Доходное место: Где бросить якорь
Где бы она ни находилась, яхтенная марина являет собой своеобразный симбиоз романтики, роскоши и коммерции.<!--break-->Кроме того, это сложное в техническом плане сооружение и всегда хорошая приманка для покупателей недвижимости по соседству.
Изначально марины — гавани для яхт — возникали стихийно, рядом с судоверфями в устьях рек со слабым течением и в естественных закрытых морских бухтах. Второе поколение марин создавалось в акваториях морально устаревших портов. Во второй половине ХХ в. стали появляться гавани третьего поколения. Они предлагают ненавязчивый сервис как для судов, так и для самих яхтсменов. Основной доход в таких проектах — плата за стоянку и обслуживание яхт.
Марины четвертого поколения — это многофункциональные комплексы. В таких морских деревнях можно не только комфортно и безопасно припарковать яхту, но и сделать мелкий ремонт, устроиться на ночь в гостиницу, перекусить в ресторане, закупить продукты в супермаркете. Основная прибыль поступает от объектов сервисного обслуживания.
Дефицит места под строительство марин ощущается на всем Средиземноморском побережье. Но возможности для нового строительства еще остались в Турции, Хорватии, на некоторых греческих островах и Кипре.
По морям, по волнам
Традиционно наибольшей популярностью у российских яхтсменов пользуются воды Франции (Лазурный берег), Монако, Италии, Испании, Кипра, Греции, Черногории и Хорватии. Чуть менее популярны из-за большой удаленности акватории Сейшел, Карибских островов, Таиланда и США.
Владельцы мегаяхт пускаются в плавание в основном летом и предпочитают статусность курорта всему прочему. Они чаще бросают якорь на Лазурном берегу, в Монако, на Сардинии. Но по мере того как в России путешествия под парусом становятся все более популярными, набирают очки более демократичные Кипр, Хорватия, Турция и Черногория. Яхтсмены, освоившие Средиземноморье, пересекают Атлантику и осваивают Карибы или Таиланд, правда, пока природные и погодные условия там на порядок превосходят уровень развития яхтенной инфраструктуры.
Но идущие под парусом неприхотливы, хотя каждый раз придирчиво изучают иконки с обозначениями доступных сервисов в описаниях марин. Конечно, хочется всякий раз приходить в живописное и богатое на развлечения место. Но гораздо важнее цена за стоянку, возможность подключиться к электричеству, пополнить запасы воды и топлива, помыться в нормальном душе. В этом смысле почти близки к совершенству марины Турции и Хорватии.
В Греции, если яхта уже вышла из Афин, стоянка скорее всего будет у городской стенки без удобств, что компенсируется обилием ресторанчиков на набережной. Хотя в стране есть несколько хороших марин и строятся новые. Например, марина в г. Агиос-Николаос на острове Крит готова круглый год принимать до 255 яхт. По словам Тимура Бетеева, первого заместителя гендиректора ГК «Мирум» (строит рядом жилой комплекс «Тсифилики» из 15 вилл), яхты до 50 м длиной располагаются внутри марины, свыше 50 м — на рейде. Здесь можно пополнить запасы воды и топлива, есть возможности для ремонта и очистки судов. «Примерная стоимость в высокий сезон для яхты длиной 30-50 м составляет 160-300 евро в день или 2000-3200 евро в месяц. Парковка такой яхты на год обойдется собственнику в 15 000-24 500 евро», — описывает он. В течение трех лет «Мирум» планирует строительство и собственной марины.
Самые дорогие стоянки, с высоким уровнем сервиса и богатой инфраструктурой, находятся на Лазурном берегу Франции, в Монако, на курорте Порто-Черво на Сардинии. Свободных мест для яхт в летний сезон здесь практически не бывает. Почти не уступают им Ибица и Мальорка. «Стоимость швартовочного места летом здесь — от 1000 евро в день. Арендовать квартиру в этих местах можно от 300 евро в день», — сравнивает Екатерина Румянцева, гендиректор Kalinka Realty. Примерно такие же расценки на стоянку 70-метровой яхты на Капри или Сан-Тропе. В Ницце или Портофино можно приобрести право долгосрочной аренды причального места на 10-40 лет. Для больших яхт стоимость арендного контракта сравнима с ценой элитной недвижимости: например, 15-летний контракт на причальное место для 80-метровой яхты в Сан-Ремо стоит 8 млн евро.
«В итальянской Marina Di Portorosa аренда места в низкий сезон начинается от 15 евро в день (яхта длиной до 6 м) и достигает 186 евро в день (за судно более 30 м). В высокий сезон — 30 и 375 евро в день соответственно», — приводит пример Елена Юргенева, директор департамента элитной недвижимости Knight Frank.
В Португалии, в Виламоуре (регион Алгарве), находится марина, которая может принять до 1000 яхт. Это одно из самых живописных и роскошных мест страны. «Виламоура была специально спроектирована как самодостаточный, эксклюзивный курорт, поэтому застройка проходила упорядоченно и отличалась хорошим вкусом. Здесь находятся одни из лучших отелей региона, гольф-поля мирового уровня, казино, аэродром, а также жилые комплексы класса люкс. В высокий сезон стоимость аренды места в марине начинается от 130 евро и доходит до 1200 евро в неделю. На других португальских курортах цены за стоянку небольшие — в среднем 200-400 евро в месяц», — рассказывает Александр Гладкевич, директор представительства Status Home в России.
Пирсы класса люкс
Проекты жилых комплексов, в состав которых входят марины, требуют крупных капиталовложений, поэтому их не так много.
В г. Тиват (Черногория) в Боко-Которской бухте, входящей в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО, на средства нескольких частных инвесторов строится Porto Montenegro. Объем инвестиций в проект на площади 24 га составляет 600 млн евро. Марина позволит принимать одновременно 630 яхт (в том числе 130 — длиной более 24 м). Сопутствующая инфраструктура включает в себя резиденции, отели, бары, рестораны, бутики, спортивный комплекс, яхт-клуб, морской музей, а также 64-метровый бассейн.
В июне 2009 г. здесь открыли причал на 85 яхт. Летом этого года число мест увеличилось до 183. По словам Питера Мунка, главного инвестора и инициатора проекта, за последние 10 лет количество владельцев мегаяхт возросло более чем в 3 раза. Но в мире по-прежнему крайне мало пристаней, способных разместить крупные суда и предложить высокий уровень обслуживания экипажей.
Porto Montenegro предлагает услуги не только для яхт, которые находятся постоянно в марине, но и для тех, кто зашел в воды Черногории на время: беспошлинное топливо, 24-часовой сервис по обслуживанию. Porto Montenegro стал официальным портом для въезда в страну с лета 2010 г.
Аренда места для яхты длиной 12 м составляет в высокий сезон 702 евро в месяц, в низкий сезон — 572 евро. Место для яхты длиной 24 м обойдется в 2190 евро в месяц в высокий сезон и 1795 евро в низкий.
Уже завершено строительство четырех комплексов резиденций (Teuta, Ozana, Zeta и Milena), пятый комплекс — Tara достроят в течение 2012 г. Стоимость недвижимости — от 200 000 (за апартаменты) до 2,9 млн евро (за пентхаусы).
В соседней Хорватии объявлено о начале строительства яхтенной марины как части масштабного проекта Mandalina Marina & Yacht club. Новая марина в живописном городе Шибеник позволит пришвартовать 79 яхт длиной до 100 м, на берегу разместится отель с двумя ресторанами. Марина будет построена рядом с уже действующей пристанью на 350 мест для яхт длиной до 75 м. Стоимость проекта оценивается в 17 млн евро.
Расположенный на юго-западе острова Нью-Провиденс (Багамские острова) курорт Albany занимает более 240 га. Этот совместный проект Tavistock Group, Тайгера Вудса и Эрни Элса будет состоять из 375 прибрежных резиденций, коттеджей и частных вил. На территории роскошного курорта будут расположены бутик-отель, SPA и фитнес-центры, детский аквапарк, поле для гольфа, спроектированное Эрни Элсом, центр верховой езды, теннисные корты, рестораны и бары. Изюминка курорта — марина (71 причал), способная вмещать яхты до 73 м в длину.
Марина в офшоре
Многонациональный, толерантный и офшорный Кипр неизменно привлекает туристов, бизнесменов и частных инвесторов. Многие прибывают на остров на яхтах. На Кипре очередь на стоянку расписана на годы вперед. В целом в регионе, по данным департамента торгового судоходства, более 160 000 владельцев яхт, и численность желающих «припарковать» свое плавсредство постоянно растет.
На южном побережье расположился морской порт Лимассол — второй по величине город Кипра, основанный еще в византийские времена. От центральной площади города как лучи солнца расходятся шесть дорог. Самая южная из них ведет прямиком к марине. Небольшой участок земли в самом центре старого города братья Костас и Николас Ланитисы, владевшие известной на Кипре торговой компанией и основавшие Народный сберегательный банк, приобрели в 1933 г. Здесь, вблизи порта Лимассола, спустя почти 80 лет, в июне 2010 г., у руководителей семейной корпорации Cybarco возникла идея построить насыпной остров с большой мариной, пригодной как для небольших частных судов, так и для огромных океанских яхт. На вытянувшемся на километр в море насыпном острове кроме причалов для 650 яхт возводятся жилые дома (274 объекта), торгово-развлекательный центр и прочая инфраструктура. Полностью реализовать амбициозный проект общей площадью 170 000 кв. м планируется в 2014 г. Объем инвестиций составит 350 млн евро. На материке уже вырос многоквартирный жилой комплекс.
Лимассол — редкий случай, когда новый проект интегрируется в историческую часть города. Чаще новые марины строятся, что называется, в чистом поле.
В Limassol Marina причальные места не продаются — их можно взять в лизинг на три года с правом пролонгации. Преимущественное право — у покупателей недвижимости в комплексе (цены — от 448 000 до 3 млн евро), остальным придется подождать, пока все жилье будет раскуплено и места у причалов его владельцами выбраны. За место для 15-метровой яхты в год собственнику судна придется выложить 7000-8000 евро — недешевое удовольствие. Хотя в Греции за стоянку судна такой же длины придется заплатить 13 500 евро в год.
Limassol Marina, пожалуй, самый масштабный и сложный строительный проект Кипра сейчас. В гавани имеются сухой док и мастерские, оказывающие услуги по мелкому ремонту и обслуживанию судов, а также устройства для заправки топливом и утилизации переработанных материалов и мусора. Для больших яхт здесь предусмотрен отдельный 100-метровый причал. На каждом причале можно будет пополнить запас свежей воды, подключиться к источнику бесперебойного питания, заправить лодку топливом. На берегу мореплавателям будет доступен скоростной интернет, WiFi и даже кабельное телевидение. Завершение строительства причального комплекса планируется уже в 2012 г.
Вилла в нагрузку
65% годового дохода Сейшелам приносит туризм. В основном тропический рай на Карибах предлагает приезжим «солнце, воздух и воду». Желающим приобрести недвижимость выбирать особенно не из чего. Частные дома на Сейшелах можно купить (снять в аренду) только на четырех основных островах (Маэ, Праслин, Ладиг, Силуэт).
Маэ — самый главный и крупный. Гранитные скалы, чуть отступившие от воды, дают немного места побережью. Нехватка территории подтолкнула местное правительство в конце XX в. к разработке амбициозного плана по созданию 13 насыпных островов. Частного владельца нашел самый большой проект — Eden Island. Купившие его южно-африканские инвесторы с 2005 г. не только строят здесь виллы и апартаменты на продажу, но и создали марину для яхт. Расположена она между Маэ и Eden Island и просматривается с обоих островов. Под нее ушло почти 16 из 56 га искусственно созданной из коралловой крошки территории. Зато каждый покупатель недвижимости на Eden Island может получить квадратные метры не только на земле, но и на водной глади. Для удобства владельцев стоянки для яхт расположены в непосредственной близости от домов и могут круглогодично принимать лодки длиной до 100 м. Собственная марина повысила стоимость местной недвижимости: с 2006 г. цены на виллы и апартаменты на Eden Island выросли на треть. Сейчас, например, квартира в 151 кв. м с тремя спальнями на 1-м этаже в одном из таунхаусов предлагается за $850 000. Виллы стоят дороже.
На Карибах, в Сент-Китс, по периметру комплекса Christophe Harbour расположены гавани для частных яхт. Владельцы жилья получают членство в гольф-клубе и место у причала. Цены на недвижимость, по словам Екатерины Румянцевой, начинаются от $1975 за 1 кв. м.