Любительские парусные регаты – главный двигатель отечественного парусного спорта
Подходит к завершению 2011 год. Многие из нас в этом году принимали участие в событиях, связанных с парусным спортом – это Чемпионаты и Кубки, спартакиады и регаты выходного дня, матч-рейсы и международные гонки уровня Rolex Fastnet, Rolex Middle Sea race и ARC, при этом присутствие россиян в международных регатах становится все более заметным.<!--break-->Подходит к завершению 2011 год. Многие из нас в этом году принимали участие в событиях, связанных с парусным спортом – это Чемпионаты и Кубки, спартакиады и регаты выходного дня, матч-рейсы и международные гонки уровня Rolex Fastnet, Rolex Middle Sea race и ARC, при этом присутствие россиян в международных регатах становится все более заметным.
Часто мы говорим о том, что нам не хватает притока новых кадров, причем не профессиональных рулевых уровня МСМК, а именно тех, кто работает в команде, кто готов идти на парусную регату, наконец, кто готов учиться яхтингу вместе с нами.
Давайте попробуем разобраться, где взять таких людей – аудиторию любителей, как привлечь активную часть населения нашей страны к парусу, чтобы каждый год к нам приходили не десятки, а хотя бы сотни новых людей.
Парус, безусловно, в последние годы стал обретать популярность в нашей стране, но не за счет притока новых учеников в российские яхт-клубы, хотя и здесь ведется большая работа, и не за счет покупки новых парусных яхт в России - это единичные случаи. Новые люди приходят в парус через любительские регаты, проходящие за рубежом, начиная от ралли и заканчивая международными регатами-фестивалями. Именно любительские регаты за рубежом собирают максимальное количество россиян. Для сравнения - на Чемпионатах России в крейсерских яхтах обычно собирается до 25 вымпелов, что в среднем составляет 130 человек. На регате в том же Мармарисе (Турция) собирается 60-70 лодок под российскими флагами. Карибская парусная неделя (РБК) – 250 человек и т.д. Причем львиную долю составляют именно те, кто только-только пришел в парус, привлеченные слоганом «Опыт не требуется» и именно они - и есть новая волна людей, о которой мы говорим.
Отметим также, что эти люди являются наиболее привлекательной аудиторией для спонсоров и рекламодателей - средний класс, класс активной молодежи, которая в состоянии потратить 2000-3000 евро на свою поездку на парусную регату. Эти люди готовы покупать фирменную яхтенную экипировку, журналы о парусе, платить за обучение в школах, участвовать в любительских регатах, в конечном итоге, приобретать гоночные яхты различных классов. Именно поэтому Всероссийской Федерации Парусного Спорта необходимо не просто учитывать это направление развития спорта, но уделять особое внимание таким регатам, за которым стоит максимальное количество новичков. Пусть даже они не являются членами ВФПС. Многие из тех, кто попробовал себя в регате за рубежом в комфортной обстановке в Европе, на новых яхтах, навсегда связывают свою жизнь с парусом. Они придут в местные яхт-клубы, примут участие в местных регатах, пойдут учиться на спортивные курсы рулевых и шкиперов.
У паруса почему-то имидж закрытого сообщества. Только для своих. Давайте брать пример с горных лыж. В Сборной команде России по горным лыжам 50 человек, а катается на лыжах свыше 1 млн. россиян. Пора обратить внимание не только на спорт высших достижений, но и на массовые любительские регаты, где на арендованную яхту может придти каждый, от ребенка до пенсионера, от студента до домохозяйки и принять участие в регате. Такие условия сейчас есть в Турции, Греции, Хорватии, Италии, Испании. Именно поэтому практически все русские школы возят своих новичков на регаты вне России, а некоторые организуют яхтенные регаты самостоятельно и опять же – за рубежом. К сожалению, в нашей стране пока нет такой возможности дать новичкам проявить себя, есть акватории, но нет флота чартерных яхт, есть яхт-клубы, но их недостаточно. В центральной России есть только один клуб, который предоставляет настоящий чартерный флот парусных яхт (имея собственный флот спортивных яхт эМ-Ка) - яхт-клуб «ПИРогово». На Дальнем Востоке – это яхт-клуб «Семь Футов» (флот Platu 25, Четвертьтонники), а в Санкт-Петербурге – это «Парусник» (флот Лазер SB3, FARR40). И все – на страну с населением в 150 млн. человек. Поэтому регаты в Европе мы проводим не из-за желания поддержать экономику Хорватии, а просто в России таких условий нет.
Заметим, что со стороны ВФПС освещение международных любительских регат происходит очень скромно, в основном благодаря усилиям самих школ – проводящих организаций. Этого мало, необходимо установить более тесные контакты с оргкомитетами регат, получать оперативную информацию от них, публиковать официальные результаты и т.д.
Коснувшись темы организации любительских регат, добавим, что в таких регатах нет жестких требований к спортсменам и лодкам, к уровню подготовки, а цены на участие не так уж и высоки. С другой стороны – организаторы таких регат сделали все возможное, чтобы люди получали максимальное удовольствие от парусной регаты, как на дистанции, так и на берегу, по сути, превращая регату – в многодневный яхтенный фестиваль. В качестве примера приведем регату «Marmaris Race Week» (далее MIRW), которая собирает рекордное количество яхт на Средиземье. В этом году – 145 яхт из различных стран – от Германии до Австралии. При этом количество экипажей, которые полностью состояли из россиян 75, а это сорок более пятидесяти процентов от общего числа вымпелов регаты! Мы провели сравнительный анализ регаты MIRW за последние три года, который показывает динамику прироста русских экипажей на данной регате:
При этом заметим, что информация по регате «MIRW» проходила только в нескольких русских яхтенных журналах, а также на сайтах парусных школ и была кратко освещена на сайте ВФПС. Какая регата в России может похвастаться такой динамикой роста?
Также отметим рост российских любительских и спортивных регат за рубежом, которые стали развиваться благодаря поддержке яхтенных школ в самой России. Отметим наиболее успешный проект «Русского яхтенного центра» – регату «VOLVO», которая в этом году собрала порядка 30-ти вымпелов. Также напомним про успешные проекты: «Карибская Парусная Неделя - РБК» «FIRST 45», «OCEAN TV», «201 МИЛЯ», «Bavaria Cup» и многие другие.
Подводя итоги, можем сказать, что пока парус в нашей стране обретает широкую популярность, благодаря энтузиазму российских парусных школ - это и есть новый вектор развития яхтинга в самой России, который необходимо стимулировать, в том числе и силами ВФПС.
ВФПС нужно осознать, что члены Сборной команды рано или поздно выйдут из Сборной по возрасту и пересядут на крейсерские яхты. В Сборной команде 35 человек, если каждые 4 года она будет полностью обновляться – мы получим по 35 профессионалов 1 раз в 4 года – это капля в море, с точки зрения массовости. Но даже эти профессиональные гонщики не будут востребованы, так как не сформирована аудитория, которая покупает яхты, заказывает паруса, участвует в регатах и приглашает в качестве инструкторов, тактиков, рулевых - этих самых профессионалов.
Будущее отечественного паруса – за массовыми любительскими регатами. Любители – это массовость, профессионалы – это единичный, штучный товар.
Денис Шаповалов
Учебный Центр "Парусная Академия"