В.Завадников: "Целиком из российских яхтсменов сделать классный экипаж невозможно"

В последние дни уходящего года капитан российской парусной команды "Синергия", Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Завадников дал эксклюзивное интервью.<!--break-->В последние дни уходящего года эксклюзивное интервью &quot;РБК-Спорт&quot; дал капитан российской парусной команды &quot;Синергия&quot;, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валентин Завадников.
- &quot;Синергия&quot; в уходящем году приняла участие в 12-ти регатах. Каковы главные итоги сезона?
- В прошедшем сезоне мы выступали в двух классах: TP52 и RC44. Экипажи и там и там у нас значительно совпадали, но идеология у каждого из этих проектов была своя. TP52 был на пике в 2010 году, а в этом началось его падение. Это мощные дорогие лодки, требующие высокопрофессионального экипажа, в котором не допустимы слабые места. Как известно, кризис влияет на все и как только люди начали считать деньги, стало понятно, что из TP52 будут бежать в какие-то альтернативные проекты.
В обоих классах мы старались проводить эксперимент - пытались выступить полностью российским экипажем. Спортивный результат в итоге оказался не высоким, но мы получили отличный результат с точки зрения понимания развития российского парусного спорта.
Я полагаю, в ближайшие 15-20 лет построить российскую парусную команду высокого уровня, состоящую исключительно из российских яхтсменов, будет невозможно. Во-первых, тех, кто обладает высоким профессионализмом, в России достаточно мало. Во-вторых, мы не можем преодолеть без внешних носителей культурную среду &quot;колхоза&quot; - мы не можем коллективно двигаться к какой-то общей цели, можем лишь дружить против кого-то. Мы не достигаем результата, а находим врага для объяснения невозможности этот самый результат достичь. Мы не способны работать в конкурентном пространстве. Иностранцы устроены по-другому. И если на борту есть хотя бы три иностранца, то этого уже достаточно для того, чтобы поддержать культуру профессионализма.
- Но ведь 15-20 лет - это очень долго...
- Сейчас в развитии нашей страны приветствуются монополии. Так почему же граждане, видя основные тренды развития государства, направленные на монополизацию, должны начать реализовывать в бизнесе (а парус для яхтсменов - их бизнес) конкурентные системы? Пока, во всяком случае, я не вижу, что в ближайшее время что-то кардинально изменится.
- &quot;Синергия&quot; прогнозировала исключение из календаря 2012 года Audi MedCup? Как это отразится на команде?
- Еще в августе нам стало понятно, что Audi, скорее всего, откажется от спонсорства MedCup. Так в итоге и произошло. Причины я уже называл: дорого, и многие уходят в другие классы. Кроме того, MedCup отлично существовал на фоне непонятной истории с America's Cup. Как только там наступила ясность, стало очевидно, что MedCup от этого будет в проигрыше - его стали покидать профессионалы.
Кроме того, появился RC44 - по интересности, по мощности не уступающий TP52. Но RC44 существенно дешевле - это жесткий монотип, в отличие от TP52, поэтому не нужно дополнительных расходов на производство лодки. В итоге мы получаем стоимость RC44 - 650 тыс. евро против 2 млн евро за TP52, а средняя стоимость обслуживания - 1 млн евро против 2 мпн. Свое решение о покупке лодки RC44 мы приняли еще в июле прошлого года, и уже год на этой лодке отходили. Cобираемся и дальше активно участвовать в гонках. Лодку мы за этот сезон освоили, надеемся улучшить свои результаты. Отмечу, что нынешним экипажем мы ходим уже пять лет, его костяк сложился, и он проповедует западный яхтинг, а не советский.
- Ваша нынешняя должность в Совете Федерации чем-то помогает &quot;Синергии&quot;?
- Нет, не помогает. Да и не может, наверное, помогать. &quot;Синергия&quot; - абсолютно частный проект, никак не связанный с моей работой в Совете Федерации. Мы никогда не строили свою команду с расчетом на чью-то помощь. Мы, безусловно, ищем спонсоров. Но, не думаю, что моя должность может чем-то помочь в их поиске. Тем более, что ищу я, в основном, иностранных спонсоров. Единственный пример, условно говоря, такой помощи - яхтенную фотовыставку здесь в фойе Совета Федерации делали лет 6 назад.
- А может как раз стоит пользоваться, помогать парусному спорту?
- С моей точки зрения, это - другая история. Существует целый ряд мифов о парусном спорте: тяжелый, дорогой, не массовый и т. д. Я не понимаю, почему тяжелый, не понимаю почему дорогой - футбол дороже! Построить стадион гораздо дороже, чем купить 100 &quot;Оптимистов&quot;. Это мифы советского периода. Но главное - это спорт среднего класса, а этого класса в нашей стране долгое время не было, и, может быть, только когда-нибудь появится. Вот тогда и парус будет сильнее развиваться.
- Прокомментируйте итоги прошедшего чемпионата мира в Перте, где Россия получила 4 олимпийские лицензии. Каковы медальные перспективы российского паруса на Олимпиаде в Лондоне?
- Я за этими соревнованиями не слежу, и олимпийские классы яхт мне не интересны. Я вообще плохо отношусь к олимпизму как к таковому. Он несет на себе печать врожденного порока - ведь, по сути, Олимпиада - это соревнование любителей. Много там любителей соревнуется? Давайте вернемся к Кубертену и будем называть вещи своими именами.
Кроме того, во многих видах спорта спортсмены пытаются что-то сделать, и потом попасть на Олимпийские игры, а в парусе все совсем наоборот. Ведущие спортсмены мечтают побыстрее закончить с олимпизмом, уйти в профессиональный спорт и гоняться на килевых яхтах. Тоже самое в фигурном катании - все хотят перестать играть в игры и начать заниматься делом.
Поэтому, говоря о парусном спорте, я подразумеваю килевые лодки с не одним-двумя-тремя членами экипажа, а с серьезной большой профессиональной командой.
- Что нужно сделать, чтобы Россия стала лидером мирового парусного спорта? Насколько реально приблизиться к лидерам в ближайшие годы?
- Сильные команды у России есть. Но предпосылок к тому, чтобы они начали занимать первые места нет, и взяться им неоткуда. Мы же уже говорили об иной культурной среде. Повторюсь, сначала должен появиться средний класс, потом должны появиться увлечения среднего класса у воды, потом дети этого среднего класса пойдут в яхтинг. После этого автоматически пропадет миф про элитарность и дороговизну. А вот потом можно ждать каких-то прорывов в спортивных результатах. Хотя, еще раз скажу, фундаментальных предпосылок я к такому развитию событий пока не вижу. Реальный пример - сейчас в RC44 четыре лодки с российскими флагами, при этом на двух полностью иностранные экипажи и их владельцы не планируют привлекать в команду россиян. Зачем воспитывать &quot;колхоз&quot;, если можно нанять зарубежных профессионалов? Возвращаясь к сильным российским командам - знаю, что команда Кирилла Подольского продолжит серьезно участвовать в RC44. Будем там соревноваться. Вообще Кирилл - очень целеустремленный яхтсмен. Однако мы будем продолжать выстраивать свой экипаж на иных принципах, нацеливаясь и на иной результат.
- Расскажите о Ваших &quot;парусных&quot; планах в наступающем году?
- Как я и говорил, &quot;Синергия&quot; намерена сконцентрироваться на RC44. Будем принимать участие во всех регатах, запланировали четыре тренировки. Надеемся сильно повысить свои показатели. Надеемся, что в этом нам помогут дружеские отношения с командой Quantum - мы работаем с их ключевыми людьми.
- Россия не принимает участия в глобальных парусных проектах - VOR и AC. Нужно ли нам участие в подобных регатах?
- Участие в таких проектах должно поддерживать государство. Это проект масштаба страны. Власти России пока не считают нужным позиционировать себя как морская держава. Точнее, у них пока не укладывается в голове, что участие в обоих этих эвентах - есть некая демонстрация технологического развития страны. Последние три года мы, в меру сил, пытались им это объяснить, но у нас не получилось. Более того, в свое время у &quot;Синергии&quot; в силу статуса была возможность участвовать в AC, и мы стране это предлагали, но это ей оказалось не интересно.
- Парусный спорт в России сильно уступает по популярности многим видам спорта. Как изменить эту ситуацию?
- Это не ко мне. У меня нет такой задачи. Тот, кто хочет парусом заниматься - он им занимается, находит способ. Кто не хочет - ищет причины этого не делать.&nbsp;