Некоторые особенности хождения под парусом на многокорпусных судах
Прежде чем переходить к основной цели этой статьи, напомним основные конструктивные особенности многокорпусных судов и их отличие от классических яхт. В первую очередь это конечно же многокорпусность, в случае с тримараном – это три корпуса, что впрочем явствует из названия судна. Что же дают эти корпуса и зачем они нужны? Основная задача боковых поплавков тримарана – заменить тяжелый киль. Подветренный поплавок, опираясь на воду, не позволяет яхте крениться дальше и создает восстанавливающий момент. Отсутствие киля значительно экономит осадку и позволяет подходить даже к необорудованному берегу. Также значительно уменьшается общий вес яхты. Что в свою очередь опять же уменьшает осадку, уменьшает площадь смачиваемой поверхности корпуса и, в конечном итоге, значительно добавляет скорости. Кроме веса на скорость влияет и энерговооруженность. Остойчивость тримарана позволяет ему нести более высокую мачту относительно яхты такой же длинны и позволяет нести больше парусов. Ванты на тримаране смещены в корму, мачта поворотная.
Таким образом первое существенное отличие для парусного капитана который впервые встал за штурвал тримарана – скорость. Наиболее оптимальный ветер для тримарана - бакштаг и галфвинд. Необходимо учитывать что угол лавировки больше чем у килевой яхты, но это с лихвой компенсируется скоростью. Корпус тримарана значительно легче, в следсвие чего дрейф несколько выше, эту особенность также стоит учитывать.
В отличие от катамаранов, тримаран характеризуется низким расположением центра тяжести, что гарантирует малый момент инерции касательно продольной оси. Все это гарантирует высокую остойчивость судна, наряду со снижением резкости бортовой качки. Кстати, немаловажное значение в этом играет большая ширина поперечного мостика. Хорошее лавирование тримаранов обеспечивается благодаря носовому и кормовому свесам корпуса судна. При этом лавирование также обеспечивается отрывом наветренного корпуса от воды. Во время слабого ветра тримаран ходит на основном корпусе, в данном случае сопротивление поплавков минимальное. Катамаран может иметь преимущество над тримараном лишь в том случае, если он пойдет с отрывом одного корпуса от воды, но это достаточно близко к его предельной остойчивости.
Многие на сегодняшний день полагают, что тримараны не являются безопасными судами. С точки зрения теории, это верно, так как у разных видов судов совершенно разная остойчивость. С другой стороны, как показывает практика, чаще всего гибнут в море именно однокорпусные суда, а тримараны и катамараны успешно доходят до берега. Кстати, даже при сильных поломках, и даже при пробитом или оторванном корпусе, тримараны остаются на плаву и способны достичь берега. Однокорпусная яхта в таком случае сразу пойдет ко дну.
Вероятность опрокинуться у тримарана хотя и существует, но она существенно меньше, чем у монокорпусника, так как наличие поплавка делает его более устойчивым. Большинство конструкций тримаранов считаются практически непотопляемыми, потому что, если даже они заполнены водой и на плаву хотя бы один из поплавков, этого достаточно, чтобы удерживать на плаву все судно.
Более высокая скорость, по сравнению с однокорпусными судами, тоже является преимуществом в безопасности, так как дает возможность уйти быстрее из зоны неблагоприятной погоды в случае необходимости.
Вот уже более 30 лет наиболее значимые достижения в скорости под парусом, трансатлантические гонки и другие соревнования выигрывают многокорпусные суда. На данный момент рекорд скорости под парусом принадлежит тримарану L'Hydroptere - самое быстрое парусное судно в мире. Его рекорд 51.36 узлов (95 километров в час). В отличие от классических яхт которые насчитывают многовековую историю, многокорпусные суда значительно моложе и имеют больший потенциал для развития.