash; 15 узлов яхте явно не хватает парусности &ndash; не реализуется, в общем, хорошая ходкость корпуса. Не догнали. Дальше в режиме преследования повисли на хвосте двух Dufor34 perfomance, не отставая, но и не догоняя. Ветра было мало, 10 &ndash; 12 узлов, все яхты одинаково ехали 5 &ndash; 6 узлов. Однозначно, не наша погода.
Результат Coastal Race &ndash; 11 из 12 яхт. Конечно расстроились. Соберемся. В этом и есть смысл гонки &ndash; пролога: посмотреть на конкурентов, трезво прикинуть свои возможности.
Rolex Middle Sea Race.
Стало хорошей привычкой, переводить документы гоночного комитета от корки до корки, не отпуская даже не очень нужных пунктов типа рекламы и спасения на воде. Поражаешься масштабу подготовки гонки: порт Валетта разрешает стартовать внутри гавани, на три часа парализовав порт, Месина трафик контроль предупредила паромы и оповещает транзитные суда, все станции береговой охраны и спасения приведены в повышенную боеготовность и готовы принимать наши доклады, транслировать их в рейс комитет.
В официальных документах есть много нюансов, таких как несение флага класса, отметка на старте, коммуникация с гоночным комитетом. Да миллион вопросов, которые должен учитывать шкипер серьезной регаты. Как говорят классики, читайте гоночную инструкцию, господа. И вопросов на капитанском брифинге не возникнет. ВСЕ вопросы на брифинге капитанов повторяли непрочитанную гоночную инструкцию. Документы составлены уникально доходчиво, с подробными схемами &ndash; описаниями не только дистанции, но и старта, финиша.
Брифинг капитанов. Выступление метеослужбы аэропорта Мальты вызвало бурю аплодисментов. Или освистывания?? Прогноз был таков &ndash; ветра переменные, слабые, две воздушных массы борются прямо над нами, кто победит, фиг его знает, будет много дождей и штилей. Кстати, Майкл Бруттон перед Фастнетом (здесь тоже присутствует) делал примерно такой же доклад &ndash; какой будет ветер на дистанции, вы узнаете после финиша...
С этим лучезарным настроением мы и отправились на старт регаты.
Старт был дан из Гранд Харбор Валетты. Ветер галфвинд &ndash; бакштаг срывался с крыш, давая нам правый галс на выход из гавани. Гавань настолько тесная, что не понимаешь, как здесь разойдутся 24 яхты нашей группы, а потом нас еще будут догонять яхты других групп. Стартовая линия прекрасно читаема &ndash; на берегу две мачты, на воде два желтых буя Ролекс. Выбираем. Снизу стартовой линии, в привод на коде зеро выкидываем весь флот на стены крепости. Ну это так, про амбиции. А как же без них? Три раза примерявшись, убеждаемся в правильности своего решения. Максимально низко относительно ветра, с левого края линии, чтобы иметь возможность приведения флота и ускорения на ослаблении ветра. Осматриваемся. Другие тоже готовят коды зеро. Три раза прошу экипаж &ndash; а давайте &quot;по соточке&quot; - это про 100 кв. генакер. Ветер дышит галфвинд &ndash; бакштаг. Принимаем коллективное решение не рисковать. Код зеро &ndash; проверено и надежно.
Старт. Опаздываем на 20 секунд &ndash; скисло под нашим берегом. Ничего. Ставим код зеро, приводимся почти по стартовой линии &ndash; черт, все же бакштаг, смелее надо было думать перед стартом. Догоняем весь флот. Приводим яхты. Все по плану, кроме одного &ndash; ветер бакштаг, мы всей толпой идем в стену крепости. Решено. Смена генакера. Ставим &quot;сотку&quot;. Лодка резко рвется вперед, делаем фордевинд, гладя своим кормовым релингом леерные стойки соседа. Отскакиваем от него на порыве со скоростью 8 узлов. Все, парни, чао. Впереди 4 &ndash; 5 лодок, которые техничнее нас поменяли генакеры. Ох уж этих профессионалов. Через 10 минут после старта было понятно, кто победит в гонке &ndash; два J122, Corby36, один First40.7, мы попытались в них &quot;вцепиться&quot;. Эти фирмачи прямо внутри бухты сразу пошли в отрыв &ndash; команда идеально отрабатывала порывы, без брочингов и лишних телодвижений. Мы сцепились с одним из J122, прямо под берегом скрутив у него на хвосте фордевинд. Динамично. На камнях крепости на скорости 9 узлов метаться по бухте, кидая фордаки. С берега аплодируют. Вся крепость усыпана людьми, болельщики награждают эмоциями за красивые маневры. Врубаются, видят в чем смысл. Поистине, парусная культура средиземки.
Итак, как было сказано, лидеров гонки можно было увидеть сразу &ndash; из бухты на 10!!! Узлах вылетели J122, на хвосте повисли &quot;Три сестры&quot; из Англии, мы пока не отстаем, погода просто наша &ndash; Виконт присел на корму, и рванул свою коронную десятку узлов. Остальной флот замешкался в бухте.
На первый знак налево из гавани вышли в десятке флота &ndash; у всех высокие скорости, идем на пределе. После буя привод на бейдевинд 60 &ndash; 70 градусов. Наша &quot;сотка&quot; явно не для этого курса, но поменять нет времени и техники. Сваливаемся ниже генералки в надежде на отход или ослабление ветра. Так, кстати, делают и лидеры. Но у нас под ветром нарисовался какой-то &quot;умный&quot; немец со стакселем, которые решил всенепременно привести меня до левентика. Он же только со мной на матч &ndash; рейсе гоняется, а не в 600 мильный оффшор идет. Истерично орет &ndash; &quot;Выше, выше!!!&quot; Ну хорошо, получите. Укладываю яхту в брочинг, моя мачта летит на его ванты. Он в ужасе шарахается на подветер. Восстанавливаем яхту, приезжает опять. Я, глядя шкиперу в глаза, жестами предлагаю жить мирно. Он опять за свое - я не привожусь. Истошный вопль немца &ndash; протест, протест!!! Понабирают же на флот по объявлению...
Убираем генакер, идем дальше. Я не раскручиваюсь, знаю, что даже если протест и будет через 6 дней на финише (если он вообще дойдет и вспомнит), то я железобетонно &quot;отмажусь&quot;. Огибаем вторую марку в море. Надо опять ставить &quot;сотку&quot;. Она, мокрая и запутанная после брочингов, еще перебирается в трюме. Лидеры безошибочно уезжают вперед. Это и есть профессионализм &ndash; с первой минуты гонки безошибочно точно работать с яхтой, ведя ее на 100% возможностей. Ставим 100 кв. генакер. Выстреливаем. Скорость без сферфинга на ровном киле 11 &ndash; 12 узлов. Подсаживаемся на волну &ndash; 13 &ndash; 14. Полетели. 45 футовые яхты начали приближаться. Это наша погода. Есть одно Но. Фал кода0 отпустили в небо на старте, и таки загнали его на самый верх. Теперь у нас нет возможности поменять генакер. Надо ехать на мачту на скорости 12 &ndash; 14 узлов с риском брочинга. Вадим, наверх. Я спокойно приказываю, а у самого все сжимается внутри. Я на руле, и не дай бог мне сейчас уложить лодку. Кто вспотел больше &ndash; Вадим, поехавший на мачту, или я на руле &ndash; неизвестно. Фал вернули на палубу, Вадим улыбался. Выдохнули. Обошлось. Мы на старте оффшорной гонки.
Ликование было недолгим. Добрый образ синоптика из аэропорта висел над нами с ухмылкой. Ветер в течение 2 часов ушел на бейдевинд левого галса. Флот резделился на две части &ndash; мы пошли влево, набирая высоту в берег Сицилии, вторая группа яхт ушла мористее, ожидая прогноза на завтра о ветре с Юго &ndash; Востока. Так, через 8 часов после старта, флот разметало по морю на грани видимости. И началась партия в шахматы длительностью в 6 дней.
К ночи ветер скис и пошел на север совсем. Гриб файлы давали под берегом слабый ветер как раз с берега, а в море пророчили полный штиль. Моя жизнь в Черногории говорила о том же &ndash; ночью ветер скатывается с гор &ndash; полоса ветра будет шириною милю &ndash; полторы. На своей вахте по классике жанра еду в берег 100гр относительно генерального курса &ndash; в обратную сторону. С деревянным упорством доезжаю до берега. Есть. Ветер 10 узлов, мы покатили 5 узлов одним галсом прямо вдоль берега. Даже приводит выше, в берег! Ура. Выскакиваем за мыс. Отрулив 6 часов в ночи, с удовлетворением могу сдать вахту &ndash; вылетев за мыс, мы нарисовались на дискотеке из 10 &ndash; 12 ходовых огней &ndash; а вот и наша группа!
Потом уже, анализируя наши треки, я увидел, насколько плотно мы здесь собрались, у этого Сицилийского мыса. Ну что же, первая партия не проиграна. Утро. Лавировка на вахте Илгониса. Куча поворотов. Специально, чтобы мы выспались. Встаю принимать вахту. Все еще с берега. Мы &ndash; практически самые наветренные идем по генералке на Мессину, даже чуть&ndash;чуть накидывая наветренности. Флот по правому борту, подветреннее нас. Отлично! И тут начинается раздача карт. В общем-то, в полном соответствии с прогнозом. Только к нам под горячий берег ветер приходит намного позже тех, кто стоял в море. Итак, ветер ушел направо, и подул с Северо &ndash; Востока, уходя дальше на Юг. На этом отходе весь флот резво уехал в Мессину, оставив нас осмысливать физику горячего берега и смены ветра на 100 градусов в течение 1 часа. Дальнейший уход ветра, опять же, по прогнозу, на Юг, привел к чистому фордевинду в Мессине, куда мы приехали последними &ndash; в действующем флоте. Нам не хотелось брать в расчет совсем отставших яхт, потому что мы себя совсем не относили к медленным аутсайдерам.
Фордевинд, как уже стало доброй традицией на этой гонке, был достаточно слабым, и мы, мечась галсами по Мессине, не набирали преимущества по сравнению со спинакерными яхтами впереди нас. В Мессине произошел поразительный случай, иллюстрирующий событие Rolex Event. Мы проходим самое узкое место Мессинского пролива, паромную переправу. С Сицилии выходит большой автомобильный паром. Упирается в нас своими красным и зеленым огнями. Мы в ночи на скорости 8 узлов идем пробивать течение, и нам позарез надо под берег Сицилии!
Освещаем паруса прожектором. Паром останавливается посередине судового хода, поперек к транзитному движению! Стоит на месте, ждет, пока мы пройдем. Молча. Мы проходим. Тоже молча. Обалдев. Дождавшись, пока мы чисто прошли, он дал ход вперед. Я вспомнил гоночную инструкцию. А еще у меня перед глазами пролетело 10 лет жизни в России и организации регат в России. А точнее их согласования с Российскими гидроузлами. Кто это знает, тот поймет. Яхта на наших водоемах &ndash; это инородное аварийноопасное тело, которое надо запретить и не пущать. Так проще, чем брать на себя хоть какую-нибудь ответственность...
Вылетаем из Месины. Ну, сейчас! Генакер же! Ага! При ветре 3 узла и остаточной зыби в морду. А те, кто ускользнул в Месину с утренним отходом ветра, уже обогнули Стромболи, и у них совсем другая песня... Бьемся с отчаянием и с зыбью, которая пытается выбить генакер из шкаторин. Ход 2-3 узла. Это что, оффшорная гонка? Дайте ветер!!!!! Включите нам оффшорную гонку! Мы зачем штормовые генакеры шили!
Ползем к Стромболи. У Вулкана задуло. Стараемся не прижиматься &ndash; у исполина своя погода, туда лучше не лезть. Огибаем вулкан. Наконец-то. Бакштаг. Ветер 10 &ndash; 14 узлов, восток. Опять в полном соответствии с гриб файлами. И посмотри ты на них повнимательнее!!! В море больше ветра!!! Как просто говорить об этом после гонки, или со стороны глядя на наши треки! Мы ложимся на генеральный курс &ndash; хватит, наездились в сторону. В погоню.
И погоня действительно удается. Утром сравниваем счеты со своей группой. Мы опять все вместе. Их глаза лезут на лоб. Начали нервничать &ndash; вы откуда сюда приехали? Мы полные решимости, перегоняем одних, вторых, третьииииииииихххххххх и ветер заааканчивается, как это уже принято на этой оффшорной регате.
Мы опять несемся со скоростью 1.5 узла!! Болельщики рассказывают, что группа 40 &ndash; футовиков по диагонали в море в 20 милях от нас едет со скоростью 7 узлов. Волосы рвать уже неоткуда, все вырвано. Молча делаем поворт на 100 гр относительно генералки. Конкуренты мечутся. Двое повернули за нами &ndash; боятся потерять за нами контроль. Но вот они опять легли на курс в берег &ndash; в Сицилию. Там горячий берег. Днем. Логики нет. И гриб файлы с нами.
Едем в сторону от всего флота. На душе скребут кошки &ndash; опять мы куда то... И вот приходит ветер. 12 узлов. Лодка решительно разгоняется до 6 узлов. Мы ликуем. План удался. Ложимся на генеральный курс. Едем. Нагоняем, ставим лодки на траверз с наветра. Запас на привод в слабый ветер &ndash; великая сила! Однако идем слишком круто к ветру, выскакиваем из ветра, опять приезжаем в штиль. Решение лежало на поверхности. Закладываем еще одну авантюру. И опять в море подуло. Мы зашли под тучу. Мы видим, что у них по прежнему раскаленное солнцем море, а мы уже под тучей, где по остывающей воде потянул ветер. Неужели &quot;попали&quot;? Справа, с моря, идет низкая облачность. Она не может идти без ветра. Мы его возьмем первые. И уж точно, этот галфвинд мы никому не подарим. Прилетело. Генакер 100 кв. сразу меняем на Код0 площадью 45 кв. И ... увеличиваем скорость! Воистину &ndash; не передави яхту парусами... Летим 9 узлов. Холодно улыбаемся &ndash; мы знаем, что идем быстрее флота. Осталось узнать &ndash; а где же флот? У них за горизонтом был штиль, или они выскреблись под берегом?
Грозовой фронт ушел, скисло. Час болтаемся в безветрии. Видим, как ливень задержался над берегом. В ливне нет ветра. Значит, они тоже стоят. Потихоньку задуло. Сильнее. Уже не можем нести 100 квадратов. Опять код0. Несем на пределе. Но по генералке. Через два часа киснет, несем 60 кв. генакер в галфинд. Летим. Прилетаем на оконечность Сицилии. Я верю гриб файлам. Будет штиль. Четвертый по счету. Осталось понять, где наши друзья? Берег абсолютно темный, в ночи не видно ни одного триколора на мачте. Эххххх... Или мы в жжж, или мы молодцы... Так проходит еще час, пока мы в ночи подходим к Сицилии. Штилеет. Опять 100 квадратов. За 4 часа 6 раз поменяли &ndash; уложили генакеры. БААА!!! Знакомые все лица!!! Из-под берега вылетают ходовые огни. Один, второй, третий, четвертый. Мы начинаем сбиваться с счету. Да нас тут десяток, как минимум! Спектакль назывался выехали их жжж &ndash; 3. Вот теперь все вместе, в штиль под генакерами. Я говорю своей команде &ndash; пятно штиля вытягивается от Сицилии, в море штиль слабеет, и там тянет. Но там петля от генералки 10 &ndash; 15 миль!! Пока мы размышляем, ставя яхты на траверз, идя в берег, ветер уходит на ноль.
Рассвет. Никого. Они &quot;на соплях&quot; уехали в море. Мы под берегом стоим вдвоем с Азурой33 &ndash; нашим заклятым другом. По прогнозу ветер идет из&ndash;за Сицилии, с Востока, и в принципе, к нам он должен прийти первым. НО, ветер сделает это позже ровно на три часа. А пока яхты одна за одной у нас на глазах на горизонте со старым слабым ветром уходят мимо Сицилии к Пантеллерии. Мы остаемся вдвоем. И ветер действительно приходит с берега. 20 узлов. Да так, что мы еле вырезаемся в контрольные ворота одним галсом. Эх, этот бы расклад на три часа раньше!!! Да, не наша это была колода с картами. Азура улетает, первой у берега получившая ветер. Мы выходим из контрольных ворот последними. Не берем в расчет тех, кто отстал совсем. Мы бьемся в своей группе, у нас есть заклятые товарищи, мы три раза были уверены, что больше не отпустим их. Теперь мы имеем лавировку с ветром 24-26 узлов. И с нормальной морской волной. На самой маленькой яхте регаты, про которую известно, что лавировка - это не ее курс. Я сжимаю руки на штурвале. Нас голыми руками не возьмешь. Достаем из закромов родины угольный блэйд. Можно что угодно говорить про то, что в России не умеют шить паруса. Мы ставим этот блэйд. Два ряда рифов на дакроновом гроте, блэйд со сквозными латами. Поехали. 6.5 &ndash; 6.6 узла в лавировку, ходом пробивая волну. Лодка прет, как танк. Прямо на штаге вижу Азуру33. Даю себе слово, что не сойду с руля, пока не поставлю ее на подветренные ванты. Через два часа мы приблизили ушедшую на горизонт Азуру, и поставили ее на пеленг 30 гр справа по борту - подветреннее нас. А теперь, господа, боевая лавировка!
Сутки лавировки. На последнем месте. Экипаж не весел &ndash; мы в четвертый раз упустили флот. Я уверен &ndash; мы их настигаем. Я вижу приборы. Наша скорость на лавировке на падает ниже 6.2. Для 32 футов это великолепный результат. Люди падают. От усталости, от плохого настроения. Заканчиваются 4 сутки. Вымотанные штилями, борьбой со скоростью 2 узла, теперь надо бороться с космическими перегрузками. Мы, вахтенные начальники, держим людей из последних сил &ndash; все устали, но никакого ропота нет. Экипаж подобрался по настоящему сильный, упорно &ndash; молчаливый.
26 октября. Наверное, этот самый запоминающийся день в гонке. И не потому, что мы порвали свой 100 кв. генакер, а по тому настроению и тому истощению сил, которое царило на палубе. Это и есть настоящий оффшор. Когда речь идет о выносливости и о способности на 4 сутки непрерывной гонки поддерживать скорость. В ПОЛНОМ соответствии с гриб файлами ветер в течение 3 часов меняет направление на противоположное. Мы к тому времени, серьезно нагнав флот, моими тактическими усилиями заняли одну из подветренных позиций &ndash; для встречи нового ветра. И он действительно пришел. Я понимал, что это наш последний шанс.
Прекрасно ставим нашу &quot;соточку&quot;. Понеслись. Ветер крутит так, что надо срочно делать поворот фордевинд. Срочно &ndash; это когда первый день гонки. А здесь сначала надо людям в глаза посмотреть. Тороплюсь, не рассчитываю силы своей вахты, которая просто устала. Намертво заматываем генакер узлами. Спускаем вниз. Я в бешенстве. Тот ветер, который мы ждали, и с которым мы должны прилететь ко всему флоту, уходит без нас. Как в замедленном фильме, перебираем уже мокрый генакер. Постановка. Запутан!!!! Вниз, на палубу. Перебираем уже прямо на палубе. Какими узлами он завязан, непонятно никому! Опять постановка. Встал! Полетели. На палубе нервное напряжение. Неправильная атмосфера для предельного несения большого генакера. Совместная ошибка рулевой &ndash; шкотовый &ndash; яхта летит в брочинг. Все. Встаем без генакера. Завтра по прогнозу опять штили, мы потеряли свой 100 кв. генакер. Ставим 60 кв. &ndash; меньше, тяга меньше. Скорость не та. Ок. Рулим. Генакер молча падает в воду. Второй. Без единого звука и без фала. Волна 1.5 &ndash; 2 метра. Фал остался наверху &ndash; беседка, которой был привязан карабин, перетерлась и фал порвался. Молча и быстро достаем генакер из воды &ndash; хорошая скорость, он не успел уйти под корпус. Это не наш день. Вадим спокойно говорит &ndash; я съезжу. Достаем беседку, быстро поднимаем Вадима на мачту. Спускаем злополучный фал, опять ставим генакер. Ну, все на сегодня? Идем. Падаю спать. Близко состояние отчаяния &ndash; мы не реализовали скорость Виконта именно тогда, когда он мог выстрелить &ndash; на четвертый день гонки, когда люди уже были измотаны штилями, провалами по дистанции, ночной лавировкой. Засыпаю. Просыпаюсь от победных латышских песен на палубе. Илгонис запел. К чему бы это? Вылезаю на палубу &ndash; красненький, зелененький, беленький... Ба, господа, мы опять вместе!!! Ну держитесь, басурмане!
Получился интересный эффект. На волне более стабильно вел себя тяжелый генакер из очень прочной ткани. Он меньше реагировал на раскачку яхты, и меньше &quot;хлопал&quot;. Мы все же достали флот в полном соответствии с задуманным планом. Так, на 4 сутки гонки, отчаяние сменилось нормальным боевым настроением.
Моя вахта. Подходим к Лампедузе. Идем на Запад правым галсом на закате. Никто не делает фордевинда к Лампедузе &ndash; ждут заката. Чтобы в сумерках незаметно от соперников скрутиться. По поводу скрытности. Все яхты оснащены активными АИС. Все оснащены огнями. НИКОГО вы не найдете на экране картплотера, а ночью вы еще и никого не увидите в море! Режим Стелс, однако!!! Я по своим расчетам делаю фордевинд. И если до этого я шел бортом к волне, теперь волна стала попутной. При этом получилось точно сделать фордевинд &ndash; на линии тяги генакера, точно на мыс Лампедузы. Ну все, господа, держитесь! Сейчас мы будет кататься. И те кто сзади, и те, кто спереди, еще идут старым курсом на запад &ndash; удаляясь от генералки. Наконец-то мы их переиграли.
Скорость яхты 12&ndash;13 узлов. Вот и Лампедуза. Просыпается вторая вахта. Все получают путевку на борт, сажаем яхту на режим, и едем 12 узлов, не сходя с глиссирования. В течение часа настигаем наш флот в упор, слышны их голоса, видим, как они суетятся на палубе &ndash; за поворотом трамвай на стакселях. Итак, 6 часов бакштага позволили выиграть у флота разрыв более 10 миль. К сожалению, за 4 суток гонки того самого ветра, про который много говорят в описаниях оффшорных гонок, было всего вот эти 8 часов. Виконт не смог раскрыть себя во всей красе, зато мы узнали много интересного про эту талантливую яхту на других курсах и в других условиях.
Приводимся вокруг Лампедузы на Мальту. Финишная прямая длиной в 80 миль. Семечки. Все чинно выстроились в линию на парад. Так и едем строем. Радует, что мы не замыкающие. Еще согревает наш балл &ndash; мы то маленькие. А вы-то вон какие! С нашим баллом во флоте только 4 яхты &ndash; два Дюфура34 перфоманс и Азура33. Все остальные с большим баллом, а едут рядом. Приятно. Да и мы вчетвером, все рядом. Ну, Азуру наконец то отправили туда, где ей полагается быть. На лавировке я ей все высказал за предыдущие сутки. Одно сильно-сильно беспокоит. Завтра будет штиль. В этом никто не сомневался. Просто все знали &ndash; то, что мы едем всем флотом, верный признак того, что с утра будут раздавать колоду карт. Большие лодки уже финишируют, и теперь с замиранием сердца смотрят на нас &ndash; если мы финишируем до штиля, мы посчитаем полфлота. Если же мы заедем в штиль, то останемся при своих 40&ndash;50 местах...
В предрассветной дымке учуяв ослабление ветра, ставим код0 на 45 градусах к ветру. Догоняем впереди идущую яхту. Рассветает. Далеко позади Азура, впереди красненький и зелененький. Все, как обычно. Итак, мистер синоптик из аэропорта, как ты в этот раз колоду замешаешь? Англичане на 42 футах высоко приводятся, и уезжают в верхний берег. Дюфуры падают под нижний берег. Мы, как порядочая девушка, не знаем, к кому податься. Консервативно идем ближе к генералке. Нормально. Все ползком втягиваемся в пролив между Гозо и Мальтой. Штиль. Только у нас штормовой тяжелый генакер маленькой площади. Эх, мать, привычно отозвалось эхо...
Динамичный финиш в течение 5 часов напоминал черепашьи бега. Мы-то летели со скоростью 1.2 узла, то притормаживали до 0.4 узла, боясь собственных ходов. Сил смотреть на приемные маяки Валетты уже не было. Все это напоминало чукчу у телефона &ndash; чукча, ты хочешь финишировать??? Хочу, хочу, хочу!!!!!! Не, мы еще явно не настоялись в штилях! Мы решили отомстить всей планете за все предыдущие штили &ndash; отработав на двоих с Илгонисом технику штилевания под кодом0, мы уверенно поползли по нервам наших конкурентов. Прямо на финише мы &quot;переползли&quot; три яхты, с удовлетворением слушая по рации доклады впереди финишировавших со словами &ndash; какой у нас замечательный балл!!!
Вползали на финиш так же динамично &ndash; штормовой генакер на увале до галфвинда не реагировал на штормовой ветер в 2 узла. Видимо, ветер пихал нас в транец, потому что мы все таки ползли на финиш, своим релингом царапая транец Нигно &ndash; Дюфура34 перфоманс. Второй дюфур корчился в судорогах в море - господин штиль неохотно пускал его в бухту. Мы финишировали с меньшими разрывами по времени, чем в Coastal Race. Говорят, это и есть профессионализм &ndash; за пять суток иметь финишный протокол с разницей 1 &ndash; 2 минуты. Мы пересекаем финишную линию. И слышим шквал аплодисментов. Аплодирует вся парусная деревня. Все большие яхты, весь берег &ndash; все приветствуют коллег, которые прошли эту безумную дистанцию. Мы понимаем &ndash; мы сделали это. Мы в семье Rolex Middle Sea Race. Равные среди равных.
Бурно швартуемся. Кидаемся обниматься с Нигно. И видим потрясающую картину на финише &ndash; перед финишной чертой завис Даффи &ndash; второй Дюфур, а у него за кормой, отработав машинами задний, стоит 70 метровая моторная яхта &ndash; ждет, когда Даффи финиширует, и можно будет пройти. Мачта Дюфура даже не достает до капитанского мостика этой супер яхты, но они стоят и ждут. Мы &ndash; в семье Ролекс. Где чтят гонки и правила. Где по настоящему уважают тех, кто выходит на соревнования, не важно, на Ker53 ты, или на Dufour34. Даффи финиширует под шквал апплодисментов. Мы тоже аплодируем, кричим. Господи, какие же они стали родные за эти 5 суток!
После финиша принимаем экскурсии. Вопрос один &ndash; это что за Fast Boat, который умеет так стремительно выезжать из жжжж таких поганых мест?? Мы улыбаемся. На следующий год тактику с погодой подтянем.
И опять, как перед стартом &ndash; теплота организаторов и еще более сплоченная семья яхтсменов. Каждому выдают именной диплом &ndash; ты сделал это.
Руденко Максим
Илгонис Балодис
Шестакович Валерий
Кузнецов Эдуард
Канайло Вадим
Брум Артем
Rolex Middle Sea Race 2011
Яхта &quot;Visconte&quot;
Результаты регаты здесь: www.rolexmiddlesearace.com
Вторая Вахта.
Вахтенный начальник:
Илгонис Балодис.
Латвия.
Живет и работает в Черногории. Инструктор школы Тактик.
Организатор регаты &quot;Балтик Опен Регата&quot; в Прибалтийских республиках. Многократный призер соревнований на Балтике. В гонке был замечен в стремлении догнать яхты конкурентов, что сопровождалось заунывными героическими песнями викингов. Сон при этом достаточно паршивый, но ты терпишь, понимая, что он опять кого-то догоняет. Прекрасная рулежка на генакере, безупречная выносливость на вахте &ndash; руль приходилось отнимать после 6&ndash;8 часов рулежки.

Максим Руденко.
Латвия.
Живет и работает в Москве. На палубе делает все &ndash; рулит, спит, ест. Незаменим при работе с генакером &ndash; прекрасно владеет техникой постановки &ndash; уборки этих парусов. В гонке отличился спокойным характером и наличием музыкального сопровождения на второй вахте, за что ему отдельное спасибо от спящей вахты!!!

Кузнецов Эдуард.
Россия, Сургут.
Отдельное спасибо, что все лебедки по прежнему стоят на палубе, и за время его работы на генакере оные не были выломаны руками. Ручка для добора шкота 100 кв. генакера ему не требуется. Не ест, не спит, может сутками работать, потому что вахту Илгониса в принципе тяжело прогнать с палубы. Устал один раз, когда после 7 часовой вахты в ночи заставили &quot;давить&quot; борт. (Кто бы мог быть таким извергом??)

Первая Вахта.
Вахтенный начальник:
Артем Брум.
Директор и инструктор школы Тактик. По совместительству капитан яхты &quot;Виконт&quot;.
Отличается неудержимой тягой к приключениям, что и организовывал своей команде всю регату. Вспыльчив, все время заставляет менять паруса и дергать веревки. На палубе дерется с Илгонисом, кто будет рулить, и кто поедет в жжжж... Не любит, когда вторая вахта спит, все время норовит посадить их отдыхать на борт.

Канайло Вадим.
Россия, Москва.
Специализация высотные и трюмные работы. Любит ездить на мачту и перебирать на волнении генакеры в тесном трюме 32 футовой яхты, где больше 1 минуты находится невозможно. После поездок на мачту долго спит, что-то бормоча в адрес капитана и всех тех, кто придумал этот так сказать спорт... На палубе незаменим, вывести из равновесия практически невозможно &ndash; применялись различные меры, бесполезно.

Шестакович Валерий.
Россия, Сургут.
Прекрасный рулевой, поэтому один раз дали порулить. Железобетонное спокойствие Валеры и Вадима заставляло капитана прятаться за штурвалом, и оттуда изредко высказываться. Никогда не комментировал поездки в жжж..., молча закуривал сигару, и получал кайф от процесса. Прекрасная, четкая работа на шкотах, точная рулежка. Любит спать на откренке, требует, чтобы в это время сверху его поливали соленой водой.

&nbsp;