Жизнь под парусом

Бесконечная водная гладь, нарушаемая лишь солнечными бликами и белыми барашками легких волн…<!--break-->Бесконечная водная гладь, нарушаемая лишь солнечными бликами и белыми барашками легких волн&hellip;
Свежий ветерок и парус, стремительно уносящийся за горизонт&hellip;
Эту великолепную картину можно видеть не только в романтических мечтах о свободе дальних странствиях, но и в реальности. В Нижегородской области еще остались энтузиасты парусного спорта, которые, полагаясь только на крепость мускулов и точный расчет, смело бросают вызов стихиям.
Александр Бобылев
Родился 23 октября 1950 года в Иваново. Окончил электромеханический факультет ГИИВТ (ВГАВТ) в 1981 году. Кафедра подъемно-транспортных механизмов и судового оборудования. С 2011 года &ndash; предприниматель. Женат, двое детей. Интересы: яхтинг, гонки.
Дорогое бесплатное удовольствие
Согласно многочисленным исследованиям, в десятку самых массовых видов спорта входят легкая атлетика, футбол, плавание, йога, велоспорт, баскетбол, волейбол, аэробика, теннис и бодибилдинг. Среди наиболее опасных &ndash; баскетбол, езда на велосипеде, американский футбол, мотоспорт, бейсбол, фитнес, футбол, плавание, лыжи и регби. А вот наибольших финансовых вложений требуют автогонки, парусный спорт и конное поло. Однако президент Нижегородской федерации парусного спорта Александр Бобылев уверен, что гонки на яхтах тоже могут стать массовыми, оставаясь при этом относительно безопасными и доступными для спортсменов.
Александр Бобылев: &laquo;Разговоры о том, что парусный спорт &ndash; дорогое удовольствие, доступное только миллионерам, - во многом от лукавого. Конечно, лодки и экипировка стоят денег, но при этом мы используем бесплатную воду, которой так богат нижегородский край, а также не требующий вознаграждения ветер. В отличие от, скажем, футбола или хоккея, нам не нужны специальные площадки с искусственным покрытием, не требуются стадионы и дворцы спорта&hellip; Конечно, бывают очень дорогие яхты, но они в наших широтах, скорее исключение, чем правило. Если говорить о конкретных суммах, то парусник класса Open-800 &ndash; одного из самых популярных во внутренних водах РФ &ndash; стоит на вторичном рынке 15-25 тысяч долларов, а новая яхта - около 60 тысяч долларов. Кстати, производят их у нас, в Нижнем Новгороде, поэтому можно заказать лодку и каждый день ходить, проверять, как идет работа. Швертбот класса &laquo;Оптимист&raquo; можно купить за 75 тысяч рублей, при этом за каждый купленный борт Всероссийская федерация парусного спорта дает клубам еще один. А не так давно по нашему заказу конструктор парусных судов Михаил Тихонов спроектировал детскую учебную лодку &laquo;Ракета -270&raquo;. Ее цена еще ниже &ndash; около 60 тысяч рублей&raquo;.
При этом совершенно не обязательно покупать яхту, чтобы научиться ходить под парусом. Александр Александрович утверждает, что любой взрослый может приехать на соревнования, познакомиться с опытными яхтсменами, пообщаться и попробовать свои силы, для начала просто прокатившись с ветерком, скажем, по акватории Горьковского моря. Членов экипажа всегда не хватает, поэтому попасть в одну из команд вполне реально. Дети же могут прийти в МОУ ДОД &laquo;ДЮСШ по парусному спорту&raquo; при спорткомитете администрации Нижнего Новгорода и присоединиться к 150-ти уже занимающихся подросткам или записаться в яхт-клуб &laquo;Ока&raquo;, при котором есть детская парусная школа ГФСК &laquo;Локомотив&raquo;. Клубы также работают в Городце, Чкаловске, Выксе, на Бору и в Сокольском. В ближайших планах Нижегородской федерации парусного спорта освоение берегов Балахны, Павлово, Навашино, Дзержинска, Лысково и других стоящих на воде населенных пунктов. Кстати, занятия в парусных школах для детей или вовсе бесплатны, или их стоимость не превышает 400 рублей в месяц.

Олимпийская безнадега
Александр Бобылев: &laquo;Основная беда всех наших клубов &ndash; отсутствие официальной вышестоящей организации, которая бы структурировала процесс воспитания спортсменов, и материальной базы. Сейчас ситуация больше всего напоминает пионерско-зарничный уровень, на котором отдельные энтузиасты пытаются что-то делать. А ведь мы много не требуем! Например, для организации базы достаточно всего четырех отслуживших свой век железнодорожных контейнера &ndash; для изучения теории, раздевалки, тренерской и склада. По меркам, допустим, футбола это вообще копейки! Плюс, конечно, к береговой инфраструктуре нужны лодки&raquo;.
В этом году нижегородцы получили 10 новых швертботов класса &laquo;Оптимист&raquo; от попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта. Тренируясь и выступая на них, можно стать чемпионами России. Спортсменам старше 14 лет, чтобы участвовать во всероссийских соревнованиях и выходить на международный уровень, нужны яхты международных классов 420, 470, 29er, 49er, Laser и Финн, а главное &ndash; деньги на поездки и участие в регатах, а сейчас мы без борьбы отдаем медали в этих классах другим регионам России.
Александр Бобылев: &laquo;Министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области выделяет 300 тысяч рублей в год на организацию соревнований и поездки&hellip; Этого явно не хватает. Хорошо, когда помогают родители детей или спонсоры, но это происходит реже, чем хотелось бы&raquo;.
И все же, не смотря на проблемы, совсем недавно нижегородские подростки 15-16 лет вернулись со Всероссийской 21-ой Геленджикской регаты, где заняли 2-е - 3-ье места в классе &laquo;Луч-мини&raquo;. А вот о местах в национальной сборной нижегородцам остается лишь мечтать. Десять комплектов олимпийских наград прельщают представителей многих других и даже менее &laquo;водных&raquo; регионов России. Однако проблемы в недофинансировании парусного спорта ставят под сомнение удачное выступление сборной команды России на предстоящей Олимпиаде 2012 года. По словам президента Нижегородской федерации парусного спорта, о медалях и достижениях в парусном спорте можно будет говорить только тогда, когда Правительство России и Олимпийский комитет решат, что им нужны победы в этой дисциплине.
Александр Бобылев: &laquo;Есть совершенно точные расчеты, сколько нужно денег, чтобы воспитать олимпийских чемпионов в нашем виде спорта. На экипаж из двух человек необходимо потратить 15 миллионов, на одиночника &ndash; семь. Кто их должен выделить? Члены попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта решили: кому медаль нужна &ndash; тот пусть за нее и платит. Олимпийские игры &ndash; это престиж государства и конкретного человека, и если им это надо, то пусть и вкладывают в это деньги. Попечители же намерены развивать массовый детский спорт&raquo;.

Нижегородское Монако
Так, может быть, следует вовсе отказаться от красивого, романтичного, но дорогого и &laquo;несовременного&raquo; парусного спорта и вкладывать деньги исключительно в развитие массовых дисциплин? Александр Александрович не согласен. Он уверен, что в мире должно быть разнообразие. Нельзя всех обувать в бутсы или ставить на коньки. Надо предоставлять возможность выбора, тем более что парусный спорт учит смелости, выносливости, воспитывает командный дух, развивает навыки социальной адаптации и кругозор, а также умение работать одновременно головой и руками.
Александр Бобылев: &laquo;Все яхтсмены по своей сути &ndash; инженеры-конструкторы, чем бы они по жизни ни занимались. Они не могут без технических изменений, нововведений, им все надо усовершенствовать, причем, своими руками. Это очень прагматичные, рациональные люди, которым, однако, не чужда романтика. Ведь именно поэтому мы все сюда и попали &ndash; мы мечтали заглянуть за горизонт! Кстати, не надо смешивать романтику, мечтательность с бесшабашностью. Последней в нашем деле не место. Каждый выход под парусом &ndash; это большая ответственность за себя, за тех, кто тебя ждет, за тех, кто идет вместе с тобой, за лодку и другую матчасть. И даже самый маленький мальчишка, которого мы сажаем влодку, это понимает и просчитывает: а сможет ли он при своих навыках и погодных условиях вернуться на берег?&raquo;
Так что же надо предпринять, чтобы не только сохранить парусный спорт в Нижегородской области, но и сделать его массовым и доступным? В первую очередь, считает Александр Бобылев, необходимо построить детский парусный центр на Горьковском водохранилище. Тогда там летом ежедневно будут проходить соревнования &ndash; от районных до международных. Благо, Нижегородская область очень удобно расположена и имеет хорошее транспортное сообщение. Далее надо создать детские парусные клубы во всех райцентрах, расположенных на берегах Волги и Оки. Ну и, наконец, необходима подготовка специалистов &ndash; тренеров, которые бы умели работать с детьми и понимали задачи парусного спорта.
При выполнении этих условий и, конечно, материальной поддержке со стороны администраций различного уровня и честных лиц, лет через 10-15 Нижневолжская набережная в районе, скажем, катера &laquo;Герой&raquo;, сможет соперничать с берегами Монако по количеству &laquo;припаркованных&raquo; яхт.

Журнал &quot;Имя&quot; - нижегородский журнал о личности в истории, №2-3 2012 год, рубрика &quot;Спорт&quot;
Корреспондент: Елена Малышева
Фото: Беляев Александр, Тютелов Сергей&nbsp;