Newport Bermuda Race

«Бермудская лихорадка: заболевание, поражающее яхтсменов раз в два года» - так писали о шестисотмильной гонке Ньюпорт-Бермуда еще в середине прошлого века.<!--break-->&laquo;Бермудская лихорадка: заболевание, поражающее яхтсменов раз в два года&raquo; - так писали о шестисотмильной гонке Ньюпорт-Бермуда еще в середине прошлого века.
&nbsp;
За прошедшие десятилетия лихорадка приобрела размах эпидемии. В общей сложности в этой старейшей в мире оффшорной гонке уже участвовало четыре с половиной тысячи лодок, сорок шесть тысяч яхтсменов. Полсотни из них проходили дистанцию по полтора &mdash; два десятка раз.
Рекорд пока удерживает ветеран бермудской регаты Джим Мерц, выходивший на старт уже тридцать раз. Как-то после очередной, особенно жесткой гонки, на вопросы журналистов о своих впечатлениях он отрезал: &laquo;Кошмар! Будь я проклят, если повторю это раньше, чем через два года!&raquo;
Есть в этой гонке что-то такое, что заражает тысячи яхтсменов оффшорной одержимостью. Организованная в 1906 году как первая в мире любительская океанская гонка, Ньюпорт &mdash; Бермуда стала прародительницей всех знаменитых оффшорных гонок: от Фастнета до шестисотмильной карибской регаты.

Все началось со скандала. В 1904 году Томас Флеминг Дэй, страстный яхтсмен &mdash; и взбалмошный редактор журнала &laquo;Rudder&raquo; - организовал 330-мильную любительскую гонку от Бруклина до Марблехеда. Гонка вывела на старт шесть лодок, - и навлекла массу язвительных комментариев в нью-йоркских и бостонских газетах. &laquo;Нужно быть сумасшедшим, - цитировали журналисты мнения &laquo;морских волков&raquo;, - чтобы допускать к оффшорным гонкам доморощенных яхтсменов-любителей на утлых лодчонках длиной меньше 80 футов!&raquo;
Дэй ответил критикам резкой отповедью со страниц своего журнала: &laquo;Газетчики не придумали ничего лучше, как спрашивать советов пропитанных ромом седобородых сухопутных адмиралов. Что могут знать об опасностях морских просторов эти жалкие развалины, сидя день деньской за выпивкой у себя в клубе? Для них пройти от Ларчмонта до Коровей бухты при ветерке в десять узлов &mdash; уже приключение, которое они в жизни не забудут и едва ли когда захотят повторить&raquo;.

Опасности моря проповедуются невеждами, считал Томас Дэй. Хорошая океанская гонка не только приносит удовольствие, но способствует развитию мастерства мореходов и кораблестроителей. В доказательство своих убеждений Дэй объявил о проведении новой регаты, по дистанции вдвое длиннее прежней &mdash; 635 миль от Нью-Йоркской бухты до Бермудских островов.
Идею поддержал Бруклинский яхт-клуб. Известный британский любитель паруса, сэр Томас Липтон (да-да, тот самый чай), объявил приз в сто фунтов стерлингов для победителя. Королевский яхт-клуб Бермуд выделил по два фунта на каждого участника для увеселительной программы по окончании состязания. Так родилась Бермудская гонка. Первая любительская шестисотмильная гонка в истории парусного спорта.

Газеты наперебой пророчили гонщикам беду. Гробовщики и похоронные компании посылали свои визитки членам экипажей и их семьям. Кто-то якобы даже видел, как на борт грузили саваны, на случай похорон в море. В итоге выйти на старт отважились только экипажи трех яхт: 38-футового иола Тамерлан с Томасом Дэйем на борту, 39-футового иола Лила, и 28-футового шлюпа Гонтлит.
В субботу, 26 мая 1906 года яхты вышли на дистанцию. Лила со старта вырвалась вперед. Но вскоре начали сбываться худшие прогнозы скептиков.
Океан встретил смельчаков штормом. В налетевшем шквале Лила потеряла стеньгу. Подоспевший Тамерлан взял соперников на буксир и потащил обратно к старту. Тем временем малышку Гонтлит штормом унесло далеко на восток от генерального курса. Но ее капитан, Альфред Лумис, решил продолжать гонку.

Экипаж Тамерлана, доставив поврежденную Лилу обратно в Нью-Йоркскую бухту, сначала думал выйти из гонки. Но 29 мая 1906 года вернулся на дистанцию &mdash; и финишировал на Бермуде через пять дней, шесть часов и девять минут. После пересчета времени первое место и приз в 100 фунтов был присужден Тамерлану.
Вскоре после этого до финиша добралась и 28-футовая Гантлит &mdash; заняв второе место. Тем не менее, эта крохотная яхта удерживает два рекорда в столетней истории гонки Ньюпорт - Бермуда. Гантлит &mdash; до сих пор самая маленькая яхта, преодолевшая дистанцию этой старейшей в мире оффшорной гонки. В составе экипажа была Тора Лунд Робинсон &mdash; первая женщина, прошедшая гонку Ньюпорт &mdash; Бермуда.

В следующую гонку на старт вышло уже двенадцать экипажей в двух дивизионах. Причем Лила смогла взять реванш &mdash; и заняла первое место в своем классе. Гонка стала набирать популярность. Через два десятка лет зараженные шестисотмильной &laquo;бермудской лихорадкой&raquo; британцы организовали у себя аналогичную гонку &mdash; знаменитый теперь Фастнет. Позже, ветераны Бермуд и Фастнета учредили гонку Сидней &mdash; Хобарт.
Но все же, среди классических шестисотмильных регат Бермудская остается одной из самых интересных океанских гонок первой категории сложности, несмотря на казалось бы простую дистанцию &mdash; курс 162, 635 миль по прямой.

Каждые два года в середине июня больше полутора сотен яхт выходят на старт в исторической гавани Ньюпорта, штат Род Айленд, чтобы после нескольких суток бескомпромиссной борьбы пересечь Гольфстрим и финишировать у берегов райских островов Бермудского архипелага.&nbsp;