Тони Кастро, дизайнер яхт
С известным яхтенным дизайнером из Великобритании Тони Кастро мы встретились на выставке в Каннах: он заглянул на стенд Galeon, чтобы осмотреть первый готовый корпус своего очередного проекта — Galeon 550 Fly.
Что вы думаете о нынешней выставке?
Появились новые концептуальные идеи?
Мне кажется, выставка все еще довольно живая и не сильно отличается от прошлогодней. Возможно, она даже более позитивная, хотя существенных изменений я не наблюдаю. Что касается идей, то всегда находишь какие-то неожиданные мелочи, но принципиально новых яхт здесь, конечно, нет. Наша индустрия крайне консервативна, и создавать что-либо нетрадиционное довольно рискованно. Иногда появляются непохожие на другие лодки с радикальным дизайном, но в экономическом плане они, как правило, не так успешны. Из года в год их привозят на боат-шоу, публика восторгается, но никто их не покупает. поскольку люди не готовы воспринять столь резкие отклонения от трендов. В нашем деле легко быть немного сумасшедшим, но это в определенной степени авантюра. А вот если заказчик сам приходит с просьбой создает I что-нибудь этакое, тут уже совсем иное дело.
В вашем портфолио немало разных проектов, вы всегда стараетесь создавать уникальные суда. В чем природа этой уникальности?
Я бы ответил так: определителем качеств лодки, в том числе уникальных, являетея уникальность заказчика и его потребностей. Ты стараешься создать для него лодку,предельно отличающуюся от других. В итоге каждая яхта получается индивидуальной, поскольку одинаковых заказчиков не бывает. Мне нравится слушать людей и предлагать им свои решения, а не просто делать одно и то же из раза в раз, хотя это более выгодно.
Но если говорить о серийных яхтах, где клиентом выступает верфь, например, Galeon?
Да, в этом случае необходимо создавать продукт, где, помимо дизайна, большое значение имеет конечная стоимость и соответствующее ей качество. Дизайнеру-одиночке такая задача не по силам — нужна слаженная профессиональная команда. Сам по себе дизайн крайне важен, но без хорошей верфи реализовать его не получится. Вместе с Galeon мы создаем большое семейство близких по типу яхт, которые при этом не копируют друг друга.
Для нас одинаково важны надежность конструкции и привлекательность интерьеров; мы тратим в уйму времени на каждую модель, но в итоге появляются владельцы, которые хотят что-то изменить. Часто бывает так, что я не узнаю готовую лодку, интерьеры которой сам разрабатывал, потому что покупатель заявляет верфи: «Я куплю ее, если это вы сделаете синим, это — красным, а вот это — зеленым». В итоге производителю некуда деться, и он идет на уступки. Если дизайнер намерен полностью реализовать свои идеи, то его всегда ждет борьба с верфью и клиентами.
Для вас существует грань, которую вы никогда не перейдете и лучше откажетесь от заказа?
Конечно, дизайнер всегда может отказаться работы, и я иногда это делаю, но вот верфи себе такое позволить не вправе. Они не могут проиграть битву за кошелек покупателя, особенно сейчас, и делают все, что пожелает заказчик... Да, это не очень хорошо, но такова реальность. Ели дизайнер отказывается от проекта, то верфь вынуждена продолжать работу самостоятельно, и в этом одна из проблем нашей индустрии.
По вашим проектам строят яхты в Европе и за океаном; не так давно вы спроектировали несколько суперяхт для турецкой верфи Bilgin. Была ли работа с этим заказчиком особенной?
Разумеется, различия между заказчиками с разных континентов существуют, но в данном случае турки строят яхты отнюдь не для внутреннего,а для внешнего рынка, поэтому и требования соответствующие... А вообще часто приходится ориентироваться на... среднестатистические габариты людей в том или ином регионе — от этого зависит высота потолков, длина кроватей и ширина дверей.
Есть ли у вас любимые проекты из числа тех, что вы когда-либо создали?
Есть, конечно, но главное не в этом. Изначально мне нравится не придуманный мной дизайн, а человек, для которого я это сделал. С хорошим заказчиком всегда выходит хороший дизайн, а с плохим это обычно не так. Проблема в том, что по-настоящему человека узнаешь вовсе не при подписании контракта, а гораздо позже. Его поведение, стиль мышления, позитивный настрой и отношение к проекту и дизайнеру способны как привнести в конечный результат что-то важное, так и навредить — разница на выходе может быть колоссальной! К тому же, общение с владельцем не заканчивается передачей ему новой яхты: мы оказываем дальнейшую дизайнерскую поддержку, продумываем рефиты и другие возможные изменения, поэтому отношения с клиентом выходят на первый план.
Как, будучи яхтсменом, вы пришли к дизайну интерьеров самолетов и вертолетов?
Поскольку у моих заказчиков есть не только яхты, но и «летающие объекты», мне не трудно разработать для них интерьеры или суперграфику на фюзеляж, ведь эти люди и их предпочтения уже хорошо мне знакомы, да и времени на это требуется не очень много. Разумеется, я не занимаюсь конструированием воздушных судов, поскольку это совсем другая наука.
Каким вы видите будущее яхтенной индустрии?
Очень непросто что-либо предсказывать, поскольку индустрия и мы сами зависим от общего состояния экономики, а тут никогда не знаешь, в какую сторону ее бросит. Если ситуация останется такой же, как сейчас, то, думаю, общая тенденция , будет к снижению скоростей, переходу к водоизмещающим корпусам и повышению экономичности лодок. Ну а если настанет период финансового благополучия, нас ждет такое же сумасшествие, как и прежде.