Поздравляем Будникова Бориса Федоровича с юбилеем!

Будников Борис Федорович, заслуженный мастер спорта СССР по парусному спорту 16 февраля 2012 года отмечает свой юбилей – 70 лет.<!--break-->Будников Борис Федорович, заслуженный мастер спорта СССР по парусному спорту 16 февраля 2012 года отмечает свой юбилей &ndash; 70 лет.
Борис Будников заслужено признан &laquo;легендой парусного спорта&raquo;. Борис Федорович по завоеванным медалям считается самым титулованным яхтсменом России и Советского Союза: серебряный призер Олимпийских игр в Таллинне, серебряный призер Чемпионата Мира 1984 года, чемпион Европы 1980 года, серебряный призер чемпионатов Европы 1971, 1982, 1983 годов, неоднократный победитель и призер крупнейших международных регат. Сколько медалей различного ранга, включая чемпионаты и спартакиады народов СССР, завоевал Борис Будников за время выступлений на союзных соревнованиях, просто не счесть.
А начиналась его спортивная биография в далекие послевоенные годы.
В детстве все летние месяцы Боря проводил у бабушки на Покровской горе, недалеко от Зеленой гавани, где базировался Центральный водно-моторный клуб им. П.И. Баранова. В этом клубе была сосредоточена большая парусная база, и все парусники того времени тренировались там.
Его дядя, Мельгунов К.В., (яхтсмен, заслуженный тренер СССР), в это время был начальником гавани в центральном клубе им. П.И.Баранова, повсюду таскал за собой своего семилетнего племянника, который еще даже не умел плавать, и однажды взял прокатиться на &laquo;эмке&raquo;.
&nbsp;
Начиная с этого возраста, Борис все свободное время проводил на воде. Им овладела фанатичная страсть к парусному спорту. Почувствовав это, К.В. Мельгунов время от времени давал Боре порулить в акватории гавани клуба на яхте-одиночке &laquo;Ш-10&raquo;. Это были его первые шаги в парусном спорте.
В кают-компании клуба были вывешены большие фотографии всех парусных судов. Парящие над водой белые паруса оказали неизгладимое впечатление на мальчика. Борис страстно желал научиться управлять парусами, стать настоящим яхтсменом. Поступив в 1949 году в Долгопрудненскую среднюю школу, долгими зимними вечерами Борис мечтал о том времени, когда сойдет лед на Клязьминском водохранилище и начнутся тренировки.
В начале 50-х на Клязьминском водохранилище стали образовываться новые яхт-клубы: &laquo;Спартак&raquo;, &laquo;Водник&raquo;, &laquo;Энергия&raquo;, &laquo;Труд&raquo;. На базе ВЦСПС талантливый яхтсмен и тренер, Зворыкин Дмитрий Леонидович, организовал детскую юношескую спортивную школу, которая стала одной из сильнейших. Мельгунов К.В. отвёл Бориса в эту школу, где мальчика сразу определили шкотовым на швертбот класса &laquo;Ерш&raquo; к опытному рулевому Виктору Козлову.
&nbsp;
В 1954 году, в возрасте 12 лет, Борис выиграл свои первые соревнования - чемпионат ДСЮШ &laquo;Энергия&raquo;.
С 1956г. Борис уже ходил на &laquo;Ерше&raquo; в качестве рулевого в составе сборной команды &laquo;Буревестника&raquo;, официально получив права рулевого. Будников стал регулярно участвовать во всех московских гонках. Для того чтобы начинающий яхтсмен прогрессировал, большое значение имеет количество участников гонки. Хороших яхт было не много, а желающих заниматься этим красивым видом спорта было намного больше, поэтому на старт выходили и новые быстроходные яхты, и яхты, которым был не один десяток лет. Существовало понятие &laquo;второго экипажа&raquo; - экипажа, который принимал активное участие в подготовке лодки к сезону, а затем ждал возможности принять участия в гонках в любом качестве.
Зато гонок было много, в них участвовали именитые яхтсмены, гораздо старше и опытнее, но, тем не менее, Будникову удавалось их побеждать. Это удавалось за счет многочасовых тренировок, практически каждый день, начиная с первых дней мая по конец октября. С детства он привык к жестким условиям этого необыкновенно красивого и в то же время сурового спорта, ни на секунду в нем не сомневаясь и понимая, что настоящий яхтсмен полностью отдает себя своей лодке. Яхтинг &ndash; это образ жизни, это состояние души. Далеко не каждый юноша согласится все свое свободное время проводить под парусами, совершенствуя знания и приобретая новый опыт, а Борис с удовольствием окунулся в это с головой.
&nbsp;
Но помимо спорта на Борисе лежала ответственность за свою семью. В семье было шесть детей. Он был старшим. Когда не стало отца, в возрасте четырнадцати лет Борис пошел работать на завод, чтобы содержать большую семью, а по вечерам учился в техникуме при этом, каждая свободная минута была посвящена любимому увлечению.
Гоняясь на &laquo;Ерше&raquo;, Будников почти во всех соревнованиях был вторым. Основным его конкурентом был Лев Рвалов. Это единоборство продолжалось до 1959г. В это время в клубе &laquo;Буревестник&raquo; появился новый класс: швертбот &laquo;Финн&raquo; и Борис перешел в этот класс. В 1960 году в возрасте 18 лет Борис стал чемпионом г. Москвы в классе Финн и среди юношей, и среди взрослых.
&nbsp;
В 1961 г. Бориса Будникова пригласили в ЦСК ВМФ, где собрались сильнейшие яхтсмены, и было достаточно современной материальной части. Для первых номеров команды регулярно закупали новые яхты и паруса, а старые &laquo;по наследству&raquo; доставались более молодым гонщикам.
Достичь хороших результатов в классе &laquo;Финн&raquo; не удалось из-за недостатка веса, которого требует специфика швертбота. Чтобы увеличить физическую массу тела, Борис начал упорно заниматься ОФП: спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, а зимой &ndash; лыжами. В результате физическая форма была очень хорошей, но все же, в 1963 году руководство клуба предложило Будникову перейти в класс &laquo;Звездный&raquo;.
Парусный спорт, несомненно, красивый, но сложный вид спорта. Интеллект, знания, воля к победе ценятся превыше всего, в том числе и физической подготовки. Гонки на яхтах &ndash; сплошная игра интеллекта и природы. Если личность многогранна, имеет достаточный кругозор, воспитывает в себе высокие чувства, умеет глубоко, воспринимать природу, окружающий мир только тогда придет успех.
&nbsp;
Для улучшения своих результатов Будникову приходилось постоянно заниматься теоретической подготовкой. Большую помощь в этом оказали периодические издания, переведенные с английского языка. В настройке мачт и парусов, тактике ведения гонки помогли известные яхтсмены Виктор Скачков и Владимир Васильев. Упорству Бориса в достижении результата можно было только позавидовать.
Благодаря упорному труду, Будникову удалось сделать заметный скачок в результатах: с 5-6 мест, начиная с 1967г., перешел на первое. В последующем, выступая в различных классах, завоевал 20 медалей:13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовых.
&nbsp;
В классе &laquo;Звездный&raquo; успешно гонялся до 1972г. Весь 1973 год осваивал класс &laquo;Темпест&raquo; и уже к концу сезона со шкотовым Николаем Поляковым, выиграл Балтийскую регату и Чемпионат СССР. Однако мечтой Бориса была килевая яхта &laquo;Солинг&raquo;, мечта сбылась, когда в 1974 году руководство сборной приняло разрешение пересадить его на &laquo;Солинг&raquo;. Это было судьбоносное решение, так как наивысших результатов Борис добился, именно, в этом классе.
Будникову повезло с подбором экипажа. С 1974г по 1976г. Борис гонялся с Валентином Замотайкиным и Николаем Поляковым. В 1977 году в экипаж был включён Александр Будников. Именно этот экипаж: Б.Будников, Н.Поляков и А.Будников выиграли Чемпионат Европы и стали серебряными призерами Олимпиады 1980г. в Таллинне.
&nbsp;
Огромное нервное перенапряжение соревнований, постоянные сборы, тоска по любимой жене и сыновьям привели к тому, что Борис Будников в 1986 году закончил свою профессиональную карьеру яхтсмена. К этому времени он окончил ГЦОЛИФК, получив специальность тренера-преподавателя. До 1992 года работал старшим тренером сборной СССР по килевой части. А после распада Союза, кем только не был: сторожем, строителем, автомехаником, работал на автопогрузчике. Делал все, чтобы прокормить семью. Времена были тяжелые. Так продолжалось до 2000г. Потом состоятельные люди, для которых парусный спорт стал образом жизни, начали приглашать его в качестве шкипера обслуживать их яхты. Дело знакомое, да и деньги неплохие.
&nbsp;
Профессионализм Будникова до сих пор не забыт. Недаром в 2011 году Борис Федорович стал лауреатом Национальной премии по парусному спорту &laquo;Яхтсмен Года&raquo;. Профессионально заниматься парусным спортом он больше не хочет. Слишком много лет провел под парусом, но если бы предложили что-нибудь интересное, с учетом его опыта и знаний, то, возможно, попробовал бы.
&nbsp;
С Юбилеем Вас, Борис Федорович, доброго здоровья и долголетия!
Текст подготовил Шилов Олег Иванович
Председатель Комитета ветеранов парусного спорта&nbsp;