Сборная команда России изучает яхтенную историю Фримантла
В воскресенье у Сборной команды России не было гонок, экипажи настраивали лодки, кто-то вышел на тренировки, а кто-то из членов Сборной решил воспользоваться этой возможностью, чтобы познакомиться с городом Фримантл и его парусной историей, а так же посетить Национальный Морской Музей Западной Австралии.<!--break-->В воскресенье у Сборной команды России не было гонок, экипажи настраивали лодки, кто-то вышел на тренировки, а кто-то из членов Сборной решил воспользоваться этой возможностью, чтобы познакомиться с городом Фримантл и его парусной историей, а так же посетить Национальный Морской Музей Западной Австралии.
Фримантл, южный пригород столицы штата Западная Австралия города Перт (Perth), не первый раз принимает соревнования по парусному спорту мирового масштаба. На самом деле этот город входит в десятку парусных столиц мира, удостоившиеся чести провести 3 самые престижные в своей категории соревнования: Кубок Америки, кругосветная гонка The Whitbread/Volvo Ocean Race и Чемпионат мира в Олимпийских классах.
Начнем с Кубка Америки, потому что право проведения старейшего спортивного соревнования любой стране нужно завоевать на дистанции, а не в кабинетах ISAF.
В 1983 году австралийский синдикат под руководством Алана Бонда (Alan Bond) выиграл Кубок Америки у американского экипажа Денниса Коннора (Dennis Conner). Гонки проходили в США, в штате Род Айленд (Атлантический океан). Борьба была настолько драматичной и непредсказуемой, что впервые в истории Кубка потребовалось провести 7 флайтов, явного преимуществе не было ни у одного синдиката. С результатом 4-3 победили австралийцы. Это был фурор австралийского яхтинга и ночной кошмар Денниса Коннора. Поражение американцев поистине историческое событие – впервые за 132 года Кубок Америки был выигран иностранным синдикатом и покидал территорию США. Алан Бонд потратил 10 лет жизни, чтобы реализовать эту цель: 1974 яхта «Southern Cross», 1977 «Australia», 1980 «Australia I», 1983 «Australia II». Самая долгосрочная кампания в истории Кубка Америки была у шотландца Сэра Томаса Липтона в период с 1899 по 1930 на 37 метровых яхтах Shamrock.
Таким образом, Австралия получила право провести старейшее спортивное состязание Кубок Америки на своей территории. В качестве места проведения, после долгих дебатов и конкурсов, был выбран Фримантл, на тот момент небольшой портовый город с населением в 25 тыс. человек, в 30 минутах езды от столицы штата Западной Австралии – города Перт, где есть международный аэропорт. Впервые в истории Кубка - яхт-клуб Нью-Йорка не имел право вмешиваться в организацию и формат гонок, это придавало еще большую интригу событию и вызывало громадный интерес у яхтсменов всех стран. Как результат, 13 синдикатов из 6 стран: Канада, Франция, Италия, Новая Зеландия, Англия, США привезли 25 яхт в Перт/Фримантл для участия в отборочном соревновании Louis Vuitton Cup 1987.
Отборочные гонки рассматривались еще и как противостояния двух континентов: Европы и Северной Америки. В этой битве парусных держав победу одержал синдикат из США – «Stars&Stripes 87», под руководством Денниса Коннора. Проиграв австралийцам в 1983, он вновь завоевал право выступить против обладателя Кубка Америки – австралийского синдиката Kookaburra III и вернуть Кубок на родину. Другого результата от него не ждали.
Среди австралийских яхтсменов параллельно шла жёсткая конкурентная борьба за право представлять RPYC (Royal Perth Yacht Club) в Кубке Америки 1987. За это право боролись 4 австралийских синдиката. В финальных гонках встретился экипаж Алана Бонда «Australia IV» и синдикат «Kookaburra III». Алан Бонд проиграл и не смог принять участие в гонках. Вот такая ирония судьбы, человек, выигравший для Австралии Кубок Америки не смог завоевать право отстоять этот Кубок, спустя 4 года. После этого поражения Алан Бонд не вернулся в большой парусный спорт и не принимал участие в этапах Кубка Америки.
Финал Кубка Америки состоялся в разгар австралийского лета в акватории Фримантла (где сейчас проходит Чемпионат мира в олимпийских классах). Всего было проведено 4 гонки. Результат 4-0 в пользу американцев.
31 января 1987 – Stars&Stripes выиграли - 1 минуту 41 секунду
1 февраля 1987 – Stars&Stripes выиграли - 1 минуту 10 секунд
2 февраля 1987 – Stars&Stripes выиграли - 1 минуту 46 секунд
4 февраля 1987 – Stars&Stripes выиграли - 1 минуту 59 секунд
Кубок Америки с триумфом был возвращен на родину. Яхта-победитель Кубка Америки 1983 «Australia II» экспонируется в полном вооружении в Национальном Морском Музее (Фримантл) в непосредственной близости (1 минута ходьбы) от места проведения гонок в дисциплине «женский матч-рейс». Судьба яхты проигравшей в 1987 году «Kookaburra III» - неизвестна. В музее её нет, местные яхтсмены тоже не могут вспомнить, где она хранилась.
Сайт музея: http://museum.wa.gov.au/museums/maritime/#maritime/getting-here
Кроме Кубка Америки, Фримантл 3 раза принимал кругосветную гонку The Whitbread/Volvo Ocean Race.
1989 год этап Уругвай (Пунта дель Эста) – Фримантл
1993 год этап Уругвай (Пунта дель Эста) – Фримантл
1997 год этап ЮАР (Кейптаун) – Фримантл
Мы все помним, как проходила подготовка финиша кругосветной гонки Volvo Ocean Race 2008-09 в Санкт-Петербурге. Фримантл с населением в 10 раз меньше, чем Санкт-Петербург успешно справлялся с организацией приема флота в 20+ лодок (1989 году 23 яхты, включая советскую макси-яхту ФАЗИСИ). Город предоставил качественную ремонтную инфраструктуру, так как яхты приходили после этапа Южного океана и почти весь флот нуждался в ремонте различной степени.
И еще об одной личности - уроженце Фримантла. John Sanders (Джон Сандерс) стартовал 25 мая 1986 года на парусной яхте «Parry Endeavour» и совершил три безостановочных кругосветных плавания.
Стартовал 25 мая 1986 из порта Фримантл, финишировал 13 марта 1988, провел 658 дней 21 час в океане в автономном плавании. Рекорд занесен в книгу Гиннесса – самое протяженное плавание в режиме нон-стоп для любого судна – 71.023 морские мили. Яхта Джона Сандерса выставлена в полном вооружении в Национальном Морском Музее Западной Австралии (Фримантл).
В этом году Джон Сандерс на своей яхте «Perrie Banou IV» 39 футов принял участие в гонке Cape to Rio (из Кейптауна в Рио-де-Жанейро) и занял 4 место по гандикапу, после чего продолжил свое 8-е кругосветное плавание…
Вот в таком городе мы находимся. В понедельник 5 декабря на старт выйдут 5 олимпийских классов, в каждом из которых участвуют россияне: RS:X (Ж), 470 (М), Лазер (Ж), Финн и женский матч-рейс. Болеем за наших!
Оскар Конюхов, Перт, Западная Австралия
Специально для сайта ВФПС