Отчет старшего тренера по резерву Андрея Старцева

Данный отчет был представлен на Президиуме ВФПС 06 октября 2012. Андрей Николаевич Старцев отчитался о проделанной работе за период 2011-2012 и рассказал об основных факторах сдерживающих развитие молодежного парусного спорта в рамках сборной команды.
«Уважаемые члены Президиума, 2012 год – второй год работы нашей команды специалистов и старших тренеров молодежной сборной. Наша команда состоит из 4 человек:
Старцев А.Н. – старший тренер по резерву;
Чернова А.И. – тренер по резерву;
Немогаева О.В. – начальник команды;
Воронкова Т.П. – врач команды.
С начала 2011 года команда предприняла ряд мер направленных на улучшение системы подготовки молодежной сборной команды:
1. Удалось разработать принципы подготовки спортсменов и перехода их по мере роста из класса в класс (от «Оптимиста» до олимпийских классов). Разработан и утвержден документ «Политика классов».
2. Удалось вовремя разрабатывать и утверждать на Президиуме системы отбора в сборную команду и на главные соревнования сезона.
3. Удалось внедрить в жизнь систему планирования и учета подготовки спортсменов.
4. Впервые за много лет мы смогли провести учебно-тренировочные сборы летом (в июне в Тольятти, в июле в Санкт-Петербурге).
5. Удалось привлечь к УТС, за счет средств регионов и частных средств, ряд спортсменов, не входящих в сборную команду, к совместной подготовке. Тем самым количество спортсменов на УТС в разных классах увеличилось до 5-8.
6. С помощью ВФПС в классах «Лазер-стандарт», «Лазер-радиал» и «Лазер-4,7» весной 2012года удалось организовать участие 22 спортсменов и 6 тренеров в трех этапах Кубка Европы (в Словении, Италии и Франции). Тем самым большинство молодых «лазеристов» России входящих в сборную команду и находящихся по уровню подготовки рядом получили опыт международных стартов, представление о своем уровне подготовки, осознали, как необходимо готовиться на тренировках дома.
7. Проведена большая работа по организации правильной работы на УТС: плановость работы, работа в группе. Большинство тренеров не привыкли так работать.
8. Совместно с ВФПС и региональными Федерациями впервые в России сформирован класс 29-er, проведены соревнования, сформирована Сборная.
По итогам всех мероприятий проведенных молодежной сборной командой за два года - удалось научить спортсменов, и как ни странно некоторых тренеров, основам планирования и анализа тренировочного процесса, большинству элементов техники управления, упражнениям, способствующим успешному старту, психологическим возможностям тренировки в свежие ветра – 4-5 часов целенаправленной тренировки. Благодаря программам ВФПС по увеличению количества качественных яхт в регионах, конкуренция в классах «Лазер-стандарт», «Лазер-радиал», «Лазер-4,7», «Финн», особенно в классе «420» возросла за два года в 2-3 раза, что в ближайшее время будет способствовать повышению уровня спортивного мастерства гонщиков и повышению результатов на международных соревнованиях. В свою очередь это позволит подготовить достойную конкурентную смену основной Сборной команде. Появился новый класс 29-er, это позволит подготовить спортсменов к олимпийским «Скифам».
В результате проведенной работы выявился ряд проблем в подготовке молодежной команды:
1. Отсутствие баз для подготовки сборной команды. Единственная база для зимней подготовки это Сочи (ФГУП Юг Спорт). Мы все знаем, что в Сочи все хорошо, база отличная, но там нет ветра. Для летней подготовки федеральных баз в России нет. Есть клубы и школы: в Тольятти, Новороссийске, Таганроге, Санкт-Петербурге, но для комплексной подготовки сборной команды там условий нет. Проблема подбора базы для подготовки осложняется тем, что для проведения УТС государственные средства вперед не предоставляются. Надо сначала найти организацию, которая проведет УТС за свой счет, а после отчета организация получит свои средства от Минспорта РФ.
2. Доставка материальной части. Доставка яхт и катеров происходит за счет средств регионов по письмам ВФПС, часто личными машинами и прицепами, за рулем личный тренер. Из-за такой ситуации у нас возникают следующие проблемы: на УТС и международных соревнованиях личные тренеры работают на своих катерах и только со своими спортсменами, ведь заработную плату тренеры получают дома за результат своих спортсменов. Старший тренер Сборной команды в данных условиях не в состоянии полностью влиять на плановость учебно-тренировочного процесса всей команды. Это ведет к раздробленности команды, происходит срыв работы на УТС, дальше срыв на этапе подготовки, дальше к срыву всей подготовки в четырехлетнем цикле.
3. Практика привлечения личных тренеров к работе сборной команды на постоянной основе приводит к развалу работы с группой в регионе, на месте основной работы тренера. Не секрет, что талантливые спортсмены возникают только из работы тренера с группой дома. Найдя одного талантливого, уезжая с первым номером на учебно-тренировочный сбор сборной команды, тренер больше не работает с оставшимися дома спортсменами. Приезжая с УТС домой тренер начинает заниматься отчетами, подготовкой матчасти, машины, прицепа, катера, подготовкой смет к следующим мероприятиям и соответственно не работает со своей группой. Спортсмен приезжая вместе с таким тренером тоже не тренируется дома с группой. Это прямой срыв работы дома и развал группы, оставшиеся спортсмены, без должного постоянного внимания тренера зачастую уходят из спорта.
4. В связи с тем, что специалистов в молодежной команде всего 3 (не считая врача), наша деятельность сводится к чисто административной работе: составление приказов, смет, отчетов, объяснений, написание вызовов, списков, оформления билетов, получения виз, паспортов, согласования маршрутов движения машин, тренеров, спортсменов, согласованием и подписанием документов в ВФПС и в Минспорте. Время на планирование тренерской работы, анализ и проведение этой самой работы уже не хватает.
Необходимо предпринять следующие шаги для выхода из этой кризисной ситуации:
1. Разработать совместный план работы основной и молодежной команды. Пока уровень взаимодействия между двумя сборными командами находится на очень низком уровне. Фактически, для Основной сборной мы не существуем, а это ошибка, ведь сегодня, те кто в резерве, завтра будут первыми номерами основной сборной и прошедший Чемпионат России в Новороссийске показал эту смену поколений.
2. Выстроить новую схему взаимоотношений: старший тренер – администратор команды- тренера класса. Без 1-2 администраторов мы не сможем успешной выполнять поставленную задачу. Документооборот растет с каждым годом.
3. Создать базу в Москве, где будет возможно хранить прицепы, катера и автомобили сборной команды в период между мероприятиями. Сейчас такой базы нет.
4. Тренер (класса) должен иметь в распоряжении прицеп с катером, необходимым оборудованием и конструкцией для перевоза яхт своего класса. Иметь возможность без привлечения регионов доставки этого оборудования туда, куда необходимо. Нужно искоренять всяческую зависимость от регионов, тогда тренер будет свободен в принятии решений, в том числе и непопулярных. В идеале у тренера класса должны быть в распоряжении яхты своего класса для спортсменов сборной команды. Я благодарен всем тренерам, которые помогали мне и моим коллегам в работе на УТС и на соревнованиях, но согласитесь тяжело принимать жесткие решения и отстаивать свою точку зрения, когда ты зависишь от региона или личного тренера, который укомплектован лучше, чем старший тренер сборной команды. Вот такая порочная ситуация. Абсолютно уверен, что старший тренер Сборной команды должен быть финансово и материально-технически независим от регионов.
5. Тренер класса должен заниматься тренерской работой: проводить анализ, готовить планы работы, готовить и проводить занятия со спортсменами согласно утвержденных планов. Повышать свой профессиональный уровень.
6. Необходимо усилить штат административных работников Молодежной сборной. Нужен опытный администратор, способный освободить тренеров классов (или тренеров по направлениям) от административной работы. Этот администратор должен получать достойную зарплату и здесь без помощи ВФПС (Попечительского совета) не обойтись.
7. Личные тренеры должны работать в регионах, со своими спортсменами и лишь изредка привлекаться к работе на УТС и международных соревнованиях для повышения профессиональной квалификации».
Старший тренер по резерву сборной команды России
Старцев А.Н.