Попадание молнии в мачту
На самом деле, есть один совет, на случай, если уж попал в грозу: "убери всю электронику в духовку (или сейф, если он есть), там она может уцелеть в случае попадания молнии". И не забудь ее потом достать :)<!--break-->На самом деле, есть один совет, на случай, если уж попал в грозу: "убери всю электронику в духовку (или сейф, если он есть), там она может уцелеть в случае попадания молнии". И не забудь ее потом достать :)
В Таиланде мы в грозу попали дважды. В первый раз она сначала пролетела мимо, и нам достался только ветер в 30 узлов. Мы попытались выжать максимум скорости из катамарана "Леопард-38", но больше 8 узлов на лаге так и не увидели. Затем, уже когда стояли на якоре, начался дождь с грозой, который быстро прошел.
Второй раз гроза налетела уже под финиш путешествия. Нам предстоял 8 мильный переход, и выходили мы еще по солнечной погоде. Но вскоре прилетели тучи, и мы порадовались, что хоть немного ветра будет. Он постепенно усиливался с 5 до 15 узлов, потом задул под 20. Мы весело бежали в сторону якорной стоянки, поливаемые тропическим ливнем. В какой-то момент пришлось даже надеть очки, потому что глаза заливало и было попросту больно. И совсем ничего не видно.
В ожидании захода по часовой стрелке ушли под берег, скрутились. Летим мы вперед, уже место для стоянки присматриваем, как вдруг...
Вот так выглядел грозовой фронт, когда его еще возможно было снимать без подводного бокса.
Вдруг что-то шарахнуло, в смысле звука и в смысле ощущений. Вот примерно как если кувалдой слегка размахнуться и в грудь ударить. А звук при этом как от пушки. Ну и еще током ударило.
Верчу головой, оглядываю людей. Все живы вроде. Меня испуганно спрашивают, жив ли я. Ну жив. И вроде даже здоров вполне. Оказывается, было видно, как разряд по мне пробежал, от правой руки к левой ноге, и дальше по ступеням катамарана от рулевого поста вниз в кокпит. Как это возможно с точки зрения физики, не понятно, но я тоже видел, как молнии змейками сбежали вниз по вантам.
Пожара вроде нет, но паленым пахнет. Похватали огнетушители, вырубили электрику. Потом постепенно стали обратно включать. Свет есть. Один двигатель завелся. А больше практически ничего и не работает. Левый двигатель, который питает якорную лебедку - не работает. УКВ-станция не работает. Эхолот, равно как и остальные приборы, не работает. В том числе и автопилот. Плоттер, как это ни странно, работает, но координат не дает. То есть в режиме телевизора. Плита газовая не работает, спасибо английской маниакальности по поводу датчиков. Вода, правда, работает, а вот откачка из душа - нет.
Все наши электронные приборы, как то: ноутбуки, айпады, телефоны, фотики - все работает. Ручной GPS в этот раз я почему-то не взял. Ну и Бог с ним.
Убираю парус, завожу мотор. На всякий случай. Звоню менеджеру базы, объясняю что случилось. По голосу - он не совсем верит произошедшему. То есть спросил конечно, что и как, но не особо подробно. Ладно, что не требует идти на базу: в сумерках, а тем более по темноте, без эхолота как-то неуютно. Совсем-совсем неуютно.
Хоть берег и далековато, бросаю якорь: глубина должна позволить (судя по карте), а куда-то ходить по продолжающейся грозе - нет никакого желания. Уходим все в салон, наливаем и выпиваем за второе рождение.
Утром, засуча рукава, выбираем якорь. Понятно, что современные лебедки ручной режим имеют условный, и пользоваться им категорически невозможно. Поэтому тянем-потянем. Идем на базу под одним мотором, по слуху выставив обороты (тахометр тоже не работает). При свете дня видно, что у нас отсутствует УКВ-антенна и ветроуказатель. Добросовестно определяюсь по трем точкам и прокладываюсь по бумажной карте. Юнга Евгений добросовестно рулит тем временем.
В марину зашел самостоятельно, но катер на подмогу все равно вызвал на всякий случай. Сами понимаете, какая у катамарана маневренность под одним-то мотором.
Сансейл, точнее его менеджеры, осматривают и оценивают картину. Похоже, они в шоке, пусть и стараются сохранять спокойствие. К их чести, они признают, что ни предвидеть, ни предусмотреть попаданием молнии в мачту мы не могли. Депозит возвращают целиком и без разговоров.
Очень интересно было бы посмотреть, как выглядит мачта сверху. Не исключено, что в ней черная дыра. И надо будет позвонить Яну, узнать, смогли ли они за неделю вернуть Sunsail 384 к жизни. Кстати, его название - Gusty and Windy.... Как вы яхту назовете.
По материалам блога Тимура Литвиненко