Yacht Russia в сентябре представляет статью члена Попечительского совета ВФПС Василия Сенаторова

Авторский материал издателя журнала Yacht Russia называется «Когда воротимся мы в Портленд... Или послесловие к олимпийской регате»:
ВЕЙМУТ–МОСКВА
...Мы будем кротки, как овечки
Булат Окуджава никогда не был в, или, точнее, на Портленде – острове на юго-западе Англии, который снискал себе дурную славу еще несколько веков назад как придворная каменоломня. Добывали знаменитый белый и прочный известняк, из которого были сложены Букингемский дворец, собор Св. Павла и другие парадные здания Лондона, естественно, заключенные. Сначала они построили себе тюрьму для проживания, затем был отсыпан огромный мол, который вместил в себя самую крупную военно-морскую базу Соединенного Королевства. Нравы во флоте ее величества королевы Виктории были практически тюремные, и не мудрено, что дезертиры подавались в пираты. От их имени и написал Булат Шалвович знаменитую «Пиратскую лирическую», которую прекрасно исполнил Леонид Филатов в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска».
Когда еще в советские времена мы распевали эту песенку, я и представить себе не мог, что судьба заведет меня на этот богом забытый остров. Но именно там, на акватории Портленда – Веймута, проводилась регата ХХХ Олимпийских игр.
В 1999 году ВМС Великобритании покинули уютную гавань, и здесь было решено с подачи Королевской яхтенной ассоциации создать Национальную парусную академию Великобритании. Этот центр по популяризации паруса и подготовке сборной команды распахнул свои двери в 2005 году, а вскоре Лондон одержал победу в споре за проведение Олимпийских игр.
Вполне логично, что местом проведения регаты был назначен Портленд – Веймут, известный курортный ареал южной Англии.
Сильные юго-западные ветра, защищенная акватория и незначительные по островным меркам течения делали Портленд местом более предпочтительным, нежели колыбель британского паруса остров Уайт.
И с 2009 года вся парусная элита мира стала осваивать этот новый для себя регион. То время, которая сборная России провела на тренировках и соревнованиях в Портленде, показало, что готовиться следует к сильным ветрам и большой волне. Т.е. погоде, которую так любят морские гонщики, и прежде всего англичане, австралийцы и новозеландцы. Сами яхтсмены Туманного Альбиона и не скрывали своих наполеоновских планов на 2012 год, отталкиваясь от головокружительного успеха в Циндао (4 золота и 2 серебра) и надеясь на родные стены. Тем более что лидеры сборной Бен Эйнсли и Йан Пирси остались в строю. Главная интрига Игр состояла в том, сможет ли Бен стать первым в истории паруса четырехкратным олимпийским чемпионом.
 
...Ейбогу я во всем покаюсь
Yachting World вышел накануне Игр с титульной историей «Что может остановить Бена Эйнсли?» Идол английских яхтсменов оказался перед Играми в сложном положении. После Пекина его увлекло предложение стать шкипером английского проекта в America’s Cup, и он начал тренироваться в Team Origin. Когда американцы решили проводить кубок на катамаранах, сэр Кейт Миллс, владелец английской команды, избранный к тому же вице¬президентом Оргкомитета лондонских Игр, прекратил финансирование своей кампании. Это была середина 2010 года, и к этому моменту Бен практически уже решил отказаться от участия в Олимпиаде. Но выбор был сделан за него.
Он весил в этот момент 78 кг, поскольку специально худел к легким ветрам в Циндао. Теперь за два года ему нужно было вернуться к 94 кг и отстоять свое право на Игры перед молодыми и очень амбициозными соотечественниками Джилом Скоттом и Эдом Урайтом, сделавшими весомую заявку на лидерство в классе «Финн».
Начались два самых сложных года его жизни. Бен сетовал: «Я чувствую, что убиваю себя, готовясь к Играм». Но недаром британская команда слывет фабрикой чемпионов. Лучшие в мире методики, тренеры по физической подготовке и специалисты по питанию, врачи и физиотерапевты помогли Бену Эйнсли подойти к Играм в лучшей форме. Особую роль, конечно, сыграл в этом процессе его тренер Дэвид Хоулетт, воспитавший двукратного олимпийского чемпиона Йана Пирси и опекавший также двукратную Ширли Робертсон. На чемпионате мира 2012 года, который прошел накануне Игр в Фальмуте, Эйнсли доказал, что король жив, выиграв регату с семью первыми и двумя третьими приходами.
Но олимпийская регата началась неожиданно. Датский рыжебородый финнист Йонас Хой Кристенсен в первой же гонке при 14–17 узлах отлично ушел со старта и привез на финише Бену почти 20 секунд. При такой силе ветра решающую роль играли физподготовка и вес атлетов. Йонас с его 102 килограммами мышц уверенно раскатывал Бена. Англичанину ни разу не удалось прийти впереди молодого викинга ни в одной из 6 гонок первой части соревнований! Казалось, вот она, сенсация Игр!
 
Пришел день отдыха. Пресса просто осаждала датчанина, и он дал интервью, в котором прозвучали нотки триумфа. Но не говори гоп... Я не знаю, что сделали тренеры с Беном за день отдыха. А может быть, помогло общее ослабление ветра, но с 7-й гонки англичанина как будто подменили. Он пришел три раза впереди датчанина и даже выиграл одну гонку. Перед медальным стартом Йонас был впереди всего на два очка. Но поскольку в последнем состязании турнира очки удваиваются, Бену было достаточно просто прийти впереди соперника, чтобы победить в регате. При этом было важно, чтобы голландец Питер Ян Постма не финишировал в тройке лучших. Ведь приди он вторым, а Бен девятым – что было очень вероятно, если между датчанином и англичанином завяжется матч-рейс, – то чемпионом Игр станет Постма!
Бен со старта навязал Йонасу матч-рейсовую борьбу (вот она, школа America’s Cup и мирового турне по матч-рейсу!). Увел за судейское судно, стартовал первым и всю лавировку крыл соперника. При этом обоих мало интересовало то, что делается впереди. И зря: отпущенный на волю голландец почувствовал привкус золота и устремился отвоевывать позицию за позицией у лидеров гонки. Перед огибанием последней марки он был чуть сзади, но внутренним у новозеландца Дэна Слейтера. Этот момент режиссеры трансляции показали лишь на долю секунды. Казалось бы, вот он, самый драматический момент гонки: пока гиганты борются, вперед выходит аутсайдер! И тут диктор сообщает, что судья на дистанции вешает голландцу штраф: он якобы коснулся носом своей лодки транца новозеландской яхты и должен сделать полный оборот в качестве извинения! Сколько я ни пытался разглядеть этот момент в видеоархиве, мне это не удалось. Национальность ампайра я тоже выяснить не смог...
Главная ожидаемая новость регаты состоялась: Бен Эйнсли стал первым в мировой истории четырехкратным олимпийским чемпионом. Событие, которого жаждали миллионы английских болельщиков, наступило. Бен дождался после финиша катера тренера, получил от него «Юнион Джек» и триумфально поднял руки с флагом. А подойдя ближе к поляне со зрителями, еще и зажег два фальшфейера. Похоже, триумф был хорошо отрепетирован.
Бен, безусловно, великий гонщик. В олимпийском парусе родилась новая икона, пришедшая на смену уже выцветшему образу Эльвстрема. Победа в четырех Олимпиадах и одно серебро, т.е. 16 лет непрерывных пьедесталов, ставят его в один ряд с такими легендами спорта, как Лариса Латынина, Карл Льюис или Майкл Фелпс. Ведь в парусе можно завоевать только одну олимпийскую медаль в один цикл. Мы же не проводим гонок на разные дистанции или с разным размером парусов, чтобы разыгрывать десятки медалей, как это делают пловцы...
...я сам взбегу на плаху
Англия вздохнула у телевизоров с облегчением. Ведь только что страна пережила большое разочарование. Двукратный олимпийский чемпион Йан Пирси, еще один харизматичный лидер сборной Великобритании, уступил верхнюю ступень пьедестала в классе «Звездный» шведу Фредерику Лоофу. Перед медальной гонкой экипаж Пирси–Симпсон вел с отрывом в шесть очков от тоже необычайно именитой бразильской пары Роберт Шейдт–Бруно Прада (у Шейдта – 4 олимпийские медали, из них две золотых), которая в свою очередь опережала шведов на пять очков. В их спор за медали вмешаться никто не мог. И англичане, которые не в состоянии были навязать оборонительную стратегию сразу двум командам, выбрали ближайших соперников – бразильцев. Оставленный в покое швед не преминул этим воспользоваться, свободно сделал после старта поворот вправо, прошел по кормам нескольких лодок, получил желанный заход из¬под берега и вышел первым на верхнюю марку. Всю дистанцию его единственным оппонентом был новозеландский экипаж. Фредерик рисковал – и выиграл. Англичане довольствовались серебром. Великая английская парусная машина дала первый сбой.
Больше ни одного золота английским гонщикам взять не удастся. Ни в «Лазере», где олимпийский чемпион Циндао Пол Гудисон станет лишь седьмым. Ни в «Лазере радиале», где Элисон Янг займет пятое место, а победительницей станет китаянка Лиия Ксю, ни в женском матч-рейсе, где экипаж Люси Макгрегор будет выбит на стадии четвертьфинала российской командой Екатерины Скудиной...
 
Но Веймут дал несколько блестящих новых имен. В начале регаты, когда еще дули 15–18-узловые ветры, фантастическое представление устроила молодая ирландская лазеристка Аннелиза Мэрфи. Четыре гонки – четыре первых прихода. Даже блистательный «летучий голландец» виндсерфингист Ван Риссельберге, который выиграл регату не то что до медальной гонки, но даже за одну до окончания всех соревнований, и тот смог подряд одержать только три победы. Проблемы у рослой и мощной ирландки начались с ослаблением ветров до 12–15 узлов. И конечно, сказалось еще и нервное напряжение. А вот тому же Рийссельберге все оказалось «по барабану».
 
К пантеону портленских чемпионов надо причислить и австралийца Тома Слингсби. Этот крепкий парень вырос в Сиднее, в семье яхтсменов. Но до 15 лет парус его не интересовал. Он ходил на воду за деньги – сестра платила ему 20 центов за гонку. Все переменилось, когда он своими глазами увидел регату на Олимпиаде 2000 года. Тогда он сказал себе, что его цель – олимпийское золото. В Циндао его ждало горькое разочарование – 22-е место. Но Том все равно не сдался. Он одновременно вел две кампании: олимпийскую и America’s Cup. (Его прочат на роль основного шкипера защитника Кубка команды Oracle. Если это получится, Слингсби станет самым молодым шкипером в истории America’s Cup.) Для этого на всех кубковых сборах его сопровождал и «Лазер» – до основных тренировок он несколько часов ходил на швертботе. Том не скрывал своей безумной радости, когда получил в Портленде золото. «Я шел к нему 12 лет», – заявил он прессе.
 
А вообще австралийцы стали самой успешной сборной на Играх, завоевав три золотых и одну серебряную медали.
Поделим золото, как братья
Настоящим победителем олимпийской регаты стал украинский тренер Виктор Коваленко, вот уже много лет возглавляющий сборную Австралии. Мэтью Белчер и Мэлколм Пейдж завоевали золото в 470, любимом классе «медальмейкера» из Днепропетровска. Плюс Слингсби. Плюс Натан Аутеридж и Йан Йенсен, которые обеспечили себе победу в классе 49er еще до медальной гонки. Все они записали в своих анкетах Коваленко как тренера.
Что же такого знает Виктор, чего не знаем мы, и, как стало ясно, не до конца знают англичане, не говоря уж о немцах, португальцах, итальянцах, норвежцах, ирландцах и даже американцах, которые уехали из Портленда без медалей? Когда брал у него интервью после регаты в Циндао, Виктор обмолвился, что он владеет системой подготовки. Но при этом пожаловался на короткую скамейку запасных. Тогда мне показалось, что он лукавит. В Австралии да не из кого выбирать? В Австралии, которая почти половину золота в Англии набрала именно в парусе? В Австралии, окруженной океанами, где родители сажают детей на борт чуть ли не в младенчестве? В Австралии, которая отобрала America’s Cup у США после более чем 130 лет безраздельного владения им?
Просто Коваленко производит отбор уже из первосортных гонщиков. Он не работает с полуфабрикатом, с подающими надежды, с резервом. Поэтому и планка его требований высока. А секрет, я думаю, в том, как настроить экипаж на победу, заставить его поверить в реальность олимпийского золота.
…нас примет Родина в объятья
Не думаю, например, что хоть кто то из российских гонщиков и тренеров верил в возможность получения медали. Мечты были приземленными: войти в медальную гонку, да и просто хорошо выступить, хотя понятие «хорошо» у всех свое. Исключение составляла команда Екатерины Скудиной, которая обоснованно строила планы на медали.
В чем была причина такой уверенности? Ведь Катя поздно пришла в матч¬рейс. Та же француженка Клер Леруа царствовала в этой дисциплине много лет, пока она не стала олимпийской. Люси Макгрегор ушла из «Инглинга» еще до завершения олимпийского цикла пекинских Игр и тоже сразу начала занимать высокие места в рейтинге. Победительница Циндао в «Лазере» Анна Танниклиф набрала великолепную команду и уверенно выигрывала одно соревнование за другим. А перед национальным отбором на Олимпиаду вообще заявила, что тот, кто выиграет это испытание, тот и станет Олимпийским чемпионом. Самоуверенности американцам не занимать... Наконец, финка Силия Лехтинен выросла после совместных тренировок с американкой в грозного соперника, чисто выиграв у своей спарринг¬партнерши финал чемпионата мира в Гетеборге.
 
Катя и две Лены, Облова и Сюзева, приехали в Англию, занимая 7-е место в мировом рейтинге. У них, казалось бы, не было формальных причин думать о медалях. Однако у них было другое. Особенно у Кати, которая уже прошла две Олимпиады и могла сравнивать. У них была система подготовки, были высокопрофессиональные тренеры, было достаточное финансирование. Т.е. у них было то, что считалось, например, нормальным и необходимым в английской и австралийской сборной, но чего не было в российской последние 15–20 лет. С командой Скудиной работал целый штаб. Осенью 2011 года его возглавила гречанка София Бекатору, победительница Игр 2004 года в Афинах и бронзовая призерка Циндао. София помимо этого единственная в мире яхтсменка, которая четыре года подряд становилась чемпионкой мира в 470, дважды избиралась яхтсменкой года ISAF. Она согласилась на предложение Кати, поскольку знала ее высокий потенциал и решила попробовать себя в качестве тренера. Тренерами по матч¬рейсовой практике были приглашены лучший российский гонщик Евгений Неугодников, а затем еще и датчанин Расмус Костнер и англичанин Тудур Оуэн, гоняющиеся за лучшие команды планеты как в матчевых гонках, так и на катамаранах AC45 и Extreme 40. Техникой постановки и несения спинакера со шкотовыми занимался серебряный медалист Атланты Игорь Скалин, у команды даже появился менеджер, взявший на себя вопросы логистики, – Татьяна Курбатова. Ей к тому же помогал Валентин Уваркин, а со стороны ВФПС – Сергей Кузовов. Незадолго до Игр, когда стало понятно, что нужно подстраховаться от возможных ампайрских «неожиданностей», консультантом по правилам был нанят ирландец Билл О'Хара, сам авторитетнейший судья, очень честный и справедливый человек. Он судил портовые гонки Volvo Ocean Race, а этой осенью – главный судья первой серии гонок в Европе на 70¬футовых катамаранах America's Cup. Незадолго до Игр Билл разошелся во мнениях с главным судьей Олимпиады американцем Чарли Куком, и тот не взял его судить в Портленд. Катя, случайно узнав об этом, тут же сделала ему предложение, и Билл, не долго думая, согласился. Он тоже видел колоссальный рывок, которая совершила команда Скудиной за два года, и верил в потенциал девочек. Катины успехи на этапах Кубка мира и чемпионатах Европы заметили и в Министерстве спорта России. Ей позвонил Виталий Мутко и сказал, что будет лично помогать экипажу. В системе ручного управления, воцарившейся с подачи главы государства, это было счастливым лотерейным билетом. Кроме того, нашлись и новые спонсоры, которые взяли на себя часть финансовой нагрузки, связанной с оплатой иностранных тренеров. Ими стали члены Попечительского совета ВФПС Леонид Алтухов и Анатолий Карачинский. Единственно, кто не смог ничем помочь, это Спорткомитет города Москвы. Причем Алексей Воробьев, министр спорта, даже дал поручение о выделении значительной и очень нужной суммы для лучшей команды столицы, а аппарат комитета саботировал это решение под надуманным предлогом. Уверен, что здесь дело не обошлось без вмешательства Салтычихи от паруса, директора ЭШВСМ Хлебниково Маргариты Кузнецовой, которой был страшно невыгоден возможный успех Екатерины, покинувшей школу из¬за ее самодурства.
С командой работали греческие специалисты по ОФП и питанию, тренер по ОФП Наталья Прудникова, психолог Маргарита Буданова, а уже перед самой Олимпиадой подключились и массажисты. Это была единственная профессионально построенная кампания в российском олимпийском парусе. Уверенности в силах придавало и то, что экипаж Скудиной регулярно побеждал то одного, то другого лидера, а на предолимпийской неделе занял второе место, пропустив вперед в последней гонке Лехтинен буквально на полметра.
Девчонки работали по 25 дней в месяц в Испании, а потом в Англии, оттачивая матч¬рейсовую практику, хождение полными курсами, что было самым уязвимым моментом в подготовке обоих Лен, пришедших из однопарусного «Лазера».
 
На последнем этапе главное внимание было уделено коммуникации на борту и тимбилдингу. Понятно, что в уровне подготовки рулевой и шкотовых была заметная разница из¬за различия в возрасте и соревновательной практики. Стояла задача максимально укрепить доверие рулевой к информации, которую постоянно должны давать шкотовые, максимально отточить синхронность действий в маневрах, закрепить реакцию на кодовые слова и команды.
«Когда они все в боевом настроении и хорошо себя чувствуют, им нет равных», – не раз повторяла мне София. Но как добиться от членов экипажа, впервые оказавшихся в олимпийской мясорубке, терпения и умения не жалеть себя в решающих схватках? Очевидно, для этой самой тонкой психологической настройки просто не хватило времени.
Но только в Портленд воротиться не дай нам, Боже, никогда!
Так что же произошло с лучшим экипажем страны, от которого ждали медали, причем высшей пробы? Рассказ об этом в интервью с самой Екатериной Скудиной. Но ясно одно, что судей ISAF больше заботила честь мундира во всех спорных ситуациях, стремление уложиться в регламент, предписанный организаторами, которые, в свою очередь, сильно зависели от телевизионной сетки и коммерческой службы, а не желание выявить действительно сильнейших. Недаром все парусные журналисты несказанно удивились, увидев испанскую команду наверху пьедестала. Я считаю, что был нарушен основной принцип честной спортивной борьбы, который предполагает предоставление сторонам максимальных шансов именно на высоких стадиях борьбы, т.е. в полуфиналах и финалах, для определения сильнейшего. Наглядный пример тому – финальная встреча олимпийского турнира по мужскому волейболу, где сборная России, проигрывая 0:2, сумела переломить судьбу встречи и выиграть со счетом 3:2. А что было бы, реши арбитр, на взгляд которого матч слишком затянулся, сократить его до двух побед?
Атлеты идут к своему финалу на Олимпиаде всю сознательную жизнь, а некий арбитр может эту жизнь перечеркнуть одним непродуманным решением. Поэтому я полностью поддерживаю позицию ВФПС и Министерства спорта: надо бороться за пересмотр итогов финалов женского матч¬рейса в Лондоне. Судьи, прекрасно понимавшие вес случайности, всетаки дали старт в очень слабый ветер, а не воспользовались своим правом определить финалиста по раундробину и не использовали возможность проведения полуфиналов до трех побед, несмотря на то что в расписании был запланирован резервный день.
Вызывает вопрос и решение главного судьи в женском мачрейсе Марии Торрийо Мол, давшей роковую третью гонку в полуфинале несмотря на умирающий ветер. По положению, если бы эта гонка не состоялась, в финал попадали бы победители пар по раундробину. И туда вышли бы не испанки, а российские яхтсменки. Т.е. нам была бы гарантирована серебряная медаль.
Не знаю, удастся ли нам пробить стену равнодушия и круговую поруку в данной конкретной ситуации, но мы делаем это для того, чтобы на следующих Олимпиадах яхтсмены могли рассчитывать на более уважительное отношение к себе.

СБОРНАЯ РОССИИ. РЕЗУЛЬТАТЫ
ЖЕНСКИЙ МАТЧ-РЕЙС, ELLIOTT 6M: Екатерина Скудина, Елена Сюзева, Елена Облова – 4-е место (из 12)
LASER: Игорь Лисовенко – 27 (48)
LASER RADIAL: Светлана Шнитко – 34 (41)
R:SX (М): Дмитрий Полищук – 20 (38)
R:SX (Ж): Татьяна Базюк – 25 (26)
«ФИНН»: Эдуард Скорняков – 17 (24)
470 (М): Максим Шереметьев/Михаил Шереметьев – 17 (27)

МЕДИЙНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Кто сказал, что парус не зрелищен? Полный предрассудок. Особенно после великолепной подачи регаты на Играх в Лондоне. Когда за два года до Олимпиады англичане объявили о том, что и на парусную регату будут продавать билеты, все, мягко сказать, удивились. Обычно на берегу стоит группа энтузиастов и просто зевак. Первые смотрят в бинокль и обмениваются малопонятными фразами друг с другом, а другие громко обсуждают тему «Cмотри, как красиво, но куда они все плывут?».
Регата в Веймуте опрокинула все стереотипы по поводу медийности сейлинга. Устроено все было очень просто. Там, где мол портлендской гавани подходит к берегу Веймута, расположен холмистый мыс, заканчивающийся старым фортом Nothe. В заливе, образованном молом и мысом, проходили первые гонки всех флотов, медальные гонки и все за исключением последних гонок полуфиналов, гонки в дисциплине матч-рейс.
Забор, строгая проверка билетов и содержимого сумок у посетителей, доброжелательные волонтеры и полиция, зеленая травка, на которой располагались зрители, трибуны для пожилых людей и инвалидов, палатки с едой, напитками и сувенирами, платформа для комментаторов, шатер от дождя и два огромных экрана на улице и внутри тента. Вот и вся зона.
Билеты по цене от 35 до 55 фунтов (!) купить было невозможно уже за несколько месяцев до соревнований. Каждый день несколько тысяч болельщиков, прежде всего из Великобритании, но и из практически всех других странучастниц заполняли холм.
Рев «Team Ge – Bee!» при каждом прохождении английской лодки вблизи берега, сопровождавшийся морем колышущихся флагов и вымпелов с «Юнион Джек», будет, наверное, еще долго отдаваться в ушах при воспоминаниях о Веймуте.
Конечно, в Англии парус знают и любят. Но для тех, кто хотел разобраться в основах яхтинга, комментаторы быстро проводили ликбез с показом заранее снятых клипов, показывающих принципы управления лодками. А чтобы закрепить знания, желающих отсылали к выставленным здесь же лодкам всех олимпийских классов и парусному тренажеру.
Съемка велась с береговых камер (местные организаторы), камер на катерах и вертолетах (каналы ВВС). Репортажи с дистанций вели такие опытные яхтсмены, как, например, двукратная олимпийская чемпионка Ширли Робертсон, ведущая на CNN парусную передачу. Модератором на берегу был тоже опытный матчевик, который время от времени выдергивал для коротких пояснений легендарные парусные личности из числа зрителей. Комбинация крупных планов с борта лодок, панорамных с вертолетов и катеров, а также анимация, позволяющая даже в гонках флота постоянно понимать, кто впереди по отношению к следующей марке, превращали каждую гонку в азартный спектакль.
Но гвоздем, стержнем, медийной сенсацией стали, конечно, матчи девушек. Здесь даже человеку, неискушенному в парусе, было со старта понятно, кто впереди. Короткая дистанция позволяла все разглядеть невооруженным взглядом. Те же, кто хотел увидеть больше, поглядывали на экран или в бинокль.
Как сказал после гонок министр спорта Виталий Мутко: «Я впервые видел олимпийский парус, и мне это зрелище очень понравилось. – И добавил: – Ни в одном виде спорта нет деталей одежды или экипировки, где флаг страны был бы такого же огромного размера, как на спинакере. А российский парус был в основном впереди».