Российский судовой рынок вряд ли ждет бурный рост

Пошлины на импорт яхт и других типов судов для отдыха и спорта сократятся в России после вступления в ВТО. По отдельным позициям тарифы снизятся в два раза и даже больше.<!--break-->Пошлины на импорт яхт и других типов судов для отдыха и спорта сократятся в России после вступления в ВТО. По отдельным позициям тарифы снизятся в два раза и даже больше. Стоит ли ожидать бурного развития рынка в связи с его либерализацией, выяснял экономический обозреватель &quot;Вестей ФМ&quot; Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Сейчас желающему ввезти в Россию или купить здесь яхту или катер приходится переплачивать более сорока процентов от каталожной стоимости судна. Заметная часть приходится на НДС, ещё 20 процентов - на импортную пошлину. Неудивительно, что импортёры говорят о том, что рынок практически мёртв. По данным &quot;Интерфакса&quot;, с 2014 года пошлина на морские и речные парусные яхты, морские моторные лодки и катера снизится на 5 процентов. К 2016 году до 10 процентов упадёт пошлина на лодки и катера, не попадающие в категорию &quot;морские&quot;. Тогда же на 12 процентов подешевеют суда для отдыха и спорта без четкой классификации размером до семи с половиной метров, а размером больше семи с половиной метров - на 5 процентов к 15 году. Очевидно, что акцент делается на наиболее массовые сегменты, и это правильно, отмечает президент Национальной ассоциации морской индустрии Александр Маркаров. Но с учётом того, что защищать пошлинами особенно некого, снижение могло бы быть и более существенным.
Маркаров: В России практически нет производства судов мирового уровня, как моторных, так и парусных. Развито производство, пожалуй, только лишь одного типа товаров - это надувные лодки. И здесь российские лодки превалируют перед всеми импортными практически независимо от того, есть эта пошлина или нет, потому что разница в стоимости существенная - более 20%. Правда, мы успешно боремся с помощью пошлин против китайских лодок. Но на самом деле, в Европе тоже есть импорт, и там, несмотря на то что, есть собственное судостроение, рынок не так закрыт, пошлины не превышают 5%.
Гурьянов: Больше всего ощутят на себе снижение пошлин сегменты небольших моторных и парусных лодок, отмечает менеджер компании &quot;Эксперт Марин&quot; Станислав Шестопалов.
Шестопалов: На моторные суда и на парусные суда до 10 метров будет достаточно интересно - сегмент эконом-класса покупается для внутреннего использования людьми, которые считают деньги. Для больших лодок это не интересно, поскольку парусные яхты большого размера не могут физически ходить по водам Российской Федерации, потому что мосты, провода и так далее им не позволяют этого делать. Что касается больших катеров и яхт моторных, они как покупались, так и покупаются богатыми людьми.
Гурьянов: В абсолютных цифрах рынок по-прежнему будет выглядеть более чем скромно - сегмент небольших парусных яхт может вырасти с отменой пошлин с 20-30 единиц в год до 50-70, а моторных - с пятисот - шестисот до тысячи отмечает эксперт. Востребованы яхты и у российских бизнесменов, правда, сколько именно у россиян судов такой категории доподлинно не известно. В Национальной ассоциации морской индустрии считают, что можно говорить о десятках тысяч. Такие лодки стоят, как правило, от ста тысяч долларов. Но владельцы из этой категории предпочитает покупать и держать свои яхты за рубежом. В российских прибрежных водах ситуация осложнена прежде всего режимом выхода в море, а на внутренних водных путях - нехваткой инфраструктуры: яхт-клубов, марин, гостиниц и заправок. Так что до бурного роста рынка ещё очень далеко.&nbsp;