Журнал "Спорт день за днем": "Не захлебнуться в Веймуте"

Каждая национальная федерация может получить только одну лицензию в каждом из десяти видов олимпийской программы. По итогам декабрьского чемпионата мира, прошедшего в австралийском Перте, российские яхтсмены завоевали четыре лицензии: Экипаж Екатерины Скудиной – в дисциплине матч-рейс, Эдуард Скорняков – в классе «Финн», Дмитрий Полищук – в классе «парусная доска RS:X», Игорь Лисовенко – в классе «Лазер».<!--break-->На пути к Лондону
ПАРУСНЫЙ СПОРТ
Количество разыгрываемых медалей: 10 (6 &ndash; мужчины, 4 &ndash; женщины).
Тренеры сборной России: Сергей Джиенбаев (главный тренер), Олег Хоперский (старший тренер класса &laquo;Финн&raquo;), Евгений Неугодников (тренер женского экипажа в матч-рейсе), Владимир Назаров (старший тренер класса &laquo;Лазер&raquo;), Георгий Георгян (старший тренер класса RS:X).
Путь к Лондону
Каждая национальная федерация может получить только одну лицензию в каждом из десяти видов олимпийской программы. По итогам декабрьского чемпионата мира, прошедшего в австралийском Перте, российские яхтсмены завоевали четыре лицензии: Экипаж Екатерины Скудиной &ndash; в дисциплине матч-рейс, Эдуард Скорняков &ndash; в классе &laquo;Финн&raquo;, Дмитрий Полищук &ndash; в классе &laquo;парусная доска RS:X&raquo;, Игорь Лисовенко &ndash; в классе &laquo;Лазер&raquo;. Лицензии не именные, однако Екатерина Скудина вместе со шкотовыми Еленой Сюзевой и Ириной Лоцмановой (запасная Елена Облова) ввиду отсутствия конкуренции на внутренней арене почти наверняка примет участие в олимпийской регате. В остальных видах программы продолжаются как отбор в национальную сборную России, так и борьба за оставшиеся олимпийские лицензии, которые будут разыграны на чемпионатах мира в отдельных классах яхт.
Не захлебнуться в Веймуте
За полгода до Игр в Лондоне &laquo;Спорт&raquo; попытался выяснить, что ждет российских яхтсменов на олимпийской регате и чем вообще живет сегодня парусный спорт в нашей стране.
Декабрьский чемпионат мира по парусному спорту, прошедший в Австралии, пал информационной жертвой предновогодней и рождественской суеты. А зря. Пока электронные и печатные СМИ дружно сочиняли панегирики главным спортивным ньюсмейкерам уходящего года и увлеченно составляли всевозможные итоговые рейтинги, у побережья Зеленого континента шли ожесточенные морские (точнее &ndash; океанские) бои за олимпийские лицензии. Такое водное столпотворение яхт, между прочим, бывает только раз в четырехлетие. Именно с означенной периодичностью, начиная с 2003 года, проводятся объединенные мировые чемпионаты в олимпийских классах яхт. Представьте: порядка 1200 спортсменов, сотни разномастных судов, за белеющими отнюдь не одинокими парусами, рассыпанными по прибрежной акватории, трудно разглядеть водную поверхность&hellip; И каждый яхтсмен, независимо от пола, возраста и национальной принадлежности, мечтает добраться до олимпийской регаты. Конкуренция сумасшедшая, соревновательная квота на Играх в Лондоне ограничена: от 12 до 48 мест &ndash; в зависимости от класса яхт.
&nbsp;
Россияне на этой всемирной аква&ndash;тусовке, на первый взгляд, поскромничали. Места в третьем, четвертом и так далее десятке итоговых рейтингов вряд ли вызовут приступ оптимизма у непосвященного любителя спорта. Однако стоит поменять угол зрения, взяв за точку отсчета Олимпиаду-2012, как ситуация мгновенно перестает казаться безнадежной. Еще бы: четыре завоеванные россиянами в Перте олимпийские лицензии &ndash; очень даже неплохой результат! А четвертое место команды Екатерины Скудиной в дисциплине &laquo;женский матч&ndash;рейс&raquo; вообще дает повод рассуждать о медальных планах России в Лондоне не гипотетически, а с довольно большой долей реализма.
Олимпийский дебют. Он же эпилог&hellip;
Вообще, &laquo;Skudina Team&raquo; &ndash; наверное, самый известный на данный момент российский бренд в олимпийском яхтинге. Об успехах девичьей бригады во главе с Екатериной на международных регатах наслышаны, пожалуй, не только продвинутые спортивные болельщики, но и некоторые домохозяйки. То и дело в прессе и всепроникающем эфире звучат сообщения о победах и призовых местах нашего женского экипажа то на чемпионате Европы, то на престижной Кильской регате, то на Sweden Match Cup, то на предолимпийской регате в Веймуте. Теперь вот Скудина и ее шкотовые отличились на чемпионате мира в Перте, остановившись в шаге от пьедестала.
Женский матч&ndash;рейс, в котором столь успешно выступают россиянки, штука весьма забавная. Хотя бы потому, что в Лондоне эта дисциплина дебютирует в олимпийской программе, чтобы&hellip; быть из нее исключенной уже на следующих Играх в бразильском Рио. Само собой, тут же возникают вопросы: в чем причина и где логика во всех этих манипуляциях с олимпийским расписанием?
&laquo;Дело в том, что матч&ndash;рейсы проводятся на килевых яхтах, от которых МОК в последнее время целенаправленно избавляется, &ndash; разъясняет директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Алексей Жиров. &ndash; В свое время производство лодок Elliot6 для женских матч&ndash;рейсов монополизировали новозеландцы, после чего лоббировали включение этой дисциплины в программу лондонской Олимпиады. Ребята знали, что делали: стоимость каждой яхты в этом классе после получения олимпийского статуса возросла в четыре раза! МОК же, как известно, крайне негативно относится к проникновению большого бизнеса в олимпийское движение. Вот и отреагировал мгновенно, исключив женский матч&ndash;рейс из программы Игр-2016&raquo;.
Кстати, мужской аналог этой дисциплины яхтинга по той же самой причине даже не претендует на появление в олимпийской семье. А жаль: эти гонки, зрелищные, как хоккейный или теннисный матч навылет, один на один, на короткой дистанции неподалеку от берега и на виду у публики, могли бы всерьез поднять не самый высокий рейтинг популярности парусного спорта среди болельщиков. Не случайно мужские матч&ndash;рейсы давно уже превратились в настоящий профессиональный спорт. С кучей спонсоров, престижнейшими соревнованиями типа Кубка Америки и звездным составом участников. Россияне, к слову, и в мужском матч&ndash;рейсе не на последних ролях. Яхта &laquo;Синергия&raquo;, построенная в Екатеринбурге, распространила славу о себе по всему земному шару, а ее рулевой Евгений Неугодников, было дело, даже добирался до пятой строчки в мировом рейтинге. Сейчас Неугодников &ndash; один из тренеров экипажа Екатерины Скудиной.
&nbsp;
Советы Софии
Еще один наставник девичьей бригады Skudina Team &ndash; София Бекатору. Гречанка, олимпийская чемпионка 2004 года, ставшая первой на домашних Играх в Афинах в классе двухместных яхт &laquo;470&raquo;. На чемпионате мира в Перте, помогая экипажу Екатерины добраться до рекордного для него четвертого места, Бекатору авторитетно и конструктивно комментировала общее положение дел в российском парусном спорте. По мнению Софии, ВФПС необходимо нанять эксперта по правилам гонок, который, обладая значительным весом в международных кругах, мог бы отстаивать интересы российских спортсменов и защищать их от неоднозначных судейских решений.
&laquo;Такая проблема действительно существует, &ndash; говорит исполнительный директор ВФПС Оскар Конюхов, сын &laquo;того самого&raquo; Федора Конюхова. &ndash; Как известно, Россия во многих сферах общественной жизни не обладает высоким международным авторитетом, и парусный спорт здесь не исключение. Но кое-какие подвижки в сторону улучшения ситуации уже есть&raquo;.
Конюхов&ndash;младший имеет в виду включение в состав международного олимпийского жюри россиянина Олега Ильина. Ильин &ndash; опытный арбитр, международный ампайр, имеющий за плечами работу на нескольких Олимпиадах. В Лондоне он войдет в состав самого многочисленного судейского подразделения &ndash; международного жюри, насчитывающего 35 человек. (Есть еще гоночный комитет, состоящий из 24 человек, и группа из девяти человек, именуемых международными мерителями.) Так вот, в обязанности жюри, помимо прямого судейства на воде или ампайринга, входит наблюдение за организацией и проведением гонок, а также рассмотрение протестов и требований исправить результат. В общем, жюри следит за соблюдением принципов fair play с тем, чтобы победил в итоге действительно сильнейший.
&laquo;Приглашение Олега Ильина на Олимпиаду &ndash; хороший знак для российского парусного спорта, &ndash; уверен Оскар Конюхов. &ndash; Это как для режиссера привезти свой фильм на Каннский или Берлинский кинофестиваль. Раз тебя пригласили, значит, ты действительно, а не на бумажке, высоко котируешься среди своих коллег&raquo;.
Другая ценная ремарка Софии Бекатору, основанная на ее собственном богатом соревновательном опыте, касается состава олимпийской делегации в Лондоне. Как считает гречанка, на Играх в дополнение к спортсменам необходимы пара тренеров лидеров команды, два суперврача, способных оживить даже мертвого, специалист по правилам, психолог и, естественно, главный тренер сборной. Особый интерес в этом списке вызывает наличие психолога. Он действительно нужен суровым мореходам?
&laquo;Представьте себе, нужен, &ndash; отвечает Конюхов. &ndash; Это примерно как духовник в церкви. Такой человек, с которым не только можно поделиться сокровенными проблемами, но и получить от него реальную помощь и поддержку. То есть это должен быть не просто специалист с дипломом психолога, но и настоящий знаток и профессионал парусного спорта&raquo;.
&nbsp;
С прицелом на Рио
Профессионалы российскому парусу сейчас нужны позарез. Такие, например, как Олег Хоперский &ndash; знаменитый в прошлом яхтсмен, чемпион Европы в классе &laquo;Финн&raquo;, а ныне старший тренер сборной в этом же классе швертботов&ndash;одиночек. Хоперскому при соответствующем финансировании и системном подходе удалось не только остановить наметившееся отставание в этой олимпийской дисциплине, но и добиться определенных успехов. Взяв под опеку четырех способных ребят, наставник привел их к достаточно высоким местам на юниорском первенстве мира. А в Перте Эдуард Скорняков, хоть и занял 33-е место, сумел завоевать для страны олимпийскую лицензию. При этом ему еще предстоит за нее побороться в соперничестве с Егором Терпигорьевым и Алексеем Селивановым.
Но главное &ndash; Хоперский разработал детальный план подготовки с прицелом на Олимпиаду 2016 года. Впрочем, вряд ли в этом плане прописано обретение юными яхтсменами здоровой спортивной наглости, понимания, что ты лучший и тебе все по силам. Именно этих качеств, по мнению специалистов, зачастую недостает россиянам на крупных международных стартах.
Вообще, отсутствие зацикленности на ближайшей Олимпиаде и готовность работать перспективно и планомерно &ndash; генеральная линия обновленной федерации. Команда, стоявшая у штурвала ВФПС, практически полностью сменилась три года назад. И за это время последствия кризиса конца 90-х &ndash; начала 2000-х годов уже удалось преодолеть. Во многом благодаря усилиям Попечительского совета, в который вошли многие состоятельные и известные в России персоны (например, такие, как заместитель председателя Центробанка, основатель массовой регаты Банковский кубок Михаил Сенаторов), а также президента федерации Георгия Шайдуко &ndash; обладателя серебряной медали Игр-1996 в Атланте в классе &laquo;Солинг&raquo;, последней на данный момент российской награды на Олимпиадах.
Прежде всего, было принято решение развивать производство детских яхт. На сегодняшний день в регионы бесплатно отправлено более пятисот парусных лодок. Расчет оказался верным: на местах, получив помощь из центра, зашевелились, вновь стали открываться детские парусные секции и школы. Сейчас уже налажено производство детских яхт &laquo;Оптимист&raquo;, которые можно сравнить с картингом по отношению к &laquo;Формуле-1&raquo;. По сравнительно низкой цене &ndash; за две тысячи долларов &ndash; можно приобрести яхту класса &laquo;Луч&raquo;. В Таганроге выпускают двухместную лодку &laquo;420&raquo; &ndash; переходный вариант к взрослому классу &laquo;470&raquo;. В Питере специализируются на двойках класса &laquo;Кадет&raquo;.
&laquo;Нынешняя тенденция парусного спорта &ndash; тяга к &laquo;экстремальным&raquo; классам яхт, таким, как 49er или 29er для женщин, &ndash; говорит Алексей Жиров. &ndash; Если в двух словах, это большое снаряжение на маленькой лодке. Здесь спортсмену нельзя присесть ни на секунду, приходится метаться с борта на борт, что добавляет зрелищности гонке. Не исключено, что женский класс 29er будет включен в программу Игр в Рио. Кстати, в нее уже вернули соревнования в классе катамаранов, со смешанным (мужчина &ndash; женщина) экипажем&raquo;.
&nbsp;
&laquo;Звездный&raquo;, Гуд бай!..
В классе 49er, к слову, у России пока олимпийской лицензии нет. Но у двух Павлов &ndash; Калинчева и Карачова, занявших на чемпионате мира в Перте 31-е место в этой дисциплине, еще есть шанс добыть путевку в Лондон. Весной в Хорватии пройдет еще одно мировое первенство &ndash; в классе яхт 49er, где будет разыграно пять олимпийских вакансий. По мнению специалистов, неплохие шансы у россиян пробиться на Игры-2012 в классе &laquo;470&raquo; (и у мужчин, и у женщин), а также в женских дисциплинах &laquo;Лазер&ndash;Радиал&raquo; и парусной доске RS:X.
Наши мужчины на яхте&ndash;одиночке &laquo;Лазер&raquo; и парусной доске выступили на австралийском чемпионате мира успешнее девушек. В олимпийском классе виндсерфинга RS:X Дмитрий Полищук, невзирая на подскочившую температуру, вместе с итоговым 39-м местом завоевал путевку в Лондон и сейчас является главным претендентом на место в олимпийской сборной. А Игорю Лисовенко даже очень далекое от пьедестала 57-е место не помешало добыть для России допуск на Олимпиаду в классе швертботов&ndash;одиночек &laquo;Лазер&raquo;. Конкуренцию за право поехать в Лондон ему составят Сергей Комиссаров и Максим Семерханов.
Единственная олимпийская дисциплина, где россияне никак себя не проявляют, это легендарный &laquo;Звездный&raquo;. Но тому есть объективные причины. Игры-2012 станут лебединой песней для этого элитного класса яхт, в 2006 году справившего столетний юбилей. Сложно объяснить решение 170 членов международной федерации парусного спорта (ISAF), предложивших исключить &laquo;Звездный&raquo; из программы Олимпиады в Рио. Возможно, чиновники хотят избежать очередной &laquo;войны кошельков&raquo; &ndash; лодки этого класса стоят недешево. А может, просто есть желание освежить олимпийскую программу яхтинга&hellip;
Олимпийский максимум &ndash; 380 участников
На олимпийской регате в Лондоне будут разыграны медали в десяти дисциплинах: шести мужских и четырех женских. В таблице приведено количество яхт, которые примут участие в каждом виде программы.
&nbsp;

Мужчины

Женщины

Класс яхт

Кол-во яхт

Класс яхт

Кол-во участников

&laquo;Финн&raquo; (одиночка)

25

Матч&ndash;рейс Elliot6 (тройка)

12

&laquo;Лазер&raquo; (одиночка)

48

&laquo;Лазер&ndash;Радиал&raquo; (одиночка)

39

Виндсерфинг RS:X (одиночка)

38

Виндсерфинг RS:X (одиночка)

28

&laquo;470&raquo; (двойка)

27

&laquo;470&raquo; (двойка)

20

Скиф 49er (двойка)

20

&nbsp;

&nbsp;

&laquo;Звездный&raquo; (двойка)

16

&nbsp;

&nbsp;

&nbsp;
Нетрудно подсчитать, что всего в олимпийской регате примут участие 273 яхты и 380 спортсменов. Последнее число &ndash; 380 яхтсменов &ndash; утверждено в качестве максимальной квоты для соревнований по парусному спорту в программе Игр-2012.
&nbsp;
От Новороссийска до Веймута
Олимпийская регата на Играх-2012 будет базироваться в Веймуте &ndash; городке на британском побережье Ла-Манша. Фактически это открытое море со всеми сопутствующими факторами &ndash; сложным течением, нестабильными ветрами и вероятными штилями. Наши яхтсмены уже опробовали акваторию Веймута, где прошла предолимпийская регата. Экипаж Екатерины Скудиной даже успел одержать здесь победу. Но все равно очевидно, что у британских спортсменов &ndash; хозяев соревнований &ndash; изначально будет некоторое преимущество.
Чтобы максимально смоделировать будущие олимпийские гонки, ВФПС решила проводить чемпионат России нынешнего года в Новороссийске. &laquo;Во-первых, все регаты здесь всегда проходят как большой спортивный праздник, &ndash; говорит Алексей Жиров. &ndash; А во-вторых, в Новороссийске, в отличие от озерно&ndash;речных условий, очень подходящие ветровые характеристики. На реке или озере яхтсмены как бы &laquo;видят&raquo; ветер, а в морских и океанских условиях все по-другому и гораздо интереснее. Вот почему Новороссийск и Анапа &ndash; идеальные места для парусных гонок&raquo;.
Подготовил Кирилл СНАСТИН