Интервью с тренером российского экипажа в дисциплине женский матч-рейс – Софией Бекаторо
Сегодня в Перте штормит. Из Южного океана пришел циклон, который принес холодный воздух Антарктиды эти воздушные массы столкнулись с раскалённым воздухом Западной Австралии. Весь день льет как из ведра, раскаты грома слышны повсюду, а молнии с регулярной периодичностью пробивают то в океане, то вдоль береговой линии.<!--break-->Сегодня в Перте штормит. Из Южного океана пришел циклон, который принес холодный воздух Антарктиды эти воздушные массы столкнулись с раскалённым воздухом Западной Австралии. Весь день льет как из ведра, раскаты грома слышны повсюду, а молнии с регулярной периодичностью пробивают то в океане, то вдоль береговой линии. В этих условиях оргкомитет чемпионата не рискнул выпускать флот в океан и сделал вынужденный выходной.
Оргкомитет чемпионата опубликовал на своем сайте тревожную информацию: «After a morning of loud thunder, lightning and sometimes heavy rain, the Race Committee made the decision to abandon racing for the day. The forecast of electrical storms and possible wind gusts up to 100kph continuing through to evening».
Ветра в 100 км/час мы так и не увидели, но опасения оргкомитета разделяют все. Перт находится в 10 градусах к северу от «Ревущих Сороковых» широт и экстремальные погодные условия здесь вполне реальны.
Пользуясь этой незапланированной паузой, мы встретились с Екатериной Скудиной и её тренером гречанкой Софией Бекаторо (Sofia Bekatorou).
София - чемпионка мира в классе 470 (2000 год), победитель Олимпийских игр 2004 (Афины) в классе 470, бронзовый призер на Олимпийских играх 2008 в Пекине (Циндао) в классе Инглинг. В этом же классе выступала Екатерина Скудина (6 место на Олимпийских играх 2008). Кроме того, София была дважды признана яхтсменкой года по версии ИСАФ – 2002 и 2004. Имеет в своем активе 3 олимпийские кампании (2000, 2004, 2008). Гонялась с Екатериной в олимпийском цикле 2004-2008. Знает её плюсы и минусы.
Разговор состоялся откровенный и я рад, что такой специалист работает с нашими спортсменами. Речь не шла о гоночной стратегии, маневрах и настройках яхт. Мы общались на тему, что происходит за кулисами парусного олимпизма, судьи, ампаеры, протесты, психология, стрессоустойчивость. Многое из того, что я услышал не стоит публиковать на сайте, вдруг (что маловероятно, но все же) кто-то отправит перевод в ИСАФ, но София давала жёсткие комментарии.
Начали с общих фраз, про Перт, акваторию, уровень организации. Выбор акватории для женского матч-рейса в порту, насколько это оправдано? Тысячи зрителей мы не наблюдаем, а вот сложностей в виде кораблей, прогулочных яхт, лоцманских катеров этот выбор добавил.
София: «Экипажи в женском матч-рейсе привыкли работать в таких условиях, мы понимаем как вести себя по отношению к препятствиям на воде. Да, условия непростые, но они одинаковы для всех. Хотя, здесь есть фактор везения. Вчера одна яхта зацепила на киль кусок морской травы и стояла как вкопанная».
Здесь гоняется 31 экипаж, кто на ваш взгляд может выиграть Олимпийские игры?
София: «Я не буду давать комментарии по экипажу Екатерины Скудиной, скажу про остальных. Первая пятерка это:
Tunnicliffe (США)
Leroy (Франция)
MacGregor (Англия)
Lehtinen (Финляндия)
Souter (Австралия)
Дальше потенциал есть у экипажей из Новой Зеландии, Испании, Германии, Голландии, конечно, наш экипаж (Россия)».
Как вы оцениваете перспективы и место России в современном парусном Олимпизме?
София: «Это хороший вопрос. У России, безусловно, есть потенциал и лично мне интересно работать с Екатериной и её командой. Какие препятствия я вижу – слабый имидж страны на международной парусной арене. Надо понимать, кто рулит в мировом парусе. Где мы сейчас гоняемся? В Австралии. Где пройдут Олимпийские игры – в Англии. Кто строит конкурентную мат часть? Кому принадлежат лицензии на производство этих яхт? Посмотрите мировые рейтинги в олимпийских классах – сколько там спортсменов из Англии, Австралии, Новой Зеландии, США. Также обратите внимание на топовых судей и ампаеров. Англосаксы – доминируют. Почему я на это обращаю внимание, потому что наш греческий экипаж столкнулся с этим в бытность олимпийской программы 2000. Мы подходили к Олимпийским играм в 2000 как лидеры класса 470. В итоге, 14 место в Сиднее. Наш экипаж был дисквалифицирован и мы не смогли опротестовать это решение. У Греции на тот момент был имидж примерно как у России сейчас. В 2000 году мы были предоставлены сами себе решать наши проблемы, и это провал национальной федерации.
Первое, что я рекомендую ВФПС - нанять на 2012 год профессионального и авторитетного эксперта по правилам парусных гонок – rules adviser и это должен быть англосакс. Не просто человека хорошо разбирающего в правилах, таких в мире тысячи, а человека с кем будут здороваться в оргкомитете, а может и фотографироваться. Человека этого круга. Вы понимаете о каком круге я говорю. Он должен быть в составе делегации Сборной команды России, появляться на крупных соревнованиях 2012 года – Чемпионаты Европы, Чемпионаты мира, ну и конечно на Олимпийских играх. Он должен быть на дистанции и видеть, как развиваются события. Современный парусный олимпизм это не только хорошая спортивная форма, но и авторитет страны. Будет идти общепризнанный мировой лидер и его нарушение судьи не увидели, судьи ведь тоже люди, отвлекся, вода в глаз попала. И наоборот, какая-то выскочка будет слишком заметна в авангарде флота, могут снять. Найдут за что. Россия с 1996 года не поднималась на пьедестал почета на Олимпийских играх и уже появилась целое поколение судей, ампаеров, которые просто не привыкли видеть флаг этой страны в лидерах. Кто это там маячит с триколором? Можно обижаться или спорить, но это так. Для того, чтобы прорваться в олимпийскую элиту, нужно быть готовым к боям не только на воде, но и на берегу и это задача Федерации. Друзей в Олимпизме нет, вас будут бить и к этому нужно быть готовым. Недопустимо, чтобы били только спортсмена, нужно, чтобы часть ударов брала на себя Федерация, путем создания буфера в лице квалифицированных специалистов по правилам. Как было с нами в 2000 году, мы в мае 2000 выиграли Чемпионат мира в Венгрии, приехали с титулом Чемпионов и надеждой на призы. Нас дисквалифицировали в начале Олимпийских игр, плюс окончательно задавили на разборе протеста и все мы уже морально сломлены – даже в десятку не попали – в итоге 14 место. Поэтому, я в своих советах опираюсь на личный опыт побед и поражений.
Далее, состав делегации на Олимпийские игры. Допустим, Россия возьмет 5 лицензий и вам дадут 5 аккредитаций на страну +1 (резерв). Внимательно отнеситесь к этому, кто поедет. Я не могу указывать Национальной Федерации России, но скажу, что на последние Олимпийские игры ни президент Федерации Греции, ни исполнительный директор, ни спонсоры и VIP с нами не поехали. Только специалисты, которые отвечают за обеспечение Сборной команды. В делегации нужны пару тренеров лидеров Сборной, 2 супер врача, которые могут мертвого поднять и отправить на гонку, специалист по правилам (rules adviser), психолог, главный тренер Сборной. Я помню, как президент Федерации Греции приехал в 2000 году в Сидней и ежедневно устраивал брифинги и совещания со спортсменами, хотя каждый из нас на 10 голов был выше президента по уровню мастерства. А когда нас – лидеров класса 470 дисквалифицировали, никто не смог квалифицированно отстоять нашу позицию на протесте. Я понимаю, что президент ВФПС – олимпийский призер и не думаю, что он начнет устраивать собрания для олимпийцев в Веймуте, просто подчёркиваю - важно, чтобы делегация была предельно полезна для Сборной. Вообще задача Федерации предельно простые:
Обеспечить жильем (желательно не в часе езды от Олимпийской деревни), катерами с аккредитациями и тренерами, которые имеют допуск в деревню, врачи, специалист по правилам, визы-билеты.
И не надо этих речей «Дорогие Олимпийцы – вот и настал решающий момент в вашей парусной жизни – завтра вы отправляетесь на Олимпийские игры. Вся страна рассчитывает на вас и т.д.» Зачем, люди и так напряжены до предела, все кто едет на Игры, осознанно сделали это выбор и подбадривать в таком формате не стоит. Лучше спросить у каждого экипажа – что мы еще можем сделать для вас. А вообще – стрессоустойчивость для спортсмена-олимпийца важный элемент в программе подготовки к Играм. И здесь важна работа психолога. Это тема отдельного разговора».
Ваши цели и планы:
София: «Здесь в Перте гоняется 31 экипаж. Всего 8 стран отберутся в Перте и наша задача быть в этой восьмерке. Если нет, то 3 лицензии будут разыграны в Майами в феврале 2012 и нам придется ехать туда. 1 лицензия уже есть у Англии – хозяйки Олимпийских игр. Всего 12 стран будут выступать на Олимпийских играх 2012 года в дисциплине «женский матч-рейс». В мае 2012 мы уже переезжаем в Веймут (Англия) и будем базироваться там, выезжая на соревнования в Европу».
Вот такой у нас тренер-наставник в классе «женский матч-рейс». Опытный, авторитетный, прямолинейный.
Оскар Конюхов
Перт, Западная Австралия
Специально для сайта ВФПС